Исключается резкая критика - можно высказывать любую мысль, творческую идею, задумку, без боязни, что ее признают плохой, неинтересной.

Художественный образ,- пишет А. Зись, - это цельная и законченная характеристика жизненного явления, соотнесенная с идеей произведения, данной в конкретно - чувственной, эстетически значимой форме».

Образность лежит в основе богатства воображения, ассоциативных связей: В образах соединяются чувственный и рациональный уровень мышления.

Что такое воображение? Чем оно отличается от фантазии? К.С. Станиславский определяет это так: «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет».В словаре «Эстетика» дается более подробная и развернутая характеристика этих понятий: «Воображение (художественное) -способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественности, духовно практического освоения мира».Специфика воображения обусловлена характером творческой деятельности в искусстве, цель которой создание новой художественной реальности, представляющей единство художественной правды и условности. По своей природе воображение конструктивно, созидательно, отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое. Включаясь в процесс художественного созидания, продуктивная сила воображения позволяет по-новому скомбинировать элементы опыта, представить наблюдаемое в новых, неожиданных связях и сочетаниях, создать картины несуществующего в действительности, но возможного.

«Фантазия (художественная) - важнейший элемент художественного творчества выражается в некотором отрыве от реальности в процессе ее отражения в искусстве и создания чувственного воспринимаемых образов того, что в данном виде не встречается в действительности».(Словарь «Эстетика»)

Как без воображения, так и без фантазии в актерском и режиссерском творчестве не обойтись. Возможность усилием воображения и фантазии создать образ - это, конечно, природный дар, но и развиваемая способность.

Заблуждение думать, что этот дар не нуждается в постоянном тренинге. Если аппарат актера и режиссера не разработан, не мобилизован, если в нем не воспитана подвижная реакция на задание, на «сигнал», если он чувственно вял и инертен, тогда прекрасный и увлекательный, хотя и трудный процесс сочинения, превращается в процесс вымучивания хоть какого-то подобия решения.

Как на деле активизировать мыслительные процессы студента, пробудить, его воображение и научить им пользоваться? Каковы критерии оценки этих способностей? Какую методику можно предложить человеку, решающему эту проблему сценической педагогики?

Режиссерско-актерский тренинг, изложенный в данном пособии, предполагает широкое использование элементов игры. Участникам тренинга предлагаются упражнения, в которых он должен отойти от стереотипного, обыденного, рационального сознания. Задача тренинга вернуть человеку детскую непосредственность, пробудить творческую фантазию, свежесть восприятия, максимально приблизить его к своему «я», к непосредственному выражению себя как творческой индивидуальности.

Известный психолог СП. Рубинштейн утверждал, что «кусочек фантазии есть в каждом человеке, который мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего». Все дети -фантазеры и выдумщики. Куда и почему с возрастом улетучивается этот необыкновенный дар? Как трудно бывает возродить его, направить воображение на решение творческих задач!

Игровой тренинг ставит взрослого человека в условия, в которых от него требуются детская фантазия и непосредственность и, тем

самым, раскрепощает его, погружает в мир, где все возможно, где, отрешившись от здравого смысла, можно свободно отдаться полету воображения. При выполнении упражнений не обязательно стремиться к строгости и стройности придуманного. «Умеренная небрежность» увеличивает шансы на получение интересных результатов. Участник тренинга должен ощущать некоторую безответственность, иметь право на ошибку.

Стимулирование творческой активности во время тренинга достигается благодаря соблюдению четырех правил: