ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Прогнозы численности населения России до 2050 года

(миллионов человек)

Разработчик (год) Вариант 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2050 г.
  Госкомстат РФ (1993 год) верхний 151,9 152,8
средний 150,1 150,0
нижний 149,9 148,3
  Госкомстат РФ (1996 год) верхний 146,7 147,6
средний 143,0 140,3
нижний 139,4 133,6
  Госкомстат РФ (1998 год) верхний 146,3 146,9 147,3
средний 143,9 141,6 138,7
нижний 141,5 137,1 131,6
Центр демографии и экологии человека РАН (1999 год) верхний 146,6 145,3
средний 141,4 133,3
нижний 135,5   122,8
  ООН (1998 год) верхний 148,4 149,5 150,2 150,3 151,8
средний 145,5 144,4 142,9 140,6 121,3
нижний 144,5 142,3 139,5 135,6 102,5
ООН (2000 год) средний 135,3 125,9 104,3

 

Согласно прогнозу ООН 2000 года, к 2050 году численность населения Земли достигнет по верхнему прогнозу – приблизительно 10,9 миллиарда человек, по среднему прогнозу – 9,3, по нижнему прогнозу – 7,9. По прогнозам специалистов ООН из 77,8 миллионов человек ежегодного абсолютного прироста мирового населения 36% будет приходиться на долю Индии и Китая. К 2050 году в 39 странах населения будет меньше, чем было в 2000 году. Наибольшее сокращение численности населения прогнозируется в Эстонии – на 46%, Болгарии – на 43%, Украине – на 39%, Грузии – на 38%, Гайане – на 33%, России – на 28 % .

Наиболее слабым местом всех демографических прогнозов является оценка будущей рождаемости населения. Затрудняет прогнозирование рождаемости населения недостаточность данных социологических исследований о репродуктивном поведении населения. Как правило, в прогнозы закладываются завышенные параметры будущей рождаемости, что в результате приводит к более оптимистическим оценкам роста численности населения. Наблюдаемое сегодня снижение рождаемости обусловлено не привходящими, специфическими для данного момента обстоятельствами, а исторически длительным и имеющим глобальный характер процессом ослабления потребности в детях. Согласно социологическим исследованиям, на протяжении последних 50 лет происходит ослабление потребности в детях, величина которой уменьшалась каждые 10 – 15 лет на 1/3. Процесс ослабления потребности в детях вызван, в свою очередь, изменениямми роли семьи в обществе как основного института воспроизводства населения и репродуктивного поведения.

 

Демографическая политика – это комплекс мер, принимаемых государственными институтами и общественными организациями, которые направлены на изменение существующей демографической ситуации. В демографической политике можно выделить три основных направления:

  • здравоохранительное (укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения),
  • семейное (регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института),
  • миграционное (регулирование миграционных процессов).

В большинстве стран приоритетным направлением является семейное направление демографической политики, которое ставит целью либо снижение рождаемости (в странах, которым угрожает демографический взрыв, например Китай и Индия), либо повышение рождаемости (в странах, которым угрожает демографический кризис, например Франция, Россия).

Необходимость проведения демографической политики, направленной на снижение рождаемости, в Китайской народной республике возникла в середине 1950-х годов в связи с быстрым увеличением численности населения, начиная с 1949 года, когда население республики насчитывало еще 42 млн. человек. Стремительный рост численности населения привел к тому, что сегодня в Китае по данным статистики проживает более 1300 млн. человек (20% населения Земли). Первые кампании по ограничению рождаемости в КНР проходили в 1956-1958 и 1961-1965 годах. С 1970 года демографическая политика, направленная на снижение рождаемости проводится под лозунгом «одна супружеская пара – один ребенок». Исключением являются малочисленные этнические меньшинства, которым позволяется иметь 2-3 ребенка.

Для осуществления «политики одного ребенка» был повышен возраст вступления в брак и установлено требование предъявлять при регистрации документы о прохождении специального медицинского обследования, в котором подтверждается, что у невесты и жениха не обнаружены наследственные болезни. Тем, у которых были обнаружены наследственные болезни, запрещалось иметь детей или предлагалась стерилизация. Женщинам, сделавшим аборт, предоставляется оплачиваемый отпуск.

Ежемесячные пособия стали выплачиваться только на одного ребенка. Преимущества при устройстве на работу и обеспечения жильем имели семьи с одни ребенком. Привилегированным медицинским обслуживанием пользовались родители, у которых единственный ребенок – девочка. Декретный отпуск и оплата медицинских расходов на второго ребенка не распространялась. Для родивших второго и последующих детей были установлены штрафы в размере от 2000 до 20000 долларов и взимались выплаты, полученные за первого ребенка, а также родители лишались всех льгот, которые были предназначены в связи с его рождением. В результате «политики одного ребенка» в Китае суммарный коэффициент рождаемости снизился с 4,7 в 1973 году до 1,8 в 2000 году. Традиционное предпочтение рожать мальчиков привело к тому, что сегодня по статистике в Китае на одну девочку приходится по три мальчика и как результат – «дефицит невест».

В настоящее время численность населения Индии превышает 1100 млн. человек, суммарный коэффициент рождаемости – 3,1 (выше, чем в Китае почти в два раза). После переписи 1971 года, показавшей, что за 20 лет население Индии увеличилось в полтора раза, в качестве основного метода снижения высокой рождаемости правительство избрало стерилизацию. Первоначально стерилизация осуществлялась добровольно: мужчинам из наиболее бедных слоев населения предлагалось за это денежное вознаграждения. За период с 1974-1975 года по 1976-1977 год число операций стерилизации выросло с 1354 тысяч до 8261 тысяч. В 1976 году была предпринята попытка ввести закон о принудительной стерилизации мужчин, имеющих трех детей. Требование общественности отменить этот закон привело к поражению правящей партии Индийский Национальный Конгресс. Вернувшись к власти, партия ИНК в 2000 году приняла национальную политику народонаселения, ориентированную на повышение благосостояние семьи, улучшения медицинского обслуживания матерей и детей, ограничение срока вступления в брак девушек не ранее 18 лет.

Франция одной из первых европейских стран проявила озабоченность снижением рождаемости уже в конце ХIХ века. В 1896 году французский статистик и демограф Жак Бертильон основал Национальный союз за увеличение численности французского народа. В 1920 году был учрежден Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 году – Федерация союзов больших семей, в 1939 году – Высший комитет по проблемам населения, в 1945 году по инициативе Президента Франции Шарля де Голля и под его руководством начал функционировать Высший консультативный комитет по проблемам населения и семьи. В 1920 году во Франции был принят закон, запрещающий аборты, и разрешающий продажу контрацептивов. В 1939 году был принят «Кодекс о семье», в 1975 году был принят закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

В современной Франции рождаемость стимулируется с помощью системы пособий на детей. С увеличением числа детей в семье существенно увеличиваются детские пособия. Так, при рождении первого ребенка выплачивается единовременной пособие в сумме 260% основной зарплаты матери, на каждого последующего – 717%. Срок декретного отпуска установлен 16 недель, при рождении третьего ребенка он увеличивается до 26 недель. Матерям-одиночкам предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни. При рождении ребенка семье предоставляются жилищные льготы, а также погашается часть ссуды, взятой на обзаведение домашним хозяйством. При рождении четвертого ребенка ссуда погашается на 90%. Уплата подоходного налога зависит от количества детей в семье. Предусмотрены существенные ежегодные компенсации расходов семьи на обучение детей и относительно недорогая плата за пребывание ребенка в государственных и частных дошкольных учебных заведениях на протяжении всего дня. Сегодня Франция выделяет на материальную поддержку семей примерно 12-13% ВВП и занимает второе (после Ирландии) место в Европе по уровню рождаемости. Прирост населения современной Франции на 4/5 обеспечивается естественным приростом населения, в то время как в большинстве стран ЕС увеличение численности на три четверти происходит за счет миграции.

Началом проведения демографической политики в России можно считать 1830 год, когда для юношей был установлен официально брачный возраст в 18 лет, для девушек – в 16 лет. В Советской России одним из актов демографической политики явилось принятие в 1918 году «Кодекса об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве». В 1920 году правительство РСФСР официально разрешило аборты. Однако 27 июня 1936 года было принято Постановление правительства СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских ясель и садов, усилении наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменения в законодательство о разводах». В 1944 году был введен налог на бездетность с мужчин в возрасте 18 лет, женщин – 40 лет. В 1947 году были запрещены браки с иностранными гражданами. В 1956 году аборты снова были разрешены. 27 июня 1968 года были введены в действие «Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье». 30 июля 1969 года был принят новый «Кодекс о браке и семье».

С 1981 года в СССР были установлены пособия по рождению и уходу за ребенком до одного года, дополнительные дни к отпуску, сохранение трудового стажа на период ухода за ребенком до достижения им 1,5 лет. Проводимая с 1985 по 1987 год антиалкогольная компания косвенным образом способствовала улучшению демографической ситуации. В начале 1990-х годах, в условиях острого социально-экономического кризиса, демографическая политика практически отсутствовала. В 1994 году была принята специальная президентская программа «Дети России», составляющими которой стали следующие федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». 21 мая 1996 года был опубликован Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики».

Основу современной демографической политики России составляет разработанная правительством по поручению Президента РФ и одобренная в 2001 году Государственной Думой «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». Концепция включает в себя семь разделов:

1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2. Цели и задачи демографического развития.

3. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

4. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

5. Приоритеты демографического развития в области в области миграции и расселения.

6. Информационное обеспечение реализации концепции.

7. Механизм реализации концепции.

В разделе «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации» констатируется, что численность населения России на начало 2001 года составила около 145 млн. человек. С 1993 года естественная убыль населения стабильно высокая (0,7-0,9 млн. человек в год). За 1992-2000 годы численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Естественны прирост населения в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах. В 2000 году число умерших было на 958 тыс. человек больше, чем родившихся. Депопуляция затронула почти все этнические группы. Одна из причин – низкая рождаемость. Снижение рождаемости началось с конца 1960-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Сегодня в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождений, в то время как для простого воспроизводства населения необходимо 2,15.

Другая причина депопуляции населения России – высокая смертность. В 2000 году увеличение смертности отмечалось в 78 субъектах Российской Федерации. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем среди женщин, и в 2-4 раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков в 2000 году уменьшилось почти на треть. В 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака.

На 1 января 2000 года лиц пенсионного возраста было на 1,1 млн. человек больше, чем детей. В 41 субъекте Российской Федерации доля детей и подростков составляет менее 1/5 части населения.

В 1990-е годы внешняя миграция, главным образом, из бывших республик СССР компенсировала естественную убыль, но уже в 2000 году эта компенсация составила менее чем 25% естественной убыли. За 1992-1999 годы районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек (8,5% населения северных регионов). Общее сокращение численности коренных малочисленных народов может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года их численность сократилась у 21. Среди народов Севера средняя продолжительность жизни на 10-15 лет меньше, чем в среднем по РФ.

По прогнозам Государственного комитета РФ по статистике, к 2016 году население страны может сократиться по сравнению с 20001 годом на 10,4 млн. человек, а численность людей трудоспособного возраста почти в два раза превысит численность достигших 16 лет.

В разделе «Цели и задачи демографического развития» отмечается, что целями демографического развития являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Основными задачами демографического развития Российской Федерации признаны:

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни,

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи,

- решение проблем миграции и расселения.

Среди приоритетов демографического развития в области укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни выделены:

- укрепление здоровья детей и подростков,

- укрепление репродуктивного здоровья населения,

- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста,

- сохранение здоровья пожилых людей.

Для достижения этих приоритетов предложены соответствующие мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и оказания медицинской помощи населению, по профилактике, раннего выявления заболеваний и качественного лечения, по обеспечению охраны и улучшению условий труда.

В числе приоритетов демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи обозначены:

- ориентация на семью с двумя и более детьми;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей;

- обеспечение семьи соответствующими жилищными условиями;

- повышение воспитательного потенциала семьи,

- создание условий для самореализации молодежи.

Также предусмотрены меры по развитию законодательства, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, по поддержке молодых семей в регионах и улучшению их жилищных условий.

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты демографического развития:

- привлечение в Российскую Федерацию иммигрантов из бывших республик СССР;

- создание условий для сокращения эмиграционного потока из Российской Федерации;

- принятие мер по легализации и адаптации иммигрантов;

- совершенствование законодательства по регулированию миграционных процессов.

Сегодня демографические процессы наряду с экономическими, политическими и социальными выступают ведущими факторами общественного развития. В связи с ухудшением демографической ситуации в России процессы воспроизводства населения страны стали обсуждаться политиками и экономистами, социологами и этнографами, работниками управления и здравоохранения. Однако без профессионального анализа демографических закономерностей и тенденций нельзя научно прогнозировать развитие общества в целом, страны или отдельного региона, осуществлять демографическую политику. Поэтому о демографии начали говорить как о серьезной общественной науке. Об этом свидетельствует не только значительное количество появившихся за последнее время публикаций, но и включение курса «Демография» в учебные планы подготовки экономистов, социологов, политологов, менеджеров.

Программа курса «Демография»