ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ

Коэффициент естественного прироста населения представляет собой разность между общими коэффициентами рождаемости и смертности за один и тот же период времени. Иногда вместо коэффициента естественного прироста населения пользуются индексом жизненности, который равен отношению годового числа рождений к годовому числу смертей.

Брутто-коэффициент воспроизводства населения – число девочек, которое рожает в среднем поколение женщин за репродуктивный период. В 1999 году величина брутто-коэффициента воспроизводства населения в России составляла 0,57‰, что означало более чем двукратное его снижение по сравнению с 1960 годом.

Нетто-коэффициент воспроизводства населения равен среднему числу девочек, рожденных поколением женщин и доживших до возраста матери в момент их рождения. Нетто-коэффициент воспроизводства населения характеризует замещение поколения матерей поколением их дочерей. Если показатель нетто-коэффициента воспроизводства населения равен 1, то это означает, что соотношение рождаемости и смертности обеспечивает простое воспроизводство населения. Если нетто-коэффициент воспроизводства больше 1, то это означает, что происходит расширение воспроизводства, а если меньше 1, то – сужение воспроизводства. Нетто-коэффициент позволяет оценить сложившуюся ситуацию воспроизводства населения и спрогнозировать будущую его тенденцию. В 1992 году нетто-коэффициент воспроизводства населения в России составлял 1,095‰, а в 2000 году – 0,571‰.

Длина поколения – это средний интервал времени замены одного поколения другим поколением. Длина поколения определяется средним возрастом матерей при рождении дочерей, доживших до возраста, в котором были их матери на момент их рождения. В 1999 году длина поколения в России составляла 25,4 года.

Численность населения может расти довольно длительное время, притом, что величина нетто-коэффициента воспроизводства населения меньше или равна 1. Так было, например, в СССР с конца 60-х до начала 90-х годов. Нетто-коэффициент воспроизводства населения все эти годы был меньше 1. Несмотря на то, что коэффициент естественного прироста населения был отрицательным, численность населения СССР увеличивалась благодаря потенциалу демографического роста, который был накоплен в сравнительно молодой возрастной структуре. К 1992 году этот потенциал был исчерпан, рождаемость стала меньше смертности, и численность населения стала сокращаться. Из скрытой депопуляция населения стала открытой.

В России суженное воспроизводство городского населения началось в 1950-х годах, сельского – с 1993 года. В 2000 году каждая тысяча городских женщин фретильного периода родила 529 девочек, а сельского – 704. Начало депопуляции – устойчивого сокращения численности населения в России 90-х годов не было напрямую связано с политическими и социально-экономическими преобразованиями, которые происходили в это время. Оно было определено демографическими процессами, происходящими в стране на протяжении всего ХХ столетия, особенно в послевоенные периоды, для которых было характерно резкое падение рождаемости. Этому сопутствовало и снижение у населения потребности в детях, что было типичным для многих развитых стран. Сегодня примерно треть стран мира имеет рождаемость, величина которой меньше, чем это необходимо для простого воспроизводства населения. Падение рождаемости происходит в этих странах, несмотря на то, что уровень жизни населения в них гораздо выше, чем в России.

 

 

Экономическая демография изучает механизмы взаимосвязи и взаимовлияния экономического развития страны и воспроизводства ее населения. Экономическая демография анализирует воздействие демографических процессов на развитие производительных сил, на повышение производительности труда, на изменение его содержания. Задачами экономической демографии являются также установление зависимостей между изменениями в экономике и основными показателями роста численности населения, преобразованиями социальной структуры и миграционными процессами. Знание экономической демографии позволяет предвидеть последствия, которые могут быть вызваны взаимовлиянием экономических и демографических факторов. Выделяют два основных направления экономической демографии:

- влияние демографических факторов на экономику,

- воздействие экономики на демографические процессы.

Особенность процессов, протекающих по обоим направлениям, состоит в том, что их взаимосвязь носит не статический, а динамический характер. Поэтому выводы, которые сделаны на основе анализа взаимодействия экономических и демографических процессов, являются не функциональными, а корреляционными. Полученные выводы можно использовать только для корректировки (исправления посредством регулирования) конкретной ситуации в данный исторический момент и в данном регионе. Например, рост или снижение уровня жизни населения не находится в прямой зависимости от числа рождений и смертей. Но в определенной экономической ситуации рост или снижение уровня жизни населения могут существенно повлиять на смертность и рождаемость в данном регионе и потребовать внести соответствующие коррективы в экономическую политику.

В экономической демографии особое значение имеет фактор лага времени,то есть скорость, с которой одни изменения вызывают другие. Так, воздействие экономики на изменения социальной структуры (рост образовательного уровня, изменения профессионального состава населения) в условиях научно-технической революции происходит относительно быстро. Трансформация же половозрастной структуры при тех же условиях, как правило, происходит очень медленно. Поэтому, если не предпринять специальных мер по активизации изменения половозрастного состава населения, то могут появиться диспропорции между экономическим и демографическим развитием.

Расчеты демографов показывают: для сохранения уже имеющегося уровня жизни при среднегодовых темпах прироста стабильного населения ежегодно доля демографических инвестиций в национальном доходе страны должна составлять более 0,5%. Для увеличения роста населения на 1% требуется выделять на демографические инвестиции уже 5% национального дохода. Для экономической демографии главной проблемой в этом плане остается нахождение оптимального сочетания режимов воспроизводства населения и параметров экономического воспроизводства, отвечающего долгосрочным интересам развития общества.

С точки зрения экономики, основным для нее демографическим показателем является численность трудоспособного и нетрудоспособного населения. При этом различают лиц трудоспособного возраста, занятых в общественном производстве, и лиц трудоспособного возраста, не участвующих в нем. Среди последних выделяют безработных, домохозяек, иждивенцев, учащуюся молодежь дневной формы обучения в возрасте от 14 лет. В нашей стране нижней границей трудоспособного возраста считается 14 лет, а верхней – для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет. Однако следует учитывать, что верхняя граница трудоспособности не абсолютна. Некоторые заканчивают трудовую деятельность либо раньше (например, занятые на вредных производствах, а также артисты балета и цирка, которые могут уходить на пенсию в 36 лет), либо значительно позже (например, мастера искусств, преподаватели вузов, врачи). На сокращение количества трудоспособного населения влияют смертность в трудоспособном возрасте, случаи потери полной или частичной трудоспособности.

Одним из факторов, с которым приходится считаться экономике каждой страны и каждого предприятия, является то, что, чем больше при прочих равных условиях на одно лицо в трудоспособном возрасте приходится нетрудоспособных, тем более эффективным должно быть общественное производство и более прибыльной экономика для поддержания хотя бы прежнего уровня жизни населения. В экономической демографии содержание обществом нетрудоспособного населения называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка считается нормальной, если доля трудоспособного населения в два раза выше доли нетрудоспособных. Согласно данным переписи населения 2002 года, в России население в трудоспособном возрасте составляет 88,9 млн. человек, из которых 69,3% заняты в общественном производстве и 7,5% – безработные. Наиболее высокая доля населения в трудоспособном возрасте: в Ямало-Ненецком автономном округе (70,2% от всего населения) Чукотском автономном округе (69,9%) Ханты-Мансийском национальном округе (69,7%), в Магаданской области (70,4%), Камчатской области (69,7%). По прогнозу Госкомстата РФ к 2015 году трудовое население сократится на 7,5 млн. человек. Численность населения моложе трудоспособного возраста в 2002 году составила 26,3 млн. человек (18% от всего населения России), численность населения старше трудоспособного возраста – 29,8 млн. человек (21%). В развитых странах доля нетрудоспособного населения увеличивается за счет пожилых людей, в развивающихся – за счет молодых.

Существенное значение для развития экономики имеет возрастная структура нетрудоспособной части населения. Если в ней увеличивается доля молодых нетрудоспособных, то есть будущих тружеников, то впоследствии можно ожидать уменьшения демографической нагрузки. Если же растет доля лиц старшего возраста, то это ведет к увеличению демографической нагрузки. Например, в 1989 году на 1000 лиц трудоспособного возраста населения России приходилось более 400 лиц старше трудоспособного возраста. Наметившийся в настоящее время в экономически развитых странах процесс старения населения в будущем увеличит в них демографическую нагрузку. Однако, тот факт, что этот процесс начался в условиях, когда в этих странах производство валового национального продукта на душу населения составляло в среднем 10 тысяч долларов, несколько смягчит этот пресс. В Китае же, где производство валового национального продукта на душу населения немногим превышает 400 долларов, содержание многомиллионного числа пенсионеров стало острой экономической проблемой.

Один из важных аспектов экономико-демографического анализа возрастного состава трудоспособного населения – выяснение зависимости трудовой активности работающих от их возраста, состояния здоровья, образования и профессиональной квалификации. Для успешного развития экономики необходимо иметь достаточное количество молодых, здоровых, образованных и профессионально подготовленных людей, а также лиц среднего возраста, обладающих опытом и высокой квалификацией. Следует также учитывать физиологические и психические особенности лиц разного возраста. Так, молодые и пожилые люди менее приспособлены к большим и длительным физическим и психологическим нагрузкам. Люди среднего возраста благодаря накопленному опыту легче справляются с ними. Однако они консервативнее и менее приспособлены к изменению привычного характера труда, к переходу на работу по новым технологиям и на новом оборудовании, к смене профессиональной ориентации.

На экономические процессы также оказывает влияние половой состав населения. Если у мужчин трудовая активность достигает наивысших показателей в интервале от 30 до 39 лет и мало меняется до 50 лет, то женщины наиболее активны на производстве в возрасте 25 – 40 лет. Каждый мужчина, как правило, пребывает в трудовом возрасте не более 44 лет, а женщина – не более 39 лет. У мужчин и у женщин существует определенная склонность, не говоря уже о медицинских показаниях, к тем или иным профессиям. Экономика должна считаться и с тем, что развитие, например, добывающей промышленности, требует большого количества мужчин. В то же время на ряде производств, требующих высокой точности и постоянного внимания, целесообразнее использовать женский труд. Интенсивность участия женщин в общественном производстве во многом зависит от исполнения ими роли матери, что, с одной стороны, вынуждает производство оплачивать матерям определенное время по уходу за ребенком и замещать их на производстве, а с другой – из-за длительного перерыва, связанного с рождением и воспитанием ребенка, женщина за два-три года теряет ранее приобретенные квалификационные навыки и ее участие в производстве становится менее продуктивным. Повышение числа рождений и уменьшение интервалов трудовой деятельности между выполнением материнских функций сокращает долю участвующих в производстве женщин трудоспособного возраста.

Понятие «демографическая волна» используется в экономической демографии как показатель численности лиц, одновременно вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него. Этот показатель связан, в первую очередь, с колебаниями погодовых чисел рождений. Например, в 1987 году в России родилось 2,5 миллиона детей, а в 1993 году 1,4 миллиона, что на 44% меньше. Это означает, что в 2003 и 2009 годах число вступающих в трудоспособный возраст будет существенно различаться. Следовательно, экономика должна уже сегодня учитывать приблизительное количество рабочих мест, которые смогут занять в будущем рабочие, а также скорректировать развитие систем образования и здравоохранения.

Экономика также должна учитывать изменения в системе образования. Так, введение обязательного среднего одиннадцатилетнего образования отодвигает время вступления молодого поколения в трудовую жизнь примерно на два года. Еще дальше отодвигает нижнюю границу трудоспособного возраста обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Правда, это может быть в дальнейшем компенсировано более высокой эффективностью труда квалифицированных специалистов. При ситуации, когда имеется избыток рабочей силы, сокращение приема в средние специальные и высшие учебные заведения ведет к росту численности безработных, особенно среди не обладающих профессиональными знаниями и навыками молодых людей.

В последние годы экономика России ощущает достаточно сильное влияние миграционных процессов, особенно после распада СССР, с одной стороны, в связи с активным оттоком интеллектуальной элиты, а с другой стороны, с притоком беженцев и приезжающих в Россию на заработки. В условиях безработицы беженцы и приезжающие на заработки граждане других государств увеличивают конкуренцию среди местного населения. К тому же обустройство беженцев требует дополнительных финансовых затрат на развитие инфраструктуры мест их проживания.

Учет влияния демографических факторов на экономические процессы возможен с помощью балансового метода, то есть, сопоставления расходов общества (на воспитание и обучение подрастающего поколения, на медицинское обслуживание, на социальные выплаты нетрудоспособным и пенсионерам) с предполагаемым вкладом будущего поколения в период его трудовой деятельности. В последнее время демографы предлагают в качестве продуктивного метода экономико-демографического анализа использовать метод таблиц трудовой жизни (МТТЖ), которые отражают динамику и структуру средней продолжительности трудовой жизни, а также величину потерь трудового потенциала условного поколения. Таблицы трудовой жизни могут быть трех видов: расчетные, аналитические и типовые. Особенность аналитических и типовых таблиц состоит в том, что они строятся на параметрах прошлых этапов экономико-демографического воспроизводства и позволяют обнаружить направление развития нынешних тенденций.

К экономическим факторам, которые воздействуют на демографические процессы, относят доходы населения и расходы государства, которые могут быть направлены на поддержание здоровья людей. Доходы населения и расходы государства, направляемые на здоровье человека, относят к демоэкономическим вложениям. Как свидетельствует статистика, расходы на здравоохранение в 2001 году составили в Швеции 7,5% от ВВП, во Франции – 7,3%, в Норвегии – 6,9%, в США и Японии – 6,2%, в России – 3,7%.

Для выяснения, какая часть личных доходов может быть использована на демоэкономические нужды, важно учитывать не только баланс доходов и расходов, но также количество членов семьи и возраст входящих в ее состав иждивенцев. Возрастная и семейная структуры населения страны определяют объем капиталовложений государства на поддержание необходимых для эффективного развития производства демографических процессов. Экономия бюджета государства на демоэкономических вложениях может привести к разрушению трудового потенциала страны и, как следствие, к отставанию в экономическом развитии и к снижению благосостояния граждан. Также и экономия семейного бюджета на здравоохранении может обернуться снижением конкурентоспособности на рынке труда или утратой достигнутого уровня благосостояния.

На демографические процессы может оказывать воздействие и такой экономический фактор, как производительность труда. В странах с низкой производительностью труда, где зарплата мужчин не позволяет им самостоятельно прокормить семью, женщины вынуждены идти на производство и отказываться от рождения «лишнего» ребенка. Низкий уровень благосостояния семьи, особенно многодетной, не позволяет ей выделять значительные средства на охрану здоровья. Однако в экономически развитых странах с высокой производительностью труда, где мужчины способны обеспечить достаточно высокий уровень благосостояния семьи и даже нанять специальных работников по уходу за детьми и для ведения домашнего хозяйства, женщины не стремятся к увеличению потомства и идут в сферу производства по социально-этическим соображениям и под воздействием феминистических идей.

Экономический фактор оказывает существенное воздействие на миграционные процессы. В страны с развитой экономикой и высоким уровнем благосостояния, как правило, увеличиваются миграционные потоки из экономически слаборазвитых регионов. Влиять на миграционные потоки можно не только политическими, но и экономическими мерами. Так, в европейской части России проживает примерно 80% ее населения, в то время как 80% природно-сырьевых ресурсов страны находится в Сибири и на Дальнем Востоке. В свое время для привлечения туда населения были введены льготы и надбавки к зарплате, инвестировалось создание промышленных предприятий и строительство жилья. Сейчас с введением свободных цен, которые там значительно выше, чем в европейской части, и которые практически «съели» все надбавки, миграционный поток на восток не только сократился, но повернул в обратную сторону. Зато с юга на Дальний Восток устремился миграционный поток из Китая, особенно из тех регионов, в которых экономические условия хуже, чем в России. В странах, где значительные средства выделяются на повышение благосостояния граждан, на стимулирование рождаемости, на здравоохранение, возможно достижение стабилизации демографической ситуации и регулирование демографических процессов экономическими методами.

За последние 20 – 25 лет в развитых странах с рыночной экономикой быстро развивается направление прикладных демографических исследований, получившее название «демографикс» или «демографика». Под этим не очень удачным термином, как правило, понимают использование результатов исследований и статистических данных о населении в маркетинге и бизнесе. Демографика изучает население (его половозрастной и семейный состав) как потенциального потребителя товаров и услуг, а также анализирует те демографические изменения, которые воздействуют на потребительские рынки. Первоначально демографика развивалась в экономически развитых странах Запада. В настоящее время там накоплен достаточно большой опыт, который может быть применен и к условиям рыночных отношений в России. К тому же, сегодня на отечественном рынке действуют множество зарубежных и совместных компаний и фирм.

В 1970 году Бюро переписей США приняло решение о компьютерном оформлении данных переписей для того, чтобы сделать их доступными всем желающим, особенно лицам, занимающихся частным бизнесом. Идея предоставить демографическую информацию нуждающимся в ней бизнесменам принадлежит Маршаллу Тернеру, который, работая в Бюро переписей, обнаружил поступавшие туда многочисленные запросы компаний с просьбой предоставить им детальную информацию о структуре и размещении населения. По соглашению между Бюро переписей и правительствами штатов центры информации стали обеспечивать широкий доступ потребителей к имеющимся данным. Федеральное правительство бесплатно предоставило центрам полный набор имеющихся демографических данных.

Спрос на демографическую информацию породил новый вид сервиса – частные центры обработки и анализа демографических данных. Частные фирмы стали покупать демографическую информацию у Бюро переписей, обрабатывать ее и в удобной для предпринимателей форме продавать. Юридической основой такого бизнеса послужило то, что в Бюро переписей не были предусмотрены составление и выдача копий информации по не установленным государством формам, которые иногда необходимы предпринимателям. Чтобы основать фирму по оказанию услуг в приобретении демографической информации, необходимо первоначально купить значительное ее количество у государственной службы данных переписей населения. Так, в 1970 году данные годовой переписи составили две тысячи компьютерных магнитных лент. Информационная фирма за право пользования этой информацией должна была заплатить 50% стоимости всей информации, то есть по тем временам выложить, как минимум, 70 тысяч долларов. В 80-х годах в связи с увеличением более чем в 12 раз объема компьютерных данных первоначальный взнос фирмы за приобретение демографической информации сократился до 10 тысяч долларов. В настоящее время отдел обслуживания потребителей Бюро переписей США кроме публикаций продает данные на дискетах по 12 долларов за штуку. Лазерные же диски вместимостью 600 мегабайт стоят от 125 до 250 долларов за штуку.

В середине 80-х годов в США функционировали пять крупнейших частных демографических фирм, которые ежегодно за свои услуги получали до 45 миллионов долларов. Рекламу о своих услугах частные фирмы размещают в ежемесячном журнале «Америкэн демографикс». Одна из главных предлагаемых услуг – предоставление данных для оптимального размещения потребительских сетей по территории страны. Это может быть сеть магазинов или больниц, ремонтных мастерских или парикмахерских, ресторанов или кафе, банков или пунктов обмена валюты и т.д.

Крупные компании, которые ориентированы на индивидуальных и семейных потребителей, не ограничиваются услугами предоставляющих демографическую информацию частных фирм. Как правило, такие компании ведут самостоятельные исследования рынка и имеют в штате собственных демографов. Организуя потребительские точки в регионе или в стране, предприниматели хотят знать как можно больше о потенциальных потребителях. Среди тех демографических показателей, которые чаще всего востребуются предпринимателями, выделяются следующие:

- число и тип домохозяйств,

- численность и состав населения,

- бракоразводное состояние,

- уровень рождаемости и смертности,

- распределение населения по уровню доходов,

- миграционная подвижность.

Среди причин, которые обусловливают интерес предпринимателей к демографии, можно выделить следующие:

- переход от производства, рассчитанного на массовое потребление, к производству, ориентированному на определенные социальные группы и индивидуальные потребности;

- необходимость информации о потенциальных покупателях и клиентах;

- планирование и прогнозирование развития сфер производства и потребления.

Сегодня одним из распространенных методов обработки демографической информации, который используют большинство частных специализированных фирм, является метод статистической кластеризации. Впервые этот метод разработал сотрудник фирмы «Клэрайтес» Джонатан Роббин, который на основе 535 социально-демографических и экономических показателей, характеризующих население, составил 40 типов гомогенных групп (кластеров) и присвоил каждому броское название. Кроме этого каждый из кластеров рассматривался в зависимости от места проживания, обусловленного типом поселения. Всего было выделено 12 групп кластеров в зависимости от типа поселения. Самая престижная группа – жители пригородов, в свою очередь, были разделены на четыре кластера. Далее идут жители крупных и небольших городов – три кластера, жители сельской местности – два кластера. На вершине этого своеобразного ранжирования по жизненным стилям располагаются кластеры, именуемые как «знатные владельцы недвижимости», «денежные мешки», «интеллектуалы». В нижних слоях этой пирамиды находятся такие кластеры как, например, «испано-язычная смесь», «сидящие на общественных пособиях». Каждая крупная частная фирма – поставщик демографической информации разрабатывала свою систему кластеров.

Широкое использование демографических знаний в маркетинге началось в 70-е годы ХХ столетия. В качестве одного из первых примеров использования демографических данных в современном бизнесе приводят историю создания знаменитой в свое время модели автомобиля «Форд-мустанг», рассказанную американцем Ли Якукком в книге «Карьера менеджера». Разработчики этой модели исходили из трех главных демографических факторов, характерных для конца 60-х годов. Во-первых, они учли, что к началу 70-х годов численность наиболее «импульсивных» покупателей – молодежи в возрасте 20 – 24 лет в Америке должна увеличиться более чем на 50%. Во-вторых, на столько же должно увеличиться и число лиц с высшим образованием, которые хотели бы покупать престижные товары. В-третьих, все большее количество женщин стремится работать вне дома и, следовательно, им понадобится небольшой по размеру, но более модный автомобиль. С учетом этих демографических и психологических факторов и была разработана модель автомобиля «Мустанг», которая не только побила многие рекорды по продаже, но и создала особый стиль жизни молодого американского поколения 70-х годов, получившего название «бэйби бумеры».

От менеджера, как правило, требуется решение следующих задач, связанных с учетом демографических показателей:

- определение численности и структуры потенциального потребителя,

- определение спроса на производимые товары и услуги разными категориями потребителей,

- определение возможности продвижение новых товаров и услуг в зависимости от потребностей в них различных слоев населения,

- определение рационального размещения потребительских точек фирмы на данной территории.

Кроме того, при решении задач кадрового состава самой фирмы менеджеры также вынуждены обращаться к демографической информации. В книге Ф. Котлера «Основы маркетинга» (1992) выделено шесть макрофакторов маркетинговой среды, в том числе и демографический. Среди демографических изменений, которые должны учитывать бизнесмены, названы: мировой демографический взрыв в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых странах, старение в них населения, изменения в системе семейно-брачных отношений, миграционные сдвиги, структурные перемены в занятости и рабочей силе.

В качестве примера учета демографических изменений Ф. Котлер приводит идею демографа фирмы «Гербер продактс компани» Уильяма Фрэнсиса о вводе на предприятиях по производству детского питания в связи с падением рождаемости и увеличением количества стариков специальной линии по выпуску продуктов питания для пожилых людей. За счет ввода этой линии фирма стала получать большую часть своих доходов. Следуя этому примеру, фирма «Ригли», специализировавшаяся на выпуске жевательной резинки для молодежи, стала выпускать новый товар «Фридент» – жевательную резинку для тех, кто носит вставные челюсти. Даже частные школы стремятся учитывать этот демографический фактор. Так, Школа искусств в городе Санкт-Питербург (штат Флорида) основала специальную Академию для лиц старшего возраста, которую в 1987 году посещали 113 человек, заплатив 1000 долларов в качестве первоначального взноса и по 600 долларов за каждый год обучения. Таким образом, зная демографические тенденции, предприниматели могут определить краткосрочные и долгосрочные перспективы того или иного бизнеса, заблаговременно принимать решения, позволяющие подготовиться к ожидаемым переменам.