ИСТОЧНИКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Для демографии важно, в каком направлении, какими темпами изменяется численность населения, каковы его половозрастной состав, соотношение мужчин и женщин, их семейное положение, наличие детей, миграционные перемещения. Ответы на эти вопросы дает, главным образом, демографическая статистика. В то же время демографов интересует, под влиянием каких факторов изменяется численность и структура населения, каким образом достигается его самосохранение и происходит процесс замещения поколений, каковы закономерности и тенденции воспроизводства населения.

Население является объектом изучения многих естественных, социальных и гуманитарных наук, исследующих те его характеристики, которые определены областью их научных интересов. Поэтому специфика науки зависит не столько от объекта, сколько от ее предмета. Предметом демографии выступает специфический подход к изучению объекта, его свойств и протекающих в нем процессов, что дает возможность получить необходимые знания для решения социально-демографических проблем. Предметом демографии как науки являются, с одной стороны, половозрастные, семейные и территориальные характеристики населения, а, с другой – процессы рождаемости и смертности, брачности и разводимости, расселения и миграции населения.

При исследовании предмета демографии ученый должен определить цель и конкретные познавательные задачи в зависимости от необходимости разрешения стоящих перед ним практических проблем. Например, изучая демографическую ситуацию определенного региона, города или поселения, демограф может поставить перед собой следующие задачи:

- определить коэффициент воспроизводства населения,

- выявить основные причины смертности,

- установить, в каких направлениях происходит миграция населения.

Центральной категорией демографии является понятие «воспроизводство населения». Существуют два подхода в понимании воспроизводства населения: «узкий» и «широкий».

В рамках так называемого «узкого» подхода воспроизводство населения трактуется как процесс естественного непрерывного возобновления людей посредством их размножения и гибели. Иногда этот процесс дополняют процессами миграции, которая влияет на численный состав населения данной территории.

При «широком» понимании воспроизводства населения выделяют три вида развития населения:

- естественное (рождаемость и смертность),

- пространственное (расселение и миграция),

- социальное (изменение социальной структуры населения).

Сторонники «широкого» толкования предлагают также при анализе процесса воспроизводства населения учитывать воздействие биологических и психических свойств людей. Представители «узкого» подхода критикуют их за чрезмерную социализацию процесса воспроизводства населения, которое предстает как тождественное общественному воспроизводству. Представители же «широкого» – упрекают своих оппонентов за ограничение предмета демографии рамками естественного воспроизводства населения и за биологизацию этого процесса.

На протяжении всей истории демографии вокруг ее предмета было немало споров. Не прекратились они и в настоящее время. Эти споры были обусловлены выяснением отношения демографии с близкими ей науками. На раннем этапе становления демографии как науки ее представители пытались обосновать специфичность содержания и методов демографии, выделить ее среди других общественных наук, доказать, что демография имеет свой особый предмет, отличный от статистики, экономической географии, политической экономии, этнографии, социологии. На более позднем этапе демографы, напротив, искали пути интеграции демографии с теми науками, от которых ранее пытались отмежеваться.

Необходимость взаимодействия демографии с другими науками обусловлена, с одной стороны, тем, что на воспроизводство населения оказывают воздействие многие естественные, социальные и гуманитарные факторы. С другой стороны, демографические явления и процессы оказывают прямое или косвенное воздействие на все сферы общественной жизни (экономическую, бытовую, политическую, духовную). Эта двойственная взаимосвязь формирует поле взаимных интересов у демографов и ученых других специальностей, открывая перспективы проведения совместных междисциплинарных исследований.

Наиболее продуктивными оказываются те демографические исследования, которые осуществляются на стыке демографии и разнообразных отраслей научного знания. Это позволяет демографам использовать добытые ими знания, а также апробированные временем методологические подходы и методы других наук для проведения собственных исследований. За счет пограничных исследований происходит обогащение предмета демографии и выделение в нем новых разделов и направлений. Среди наук, с которыми у демографии установлены более тесные связи, следует выделить математико-статистические, социально-экономические и биолого-медицинские.

В настоящее время большинство наук – это фактически системы наук. Не является исключением в этом отношении и демография, которая внутри себя разделилась на ряд специализированных отраслей. Однако четкая структура демографии как системы наук пока не получила общего признания демографов. Предлагаемые структуры демографии, как правило, эклектичны, не имеют четких критериев структурообразования. И все же в качестве основных разделов демографии как науки выделены: статистика населения, теория воспроизводства населения, демографическая политика.

Составными компонентами системы демографических знаний признаются следующие:

- историческая демография,

- описательная демография,

- экономическая демография,

- этническая демография,

- региональная демография.

 

 

Источниками демографической информации признаны следующие:

- переписи населения,

- текущий учет демографических событий,

- списки и регистры населения,

- выборочные обследования и специальные демографические исследования.

Особенностью демографической информации является ее постоянная изменчивость. Характеристики населения непрерывно меняются, так как ежесекундно кто-то где-то рождается или умирает, вступает в брак или разводится, меняет место жительство. Фиксированные демографические данные на определенный период времени и на определенной территории могут быть получены из публикаций периодической статистической отчетности, из результатов проводимых государственными органами переписей населения, из отчетов ученых об эмпирических демографических исследованиях.

В отличие от некоторых социальных и гуманитарных наук демография для выявления закономерностей и тенденций воспроизводства населения более всего нуждается в эмпирической информации об объекте исследования. При проведении демографических исследований желательно использовать, по возможности, как можно большее количество источников, что позволяет получить более достоверную и полную информацию о происходящих демографических событиях и процессах. Демографическая информация должна соответствовать следующим основными требованиями: быть конкретной, детальной, полной, достоверной и системной.

При сборе демографической информации необходимо стремиться к тому, чтобы как можно точнее и разнообразнее были представлены сведения об изучаемых явлениях и процессах. Например, при изучении процесса рождаемости важно знать не только общее число родившихся за тот или иной период времени, но и количество родившихся в браке и вне брака, в городах и сельской местности, женщинами разного возраста, социального положения, уровня образования, не имевших и имеющих детей. Важно также знать количество не родившихся детей в результате абортов, выкидышей, несчастных случаев и рожденных мертвыми. Все эти сведения позволяют более точно представить характерные для данной страны или региона тенденции процесса рождаемости и сделать необходимые выводы для улучшения демографической ситуации.

Достоверность демографической информации заключается в том, что в ней не должно содержаться преднамеренно или случайно (в силу ошибочных расчетов) искаженных данных о населении. Системность предполагает, что демографическая информация собирается периодически по установленным показателям и индикаторам (раз в месяц, в квартал, в год). Самую точную демографическую информацию в нашей стране предоставляет Государственный комитет по статистике в издаваемом им «Демографическом ежегоднике России». Наиболее достоверным международным демографическим изданием признан «Демографический ежегодник ООН».

К сожалению, предъявляемые к демографической информации требования не всегда соблюдаются, что приводит к невозможности получить необходимые для ученых сведений. Так, с 1997 года в Российской Федерации статистические органы прекратили сбор и публикацию данных о возрасте вступающих в брак. В результате этого затруднен расчет среднего возраста вступления в брак.

При сборе первичной демографической информации различают данные о состоянии населения заопределенный период времении данные о состоянии населения наопределенный момент времени. Данные о состоянии населения за определенный период времени получают посредством их статистической регистрации и отчетности. Данные о состоянии населения на определенный момент времени получают в результате проводимых конкретных демографических исследований или переписей населения.

Основным источником демографической информации выступают переписи населения. Они предоставляют возможность ученым и руководителям использовать полученную информацию в своих интересах. Участвующий в переписи населения Москвы в 1882 году Лев Николаевич Толстой в статье, которую посвятил этому событию, писал, что перепись проводится затем, «чтобы вывести законы социологии и на основании этих законов учредить лучше жизнь людей». По его мнению, «для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь, не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас».

Некоторые демографы утверждают, что первая перепись населения была проведена в Швеции в 1749 году. Более распространенной точкой зрения является утверждение, что первая перепись населения в современном ее понимании была проведена в США в 1790 году, затем последовали переписи населения в Швеции и Финляндии – 1800 год, в Великобритании, Франции, Дании и Норвегии – 1801 год. В России первая всеобщая перепись населения была проведена в 1897 году и длилась три месяца. Большая заслуга в деле обоснования необходимости и в организации проведения всеобщей переписи населения России принадлежит выдающемуся географу и статистику Петру Петровичу Семенову Тян-Шанскому. Итоги переписи были опубликованы в 1905 году в 89 томах. В Советском Союзе переписи населения проводились в 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах.

22 сентября 1999 года Правительство Российской Федерации приняло постановление «О Всероссийской переписи населения 2002 года». Государственная Дума 27 декабря 2001 года приняла Федеральный закон о Всероссийской переписи населения, который был утвержден Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации 16 января 2002 года. Всероссийская перепись населения 2002 года проводилась с 9 по 16 октября. По ее предварительным результатам в 2003 году была издана брошюра «Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года». Окончательные итоги Всероссийской переписи населения планируется опубликовать в 14 томах.

Первоначально правила проведения переписи населения устанавливались произвольно. Только с середины ХIХ столетия стали закладываться основы научной организации проведения переписи населения. Предыдущие правила проведения переписи были обобщены и приведены в систему бельгийским ученым Адольфом Кетле при подготовке к всеобщей переписи населения Бельгии в 1846 году. В дальнейшем методологические основы переписи населения разрабатывались и совершенствовались в процессе работы Международных статистических конгрессов, которые проводились регулярно с 1853 по 1876 год. За этот период Международные статистические конгрессы состоялись в Брюсселе, Париже, Вене, Лондоне, Берлине, Флоренции, Гааге и Санкт-Петербурге.

Официально правила переписи населения были утверждены в 1872 году Санкт-Петербургским конгрессом Международного статистического комитета. В последующие годы эти правила уточнялись и совершенствовались созданным в 1885 году Международным статистическим институтом, который раз в три года обсуждал методологию проведения переписи со статистиками из разных стран. В настоящее время изменениями правил переписи населения занимается Статистическая комиссия при ООН, регулярно публикуя их на основных мировых языках в специальных пособиях и справочниках.

Согласно рекомендациям Статистической комиссии при ООН, переписи населения должны проводиться раз в 5 или 10 лет, в годы, оканчивающиеся соответственно на 5 и 0 или близкие к ним цифры. Дополнением к Конституции США установлена обязанность президента и его администрации: проводить переписи населения каждые 10 лет. За 200 с лишним лет в США не было нарушений регулярности проведения переписи населения. По результатам переписи в США определяется численность избирателей по территориям и соответственно их представительство в Конгрессе.

В современной демографической литературе представлены различные определения переписи. Чаще всего перепись населения определяется как научно организованный процесс сбора информации о численности и составе населения. Более объемным является определение переписи населения, которое рекомендовано специалистами Статистической комиссии при ООН в 1981 году: «Перепись населения – это процесс сбора и обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части».

Как научно-организованный процесс перепись населения требует при ее подготовке и проведении следовать установленным принципам. К основным принципам проведения переписи населенияотносят следующие: всеобщность, одномоментность, самоопределяемость, поименность, конфиденциальность, системность, централизованость.

Всеобщностьпереписи населения означает, что сведения, включенные программу переписи, собираются обо всех жителях данной страны или региона. Следование принципу всеобщности затрудняется некоторыми объективными и субъективными факторами. Одним из объективных факторов является мобильность населения, необходимость людей в период проведения переписи населения менять место пребывания. В силу этого существует вероятность того, что кто-то из граждан может разминуться с переписчиком, как в месте постоянного проживания, так и в месте временного нахождения, а кто-то будет учтен дважды. Чтобы этого не произошло, программой проведения переписи населения предусматриваются специальные меры. Большие затруднения вызывает перепись беженцев и бомжей, у которых не зарегистрирован адрес проживания, и если они не изъявят желания добровольно встретиться с переписчиком, то могут оказаться неучтенными. Для лиц, не имеющих постоянного места проживания или не желающих впустить в свою квартиру переписчика, Всероссийской переписью 2002 года была предусмотрена организация специальных переписных пунктов.

Из субъективных факторов следует выделить мнение граждан о том, что не стоит, например, переписывать младенцев и очень пожилых. Также некоторые граждане, боясь последствий, к которым могут привести полученные о них сведения, стараются избежать встречи с переписчиком или отказываются отвечать на некоторые вопросы, включенные в программу переписи населения. Нежелание некоторых граждан участвовать в переписи населения может быть обусловлено плохими социально-экономическими и жилищно-бытовыми условиями их жизни. Недобросовестное отношение переписчиков к своим обязанностям и ошибки при подсчетах могут привести к не точностям демографической информации.

Одномоментностьпереписи населения означает, что все собранные за период проведения переписи сведения о населении относятся к установленному критическому моменту переписиилик моменту счета. В качестве критического момента переписи, как правило, берется 00 часов 00 минут первого дня начала переписи населения. Необходимость установления критического момента переписи обусловлена тем, что численность и состав населения непрерывно меняются. Например, специальным исследованием в 2000 году было установлено, что только за один час в России появились на свет 144 младенца, а умерло 253 человека; приехало на жительство 40 человек, а покинуло страну 18. Критическим моментом для Всероссийской переписи 2002 года было установлено время 00 часов 00 минут 9 октября. Изменения, которые произошли после наступления критического момента до окончания переписи, не учитываются. Так, умершие после наступления критического момента учитываются переписчиками как живые, а рожденные, напротив, не должны регистрироваться переписчиками.

Критический момент переписи следует отличать от периода проведения переписи населения. Перепись населения, как правило, проводится в период от 7 до 10 дней. Однако в некоторых странах существуют свои традиции проведения переписи населения. Так, по традиции, население Турции переписывают в течение одного воскресного дня, в который специальным правительственным распоряжением жителям запрещено выходить из дома, пока их не перепишут. В России и СССР периоды проведения переписи населения были различными: в 1897 году период проведения переписи населения был установлен в 14 дней для городов и 21 день для сельской местности, в 1959, 1970, 1979, 2002 годах – 8 дней, в 1989 году – 9 дней. В труднодоступных районах перепись населения, как правило, проводится досрочно.

Чем меньше времени отводится на проведение переписи населения, тем больше требуется переписчиков. Например, турецкая перепись 1965 года потребовала вдвое больше переписчиков, чем перепись населения США 1960 года, хотя население Турции в семь раз меньше населения США. К участию во Всероссийской переписи населения 2002 года было привлечено 581 тысяча человек, из них 30% студены, учащиеся и преподаватели высших и средних специальных учебных заведений.

Соблюдение принципа самоопределяемостипри проведении переписи населения требует, чтобы все сведения об опрашиваемом гражданине заносились в именной переписной лист исключительно с его слов. Применение принципа самоопределяемости, по мнению специалистов, позволяет повысить доверие населения к переписи. Переписчику запрещается требовать от опрашиваемого документального подтверждения истинности сообщаемых сведений. Содержащиеся в документах сведения не всегда соответствуют реальной характеристике их владельца. Так, например, в паспорте указано, что человек зарегистрирован в одном месте, а на момент переписи он проживает в другом. В процессе проведения переписи населения Российской Федерации в 2002 году на Чукотке, на Камчатке, в Магаданской области обнаружены целые населенные пункты, где граждане зарегистрированы, но на самом деле там давно никто не живет. Зато в Южном округе фактическая численность населения оказалась на 1,5 миллиона человек больше, чем там зарегистрирована, а в Москве – на 1,8 миллиона человек.

Во время переписи некоторые люди называют не ту этническую принадлежность, которая зафиксирована в их документах, а идентифицируют себя с той этнической общностью, с которой они ощущают духовную связь, традиции и культуру которой считают своими. Так, при переписи 2002 года отдельные граждане в графе национальность указывали, что они, например, казаки, скифы и т. п. Согласно свидетельству о браке, человек состоит в браке, на самом же деле он уже давно не живет с указанной в свидетельстве женой. Единственное исключение, когда переписчик обязан потребовать документ – это установление возраста лиц старше 100 лет. Долгожитель должен подтвердить свой возраст, предъявив паспорт, свидетельство о рождении или выписку из церковной метрической книги.

Поименностьпереписи населения означает, что сбор сведений производится персонально о каждом гражданине. Если при социологическом опросе сведения о выборочной совокупности собираются, как правило, анонимно, то при переписи населения сведения собираются обо всех тех, кого удается опросить переписчику, и фиксируются в именных переписных листах.

Конфиденциальностьпереписи населения означает сохранение тайны занесенных в переписной лист сведений о переписываемых гражданах от всех лиц и организаций, не имеющих прямого отношения к проведению переписи. Результаты переписи населения предоставляются статистическим органам в виде обобщенной обезличенной демографической информации. В законодательствах некоторых стран предусмотрено уголовное наказание за разглашение сведений о переписываемых, так же как и за отказ отвечать на вопросы переписчиков. Несмотря на то, что в нашей стране до 2001 года закона о переписи не было, не известно ни одного случая разглашения переписной информации. В принятом 27 декабря 2001 года Государственной Думой Федеральном законе о Всероссийской переписи населения записано, что сведения, «содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению».

 

Системность переписи населения предполагает, во-первых, наличие единой программы переписи. Во-вторых, опрос населения должен проводиться по единым для всех показателям, а обработка собранной информации – по единой методике. При этом для получения сопоставимых сведений важно соблюдение преемственности с программой предыдущей переписи населения. Недопустимо при проведении переписи населения делать какие-либо изменения редакции вопросов. Малейшие изменения могут привести к нарушению сопоставимости полученных в результате переписи населения демографических данных.

Централизованностьпереписи населения означает, что организация и управление процессом переписи осуществляется единым центром, специально созданным государственным органом. Так, в США организацией переписи населения занимается Бюро цензов министерства торговли. В нашей стране функции централизованной организации переписи возложены на Управление переписи населения и демографической статистики Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Центру по проведению переписи населения подчинены региональные и местные подразделения (в нашей стране статистические управления и статистические бюро при местных администрациях), которые действуют в соответствии с иерархической вертикалью подчинения. Вся собранная за время проведения переписи населения первичная демографическая информация поступает в информационно-вычислительный центр.

При проведении переписи могут применяться два основных метода: метод опроса и метод самоисчисления. Метод опроса предполагает заполнение переписного листа переписчиком в процессе беседы с опрашиваемым. Метод опроса предпочтителен и эффективен при переписи пожилых и малограмотных людей. Метод самоисчисленияпредполагает, что человек сам заполняет переписной лист, после чего переписчик проверяет правильность его заполнения и уточняет пропущенные или неясно выраженные сведения. Метод самоисчисления выгоден экономически и позволяет сократить сроки опроса переписываемого. Однако при этом возможно получение неполных и неточных сведений.

В США и многих европейских странах предпочтение отдается методу самоисчисления, для чего используется техника почтового опроса. Переписные листы предварительно рассылаются по почте, а затем собираются счетчиками или возвращаются в заранее оплаченных конвертах. В случае необходимости счетчик уточняет полученную информацию лично или по телефону. В Китае жители обязаны являться на специальные переписные пункты. Всероссийская перепись населения 2002 года проводилась, главным образом, методом опроса. Но была предусмотрена возможность проведения опроса и в технике телефонного интервью.

 

Согласно статье 4 «Закона о Всероссийской переписи населения 2002 года», учету подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые на момент проведения переписи находятся на территории России, и граждане Российской Федерации, находящиеся в период проведения переписи населения за пределами страны. В соответствии с международными договорами, при проведении переписи населения учету не подлежат: иностранный дипломатический персонал и члены их семей, иностранные военнослужащие и моряки, которые в период переписи находятся на территории России.

Во Всероссийской переписи населения 2002 года учитывалось только постоянное население, которое рассчитывалось по формуле:

ПН = НН + ВО – ВП,

где ПН – постоянное население,

НН – наличное население,

ВО – временно отсутствующие,

ВП – временно проживающие.

Постоянным населением в демографии считается люди, проживающих в данном населенном пункте независимо от того, где они реально находятся в период проведения переписи населения. К постоянному населению относят всех тех, кто называет данный населенный пункт местом своего основного проживания. В качестве критериев отнесения жителя к группе постоянного населения может выступать его прописка или регистрация постоянного места жительства. В некоторых странах введен временной критерий проживания (или отсутствия). Так, в Российской Федерации сегодня временной критерий постоянного проживания установлен величиной до одного года. Также в состав постоянного населения, независимо от того, сколько времени на критический момент переписи населения прошло со дня регистрации в данном населенном пункте, включались те, кто прибыл в данную местность на постоянное жительство или на постоянную работу, иногородние студенты дневного отделения высших и средних специальных учебных заведений, лимитные рабочие. Главным условием отнесения к постоянному населению является наличие регистрации (постоянной или временной) в данном населенном пункте. Если на момент переписи у человека не оказывалось регистрации, его относили к числу постоянного населения того населенного пункта, в котором его застала перепись населения.

 

 

К наличному населению в демографии относят людей, которые на критический момент переписи населения находятся в данном населенном пункте независимо от продолжительности и права проживания там. Та часть наличного населения, которая не относится к постоянному населению, считается временно проживающей. Та же часть постоянного населения, которая на момент переписи населения отсутствует в данном населенном пункте, считается временно отсутствующей.

Сведения о постоянном и наличном населении имеет особое значение для практики государственного и муниципального управления и экономического развития. Так, планирование жилищного строительства, детских дошкольных учреждений, производство сложной бытовой техники и предметов длительного пользования должно ориентироваться на динамику постоянного населения, а планирование учреждений образования, здравоохранения, торгового и бытового обслуживания, духовной культуры, наличия дорожно-транспортных средств – на динамику наличного населения. Общеизвестно, что в Москве и Санкт-Петербурге наличное население больше, чем постоянное за счет живущих в пригородах, но работающих в городе, а также иногородних студентов и командировочных, туристов и гостей, приехавших на заработки и лечение, криминальных элементов и бомжей.

Перепись населения предоставляет демографическую информацию на определенный момент времени. Данные же о демографических процессах за тот или иной период времени получают посредством учета и регистрации демографических событий. По времени регистрации демографических событий различают: текущий учет – регистрация событий при их возникновении; периодическийучет – за определенный период времени (как правило, месяц, квартал, полугодие, год, несколько лет); единовременный учет – фиксирование событий без соблюдения определенного интервала (результаты выборочных социально-демографических обследований).

Учет населения в разных странах ведется с древнейших времен. Свидетельство тому можно обнаружить, например, в Библии. В одной из книг Ветхого Завета (Числа) записано: «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской … исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужского пола поголовно от двадцати лет и выше, всех годных для войны. … И было всех вошедших в исчисление 603550». Первые учеты населения проводились в странах Древнего мира: в Египте, Индии Месопотамии, Китае, Греции, Риме. Так, в Китае первый учет населения датируется 2238 годом до нашей эры. Учет населения в государствах Древнего мира проводился для того, чтобы знать количество возможных налогоплательщиков и потенциальных воинов. Учитывалось не все население, а только взрослые мужчины. В древней Греции учет взрослых мужчин стали проводить с конца IV века до нашей эры. В Древнем Риме входящие в храм мужчины, женщины и дети бросали в урны монеты разного достоинства, что позволяло учитывать их количество. Позднее учет римлян проводился специальными переписчиками – цензорами достаточно регулярно. Граждане были обязаны предоставлять цензорам правдивые сведения о составе семьи, имуществе, количестве рабов, подтверждая свои слова клятвой.

Начиная с раннего средневековья, учет населения проводился регулярно специальными цензорами, которые учитывали домохозяйства, размеры земельных владений и имущества. Ведение записей в метрических книгах стало обязательным в католических приходах с 1563 года. С 1614 года устанавливается единый порядок оформления записей почти во всех крупных европейских странах. С развитием капитализма с середины ХVIII века возникла потребность в информации о численности и структуре населения, что породило в Европе государственную статистику данных о населении. С конца ХVIII века учет демографических событий и регистрация естественного движения населения перешли к государственным органам (во Франции – с 1792 года, в Бельгии – с 1796 года, в Голландии – с 1822 года, в Великобритании – с 1837 года, в Италии – с 1865 года, в Испании – с 1871 года, в Германии – с 1875 года).

В России учет населения стали проводить со второй половины ХIII века в Киевской Руси и Новгородской республике в процессе сбора дани татаро-монгольскими завоевателями. В летописях этого периода сообщается о том, что «окаянные» учитывали все население русских земель, кроме духовенства, которое было освобождено от дани. С образованием централизованного русского государства в ХIV-ХVI веках единицей налогового обложения стали земельные участки, поэтому учет был поземельным. Результаты учета фиксировались в писцовых книгах. В ХVII веке единицей налогового обложения становится двор (домохозяйство). Общероссийский учет населения был произведен в 1646 и в 1678 годах. За проведение учета населения отвечал Счетный приказ. По результатам учета с каждого двора брались налоги.

Последний подворный учет был в 1710 году при Петре I. При проведении его была предпринята попытка учесть все население поголовно. Однако этого сделать не удалось. Более того, число дворов, согласно полученным данным, уменьшилось по сравнению с учетом 1678 года на 1/5. Повторный учет в 1716-1717 годах показал еще худшие результаты: количество дворов оказалось на 1/3 меньше, чем в 1678 году. Оказалось, что многие помещики ради уменьшения налогообложения объединяли несколько дворов в один. В связи с этим проводимая Петром I налоговая реформа перевела налогообложение с дворов на подушную подать с каждого лица мужского пола. Мужское население учитывалось также для того, чтобы получить сведения о тех, кого можно было призывать на службу в армию.

Регистрация церковью естественного движения населения начинается с середины ХVII века. Специальным указом от 14 апреля 1702 года Петр I повелел московским церквям вести записи рождений и смертей и еженедельно предоставлять ведомости о числе крещений и погребений в Патриарший Духовный приказ. В 1722 году Петр I издал еще один указ о повсеместном ведении метрических книг для православного населения. Однако этот приказ практически не выполнялся.

По указу Петра I от 26 ноября 1718 года, первый подушный учет населения России был проведен в 1719-1724 годах. В последствии подушный учет населения стали именовать ревизиями, а документы, в которых фиксировались сведения о податном населении – ревизскими сказками. При Екатерине II были разработаны образцы отчетных ведомостей. Указом от 29 февраля 1764 года приходским священникам вменялось в обязанность предоставлять отчеты в Синод с тем, чтобы оттуда они пересылались в Академию наук. Учет естественного движения населения начался с 1772 года после принятия «Духовного регламента», который приписывал священникам регистрировать акты гражданского состояния: рождений, браков и смерти в церковных метрических книгах. Однако неправославное население не было охвачено учетом, также не учитывались мертворожденные, умершие без крещения и отпевания.

После Октябрьской революции 1917 года и отделения церкви от государства функции регистрации естественного движения населения были переданы государственным органам. 18 декабря 1917 года был издан декрет «О гражданском браке, о детях и введении книг актов состояния». На основе этого декрета с 1920-х годов начал осуществляться сплошной учет естественного движения населения. В городских поселениях для ведения учета событий естественного движения населения были созданы отделы записей актов гражданского состояния. В настоящее время в городах текущий учет рождаемости и смертности, браков и разводов ведется органами ЗАГС, а учет изменения места жительства – паспортным столом при районном отделении милиции.

В сельской местности текущий учет демографических событий осуществляется администрацией населенного пункта. Для регистрации населения, проживающего в сельской местности, используется система похозяйственного учета. Эта система включает в себя две формы первичного учета: похозяйственная книга и список временно проживающих на территории населенного пункта лиц. В похозяйственную книгу заносятся сведения о каждом отдельном хозяйстве, в том числе о каждом члене хозяйства, его отношении к главе хозяйства, дата рождения, пол, вид занятия и место работы. Данные в похозяйственных книгах должны обновляться два раза в год по состоянию на 1 января и 1 июня текущего года. В списке временно проживающих фиксируются основные демографические данные о прибывших в населенный пункт на срок более месяца. На основании сведений, которые содержатся в похозяйственных книгах и в списке временно проживающих, местные органы управления планируют и регулируют свою хозяйственно-финансовую деятельность.

Регистрация демографических событий носит обязательный характер и ведется согласно заявительному принципу. Граждане добровольно обращаются в органы государственной службы и сообщают о произошедших в их жизни демографических событиях. Чтобы информация была своевременной и полной, законодательством многих государств устанавливаются сроки регистрации демографических событий. В СССР сроки и порядок регистрации демографических событий, ответственность за их нарушение были установлены принятым 27 июля 1936 года Законом «О порядке и сроках регистрации рождений и смертей». В настоящее время регистрация основных демографических событий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 22 октября 1997 года, с изменениями в редакции от 29 апреля 2002 года. В России установлены следующие сроки регистрации демографических событий: рождение ребенка – в течение месяца, смерти – не позднее трех дней.

Первичная отчетность о естественном движении населения предоставляется учреждениями здравоохранения и отделами ЗАГС, (рождение, смерть, браки, разводы, усыновление, опекунство) в органы государственной статистики в виде установленных законом отчетных документов. Контроль и регистрацию процессов внутренней миграции населения осуществляет милиция. Внешняя миграция регистрируется и контролируется визовыми, дипломатическими и пограничными службами. Информацию о демографических событиях за определенный период можно также извлечь из составляемых органами государственного и муниципального управления специальных документов, например: списки избирателей, налогоплательщиков, военнообязанных. Особенность таких списков состоит в том, что они дают демографическую информацию не обо всем населении, а лишь о ее части и в очень ограниченных параметрах.

В некоторых странах сбор демографической информации ведется посредством так называемого регистра населения, представляющий собой электронную картотеку, содержащую социально значимую информацию о каждом из тех, кто постоянно проживает на данной территории. Основу регистра населения составляет индивидуальный идентификационный код (ИИК), который присваивается каждому человеку при его рождении или при въезде иностранного гражданина на территорию страны. ИИК не меняется со дня его присвоения и фиксируется на всех документах, которые получает гражданин при оформлении важных событий своей жизни. Один экземпляр этих документов в обязательном порядке направляется в органы статистической регистрации, где вносится в базу данных соответствующего индивидуального идентификационного кода. Таким образом, регистр выполняет функцию как бы непрерывно действующей переписью населения. При необходимости можно получить информацию о текущих демографических событиях в жизни каждого гражданина и тех его характеристиках, которые обычно фиксируются при проведении переписи населения.

Хотя ведение учета демографических событий с помощью регистра населения имеет давнюю традицию, его широкое и эффективное применение началось с развитием электронно-вычислительной и компьютерной техники. Компьютеризация регистра населения позволяет осуществлять перманентный учет демографических событий и создает предпосылки для отказа от переписи населения или увеличения сроков между проведением переписи. Сегодня национальными регистрами располагают Бельгия, Испания Нидерланды, Португалия, Финляндия. В Финляндии, Дании и Нидерландах последние 20 лет переписи населения проводятся с использованием данных регистра без опроса населения. В США существуют региональные регистры населения. В настоящее время предпринимается попытка создать регистр населения для одного из округов Москвы. В будущем проведение переписи населения, возможно, будет сводиться к корректировке данных регистра населения.

Текущий учет демографических событий может осуществляться с помощью специальных выборочных обследований населения и социологических исследований. Особенность выборочных обследований состоит в том, что их программы ориентированы на более детальное и более глубокое изучение единичных демографических событий, что позволяет получить всестороннюю и наиболее полную информацию об актуальной демографической проблеме. Выборочные обследования также позволяют с меньшими затратами времени, сил и средств провести изучение интересующей демографической проблемы. Наибольшее применение выборочные обследования находят при изучении рождаемости. В 1974-1982 годах Международным статистическим институтом совместно с Международным союзом по изучению проблем народонаселения было проведено Всемирное обследование рождаемости, которое состояло из выборочных обследований в 21 экономически развитой стране и 41 развивающейся. В США регулярно, а в СССР периодически проводились выборочные обследования рождаемости. На основе выборочного обследования были проведены две Всероссийские микропереписи в 1985 и в 1994 годах.