II. Изменения миграционной политики

Миграционная политика в современной России носила преимущественно тенденциозный характер, ориентируясь на текущие проблемы в отсутствие четкой концепции и государственной стратегии миграционной политики.

Главная проблема миграционной политики в истории постсоветской России состоит в том, что всегда приходилось решать противоречащие друг другу задачи: привлечение дешевой рабочей силы – с одной стороны и реагировать на антимигрантсткие настроения – с другой.

Выделяют 5 этапов изменения миграционной политики в России.

1-й этап: 1991-2001 гг.характеризовался достаточно мягким миграционным законодательством призванным смягчить последствия развала СССР, когда миллионы граждан СССР оказались негражданами России, но проживающими на территории своей страны и считающими ее своей. За этот период множество людей получили российское гражданство. Это преимущественно жители бывших советских республик русской национальности.

2-й этап 2001-2002 гг. В 2001 году был принят новый закон «О гражданстве», который заметно ужесточал требования к вопросам предоставления гражданства. В 2002 году в него были внесены еще более жесткие поправки.

Формально российское законодательство приводилось в соответствие с европейской конвенцией. Для Европы вопросы миграции носят острый социальный характер, что привело к принятию целого комплекса мер по борьбе с незаконной миграцией.

В Законе был отменен пункт об автоматическом предоставлении гражданства РФ всем желающим гражданам бывшего СССР (так называемое получение гражданства «в порядке признания»).

Приняты поправки об увеличении срока ожидания гражданства с пяти до восьми лет, отмене льготного порядка получения гражданства гражданами государств бывшего СССР, а также введение для всех претендентов экзамена на знание русского языка.

3-й этап 2003 год: начало либерализации

в мае 2003 года, когда Путин заявил, что закон о гражданстве создал условия, когда «более миллиона жителей России оказались лицами без гражданства в собственной стране».

выступление Президента с ежегодным посланием Федеральному собранию России

· Поправки были отменены

· Также гражданство РФ предоставлялось в упрощенном порядке гражданам стран бывшего СССР, прослужившим по контракту в российской армии не менее трех лет.

Во избежание возможного недобора контрактников, было принято решение брать на службу граждан СНГ, предоставляя им после этого льготные условия для поступления в российские ВУЗы, а теперь и получения российского гражданства.

· Поправки позволяли легализовать часть мигрантов, направляющихся в России для работы. Дефицит дешевого труда рабочих уже ощущался.

Либерализация законодательства совпала с предвыборным годом и необходимостью решать те социально-экономические и политические задачи, которые президент тогда впервые обозначил. Проблема «наплыва мигрантов» тогда отошла на второй план и была, по сути, принесена в жертву новым приоритетам.

4-й этап 2005-2006 гг.:приглашение в Россию.

На первый план прочно вставали проблемы экономического роста и демографии. Иммиграционный приток перестал компенсировать естественную убыль населения. Значимым стимулом к либерализации стали национальные проекты: для строительной сферы и сельского хозяйства потребность в дешевой рабочей силе стала особенно острой.

Привлечение мигрантов в страну для решения проблем занятости и демографии стало в 2005 году одним из приоритетов государственной политики. Фактически были обозначены три задачи:

- решение демографической проблемы,

- приток рабочей силы

- развитие экономики страны.

Осенью 2005 года федеральная миграционная служба (ФМС) России заявила, что намерена провести иммиграционную амнистию.

· Иностранцам, желающим работать в России, было обещано упростить процедуры получения разрешения на работу и регистрации по месту жительства.

Приезжающим в Россию на заработки обещали получение разрешения на труд, как на родине, так и в территориальном органе миграции.

Необходимо было представить лично или послать по почте в ФМС ксерокопию паспорта, заявление о желании работать в чужой стране и запрос принимающей организации. В результате в течение 10 дней он мог получить пластиковую карточку трудового мигранта.

· Уже приехавших нелегалов планировалось амнистировать.

По данным ФМС, в России жили и работали от 5 до 15 млн. нелегалов, примерно 80% из них – граждане бывших республик СНГ. Живут они в России годами, многие обзавелись семьями и, если не считать отсутствия документов, фактически интегрировались в российскую жизнь.

Новую политику в ФМС объяснили неэффективностью прежних методов борьбы с нелегалами.

«Мы пробовали их депортировать, но опыт оказался неудачным. Они возвращались обратно, и получалось, что государство оплачивает им дорогу домой». «Если мы их не легализуем, мы их сделаем бесправными и толкнем на путь криминала. Их можно будет организовать на любые беспорядки. Если же у них все хорошо, вряд ли они будут рисковать»

начальник управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин.

· Летом 2006 г. (22 июня) была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Потенциальная база возвращенцев была максимально расширена.

Соотечественниками считаются не только граждане России, постоянно проживающие за границей, но и

– бывшие граждане СССР и получившие гражданство стран, входивших в состав СССР,

– эмигранты из СССР, РСФСР и России, ставшие гражданами других иностранных государств.

– их потомки, за исключением потомков «лиц титульных наций иностранных государств»

Однако существовали и ограничители:

- программа была продумана таким образом, чтобы привлечь рабочую силу именно в наиболее «трудные» и, как правило, совсем не привлекательные «проекты».

- основные расходы ложились на региональные власти.

- в зависимости от выбора места проживаниям мигрантам предлагается набор социальной поддержки: бесплатный переезд к новому месту жительства, подъемные, пособия, работу и жилье на условиях ипотеки.

- между регионами действует квотный принцип и наиболее привлекательные территории окажутся недоступными, в то время как более бедные – невостребованными.

При этом резко проявилась проблема адаптации иммигрантов к условиям жизни в России.

5-й этап октябрь 2006 г.:революция

На фоне смягчения миграционной политики в России стали все активнее проявляться националистические отношения, переходящие в активные действия против мигрантов.

Формируется социальный запрос на ужесточение миграционной политики.

В результате Правительству предлагается принять ряд мер, в частности:

· утверждение порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в РФ.

Эти меры должны предусматривать установление квот в зависимости

- от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан,

- страны их происхождения

- от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда,

- а также определять допустимые доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономикии, прежде всего в сфере оптовой и розничной торговли.

· регламентировать торговлю на оптовых и розничных рынках, включая упорядочение миграционной ситуации, предусмотреть ответственность за нарушение норм, определяющих порядок торговли, и миграционных правил;

· установить срок непрерывного нахождения в РФ лиц, въехавших в страну в визовом порядке, не более 90 суток в течение полугода и возможность его продления только в исключительных случаях на срок, не превышающий 10 календарных дней;

· регламентировать порядок выдачи заграничных паспортов гражданам Российской Федерации, проживающим за рубежом.

 

4. Программа «Соотечественники»: цели, задачи, принципы и этапы реализации