И СОСТАВ ИНВЕНЦИИ

 

Классическая риторическая схема подготовки и проведения публичной речи: изобретение мысли (invention), расположение (disposition), словесное выражение (elocution), запоминание (memoria), произнесение (actio hypocrisies).

Современная риторическая схема подготовки и проведения публичного выступления состоит из трех фаз. Докоммуникативная, включающая в себя выбор темы, определение цели и вида речи; подбор материала; логическая организация речи; доказательство и аргументация; работа над языком и стилем. Коммуникативная – поведение оратора и управление аудиторией; техника произнесение речи; искусство спора, ответы на вопросы. Связующим звеном между докоммуникативной и коммуникативной фазами является репетиция. Посткоммуникативная фаза, состоящая из следующих элементов: анализа проведенного выступления, совершенствования материалов к выступлению, прогнозирования вопросов.

Инвенция как изобретение мысли. Фундаментальные проблемы риторической инвенции. Информация в структуре инвенции. Аргументация как проблема инвенции. Образы оратора и аудитории как проблема инвенции.

Формирование замысла речи: уточнение предмета и темы, четкое формулирование тезиса речи; определение цели речи; выбор ораторского жанра и стиля; избрание стратегии убеждения.

Технические способы убеждения: нравы, аргументы и патетика.

Нравы (этические качества и нравственные нормы). Проблема информационного воздействия. Информационное воздействие и программирование понимания адресата. Понятие информационных дисфункций. Основные типы дисфункций. Информационные дисфункции как источник манипуляций.

Проблема аргументации. Аргументация как обоснование или оправдание смысла. Аргументация как программирование понимания аудитории. Зависимость аргументации от типа дискурса и структур убеждения. Наиболее часто применяемые виды аргументов: силлогизм, энтимема, дилемма, сорит... Основные ошибки при передаче фактов: личное наблюдение, представление о фактах с чужих слов, способ проверки того, что сохранено преданием.

Патетика как наука о страстях. Правила использования страстей при выступлении перед аудиторией.

Основные правила сочетания нравов, аргументов и чувств.

Нетехнические способы убеждения («общие места»). Определения, сравнения, примеры (простейшие, контекстно-определенные, литературные, вещественные), ссылки на авторитетные источники, на статистические данные и правила их использования.

Понятие аудитории. Универсальная и частная аудитория (концепция Х. Перельмана).

 

 

Тема 4 ТЕОРИЯ РИТОРИКИ. СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ