Численность учащихся школы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Численность населения России постоянно изменяется. Наиболее полные сведения о численности населения получают при переписях населения. Проанализировав данные о численности населения России, Краснодарского края, Павловского района и своей станицы (с 1897 г. – самой первой научно организованной переписи населения в Российской империи, по 2002 г. – первой переписи населения, проведенной в РФ), мы сделали вывод, что до 1989 г. численность населения, как в России, так и в нашем крае, районе, станице постепенно повышалась (исключая периоды демографических кризисов – 1 мировая война, репрессии и голод 1933-34 гг., Великая Отечественная война), в 1992 году была максимальной, а начиная с 1993 г. начала снижаться. Ежегодно происходила естественная убыль населения. В настоящее время Россия находится в состоянии демографического кризиса, т.е. снижения численности населения. Этот кризис начался в начале 90-х годов, имеет он несколько причин: снижение рождаемости связано с экономическим кризисом в стране (инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация). Особенность современного сокращения численности населения в нашей стране в том, что оно происходит в результате не только самого хода демографического развития, но и общесистемного социально- экономического кризиса, развернувшегося в период перехода к рыночной экономике.

Мы живем в глубинке станица Новопластуновская Павловского района Краснодарского края (название станица произошло от станицы Пластуновской из которой переселились казаки, названной в честь казаков-пластунов. До 1918 года станица называлась хутором Новопластуновским, Бабичевским в честь наказного казачьего атамана генерала Бабича). Наш населенный пункт небольшой, но, изучая его население, мы пришли к выводу, что демографические показатели в нашей местности такие же, как в России в целом. Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения родного края, Новопластуновская школа и динамики её изменения, - абсолютная численность учащихся в нашей школе за все время ее существования (105 лет).

Абсолютная численность учащихся – величина непостоянная. В течение всего периода существования нашей школы она неоднократно менялась. Наглядно показывает динамику изменения численности учащихся школы график «Изменение численности и состава учащихся в нашей школе». Для его построения мы проанализировали все классные журналы (с 1949 г. по 2009 г.) и составили таблицу о численности и составе учащихся школы, в которой отразили, сколько мальчиков и девочек, всего учащихся в школе за каждый год с 2000 и по пятилетиям с 1957 по 1997. На основании данных таблицы мы построили диаграмму и график. ( см. приложение № 1 )

 

годы
Маль чики                
Дево чки                
всего

 

После построения учащимися графика мы проанализировали его и сделали вывод: численность учащихся нашей школы с 1915 года росла до 1949, а затем снизилась. Причина этого снижения Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. В 1959 года росла (от 301 человека в 1959 г. до 701человека в 1980 г.). С 1974 по 1990 учебного года отмечалось наибольшая численность учащихся – 785 человек, а вот начиная с 1995 учебного года, происходит постоянная убыль учащихся. В этом учебном году нас всего 388 человека. Практически в 2 раза учащихся стало меньше, чем в 80 – е годы.

Одним из основных факторов, влияющих на снижение численности населения, является снижение естественного прироста населения. Естественный прирост – это разность между числом, родившихся и числом умерших за год. Эти показатели постоянно меняются, а связаны они с типом воспроизводства населения. По ходу своей работы (анализ таблиц), мы нашли доказательства перехода от традиционного типа воспроизводства с высокой, не регулируемой рождаемостью, и высокой смертностью к современному, с планированием числа детей в семье (низким показателем рождаемости) и практически с нулевым приростом населения.

Следующий этап работы – определение естественного прироста учащихся Новопластуновской средней общеобразовательной школы. Под естественным приростом учащихся подразумевается разность между поступившими в школу детьми (первоклассниками) и закончившими школу (выпускниками). Если число, поступивших в школу, превышает число закончивших ее, то естественный прирост положительный, а если число поступивших в школу меньше числа закончивших ее, то естественный прирост отрицательный. Для сбора данных статистических материалов мы выписали данные из Книги приказов по школе. (см. приложение № 2 )

 

Год Поступило в школу первоклассников Закончили школу выпускники 11 класс Прирост
2001 – 2002 -5
2002 - 2003 -5
2003 - 2004 +1
2004 - 2005 -1
2005 - 2006 -14
2006 - 2007 -2
2007 - 2008 -12
2008 - 2009 -17

 

Общий социально-экономический кризис в России при переходе к рыночной экономике и демографические кризисы привели к еще более резкому снижению рождаемости. Высокий уровень естественной убыли учащихся в нашей школе связан частично с удалением станицы от районного центра (многие семьи стараются найти работу и жилье в станице Павловской и городе Краснодаре , следовательно, отток молодого населения в районный и краевой центры). Реорганизация хозяйства ЗАО схп «Новопластуновское» привела к тому, что многие работники попали под сокращение и были вынуждены уехать из станицы. Потеряно много рабочих мест, а отсюда следует высокий уровень безработицы в нашей местности. Это, в свою очередь влияет на социальное положение местных жителей. Часть уезжает в более крупные населенные пункты, где больше возможности найти работу; а часть задумывается над количеством детей в семье, смогут ли они в будущем вырастить, прокормить и выучить двоих, троих и более детей. Отсюда следует главная причина высокого уровня естественной убыли учащихся нашей школы – очень низкая рождаемость.

Для более точного определения типа воспроизводства в нашем населенном пункте мы провели такие исследования: собрали данные по количеству братьев и сестер у учащихся нашей школы (провели социологический опрос). Проанализировав эти данные, мы сделали вывод, что в основном в семьях наших учащихся по 2 ребенка – в 60 семьях , 1 ребенок - в 80 семьях, 3 ребенка и более – в 28 семьях. Самое большое количество детей в семье Задорожних – 10, Степановых – 8. Конкретная репродуктивная поведенческая установка в стране на ближайшие годы мало утешительна: 65% российских женщин не настроенны заводить детей, в то же время 67% из них согласны пересмотреть свою позицию на определенных условиях. На первом месте из всех условий – уверенность в завтрашнем дне, на втором – хорошие заработки, позволяющие достойно содержать и воспитывать ребенка, на третьем – жилищные условия. Пока не будут созданы соответствующие экономические условия, пока не заработает в полную силу реальная экономика и каждая семья не улучшит свое материальное положение, положительных сдвигов в демографической ситуации ожидать не приходится.

Собрав сведения по рождаемости в наших семьях и проанализировав их, мы нашли полное подтверждение тому, что рождаемость за последние 20 лет сильно снизилась. Одним из негативных факторов, оказывающих влияние на число детей в семье, является неполный состав семьи. Неполная семья – проблема очень серьезная. Учащающийся в стране распад семьи приводит к уменьшению числа детей в семьях. Часто ребенок растет единственным (это само по себе может приводить к дефектам воспитания, ибо быть единственным ребенком – значит иметь, по мнению многих исследователей, повышенный риск к появлению психоневрологических отклонений), да еще и в семье, где нет одного из родителей (чаще отца), - это сочетание очень неблагоприятно для ребенка. В нашей школе 49 неполных семей в которых 78 детей. (см. приложение № 3 ).