Учебно-методические материалы

Занятие 3. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Студента ____________________ ___________ учебной группы. Вариант N___

Фамилия, инициалы

№ п/п Определяемые параметры Результат Оценка
Средняя плотность заселения    
Площадь заражения данного района    
Вероятное число потрадавших    
Возможные потери людей на открытой местности    
Возможные потери людей, находящихся в зданиях    
Количество пораженных легкой степени    
Количество пораженных средней и тяжелой степени    
Количество пораженных со смертельным исходом    
Время, имеющееся в запасе для организации эвакомероприятий    
Число рабочих и служащих, подлежащих эвакуации    
Число членов семей жилой зоны, в том числе детей    
Перечислить выбранные вами формирования из таблицы 2, исходя из количества работающих на предприятии по вашему варианту    
Количество продуктов питания, которое необходимо для эвакуированного населения, кг    
Количество продуктов питания для рабочих, спасателей, находящихся в очаге поражения, кг    
Количество грузовых автомобилей для подвоза продуктов    
Площадь для размещения эвакуированных, м2    
Количество кранов в умывальниках (на 15 человек 1 кран)    
Количество туалетов (на 30–40 человек 1 туалет)    
Количество автомобилей и автобусов, необходимых для перевозки людей и грузов    

 

 

 
 
Разработал Ролевич И.В.


( 4 часа, семинар)

 

1. Основная цель работы: закрепить теоретические сведения и научиться оказывать первую медицинскую (неквалифицированная) помощь немедицинского работника пострадавшим при техногенных ЧС (занятие рассчитано на 4 часа).

2. Порядок выполнения работы:

2.1. Изучить учебно-методические материалы:

1. Виды, задачи и объём первой медицинской помощи на месте происшествия.

2. Средства у спасателя для оказания первой медицинской помощи.

3. Первая медицинская помощь при автодорожных происшествиях.

4. Первая медицинская помощь при травматическом и аллергическом шоке.

5. Первая медицинская помощь при сдавлениях и ушибах.

6. Первая медицинская помощь при ожогах.

7. Первая медицинская помощь при поражении отравляющими и опасными химическими веществами.

8. Первая медицинская помощь при несчастных случаях.

9. Первая медицинская помощь при сердечно-сосудистых нарушениях.

10.Первая медицинская помощь в очаге радиационной аварии.

2.2. Быть готовым к обсуждению вопросов, поставленных преподавателем.

2.3. Ответить письменно на контрольные вопросы (отчёт о выполнении работы).

2.4. При наличии компьютерной базы для проверки знаний студентов можно также использовать компьютерную программу.

3. Материально-техническое обеспечение: слайды с рисунками, таблицами, блок-схемами алгоритмами, фрагменты видеофильмов.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного и природного происхождения включают в себя различные по характеру и тяжести аварии и катастрофы. В 1989 г. при прохождении встречных поездов на одном из железнодорожных перегонов в Башкирии произошел взрыв скопившейся вблизи полотна газовоздушной смеси, которая поступала из разрушенного газопровода. В результате взрыва от двух поездов было оторвано и сброшено с пути 11 вагонов, 7 из них сгорели полностью, остальные 26 сильно повреждены и обгорели. В поездах следовало около 1200 чел., из них свыше 780 погибло на месте катастрофы, остальные остались живы, но нуждались в неотложной первой медицинской помощи.

Десятки тысяч людей одновременно были ранены во время катастрофического землетрясения в Армении 7 декабря 1989 г. Взрывы, пожары, землетрясения, наводнения, оползни, аварии на транспорте – все они приводят, как правило, к многочисленным жертвам.

Опыт Великой Отечественной войны убедительно показал решающую роль своевременно, и умело оказанной медицинской помощи. Ее основной и главный принцип – предупреждение и ослабление опасных последствий.

Возникающие при этом травмы также неодинаковые и по характеру, и по тяжести. Чаще – это механические травмы: ушибы, сотрясения мозга, переломы, ожоги и др. Реже – причиной травмы могут быть химические, биологические и психические факторы.

Нередко травмы сопровождается повреждением внутренних жизненно важных органов (мозг, печень, селезенка и др.) и состояниями, непосредственно угрожающими жизни пострадавшего — шоком, нарушением дыхания, остановкой сердца и т.д. ЧС возникают, в том числе и на объектах, магистралях, удалённых от медицинских учреждений. Поэтому освоение правил оказания первой медицинской помощи жизненно необходимо и обязательно для всех граждан и, особенно, студентов учебных заведений республики Беларусь.

3.1. ВИДЫ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕМ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Виды, задачи и объём первой медицинской помощи на месте ЧС– это комплекс экстренных мероприятий по спасению жизни или здоровья пострадавших в результате ЧС на объектах до оказания врачебной помощи. Её цель – предотвратить дальнейшие повреждения во время транспортировки, снять боль и снизить тяжесть возможных осложнений. Различают следующие виды медицинской помощи: первую медицинскую, доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную.

Первая медицинская помощь на месте происшествия, как правило, оказывается впорядке само- и взаимопомощи пострадавшими или лицами, случайно оказавшимися на месте происшествия: шоферами проезжающих машин, работниками милиции, прохожими, охраной предприятия и др. Своевременно иправильно оказанная первая медицинская помощь имеет важное значение для спасения пострадавшего, его дальнейшего лечения и восстановления трудоспособности. Она включает в себя следующие три группы мероприятий:

1. Немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов (электрический ток, высокая или низкая температура, сдавливание тяжестями) и удаление пострадавшего из неблагоприятных условий.

2. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания (остановка кровотечения, наложение повязки на рану, искусственное дыхание, массаж сердца и др.).

3. Организация скорейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи – до 30 минут после получения травмы. При остановке дыхания это время сокращается до 5 минут. Отсутствие помощи в течение 1 часа после травмы увеличивает количество летальных (смертельных) исходов среди тяжело пораженных на 30%, до 3 часов – на 60% и до 6 часов – на 90%, т. е. при несвоевременном оказании медицинской помощи количество погибших возрастает почти вдвое.

Задачи при оказании первой помощи:

1. Определить признаки неотложности ситуации.

2. Принять решение действовать.

3. Оказать при необходимости первую медицинскую помощь.

4. Ускорить поступление квалифицированной медицинской помощи.

5. Подготовить пострадавшего к транспортировке в лечебное учреждение.

Эти жизненно важные для пострадавших мероприятия ограничены во времени, и между ними порой нельзя провести чётких границ. Поэтому при оказании первой медицинской помощи следует руководствоваться следующими принципами:правильность и целесообразность, быстрота и бережность, решительность и спокойствие.

Для оценки тяжести состояния пострадавшего необходимо проверить у него наличие: сознания, дыхания, сердечной деятельности (пульса).

Сохранность и ясность сознания пострадавшего определяется по первым вопросам к пострадавшему и его ответам. Потеря сознания развивается при тяжелых травмах: человек лежит без движений, как правило, с закрытыми глазами, не реагирует на окружающее. Необходимо чётко и быстро отличить потерю сознания от смерти.

Дыхание определяют по движению грудной клетки и живота: 12 дыхательных движений в минуту (здоровый взрослый человек). Повышенная частота дыхания, неритмичность, заглатывание воздуха, а также нехарактерные звуки – свист, хрипы, шипение, «хлюпанье» – признаки повреждения грудной клетки и её органов.

Пульс определяется на шее (сонная артерия), в области запястья (лучевая артерия), в паховой области (бедренная артерия). Оценивается характер пульса – частота (в норме у взрослого человека 60–90 ударов в минуту), напряженность, ритмичность.

Признаками жизни являются:

Сердцебиение, определяемое рукой или ухом на грудной клетке в области левого соска, при отсутствии пульсации крупных артерий.

Видимые движения грудной клетки и живота (улавливается струя выдыхаемого воздуха ухом, приложенным к губам пострадавшего, увлажняется (запотевает) зеркало, приложенное к его носу и рту или движется кусочек ваты, нити у носовых отверстий).

Реакция зрачков на свет, если осветить глаз пучком света, например фонариком, наблюдается сужение зрачка – положительная реакция. При дневном освещении: закрыть глаз верхним веком на 3–4 секунды, а затем быстро открыть его – заметна реакция зрачка.

Признаки смерти.Смерть состоит из двух фаз – клинической и биологической смерти. Во время клинической смерти, длящейся 5–7 минут, человек уже не дышит, сердце перестает биться, однако необратимые явления в тканях еще отсутствуют. В этот период организм еще можно оживить. По истечении 8–10 минут наступает биологическая смерть. В этой фазе спасти пострадавшему жизнь невозможно. При установлении жив ли пострадавший или уже мертв, исходят из так называемых сомнительных и явных трупных признаков.

Сомнительные признаки смерти: пострадавший не дышит, биения сердца нет, отсутствует реакция на укол иглой, реакция зрачков на сильный свет отрицательная.

Внимание! До тех пор, пока нет полной уверенности в смерти пострадавшего, мы обязаны оказывать ему помощь в полном объёме!

Явные трупные признаки (признаки биологической смерти). Одним из первых главных признаков является:

v помутнение роговицы и её высыхание;

v симптом «кошачий глаз» (при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок суживается и напоминает кошачий глаз).

Трупное окоченение начинается через 2–4 часа после смерти. Охлаждение тела происходит постепенно, появляются трупные синеватые пятна (табл. 1).

Таблица 1.

Признаки жизни и смерти человека

Признаки Пострадавший жив В случае смерти
Пульс Прощупывается Не прощупывается
Сердечные сокращения (тоны) Определяются выслушиванием грудной клетки в области левого соска Не прослушиваются
Дыхание Определяется по улавливанию струи выдыхаемого воздуха ухом, приложенным к губам пострадавшего, запотеванию зеркала. Не определяется
Реакция зрачков на свет Зрачок на воздействие светом суживается Зрачок широкий, на свет не реагирует

 

 

Продолжение табл. 1