Учебно-методические материалы
Занятие 3. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Студента ____________________ ___________ учебной группы. Вариант N___
Фамилия, инициалы
№ п/п | Определяемые параметры | Результат | Оценка |
Средняя плотность заселения | |||
Площадь заражения данного района | |||
Вероятное число потрадавших | |||
Возможные потери людей на открытой местности | |||
Возможные потери людей, находящихся в зданиях | |||
Количество пораженных легкой степени | |||
Количество пораженных средней и тяжелой степени | |||
Количество пораженных со смертельным исходом | |||
Время, имеющееся в запасе для организации эвакомероприятий | |||
Число рабочих и служащих, подлежащих эвакуации | |||
Число членов семей жилой зоны, в том числе детей | |||
Перечислить выбранные вами формирования из таблицы 2, исходя из количества работающих на предприятии по вашему варианту | |||
Количество продуктов питания, которое необходимо для эвакуированного населения, кг | |||
Количество продуктов питания для рабочих, спасателей, находящихся в очаге поражения, кг | |||
Количество грузовых автомобилей для подвоза продуктов | |||
Площадь для размещения эвакуированных, м2 | |||
Количество кранов в умывальниках (на 15 человек 1 кран) | |||
Количество туалетов (на 30–40 человек 1 туалет) | |||
Количество автомобилей и автобусов, необходимых для перевозки людей и грузов |
|
( 4 часа, семинар)
1. Основная цель работы: закрепить теоретические сведения и научиться оказывать первую медицинскую (неквалифицированная) помощь немедицинского работника пострадавшим при техногенных ЧС (занятие рассчитано на 4 часа).
2. Порядок выполнения работы:
2.1. Изучить учебно-методические материалы:
1. Виды, задачи и объём первой медицинской помощи на месте происшествия.
2. Средства у спасателя для оказания первой медицинской помощи.
3. Первая медицинская помощь при автодорожных происшествиях.
4. Первая медицинская помощь при травматическом и аллергическом шоке.
5. Первая медицинская помощь при сдавлениях и ушибах.
6. Первая медицинская помощь при ожогах.
7. Первая медицинская помощь при поражении отравляющими и опасными химическими веществами.
8. Первая медицинская помощь при несчастных случаях.
9. Первая медицинская помощь при сердечно-сосудистых нарушениях.
10.Первая медицинская помощь в очаге радиационной аварии.
2.2. Быть готовым к обсуждению вопросов, поставленных преподавателем.
2.3. Ответить письменно на контрольные вопросы (отчёт о выполнении работы).
2.4. При наличии компьютерной базы для проверки знаний студентов можно также использовать компьютерную программу.
3. Материально-техническое обеспечение: слайды с рисунками, таблицами, блок-схемами алгоритмами, фрагменты видеофильмов.
Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного и природного происхождения включают в себя различные по характеру и тяжести аварии и катастрофы. В 1989 г. при прохождении встречных поездов на одном из железнодорожных перегонов в Башкирии произошел взрыв скопившейся вблизи полотна газовоздушной смеси, которая поступала из разрушенного газопровода. В результате взрыва от двух поездов было оторвано и сброшено с пути 11 вагонов, 7 из них сгорели полностью, остальные 26 сильно повреждены и обгорели. В поездах следовало около 1200 чел., из них свыше 780 погибло на месте катастрофы, остальные остались живы, но нуждались в неотложной первой медицинской помощи.
Десятки тысяч людей одновременно были ранены во время катастрофического землетрясения в Армении 7 декабря 1989 г. Взрывы, пожары, землетрясения, наводнения, оползни, аварии на транспорте – все они приводят, как правило, к многочисленным жертвам.
Опыт Великой Отечественной войны убедительно показал решающую роль своевременно, и умело оказанной медицинской помощи. Ее основной и главный принцип – предупреждение и ослабление опасных последствий.
Возникающие при этом травмы также неодинаковые и по характеру, и по тяжести. Чаще – это механические травмы: ушибы, сотрясения мозга, переломы, ожоги и др. Реже – причиной травмы могут быть химические, биологические и психические факторы.
Нередко травмы сопровождается повреждением внутренних жизненно важных органов (мозг, печень, селезенка и др.) и состояниями, непосредственно угрожающими жизни пострадавшего — шоком, нарушением дыхания, остановкой сердца и т.д. ЧС возникают, в том числе и на объектах, магистралях, удалённых от медицинских учреждений. Поэтому освоение правил оказания первой медицинской помощи жизненно необходимо и обязательно для всех граждан и, особенно, студентов учебных заведений республики Беларусь.
3.1. ВИДЫ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕМ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Виды, задачи и объём первой медицинской помощи на месте ЧС– это комплекс экстренных мероприятий по спасению жизни или здоровья пострадавших в результате ЧС на объектах до оказания врачебной помощи. Её цель – предотвратить дальнейшие повреждения во время транспортировки, снять боль и снизить тяжесть возможных осложнений. Различают следующие виды медицинской помощи: первую медицинскую, доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную.
Первая медицинская помощь на месте происшествия, как правило, оказывается впорядке само- и взаимопомощи пострадавшими или лицами, случайно оказавшимися на месте происшествия: шоферами проезжающих машин, работниками милиции, прохожими, охраной предприятия и др. Своевременно иправильно оказанная первая медицинская помощь имеет важное значение для спасения пострадавшего, его дальнейшего лечения и восстановления трудоспособности. Она включает в себя следующие три группы мероприятий:
1. Немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов (электрический ток, высокая или низкая температура, сдавливание тяжестями) и удаление пострадавшего из неблагоприятных условий.
2. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания (остановка кровотечения, наложение повязки на рану, искусственное дыхание, массаж сердца и др.).
3. Организация скорейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи – до 30 минут после получения травмы. При остановке дыхания это время сокращается до 5 минут. Отсутствие помощи в течение 1 часа после травмы увеличивает количество летальных (смертельных) исходов среди тяжело пораженных на 30%, до 3 часов – на 60% и до 6 часов – на 90%, т. е. при несвоевременном оказании медицинской помощи количество погибших возрастает почти вдвое.
Задачи при оказании первой помощи:
1. Определить признаки неотложности ситуации.
2. Принять решение действовать.
3. Оказать при необходимости первую медицинскую помощь.
4. Ускорить поступление квалифицированной медицинской помощи.
5. Подготовить пострадавшего к транспортировке в лечебное учреждение.
Эти жизненно важные для пострадавших мероприятия ограничены во времени, и между ними порой нельзя провести чётких границ. Поэтому при оказании первой медицинской помощи следует руководствоваться следующими принципами:правильность и целесообразность, быстрота и бережность, решительность и спокойствие.
Для оценки тяжести состояния пострадавшего необходимо проверить у него наличие: сознания, дыхания, сердечной деятельности (пульса).
Сохранность и ясность сознания пострадавшего определяется по первым вопросам к пострадавшему и его ответам. Потеря сознания развивается при тяжелых травмах: человек лежит без движений, как правило, с закрытыми глазами, не реагирует на окружающее. Необходимо чётко и быстро отличить потерю сознания от смерти.
Дыхание определяют по движению грудной клетки и живота: 12 дыхательных движений в минуту (здоровый взрослый человек). Повышенная частота дыхания, неритмичность, заглатывание воздуха, а также нехарактерные звуки – свист, хрипы, шипение, «хлюпанье» – признаки повреждения грудной клетки и её органов.
Пульс определяется на шее (сонная артерия), в области запястья (лучевая артерия), в паховой области (бедренная артерия). Оценивается характер пульса – частота (в норме у взрослого человека 60–90 ударов в минуту), напряженность, ритмичность.
Признаками жизни являются:
Сердцебиение, определяемое рукой или ухом на грудной клетке в области левого соска, при отсутствии пульсации крупных артерий.
Видимые движения грудной клетки и живота (улавливается струя выдыхаемого воздуха ухом, приложенным к губам пострадавшего, увлажняется (запотевает) зеркало, приложенное к его носу и рту или движется кусочек ваты, нити у носовых отверстий).
Реакция зрачков на свет, если осветить глаз пучком света, например фонариком, наблюдается сужение зрачка – положительная реакция. При дневном освещении: закрыть глаз верхним веком на 3–4 секунды, а затем быстро открыть его – заметна реакция зрачка.
Признаки смерти.Смерть состоит из двух фаз – клинической и биологической смерти. Во время клинической смерти, длящейся 5–7 минут, человек уже не дышит, сердце перестает биться, однако необратимые явления в тканях еще отсутствуют. В этот период организм еще можно оживить. По истечении 8–10 минут наступает биологическая смерть. В этой фазе спасти пострадавшему жизнь невозможно. При установлении жив ли пострадавший или уже мертв, исходят из так называемых сомнительных и явных трупных признаков.
Сомнительные признаки смерти: пострадавший не дышит, биения сердца нет, отсутствует реакция на укол иглой, реакция зрачков на сильный свет отрицательная.
Внимание! До тех пор, пока нет полной уверенности в смерти пострадавшего, мы обязаны оказывать ему помощь в полном объёме!
Явные трупные признаки (признаки биологической смерти). Одним из первых главных признаков является:
v помутнение роговицы и её высыхание;
v симптом «кошачий глаз» (при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок суживается и напоминает кошачий глаз).
Трупное окоченение начинается через 2–4 часа после смерти. Охлаждение тела происходит постепенно, появляются трупные синеватые пятна (табл. 1).
Таблица 1.
Признаки жизни и смерти человека
Признаки | Пострадавший жив | В случае смерти |
Пульс | Прощупывается | Не прощупывается |
Сердечные сокращения (тоны) | Определяются выслушиванием грудной клетки в области левого соска | Не прослушиваются |
Дыхание | Определяется по улавливанию струи выдыхаемого воздуха ухом, приложенным к губам пострадавшего, запотеванию зеркала. | Не определяется |
Реакция зрачков на свет | Зрачок на воздействие светом суживается | Зрачок широкий, на свет не реагирует |
Продолжение табл. 1