Ч.Т. Филлипс. Феминизм и семья. М., 2002.

Разрушение брака как социального института, на котором основана семья.

Поэтому феминистки пытаются разрушить традиционные социальные нормы, согласно которым каждая женщина должна выйти замуж и родить хотя бы одного ребенка. С их точки зрения, эти социальные нормы ограничивают свободу женщины, и препятствуют ее развитию как личности. Существуют даже организации Child free (свободные от детей), которые отстаивают право женщин (и мужчин тоже) на добровольную бездетность.

Главную причину этого современные феминистки видят в том, что после рождения ребенка карьера женщины останавливается, а ее муж продолжает делать карьеру и в итоге занимает более высокое общественное положение, чем жена. С точки зрения многих феминисток, женщины могут достигнуть полного фактического равноправия с мужчинами, только если вообще откажутся рожать детей и даже одного ребенка.

Феминистское движение, которое борется за полное равноправие женщин, считает, что хотя по закону женщины давно имеют равные права с мужчинами, но на практике женщины занимают более низкое общественное положение.

Эмансипация женщин, то есть, уравнение женщин в правах с мужчинами.

Главный результат этого исследования состоит в том, что даже среди людей, считающих себя верующими, подавляющее большинство пользуется противозачаточными средствами, а многие из них прибегают и к искусственным абортам, хотя церковь это запрещает.

Однако в наше время большая часть населения мало считается с мнением церкви по этим вопросам.

Христианская церковь (как и другие религии) признает сексуальные отношения лишь в браке и только ради рождения детей. Если люди ведут сексуальную жизнь и при этом применяют противозачаточные средства, то, с точки зрения церкви, они совершают грех. Прерывание беременности (искусственный аборт) рассматривается и православной и католической церковью как убийство еще не родившегося ребенка, то есть, как очень тяжкий грех.

Уменьшение влияния религии на жизнь общества.

В Китае в деревнях до сих пор родители непременно хотят иметь сына. Поэтому политика по снижению рождаемости не имеет полного успеха.

В странах европейской культуры для родителей уже не имеет большого значения пол их будущих детей. Желание иметь ребенка другого пола может быть стимулом к рождению второго ребенка. Но если в семье уже есть два мальчика или две девочки, то лишь немногие родители решаются на рождение третьего ребенка в надежде на то, что он будет другого пола, чем двое первых.

Исчезновение традиции предпочтения мальчиков.

Снижение детской смертности

Создание государственной системы социального пенсионного обеспечения приводит к тому, что люди уже не рассчитывают на материальную помощь со стороны своих детей в то время, когда они сами станут старыми и нетрудоспособными. Вместо этого они собираются жить на свою пенсию.

В современном индустриальном и постиндустриальном обществе большинство женщин (как и мужчин) занято оплачиваемым трудом вне дома, в отрыве от семьи. Поэтому они не заинтересованы в рождении большого числа детей. Каждый вновь рожденный ребенок для его матери означает большой перерыв в работе, потерю квалификации, сокращение нынешней зарплаты и будущей пенсии. Поэтому массовое вовлечение женщин в общественное производство означает дальнейшее снижение рождаемости.

В России в конце XIX века около 30% детей умирали на первом году жизни и около 50% не доживали до 15 лет. Поэтому хотя одна женщина в среднем за всю жизнь рожала семерых детей, но только трое или четверо из них выживало и достигало хотя бы 15 лет. В более ранние времена детская смертность была еще выше. Поэтому в каждой семье родители старались произвести на свет как можно больше детей в надежде на то, что хоть кто-нибудь из них выживет. В наше время детская смертность низкая, менее 1% детей умирает в первый год и 2 или 3% в первые 15 лет. Родители уверены, что все дети выживут и «про запас» больше не рожают.

Этот вывод подтверждается данными разных социологических исследований, в том числе исследования «Религия, семья, дети», которое было проведено кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ в 2003-2006 годах.

По материалам этого исследования была издана книга:

Синельников А.Б., Антонов А.И., Медков В.М. Семья и вера в социологическом измерении. М.: КДУ, 2009. – (в книге 288 страниц). На основании этой книги А.Б. Синельников читает авторский спецкурс «Семья и вера в социологическом измерении».

См. об этом подробнее: Уэстофф Ч.Ф. Возможности прогнозирования рождаемости в развитых странах // Как изучают рождаемость. (Серия «Новое в зарубежной демографии»). М.: Финансы и статистика, 1983. С. 83-99.

См. также:

(кафедра социологии семьи)