Вопрос 22. Население и устойчивое развитие.
Демографические факторы: влияние пола и возраста на поведение потребителей
Демографические характеристики – это объективные, легко определяемые и поддающиеся оценке и измерению статистические данные населения. Потребителей можно описать с помощью таких демографических характеристик как пол, возраст, языки общения, образование, этическая (расовая) принадлежность и т.д. Фундаментальными среди всех этих характеристик являются пол и возраст. Их проще всего описать (посчитать), а их влияние имеет иногда определяющее значение. Именно эти факторы мы и будем рассматривать подробно.
Возраст – один из ключевых параметров определения поведения, зная его, с большой степенью вероятности можно сказать, что интересно людям, а что нет. С возрастом потребности и возможности покупателей меняются. Например, чем старше становится человек, тем более он консервативен, а в подростковом возрасте более склонен к индивидуализации и экспериментам.
Принято различать пол физический и пол социальный. Когда мы говорим о различиях потребителей по полу, то имеем ввиду именно гендерные различия.
Гендер (социальный пол) – это принятая в данном социокультурном поле модель поведения представителей разных полов. На основе этой модели формируется реальное поведение людей. В соответствии с ней проходит социализация детей. Реальные люди с помощью самых разных позитивных и негативных санкций загоняются в ее рамки. На ее основе формируются социальные ожидания и стереотипы, которые преследуют людей всю жизнь, заставляя их подстраиваться под гендерные модели.
Важен количественный состав мужского и женского населения и их отклик на продукт. Это позволяет определить состав аудитории, динамику ее поведения и скорректировать курс ей навстречу. Сегментирование по гендерным признакам давно используется в производстве одежды, на рынке парикмахерских услуг, в косметической отрасли, в издательском деле.
Пол и возраст – тесно связанные факторы, практически не используемые по отдельности. Именно половозрастные характеристики влияют на то позиционирование фирм, работающие на конечного потребителя: есть товары для девочек, а есть – для мальчиков, для девушек и для юношей, женщин и мужчин, старушек и стариков.
В 80-х годах XXв. идеи о том, что люди, их развитие являются важнейшей целью общественного прогресса, стали получать все более широкую поддержку в экономических исследованиях, в разработке национальных программ развития. Концептуальный подход к человеческому развитию был разработан группой экспертов Программы развития ООН, впоследствии он стал ежегодным.
Человеческое развитие – расширения для человека свободы выбора, как совершенствование его возможностей и способностей.
Отличительный принцип от других предшествующих концепций, заключается в том, что национальное богатство может расширить возможности выбора для людей. Однако, определяющим является не само богатство, а то, как его используют разные страны. И до тех пор, пока общество не осознает, что основное его богатство – это люди.
Концепция чел. развития предлагает 4 способа, с помощью которых можно достичь оптимизации связи между экономическим ростом и человеческим развитием:
• Увеличение инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку.
• Более справедливое распределение богатства как материальной основы развития человеческого потенциала.
• Высокий уровень, динамика и рациональное распределение социальных расходов для укрепления экономической базы социальной сферы.
• Расширение возможностей людей, свободы выбора в политической, социальной и экономической сферах.
Исходя из этого концептуальная схема человеческого развития построена на 4 элементах.
1.Продуктивность, люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, участвовать в формировании своего дохода и трудиться за денежное вознаграждение.
2.Равенство, все люди должны первоначально иметь равные возможности.
3.Устойчивость доступ к возможностям должен быть обеспечен не только нынешним, но и будущим поколениям. Нужно исключить в оставление наследства долгов.
4.Расширение возможностей, развитие должно реализовываться прежде всего усилиями самих людей, а не кем-то стоящим над ними.