Система показателей.
Образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Дошкольные образовательные учреждения.
Годы | Число дошкольных образо- вательных учреждений - всего, тыс. | в том числе | Численность детей в дошкольных образо- вательных учреждениях - всего, тыс. человек1) | в том числе | Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек | ||||
в городах и поселках городского типа | в сельской местности | в городах и поселках городского типа | в сельской местности | всего | в городах и поселках городского типа | в сельской местности | |||
27,5 | 11,3 | 16,2 | 1,2 | 0,7 | 0,5 | ... | ... | ... | |
29,9 | 14,9 | 15,0 | 1,3 | 0,9 | 0,4 | ... | ... | ... | |
30,2 | 17,4 | 12,8 | 1,2 | 0,9 | 0,3 | ... | ... | ... | |
47,6 | 29,0 | 18,6 | 3037,7 | 2446,7 | 591,0 | ||||
65,0 | 39,4 | 25,6 | 5666,4 | 4543,2 | 1123,2 | ||||
74,5 | 43,2 | 31,3 | 8149,1 | 6445,7 | 1703,4 | ||||
87,9 | 47,3 | 40,6 | 9009,5 | 6860,5 | 2149,0 | ||||
68,6 | 37,1 | 31,5 | 5583,6 | 4352,5 | 1231,1 | ||||
51,3 | 28,6 | 22,7 | 4263,0 | 3408,5 | 854,5 | ||||
50,0 | 27,9 | 22,1 | 4246,3 | 3383,9 | 862,4 | ||||
48,9 | 27,4 | 21,5 | 4267,3 | 3398,2 | 869,1 | ||||
47,8 | 27,0 | 20,8 | 4321,3 | 3444,4 | 876,9 | ||||
47,2 | 26,7 | 20,5 | 4422,6 | 3528,1 | 894,5 | ||||
46,5 | 26,4 | 20,1 | 4530,4 | 3611,0 | 919,4 | ||||
46,2 | 26,4 | 19,8 | 4713,2 | 3752,8 | 960,4 | ||||
45,7 | 26,6 | 19,1 | 4906,3 | 3905,6 | 1000,7 | ||||
45,6 | 26,8 | 18,8 | 5105,4 | 4067,5 | 1037,9 | ||||
45,3 | 26,8 | 18,5 | 5228,2 | 4158,1 | 1070,2 |
1970/71 | 1980/81 | 1990/91 | 2000/01 | 2001/02 | 2002/03 | 2003/04 | 2004/05 | 2005/06 | 2006/07 | 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | |
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях | |||||||||||||
в том числе: | |||||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | |||||||||||||
в сельской местности | |||||||||||||
Из них численность обучающихся: | |||||||||||||
общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) | 20013 | ||||||||||||
в том числе: | |||||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | |||||||||||||
в сельской местности | |||||||||||||
вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая обучавшихся заочно | 480 | ||||||||||||
в том числе: | |||||||||||||
в гоpодах и поселках гоpодского типа | |||||||||||||
в сельской местности | |||||||||||||
Численность учителей | 1103* |
Годы | Число образо- вательных учреждений | В них студентов - всего, тыс.человек | в том числе обучавшихся на отделениях | На 10 000 человек населения приходилось студентов | |||
очных | очно- заочных (вечерних) | заочных | экстернат | ||||
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования | |||||||
86,5 | 86,5 | - | - | - | |||
- | - | - | |||||
1927 (на 15 декабря) | 114,2 | 114,2 | - | - | - | ... | |
1940/41 | 478,1 | 335,1 | - | ||||
1950/51 | 796,7 | 502,6 | 277,1 | - | |||
1960/61 | 1496,7 | 699,2 | 167,6 | 629,9 | - | ||
1970/71 | 2671,7 | 1296,5 | 389,8 | 985,4 | - | ||
1980/81 | 3045,7 | 1685,6 | 959,1 | - | |||
1990/91 | 2824,5 | 1647,7 | 284,5 | 892,3 | - | ||
1995/96 | 2790,7 | 1752,6 | 174,8 | 855,8 | 7,5 | ||
2000/01 | 4741,4 | 2625,2 | 302,2 | 1761,8 | 52,2 | ||
2002/03 | 5947,5 | 3104,0 | 346,0 | 2399,9 | 97,6 | ||
2003/04 | 6455,7 | 3276,6 | 351,3 | 2703,7 | 124,1 | ||
2004/05 | 6884,2 | 3433,5 | 361,8 | 2942,5 | 146,4 | ||
2005/06 | 7064,6 | 3508,0 | 371,2 | 3032,0 | 153,4 | ||
2006/07 | 7309,8 | 3582,1 | 372,3 | 3195,9 | 159,6 | ||
2007/08 | 7461,3 | 3571,3 | 352,9 | 3367,9 | 169,2 | ||
2008/09 | 7513,1 | 3457,2 | 343,7 | 3540,7 | 171,5 | ||
2009/10 | 7418,8 | 3280,0 | 323,6 | 3639,2 | 175,9 | ||
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования | |||||||
86,5 | 86,5 | - | - | - | |||
- | - | - | |||||
1927 (на 15 декабря) | 114,2 | 114,2 | - | - | - | ... | |
1940/41 | 478,1 | 335,1 | - | ||||
1950/51 | 796,7 | 502,6 | 277,1 | - | |||
1960/61 | 1496,7 | 699,2 | 167,6 | 629,9 | - | ||
1970/71 | 2671,7 | 1296,5 | 389,8 | 985,4 | - | ||
1980/81 | 3045,7 | 1685,6 | 959,1 | - | |||
1990/91 | 2824,5 | 1647,7 | 284,5 | 892,3 | - | ||
1995/96 | 2655,2 | 1699,9 | 160,6 | 794,6 | 0,1 | ||
2000/01 | 4270,8 | 2441,9 | 258,6 | 1518,8 | 51,5 | ||
2002/03 | 5228,7 | 2861,6 | 298,8 | 1973,4 | 94,9 | ||
2003/04 | 5596,2 | 3009,9 | 301,8 | 2164,9 | 119,6 | ||
2004/05 | 5860,1 | 3143,6 | 300,3 | 2279,4 | 136,8 | ||
2005/06 | 5985,3 | 3195,2 | 299,9 | 2348,3 | 141,9 | ||
2006/07 | 6133,1 | 3251,2 | 291,3 | 2443,2 | 147,4 | ||
2007/08 | 6208,4 | 3240,7 | 280,4 | 2532,4 | 154,8 | ||
2008/09 | 6214,8 | 3152,8 | 269,4 | 2636,9 | 155,7 | ||
2009/10 | 6135,6 | 3017,4 | 253,1 | 2710,3 | 154,8 | ||
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования | |||||||
1995/96 | 135,5 | 52,7 | 14,2 | 61,2 | 7,4 | ||
2000/01 | 470,6 | 183,3 | 43,6 | 243,0 | 0,7 | ||
2002/03 | 718,8 | 242,4 | 47,2 | 426,5 | 2,7 | ||
2003/04 | 859,5 | 266,7 | 49,5 | 538,8 | 4,5 | ||
2004/05 | 1024,1 | 289,9 | 61,5 | 663,1 | 9,6 | ||
2005/06 | 1079,3 | 312,8 | 71,3 | 683,7 | 11,5 | ||
2006/07 | 1176,8 | 330,9 | 81,0 | 752,7 | 12,2 | ||
2007/08 | 1252,9 | 330,6 | 72,4 | 835,5 | 14,4 | ||
2008/09 | 1298,3 | 304,4 | 74,3 | 903,9 | 15,7 | ||
2009/10 | 1283,3 | 262,6 | 70,5 | 928,9 | 21,2 |
Источники информации о населении:
1) естественный прирост - превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени.
2) естественное движение населения - это изменение численности населения в результате рождений и смертей.
3) профессиональный состав
4) возрастной состав
5) численность трудоспособного населения
При описании состава населения часто ограничиваются простейшими показателями:
· абсолютными величинами
· относительными величинами
· средними
· рядами распределения
· рядами динамики.
Наиболее распространенный прием - группировки. Здесь исходными являются абсолютные показатели численности лиц в каждой выделенной группе. Применяются графики, хотя при графических изображениях структуры населения их аналитическая функция сравнительно невелика, чаще они служат целям популяризации статистических данных. Исключение составляют возрастно-половые пирамиды, несущие аналитическую нагрузку.
Важным в источниках информации о населении является само понятие движения населения. Оно подразделяется на:
1) естественное движение населения – рождения и смерти, бракосочетания и разводы.
2) миграция – перемещение от одного места жительства к другому.
В зависимости от того, какой рассматривается тип естественного движения, выделяются различные системы показателей:
1) абсолютные показатели – показатели числа родившихся и умерших, браков и разводов.
2) относительные – коэффициенты, рассчитываемые на основе абсолютных показателей (коэффициент младенческой смертности).
Абсолютные показатели получаются при статистической обработке актов гражданского состояния, которые составляются в органах ЗАГС.
К числу наиболее важных для статистики населения показателей относят:
1. Показатели демографической нагрузки населения трудоспособного возраста:
где-общая демографическая нагрузка населения трудоспособного возраста;
- численностьнаселения в соответствующих возрастных группах;
-демографическая нагрузка детьми;
-демографическая нагрузка пожилыми.
Связь между показателями может быть выражена так:
2. Коэффициенты:
2.1. Общий коэффициент рождаемости = KN
Число родившихся живыми в течение календарного года = N.
KN = N/s*1000
S – общее число родившихся
2.2. Общий коэффициент смертности = KM
M- число умерших в течение календарного года.
KM = M/ S *1000
2.3. Коэффициент естественного прироста = KN-M
KN-M = N-M/S*1000
2.4. Коэффициент брачности =KB
B – число заключенных браков.
KB = B/S*1000
2.5. Коэффициент разводимости = KR
KR = R/S *1000
2.6. Коэффициент фертильности = число родившихся живыми/ средняя численность женщин от 15 до 49 лет
Фертильность – способность зрелого организма производить потомство.
2.7. Коэффициент трудоспособности всего населения:
,
где – трудоспособное население трудоспособного возраста;
– все население
2.8. Коэффициент замещения трудовых ресурсов:
,
где – население дорабочего возраста.
Очень популярен сегодня анализ демографических таблиц (к примеру, таблиц смертности).
Демографическая таблица – это упорядоченные ряды данных, характеризующих взаимосвязь развития одного или нескольких демографических процессов в данной когорте населения.
Важно сегодня рассматривать миграцию. К абсолютным показателям миграции относят:
· число прибытий
· число выбытий
· миграционный прирост
· объем миграции
Необходимо рассматривать также внутреннюю миграцию, так как:
- сегодня происходит сильное территориальное расслоение
- сильное расслоение населения по уровню дохода
- различное экономическое развитие регионов
- возникают этнические диаспоры