Постановка проблемы

Анализ ситуации в исследуемой области

Методологический раздел программы исследования

Программа

Основные показатели, характеризующие процесс миграции населения.

Три стадии миграционного процесса.

Основные направления миграции населения.

любой завершенный миграционный процесс состоит из трех стадий:

-исходной, или подготовительной стадии, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения;

-основной стадии, или собственно переселения населения, миграционных потоков;

-заключительной, или завершающей стадии, выступающей как приживаемость мигрантов на новом месте.

Основные показатели миграции населения для каждого населённого пункта и страны в целом являются число выбывших и число прибывших лиц.

Коэффициент прибытия

число прибывших на 1000 человек населения в среднем за год.

Коэффициент выбытия

число выбывших на 1000 человек населения в среднем за год

коэффициент эффективности миграции

Коэффициент интенсивности миграционного оборота

Данный коэффициент может иметь как положительное значение (+), так и отрицательное (-) и характеризует в положительном значении приток, а в отрицательном - отток.

Коэффициент миграционного (механического) прироста

Коэф общего прироста= коэф естественного+ коэф миграционного

Международная миграция характеризуется с помощью следующих показателей:

· абсолютная величина годового объема миграции;

· распределение внешних эмигрантов по территориям (областям, краям) страны;

· доля иностранцев в численности населения, доля иностранцев в составе занятого населения;

· состав иммигрантов и эмигрантов по полу, возрасту, национальности, образованию и т.п.;

· распределение беженцев, приехавших в страну, по территориям, из которых они переехали.

социологического исследования

Потребительское поведение населения

 

Выполнил:

студент гр. С-10-1

Бадамшина А. Р.

 

Проверил:

к.ф.н., доцент

Разинская В.Д.

 

 

Пермь, 2011

Содержание

Методологический раздел программы исследования. 3

Анализ ситуации в исследуемой области. 3

Постановка проблемы.. 3

Объект, предмет, цель и задачи исследования. 8

Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий. 8

Эмпирическая интерпретация понятия «потребительское поведение». 9

Предварительный системный анализ предмета исследования. 9

Структурный анализ. 9

Функциональный анализ. 10

Рабочие гипотезы.. 10

Список литературы.. 12

 

 

Поведение потребителя – это очень молодая область науки и в процессе своего развития она подвергается всестороннему влиянию. Здесь необходимо очень многое понять и для этого есть много путей. Хотя люди уже давно являются потребителями, только недавно потребление само по себе официально стало объектом изучения.

Одной из важных задач современных социологических исследований является изучение противоречий, характеризующих систему детерминации потребительского поведения человека. В процессе творческой деятельности люди создают все новые и новые товары, услуги, которые обеспечивают многообразие удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Современный человек не может существовать без разносторонней, многоэлементной по содержанию системы потребления. Ее важнейшей особенностью является то, что она уже для многих людей выходит за рамки приобретения самых необходимых для жизни продуктов питания, предметов промышленного производства. Бурное развитие науки и техники, а также относительное повышение уровня жизни значительной массы людей в развитых странах мира, ведет к тому, что создается система специального управления потребительским поведением индивидов. Многие товары покупаются под влиянием таких факторов как престижность, новизна, многофункциональность, соответствие моде и т.д.

Практически все естественные природные побудители потребительского поведения заменяются системой социального воздействия, определяющую содержание конкретных потребностей и интересов человека. Эта тенденция распространяется как на предметы первой необходимости, так и на те, с помощью которых человек повышает степень комфортности своей жизни. В связи с этим актуальной проблемой становится выяснение особенностей влияния современных социальных факторов повседневной жизни человека на его потребительское поведение.

Понимать поведение потребителя очень выгодно. Основная идея маркетинга состоит в том, что фирмы существуют для удовлетворения потребностей потребителя. Эти потребности могут быть удовлетворены только в той степени, в какой торговцы понимают людей или организации, которые будут пользоваться предлагаемыми товарами и услугами, - причем понимают их лучше, чем конкуренты.

Реакция потребителя – это безусловный показатель того, будет ли рыночная стратегия успешной. Таким образом, каждый успешный рыночный план должен быть буквально пронизан знанием о потребителях. Сведения о потребителях помогают организациям определить рынок (сбыта) и обнаружить, как имеющиеся у какой-либо марки товара благоприятные возможности, так и подстерегающие ее опасности. В диком и сумасшедшем мире рынка нет ничего вечного: знание потребителей помогает также убедиться в том, что товар продолжает привлекать потребителей, составляющих ядро его рынка.

Потребительское поведение долгое время оставалось периферийным объектом в социологии, которая в большей степени интересовалась процессом труда и трудовыми отношениями, а также распределительными конфликтами и отношениями неравенства. В конце прошлого столетия потребительская проблематика начала развиваться очень активно. Однако основная часть социологических исследований развернулась в культурологической области, фокусируясь, прежде всего, на символической стороне потребления. Дополнительный импульс этим исследованиям придало широкое увлечение постмодернистскими дебатами. В результате, социология потребления развивалась несколько особняком не только от экономической теории, но и от основных течений современной экономической социологии, и такие вопросы, как структура потребительских рынков, состав и мотивы их участников, организационное и институциональное оформление процесса потребления изучались явно недостаточно, оставлялись на долю маркетологов. Впрочем, к началу ХХI века в социологии потребления наметилось сближение между культурологически и экономически ориентированными течениями, что позволяет надеяться на плодотворные результаты в будущем.

Для экономической социологии утверждение о том, что у каждого человека свой вкус столь же непозволительно абстрактно, сколь и утверждение об отсутствии серьезных различий во вкусах между людьми. Ее интерес состоит в объяснении устойчивых, социально и исторически обусловленных различий в потребительских установках между группами людей.

Не может устроить экономсоциолога и сведение потребительских мотивов к использованию функциональных свойств продуктов и услуг. Круг таких мотивов оказывается шире, включая, в том числе, стремление к поддержанию и повышению социального статуса, к вхождению в какие-то общности и дистанцированию от других общностей.

Экономическая социология также не может пройти мимо проблем, порождаемых символической нагруженностью товаров, без анализа которых невозможно раскрыть характер современных потребительских процессов. В результате, анализируя процесс потребления с экономико-социологической точки зрения, мы переходим от утилитаристской логики удовлетворения личных потребностей к социальной логике классификации и дифференциации, а затем – к логике знаковых обозначений и коммуникации.

Экономисты, конечно, тоже обращаются к этим вопросам, пытаясь уловить социальные элементы процесса потребления. Но подобные альтернативные взгляды, в принципе близкие экономико-социологическому подходу, находятся скорее на периферии традиционной экономической теории.

В свою очередь, социологии потребления следует преодолеть известную культурологическую зацикленность и более активно обращаться к изучению экономических аспектов данной темы. Более тесное сочетание экономических и экономико-социологических подходов к анализу потребления позволит дать более объемное представление о современном развитии общества потребления – с его отчуждающими и инновационными практиками, с теми сложностями, противоречиями и новыми возможностями, которые оно порождает [2].

Подходы к исследованиям поведения потребителей классифицируют, как правило, исходя из фундаментальных предположений, которые делаются исследователями относительно того, что и как они изучают. Эта совокупность взглядов называется научной школой.

Выделяют позитивистскую и интерпретивистскую подходы к поведению потребителей. Главные различия между этими двумя точками зрения на исследования поведения потребителей представлены в таблице 1.

Таблица 1. Позитивистский и интерпретивистский подходы к поведению потребителей.

Исходные предположения Позитивистский подход Интерпретивистский подход
Природа реальности (реального мира) Объективная, материальная, единая Формируемая социально, множественная
Приобретаемые знания Предсказание Понимание
Природа причинно-следственной связи Существуют реальные причины Формируется несколькими одновременными событиями
Взаимоотношения при проведении исследований Отделение исследователя от объекта Интерактивная связь с исследователем является частью изучаемого явления

Итак, с точки зрения позитивиста наука объективна, а потребитель принимает рациональные решения. С точки же зрения интерпретивиста индивидуальные переживания потребителя имеют субъективное значение и любое поведение может иметь множество интерпретаций, а не одно единственное объяснение [6].

Существует множество подходов к определению набора предпосылок, из которых исходит экономическая теория в моделировании хозяйственного поведения. Нам представляется, что таких исходных предпосылок четыре.

· Человек независим. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

· Человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.

· Человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.

· Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

Перед нами возникает облик “компетентного эгоиста”, который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду и служит образцом “нормального среднего” человека. Для подобных субъектов всякого рода политические, социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками или фиксированными границами, которые держат их в некой узде, не позволяя одним эгоистам реализовывать свою выгоду за счет других слишком откровенными и грубыми способами. Указанный “нормальный средний” человек и положен в основу общей модели, называемой homo economicus (“экономический человек”). На ней, с определенными отклонениями, построены практически все основные экономические теории. Хотя, разумеется, модель экономического человека не оставалась неизменной и претерпела весьма сложную эволюцию.

Фигуру экономического человека анализировали многие авторы. Рассмотрим некоторые из них:

1. А. Смит.

Человек в его труде “Богатство народов” — это автономный индивид, движимый двумя природными мотивами, — своекорыстным интересом и склонностью к обмену.

2. Дж. Бентам.

В его “моральной арифметике” основу всех действий человека образует принцип пользы, означающий достижение наибольшего удовольствия и стремление всячески избегать страдания [3].

Согласно Веберу, социология начинается там, где обнаруживается, что экономический человек – слишком упрощенная модель человека. Однако при этом социология в ее веберовском понимании не должна рассматривать «социальность» вне и помимо индивидов, она не должна допускать субстанциализацию социального; лишь поскольку всеобщее признается отдельными индивидами и ориентирует их реальное поведение, лишь постольку оно существует.

Наличие субъективного смысла и «ориентация на других» — два необходимых признака социального действия. В соответствии с этим определением не всякое действие, как подчеркивает Вебер, может быть названо социальным.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

· аффективное — определяется эмоциями;

· традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими ;

· ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий;

· целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики [7].

Четыре указанных типа действия располагаются Вебером в порядке возрастающей рациональности. Вебер отмечает, что четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения,- но т.к. их можно считать самыми характерными, то для практической работы социолога они представляют собой достаточно надёжный инструмент.

Типология возрастания рациональности социального действия выражала, по убеждению Вебера, объективную тенденцию исторического процесса, носившую, несмотря на множество отклонений, всемирный характер. Возрастающий вес целерационального действия, вытесняющего основные типы, приводит к рационализации экономики, управления, самого образа мышления и образа жизни человека. Универсальная рационализация сопровождается возрастанием роли науки, которая, будучи наиболее чистым проявлением рациональности, становится основой экономики и управления. Общество постепенно превращается из традиционного в современное, базирующееся на формальном рационализме.

Что же означает возрастание роли целерационального действия с точки зрения структуры общества в целом по Веберу? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление — как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт — в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества [1].

В трудах М. Вебера экономическая социология впервые получает действительно системное изложение. Он пытается найти выход из тупика методологических дебатов между неоклассиками и историками. М. Вебер разворачивает систему социологических категорий экономического действия. Последнее представляется им как форма социального действия, вбирающего в себя властные и социокультурные элементы. В результате таким экономическим категориям, как рыночный обмен и хозяйственная организация, деньги и прибыль, придается качественно иное звучание.

При этом М. Вебер не просто выводит экономическое действие в более широкую область властных и ценностно-культурных ориентаций. Он демонстрирует конкретно-исторический характер формирования самого экономического интереса. Хрестоматийной в этом отношении стала его работа “Протестантская этика и дух капитализма”, в которой М. Вебер показывает вызревание западного предпринимательского духа в недрах протестантизма. В отличие от Э. Дюркгейма, М. Вебер стоит на позициях методологического индивидуализма, социальный порядок у него не образуется внешними нормативными ограничениями, а оказывается проекцией индивидуального осмысленного действия и не чужд внутренним ценностным конфликтам [3].

Данная тема изучается не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне.

Чтобы выявить потребительские ориентации и характер поведения покупателей в Москве, сотрудниками ВНИИЭТ систем Министерства торговли СССР было проведено социологическое исследование. Объектом исследования стали покупатели непродовольственных товаров. Для изучения поведения покупателей необходимо знать, что люди приобретают, где, когда и как часто, каким образом ведет себя в ситуации выбора. Все эти вопросы вошли в анкету «Лицом к потребителю», опубликованную в газете «Вечерняя Москва» 24 апреля 1989 г. Состав респондентов(3254 москвича): 24,6% - мужчин, 75,4% - женщин. Метод – почтовый опрос. Результаты обработки анкет позволяют сделать следующие выводы:

· ярко выражена традиционность разделения ролей и функций в семье по поводу покупок;

· регулярность посещения магазинов связана как с внутрисемейным распределением ролей и функций между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими членами семьи, так и с доходами и возрастом респондентов;

· неравенство покупательских возможностей в той или иной степени влияет на реальное поведение: низкий достаток ограничивает покупательскую активность;

· удалось выявить иерархию факторов, влияющих на выбор магазина для совершения покупки: 1) расположение магазина (вблизи дома – 62,9% ответивших, вблизи места работы – 34,4%, по пути возвращения с работы – 27,7%, в удобных местах – 17,8%); 2) лучшее по сравнению с другими магазинами снабжение – 34%; 3) меньше очереди, чем в других магазинах – 18,8%; 4) хорошее обслуживание – 3,2%.

Результаты проведенного опроса дают возможность оценить распространенность типов потребительского поведения в условиях дефицита, которые предложил Е.А. Дукаревич: частые, но безрезультатные посещения магазинов; приобретение товаров в обход официальных каналов распределения; приобретение товаров, не вполне удовлетворяющих потребителей (вынужденная покупка); приобретение внезапно появившихся в продаже товаров повышенного спроса.

Особенности поведения потребителя находят яркое отражение в пословицах и поговорках, выполняющих в обществе незаменимые социальные и культурные функции. Для более тщательного анализа пословиц и поговорок было проведено исследование под руководством Ростовцевой Л.И.

В пословицах и поговорках отражается огромное количество стереотипов потребительского поведения, привычек и навыков, порождающих «автоматическую» реакцию человека на множество жизненных ситуаций. «Не хлебом единым жив человек». У человека множество потребностей – материальных и духовных. Но ограничены возможности их удовлетворения. Пословица «По одежке протягивай ножки» учит рационализму – жить по средствам, в соответствии с доходами. О том же напоминают потребителю выражения: «хотел бы в рай, да грехи не пускают», «на (всякое) хотенье есть терпенье».

Много поучительного для потребителя содержится в фольклоре с точки зрения осуществления рационального выбора товаров. Чтобы принять решение о покупке, надо тщательно, ответственно обдумать свой выбор. Нельзя торопиться. Этому учат пословицы «Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь», «Тише едешь, дальше будешь» и т.д. [4].

Таким образом, с переходом к рыночным отношениям объективно необходимым является формирование рационального сознания и рационального поведения. Тем не менее потребительское поведение людей, являющиеся одним из видов экономического поведения, в значительной мере иррационально. Данная проблема недостаточно изучена как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.