ВОПРОСЫ О ЯЗЫКОВОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Таким образом, несмотря на то, что в России давно назрела необходимость иметь адекватные сведения о религиозном составе населения, государственные статистические службы оказались не готовы приступить к решению этой задачи в ходе переписи 2002 г.

Со времени перестройки, а затем и распада СССР религиозный состав населения России значительно изменился. В настоящее время в стране распространено более сотни различных конфессий. Однако официальные службы (Министерство юстиции), за которыми закреплена функция учета религиозных организаций, не в состоянии дать хотя бы предположительную оценку численности верующих в стране и по отдельным регионам. И это несмотря на то, что такая информация крайне необходима органам власти. Объявление о переносе Всероссийской переписи с 1999 на 2002 г. вселяло надежду исследователей и управленцев на то, что у статистических органов будет достаточно времени для подготовки соответствующей программы.

Ваше гражданство

Страна вашего постоянного проживания

Страна вашего рождения

Дата вашего рождения

Ваш пол

Фамилия, имя, отчество

Размер жилой площади

Число занимаемых жилых комнат

Если в этом индивидуальном доме, отдельной или коммунальной квартире проживают два домохозяйства и более, то заполните ответы на следующие вопросы по каждому домохозяйству

Укажите имеющиеся у вас виды благоустройства жилого помещения

Размер жилой площади индивидуального дома или квартиры

Общее число жилых комнат индивидуального дома или квартиры

Размер общей площади индивидуального дома или квартиры

Период постройки дома

Характеристика жилого помещения

1. Тип жилого помещения:

Г. Вопросы для лиц, временно находящихся на территории России и постоянно проживающих за рубежом:

1. Цель вашего приезда в Россию /Для лиц, приехавших в Россию с целью

работы/

7. К какой национальности (народу) или этнической группе вы себя относите?

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ОСТАНЕТСЯ НЕВЫЯСНЕННОЙ?

Вопрос первый – по поводу конфессий. Религиозный состав населения в советский период изучался в России только однажды – в ходе переписи 1937 г. (а до революции – в переписи 1897 г.). Несмотря на жестокое преследование религиозных людей, мощную атеистическую пропаганду, свыше 56% жителей СССР заявили о своей религиозности. Материалы переписи были потом засекречены, а сама перепись объявлена неверной. Руководителей Центрального Статистического Управления, проводившего перепись 1937 г. обвинили в получении ложных результатов. Организаторов и исполнителей переписи репрессировали. В короткие сроки была подготовлена новая перепись, которая состоялась в 1939 г. В последующие годы за религиозными объединениями осуществлялся негласный надзор. С 1940-х гг. официальным ведомством, осуществлявшим функцию контроля и статистического наблюдения деятельности конфессий, являлся Совет по делам религии при Правительстве СССР. Статистика, которой располагало это ведомство, была полностью засекреченной.

Еще в октябре 1999 г. директор Института этнологии и антропологии (ИЭА) Российской академии наук профессор В.А. Тишков в официальном письме обратился от имени научного коллектива к руководству Госкомстата с предложением разработать для переписи населения систему учета конфессионального состава населения России: “ Мы глубоко убеждены, что необходимо включить в переписные листы вопрос о конфессиональной принадлежности, сформулировав его примерно таким образом: “Какова Ваша конфессиональная (религиозная) принадлежность?” (неверующие на этот вопрос отвечают: “Вне религии”)” 45. В документе указывалось, что современная Россия опережает все европейские страны по разнообразию конфессионального состава населения. Отмечалось также, что в условиях развивающейся демократии религиозный фактор оказывает все большее влияние на социальную и политическую жизнь страны. Как пишет автор, “ в нашем Институте хорошо понимают настоятельную необходимость включения вопроса о конфессиональной принадлежности в переписные листы. Эта проблема была, в частности, обсуждена на одном из заседаний Ученого совета Института, который высказался за целесообразность определения при проведении переписи религиозной структуры населения. На Всероссийском совещании статистиков в 1995 г. представитель нашего Института академик Российской академии естественных наук П.И. Пучков предлагал включить в переписные листы будущей переписи вопрос о конфессиональной принадлежности, однако поддержки это предложение не получило. Против постановки этого вопроса возражали руководители областных статистических управлений, откровенно сетовавшие на то, что включение дополнительного пункта “ прибавит им работы” . “ Пользуясь тем обстоятельством, что перепись отложена до 2002 г., Институт предлагает вернуться к обсуждению этой проблемы и, по возможности, решить ее положительно. Институт, со своей стороны, готов оказать всю необходимую помощь при подготовке к переписи и при ее проведении” . Копия этого письма была направлена в Министерство по делам федерации и национальностей РФ (Министру В.А. Михайлову) с просьбой поддержать инициативу ученых.

Дожидаться ответа Госкомстата пришлось продолжительный срок. Поэтому в своей публикации в общероссийской газете “ Труд” П.И. Пучков46 написал, что Госкомстат почему-то не желает выяснить религиозную структуру населения России, хотя надежных данных о конфессиональной идентичности нет. Он также обратил внимание на то, что в прессе и научной литературе публикуют противоречивые сведения о численности последователей разных конфессий. Одни пишут, что количество российских мусульман составляет 13-20 млн. человек, другие утверждают, что мусульман в РФ 60 млн....47

После тщетного ожидания ответа из Госкомстата, ИЭА направил туда предложение следующего содержания: “ Если нет возможности по финансовым причинам включить вопрос о религии в систему полного переписного учета, то следовало хотя бы определить во время переписи религиозную принадлежность путем опроса 5% населения” 48 (к этому времени уже было известно, что перепись будет осуществляться как сплошная по короткой анкете и как выборочная по длинной анкете).

Пришедший из Госкомстата почти через год после первого запроса ответ был таким: “ Предварительные консультации с территориальными органами Госкомстата России показали, что на территориях с нестабильной общественно-политической обстановкой этот вопрос может быть взрывоопасным. На Всероссийском совещании статистиков в 1995 г. представителем вашего Института ставился вопрос об учете конфессиональной принадлежности населения при предстоящей переписи населения. В ходе обсуждения против этого вопроса проголосовали все участники совещания, на котором присутствовали представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ученые ведущих научно-исследовательских институтов, занимающиеся проблемами народонаселения, статистики-практики из всех регионов Российской Федерации, хорошо знающие обстановку в своих регионах.

Для изменения тем программы переписи, рекомендованных Всероссийским совещанием статистиков для изучения при переписи населения, потребуется созыв нового совещания и апробации новых тем на пробной переписи, что практически невозможно в оставшееся до срока проведения Всероссийской переписи населения 2002 г. время. <…>

Согласно “ Принципам и рекомендациям в отношении переписей населения и жилого фонда”, разработанным ООН для раунда переписей населения 2000 г. (Серия М № 67/Rev. l: ООН, Нью-Йорк, 1999 г.) вопрос о вероисповедании не является основным (приоритетным) для переписей. Таким образом, Госкомстат России считает нецелесообразным включение в программу Всероссийской переписи населения 2002 года вопроса о конфессиональной принадлежности населения” 49.

Из ответа руководителя Госкомстата следует, что религиозная идентичность населения во время переписи 2002 г. изучаться не будет, во-первых, потому, что поздно спохватились… А во вторых, из-за опасения ухудшить политическую обстановку в некоторых регионах России. При этом Госкомстат не дал разъяснений, каким образом вопрос: “ К какой религии вы себя относите”, может вызвать общественные беспорядки. Институт этнологии и антропологии РАН имеет в своем составе Центр по изучению и урегулированию конфликтов, который с 1994 г. осуществляет мониторинг региональных конфликтов в России и государствах бывшего СССР. Сотрудникам этого центра известны примеры, когда в горячих точках, таких как Таджикистан, Северная Осетия, проводились социологические опросы, содержащие вопросы о религиозной принадлежности. И эти опросы не порождали каких-то заметных негативных последствий.

Руководители Госкомстата аргументируют, что в других странах вопрос о религии при проведении переписей не задается. В основном это так. Но есть страны, где этот вопрос в переписях фигурирует, например, в 13 государствах из числа членов Совета Европы, среди них – Британия и Германия50. А в тех странах, где о религиозной принадлежности вопросов не задают, как правило, налажен учет конфессий.

Действительная причина отказа Госкомстата заключается в нежелании (и даже боязни) сделать шаг в новом направлении, хотя история самого ЦСУ-Госкомстата свидетельствует о том, что вопрос о религиозной принадлежности не такой уж новый51. Следует только поработать в архивах. Ну и, конечно, требуются новые методики обработки данных, дополнительный инструментарий, а это ведет к непредвиденным проблемам и трудностям, которые-то и пугают статистиков. Впрочем, не все в этом вопросе зависит от Госкомстата. Видимо, и в правительственных кругах нет желания выяснить, кем являются россияне по религиозной принадлежности.

В конце января 2000 г. руководство Госкомстата направило в ИЭА РАН формулировки вопросов о владении языками, о национальной принадлежности (об этнической самоидентификации) и инструкцию для счетчиков по заполнению соответствующих пунктов анкеты52. При этом была высказана просьба дать свои замечания и предложения уже через месяц – срок очень небольшой, если учесть, что подготовка переписи велась не один год и устанавливать контакт со специалистами Института следовало гораздо раньше. Более чем через месяц в адрес Госкомстата было направлено заключение Ученого совета Института этнологии: формулировки вопросов переписи и инструкции по их заполнению требуют доработки. Для этого в Институте была создана специальная комиссия53.

Прежде чем обсуждать существо вопросов, следует кратко сказать о методическом новшестве, рекомендованном ИЭА, но Госкомстатом не воспринятое. Во всех переписях вопрос о национальности задавался ранье вопроса о родном языке. Этнологами, в частности А.Н. Ямсковым, было предложено изменить последовательность этих вопросов. При этом высказаны такие аргументы: если респонденту вначале задают вопрос о его этнической идентичности, то это неизбежно программирует ответ на следующий вопрос – о родном языке. Этим объясняется большое количество лиц, не знающих конкретного языка, но считающих его родным. Если очередность вопросов изменить, тогда значительное количество населения укажет в качестве родного язык наилучшего владения.

Возможно, эта гипотеза верна, но она нуждается в проверке на большом социологическом материале. А этого пока не сделано. К тому же Госкомстат обязан быть консервативным ради соблюдения сопоставимости данных с предыдущими переписями. Традиция уходит корнями к царской переписи 1897 г. Тогда при составлении переписного листа действовала вполне нормальная логика: вначале выясняли, кто ты таков, т.е. выясняли вероисповедание, а затем вопросом о родном языке уточняли, на каком языке говоришь. С приходом всевластия атеизма в 1917 г. подтекст вопроса “ кто ты?”, был изменен с религиозной принадлежности на принадлежность национальную. В результате оба вопроса стали дублировать друг друга. Отсюда и возможная взаимозависимость ответов респондента, на которую указывают специалисты ИЭА.

Как мне кажется, проблемы перестановки очередности двух вопросов нет (если только вопросы не “ разведены” в анкете далеко один от другого), ведь во время процедуры заполнения переписного листа всегда можно вернуться к предыдущему пункту и изменить ответ. Тут важна не очередность, а именно смысловое сходство двух вопросов. С 1920 г. во всех советских переписях последовательность “ национальность – язык” оставалась неизменной. Сохранится она и в 2002 г.

Теперь о сути вопросов переписного листа. Направленные в ИЭА на экспертизу вопросы и инструкции были сформулированы следующим образом: