Экономический, образовательный, социальный составы населения и тенденция их изменений в России.

Общая характеристика источников информации об уровне жизни населения. Качество населения как составляющая развития экономики и качества жизни. Методы исчисления показателей уровня жизни населения. 17,19,22

Компоненты изменения численности населения Архангельской области за 2010 год

Компоненты формирования численности населения, их динамика.

(человек)

  Все население Городское население Сельское население г. Архангельск
Численность населения области на 01.01.2010 г.
Число родившихся
Число умерших
Естественная убыль
Миграционный прирост
         
Абсолютная убыль
Численность населения области на 01.01.2011г.
Среднегодовая численность населения области за 2010 г. - без учета административно-территориальных изменений - с учетом административно-территориальных изменений

 

Процесс урбанизации, прежде проходивший в стране интенсивными темпами, в последний межпереписной период практически прекратился: соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне - соответственно - 73% и 27%.

 

На соотношение городского и сельского населения повлияли происходившие в период с 1989г. по 2002г. значительные преобразования в административно-территори-альном устройстве субъектов Российской Федерации. По решениям органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления изменялся как статус городских поселений (перевод поселков городского типа в категорию городов, а городов - в поселки городского типа), так и происходили преобразования поселков городского типа в сельские населенные пункты и наоборот.

Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах.


Почти треть горожан проживает в 13 крупнейших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде и Перми.

 

Увеличение численности населения в группе крупнейших городов сложилось за счет роста числа жителей только пяти из них (Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Волгограда). Столица Российской Федерации входит в число двадцати наиболее крупных городов мира.

Число поселков городского типа уменьшилось на 351. Изменения произошли за счет упразднения 432 поселков городского типа (329 преобразованы в сельские поселения, 42 - в города, 46 - включены в черту других городских поселений, 15 - ликвидированы) и образования 81 поселка (44 - за счет преобразования из городских поселений, 32 - из сельских населенных пунктов и 5 - вновь возникшие). Большая часть населения (63%) проживает в поселках городского типа с числом жителей до 10 тыс.человек.

На 1000 мужчин в 2002г. приходилось 1147 женщин, в 1989г. - 1140 женщин.

 

Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста.

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения. Резкое снижение рождаемости, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, привело к усилению процесса демографического старения. По сравнению с переписью 1989г. средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет. У мужчин соответственно - на 3,6 года и 34,1 лет, у женщин - на 4,6 года и 39,8 лет.

Основными задачами статистики уровня жизни населения являются: изучение фактического благосостояния населения, а также факторов, определяющих условия жизнедеятельности граждан страны в соответствии с экономическим ростом; измерение степени удовлетворения потребностей в материальных благах и услугах во взаимосвязи с социальными условиями и развитием производства.

Особо следует выделить задачу изучения закономерностей формирования и регионально-динамических тенденций уровня жизни населения страны в целом, а также в разрезе отдельных социально-демографических групп населения и типов домашних хозяйств.

Базой для построения системы показателей и решения указанных задач являются материалы макроэкономической статистики, демографической статистики, статистики труда, торговой статистики, статистики цен. Значительный объем собираемых сведений основывается на данных финансовой и бухгалтерской отчетности, государственной налоговой службы, Центрального банка РФ, Пенсионного фонда РФ и др., а также на материалах специальных обследований, переписей, опросов.

Основными источниками информации являются баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования домашних хозяйств.

Баланс денежных доходов и расходов населения строится на федеральном и региональном уровнях и является базой для построения макроэкономических показателей. Он отражает объем и структуру денежных средств населения, принимающих форму доходов, расходов и накоплений. Доходы населения группируются в балансе по источникам получения средств и направлениям их расходования.

Одним из видов государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения являются выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств. Эти обследования позволяют получить данные для счетов сектора «Домашние хозяйства» в СНС, распределение доходов различных групп и слоев населения, а также выявить зависимость уровня материального благосостояния домохозяйства от его размера и состава семьи, источника дохода, занятости членов семьи в различных секторах экономики.

На основе материалов обследований строятся группировки: доходов — по источникам, статусу занятости и месту работы лица, получающего доход, по форме собственности; расходов — по источникам приобретения товаров (по видам торговли), по потреблению продуктов питания и услуг и др.

Выборочная совокупность в этих обследованиях охватывает около 50 тыс. домохозяйств и формируется на основе двухступенчатой случайной выборки, построенной по территориальному принципу.

Единицей отбора является домашнее хозяйство.

Программа обследования основывается на ведении в отдельном домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйств по окончании учетного периода обследования, т. е. квартала.

В настоящее время в соответствии с переходом на международные стандарты согласно методологии СНС вводятся новые макроэкономические показатели уровня жизни. К ним относятся валовой располагаемый доход домашних хозяйств, валовой скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств, расходы на конечное потребление домашних хозяйств и фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.

 

К 12 показателям относятся:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средней заработной платой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

В структуре современного российского общества выделено четыре слоя: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний слой (6% занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах.Это – политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и баков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. Верхний слой почти на 90% представлен мужчинами молодого и среднего возраста. Это самый образованный слой: две трети его представителей имеют высшее образование. Уровень доходов этого слоя в 10 раз превышает доходы нижнего слоя и в 6-7 раз доходы базового слоя. Таким образом, верхний слой обладает самым мощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и имеет возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Средний слой (18% занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих.Почти 60% из них заняты в негосударственном секторе. Большую часть и здесь составляют мужчины, преимущественно среднего возраста. Уровень образования представителей этого слоя значительно выше, чем в среднем по стране, однако несколько ниже по сравнению с верхним слоем. По уровню доходов средний слой существенно уступает верхнему слою и соответственно заметно хуже его социальное самочувствие. Несмотря на то, что большинство представителей среднего слоя не обладают ни достаточным капиталом, ни отвечающим в полной мере современным требованиям уровнем профессионализма, ни высоким социальным престижем, социологи рассматривают этот слой российского общества зародыша среднего класса в еог западном понимании.

Базовый слой (66% занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономики.К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, основная масса военнослужащих, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Около 60% этого слоя составляют женщины, в основном среднего и старшего возраста. Только 25% его представителей имеют высшее образование. Уровень жизни этого слоя, и прежде невысокий, в последние годы постоянно снижается: 44% его представителей живут за чертой бедности. Хотя потребности, интересы и ценностные ориентации групп, составляющих базовый слой, весьма различна: это приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Нижний слой (10% занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалифицированным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т.д.).

Из них более 40% заняты в индустриальных отраслях и 25% - в сфере торговли, обслуживания. Две трети этого слоя составляют женщины, а доля пожилых людей в три раза выше средней по стране. Для этих социальных категорий характерен чрезвычайно низкий уровень жизни: 2/3 живут за чертой бедности, из них четверть – за гранью нищеты. Большинство представителей этого слоя выступают против реформ, а 1/3 считает, что стране нужна диктатура.

Наряду с этими основными слоями отмечается также наличие «социального дна», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т.д. однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их десоциализацией, изолированностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминальные структуры.

Несколько иную модель системы современного российского общества которая выделяет следующие социально-классовые группы:

  • «общероссийские элитные группы», обладающие крупной собственностью и средствами властного влияния на федеральном уровне;
  • «региональные и корпоративные элиты», обладающие значительной собственностью и влиянием на уровне регионов и секторов экономики;
  • «верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, обеспечивающие среднероссийские и более высокие стандарты потребления;
  • «динамичный средний класс», проявляющий социальную активность и имеющий доходы, обеспечивающие среднероссийские и более стандарты потребления;
  • «аутсайдеры», характеризующиеся низкой социальной активностью, невысоким уровнем доходов и ориентацией на легальные способы их получения;
  • «маргиналы», отличающиеся низкой степенью социальной адаптации, незначительными доходами и неустойчивостью социально-экономического положения;
  • «криминальные элементы», проявляющие высокую социальную активность, но противоречащую моральным и правовым нормам общества.

20. Система статистического наблюдения в сфере охраны здоровья.

Включает статистику здравоохранения, статистику заболеваемости населения, статистику инвалидности, статистику производственного травматизма. Действующая в Российской Федерации государственная система статистического наблюдения в сфере охраны здоровья населения предусматривает прохождение статистических данных и информации через региональные органы системы здравоохранения, социальной защиты, службы санитарно-эпидемиологического надзора и государственной статистики. Источниками информации являются формы федерального государственного статистического наблюдения, первичная учетная медицинская и другая учетная документация, единовременные учеты, выборочные обследования. Получаемые статистические данные служат исходной базой в практической работе органов государственной власти и управления. Информация используется для формирования единой государственной политики в области здравоохранения и социальной защиты населения.

Немаловажно так же занятие спортом. Статистика физической культуры и спорта изучает количественные характеристики развития сети спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность занимающихся физической культурой и спортом (по видам спорта). Источниками данных являются годовые формы федерального государственного статистического наблюдения, первичная учетная документация. Статистическая информация используется для формирования единой государственной политики в области туризма и отдыха, физической культуры и спорта.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Проект федерального закона от 28 февраля 2011 г.Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации