Вопрос 9. Регистры населения как источник данных о населении.

В мире не существует однозначных, в первую очередь временных, критериев, определяющих постоянное место жительства и его изменение.

Рекомендации ООН

• Перемещение на год – долговременная миграция

• Перемещение на срок от 3-х месяцев до 1 года – кратковременная миграция

 

Регистр населения - административный учет населения, представляю­щий собой индивидуализированную систему данных, основанную на постоянном ведении записей, касающихся каждого человека, постоянно проживающего в стране.

Регистры населения были Созданы в Швеции и Финляндии в 1749 г., в Бельгии - в 1847 г., в Голландии - в 1850 г. В начале ХХ века регистрация населения производилась в 15 странах. В настоящее время, по оценкам ООН, административные регистры населения ведутся в 65 странах мира, из которых не более половины используют их для получения статистиче­ских данных.

Организация и ведение регистров должны иметь правовую основу, обязывающую каждого человека, постоянно проживающего в данной стра­не, предоставлять всю информацию о событиях, происходящих в течение его жизни. Например, если для получения доступа к системе здравоохранения, обра­зования, трудоустройства или обеспечения жильем, человеку необходимо включение в регистр, он будет заинтересован в регистрации и дальнейшем сохранении своей информации в регистре.

Современные регистры населения ведутся в форме электронной базы данных, в которой вся информация о каждом лице, постоянно проживаю­щем на определенной территории, записывается на индивидуальном файле. Она обновляется по мере наступления того или иного демографического события. Изменения социально-экономических харак­теристик учитываются в регистрах во время ежегодно проводимых прове­рок правильности их ведения. Объектом наблюдения является как отдельное лицо, так и семья или домохозяйство.

В ряде стран ведутся местные регистры в муниципальных органах для получения таких сведений как идентификация личности, ведение спи­сков избирателей, учет новобранцев, ведение налоговых списков, списков избирателей и т.д. Такие регистры существуют в Германии, Нидерландах, Испании, Швейцарии, Австрии, Италии и Румынии. Обычно ведение местных регистров значительно затрудняет получение детализиро­ванной статистической информации на общенациональном уровне.

В 1960-е гг. в Норвегии, Бельгии, Дании, Финляндии, Швеции и Люк­сембурге была разработана система электронных общенациональных реги­стров населения. В основу функционирования национального регистра положен метод идентификации единиц информации, который заключается в том, что при рождении или въезде в страну человеку присваивается персональный регистрационный номер, содержащий в закодированном виде характеристики данного лица, которые хранятся в регистре. Впервые персональный номер был введен в Швеции в 1947 г. Персональный регистрационный номер позволяет установить связь между информацией, касающейся одного и то­го же человека и находящейся в различных базах данных.

Программы регистров составляются с учетом национальных особенностей каждой страны. Обычно они содержат признаки, которые постоянны на протяжении жизни человека или их изменение можно проследить по данным текущего учета. Однако они имеют определенные ограничения, связанные с тем, что регистр содержит данные, интересующие прежде всего административные органы и не всегда включает сведения о занятости, безработице, жи­лищных условиях, составе семьи и домохозяйства, о фактических браках.

Регистры населения признаются лучшими источниками данных о миграции населения. Они содержат информацию о каждом перемещении в стране на продолжающейся основе. Так, например, в Финляндии с 1990 г. о любом изменении места жительства необходимо уведомить почтовое управление, откуда эта информация передается местный регистр населе­ния, а оттуда, в свою очередь, в национальный регистр. Однако статистика эмиграции, Получаемая на основе регистров населения, обычно недооценивает фактический объем эмиграции.

Организация общенационального регистра исключает двойной учет на­селения, обеспечивает получение оперативных данных как о численности, так и о движении населения, а также сведения биографического характера о каждом лице, занесенном в регистр. Это позволяет получать информацию о «демографической судьбе» как отдельного человека, так и семей и домохо­зяйств. Таким образом, регистр по кругу регистрируемых признаков сближа­ется с переписями населения, если он охватывает все население. Страны, имеющие общенациональные электронные регистры населе­ния, проводят переписи населения по сокращенной программе и при подго­товке к ним используют регистры, что позволяет значительно снизить расходы.

Однако возможность использования регистров для научных целей сталкивается с необходимостью решения проблемы конфиденциальности персональных данных и уважения личных свобод граждан при ведении регистра. Кроме того, одновременное функционирование местных и обще­национального регистров требует периодической проверки обеих систем с целью обеспечения согласованности их данных.

Современные регистры населения используются как база данных для проведения выборочных социально-демографических обследований.

Возможность организации регистра в бывшем СССР обсуждалась еще в 1980-е гг. В декабре 1994 г. вышло постановление Правительства РФ № 1454 «О разработке проекта Федеральной целевой программы "Создание общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Фе­дерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных доку­ментов, удостоверяющих их личность"». В соответствии с этим постанов­лением от 29 мая 1995 г. был издан приказ Госкомстата России «О создании временного творческого коллектива для разработки проекта концепции Государственного регистра населения». При участии специали­стов Госкомстата был разработан проект концепции организации регистра населения, который до настоящего времени остается нереализованным.