С69 Стат.сб. / Росстат - M., 2011. – 527 c.

Н.А. Антонова, В.Н. Бобков, В.Э. Бойков, Е.С. Заварина, И.А. Збарская, М.М. Карагодин, И.В. Колосницын, Т.М. Малева, Л.С. Ржаницына, Н.М. Римашевская, З.А. Рыжикова, М.А. Сабельникова, С.Н. Смирнов, Е.Б. Фролова, А.Ю. Шевяков

К принципам радиационной защиты, ведущим в условиях профессиональных, но второстепенным при экосистемных воздействиях фактора, относится защита временем, расстоянием, экранированием.

Вопрос 4

Ионная защита.

Наименее апробированной, но наиболее эффективной, судя по результатам эксперимента, является ионная защита (В. В. Спиридонов, 1976). Началом биологического действия радиации (на уровне клеток) является разрушение нормального ионного потенциала внутриклеточных мембран. В норме на любой биологической мембране преобладают отрицательные ионы и ионный электрический потенциал любой здоровой клетки должен быть отрицательным. При облучении клетки на мембранах преобладает положительный потенциал. Если его вовремя «снять», действие радиации резко снижается. Сделать это можно, помещая организм в воздушную среду, насыщенную отрицательными ионами, которые через легочной кровоток разносятся по всему организму. Для эффективной ионной защиты следует рекомендовать прогулки в чистом хвойном лесу либо специальную ионизацию воздуха, обеспечивающую выход отрицательных ионов.

 

 

1) Для осуществления принципа защиты расстоянием необходимо знать состав облучения, длину пробега частиц и фотонов в воздухе. Цезий, стронций являются мощными у- и р-излучателями. Пробег у-квантов в воздухе исчисляется сотнями метров, поэтому в реальной обстановке, при пребывании на улице, например, защита от у-излучения малопродуктивна.

Большую значимость этот принцип имеет при защите от В-частиц. Длина их пробега в воздухе достигает 2 — 3 м, но только частиц больших энергий. Большая часть бегущих электронов поглощается в приземном слое воздуха, как правило загрязненном взвесями пыли, что делает защиту эффективной. Поэтому уже в случае нормального вертикального расположения тела поглощенная доза внешнего (суммарного) облучения резко снижается.

2) Для осуществления защиты временемнеобходимо знать:

мощность дозы излучения от данного источника (например, от почвы);

дозу, принятую как допустимую для данной категории людей
(п. 5.3);

реальное время пребывания вблизи источника облучения.

Задача защиты временем — расчет допустимой длительности пребывания вблизи источника (например, детей на улице).

Для решения ее необходимо:

выяснить, какова будет накопленная доза внешнего облучения при реальной длительности пребывания ребенка у источника — территории с известной (замеренной) мощностью у-излучения;

сравнить ее с допустимой (установленной) дозой;

снизить время пребывания до тех значений, при которых эта величина (доза, накопленная за год, например) будет допустима.

Пример. Мощность у-излучения от почв поселка N составля­ет 50 мкР/ч; допустимая доза облучения 0,05 Р/год, среднесуточ­ное время пребывания школьника на улице в году 6 ч.

Определяем, что мощность излучения за сутки составляет 12 000 мкР, в год — 438 000 мкР ≈ 0,44 Р. Мальчик, пребывая 1/4 часть годового времени на улице, получает дозу 0,11 Р/год. Для снижения накопления дозы до допустимой необходимо умень­шить время пребывания мальчика на улице (у источника облуче­ния) вдвое, предполагая, что помещение не является излучате­лем и источники внутреннего облучения отсутствуют.

Для реализации принципа защиты временем необходимо максимально снижать время игр, труда, спортивных занятий на открытом воздухе и особенно занятий, связанных с горизонтальным положением тела.

3) Защита временем, расстоянием должна вестись в сочетании с защитой экранированием. Экранирование является наиболее эффективным способом защиты от внешнего у-излучения. Мощность потока этого вида радиации снижается пропорционально квадрату расстояния от источ­ника (поверхности Земли) и кратности ослабления излучения матери­алом (экраном) на пути потока квантов между источником и облучае­мым. К эффективным экранам в сложившейся обстановке относятся плотная одежда (задержка корпускулярных излучений), стены, полы, крыши домов.

Кратность ослабления (эффективность защиты экраном) можно рассчитать по формуле:

ДП = 0,01Р1/ (RK)

где Дп — поглощенная доза гамма-излучения, Р/год; Р1— мощ­ность излучения с поверхности Земли, мкР/ч; R— расстояние от поверхности Земли до источника излучения, м; Ккратность ос­лабления y-излучения экраном (строительным материалом здания).

Пример. Мощность излучения с поверхности Земли в поселке N равна 50 мкР/ч. Принятая допустимая доза облучения равна 0,05 Р/год. Семья живет в кирпичном доме на первом этаже, поэтому величину R(расстояние от источника) можно не учитывать (принять равной единице). Кратность ослабления потока гамма-квантов «средним» строительным материалом равна 10.

При расчете получаем:

Дп = 50*0,01/10*1 = 0,05 Р/год.

Полученная величина укладывается в принятые «Нормы», но должна быть тем не менее снижена, поскольку дозы, получаемые вне помещения, значительно выше. В случае, если жилье будет расположено на высоте 3 м (R=3) от уровня земли, на втором этаже (просчитайте самостоятельно) доза сни­зится в 9 —10 раз (до 0,005 Р/год).

Расчеты показывают, что при равных размерах радиоактивной загрязненности местности жители сельских населенных мест, пригорода будут получать значительно большие дозы внешнего облучения по сравнению с городскими, проводя значительное время вне дома и проживая в деревянных одноэтажных зданиях.

Социальноеположение и уровень жизни населения России. 2011:

Раздел содержит основные показатели, характеризующие социально-экономическую дифференциацию населения по величине доходов и заработной платы.

Расчеты распределения населения по величине среднедушевых денежных доходовосуществляются в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. № 61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств1), в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения).

Основные положения указанной методики основаны на гипотезе о соответствии характера распределения денежных доходов населения логнормальной (двухпараметрической) модели. Установление данной гипотезы и проверка адекватности основанной на ней модели осуществлялось по данным единовременного (с пятилетней периодичностью) обследования доходов 170 тыс. семей (310 тыс. - для бывш. СССР). Последнее обследование доходов было проведено в марте 1989 г. В отсутствии данных аналогичного обследования действующая методика определяет порядок получения оценок распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов, основываясь на итогах регулярных обследований бюджетов домашних хозяйств.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах среднедушевых денежных доходов.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населениявыражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-ти (10-ти) процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Информация о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы, общей суммы начисленной заработной платы, а также о дифференциации средней заработной платы по группам работников с наименьшей и наибольшей заработной платойза 2004-2007, 2009 гг. подготовлена по данным выборочных обследований организаций всех видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства). Результаты обследования распро-

__________

1)О выборочном обследовании бюджетов домашних хозяйств см. раздел 7.

странены на генеральную совокупность. Не включались работники, принятые и выбывшие в отчетном месяце, отсутствовавшие по болезни или уходу за больными, находившиеся в отпусках без сохранения заработной платы, внешние совместители и другие работники несписочного состава. В заработную плату работников не включались вознаграждения за год и другие выплаты, не носящие регулярный характер. Квартальные премии включались в размере, приходящемся на один месяц.

Начиная с 2007 г. обследование проводится 1 раз в 2 года.

Данные за апрель 2010 г. приводятся по материалам статистической оценки распределения численности работников по размерам заработной платы на основе математической модели с использованием данных о распределении численности работников по размерам заработной платы по итогам выборочного обследования за апрель 2009 г. и темпов роста среднемесячной заработной платы за период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов/заработной платы)характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов/заработной платы 10% населения (работников) с самыми высокими доходами/заработной платой и 10% населения (работников) с самыми низкими доходами/заработной платой.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов/заработной платы)характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов/заработной платы от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы/заработная плата.

Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов)характеризует степень социального расслоения и показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения.

Величина прожиточного минимумав соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основании данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по Российской Федерации, в порядке установленном законами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимумаопределяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Численность населения/домашних хозяйств со среднедушевыми располагаемыми ресурсами1)ниже величины прожиточного минимума (малоимущего населения/домашних хозяйств)определяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств путем соизмерения располагаемых ресурсов каждого обследованного домашнего хозяйства с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума для домашнего хозяйства в целом определяется исходя из его состава как сумма соответствующих показателей, установленных в конкретном субъекте Российской Федерации для различных социально-демографических групп населения.

В расчетах численности малоимущего населения (малоимущих домашних хозяйств) данные по отдельно взятому домашнему хозяйству рассматриваются только за квартальный период обследования (а не в среднем за год), что в условиях неравномерности поступления доходов приводит к смещению в годовых оценках численности малоимущего населения, получаемых по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.

Малоимущее население/домашние хозяйства с уровнем располагаемых ресурсов в два и более раза ниже величины прожиточного минимума рассматривается как крайне бедное население/домашние хозяйства.

Дефицит денежных доходов/располагаемых ресурсов малоимущего населенияопределяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.

Более подробная информация по тематике раздела представлена в статистическом бюллетене Росстата «Социально-экономические индикаторы бедности».

__________

1)О располагаемых ресурсах домашних хозяйств см. раздел 7.

(ru) 5.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ1)(В ПРОЦЕНТАХ)

 
Все население
в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:          
до 3500,0 15,9 10,9 7,3 5,3 3,9
3500,1-5000,0 13,7 10,9 8,6 6,9 5,6
5000,1-7000,0 16,4 14,4 12,5 10,8 9,4
7000,1-10000,0 18,1 17,8 16,9 15,8 14,7
10000,1-15000,0 17,1 19,1 20,2 20,4 20,2
15000,1-25000,0 12,7 16,6 19,8 21,9 23,5
25000,1-35000,02) 6,1 10,3 7,7 9,4 10,8
свыше 35000,0 7,0 9,5 11,9

 

1)Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения. За 2006-2009 гг. показатель рассчитан с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. – с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

2)2006, 2007 гг. – свыше 25000,0 руб.

(ru) 5.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ ПО 20-ПРОЦЕНТНЫМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ1)

 
Денежные доходы – всего, процентов
в том числе по 20-процентным группам населения:            
первая (с наименьшими доходами) 5,4 5,3 5,1 5,1 5,1 5,2
вторая 10,1 9,9 9,7 9,8 9,8 9,8
третья 15,1 14,9 14,8 14,8 14,8 14,8
четвертая 22,7 22,6 22,5 22,5 22,5 22,5
пятая (с наибольшими доходами) 46,7 47,3 47,9 47,8 47,8 47,7
из нее 10% населения с наивысшими доходами 30,1 30,6 31,1 31,1 31,0 30,9
Коэффициент Джини 0,409 0,416 0,423 0,422 0,422 0,421
Коэффициент фондов, в разах 15,2 16,0 16,8 16,8 16,7 16,5
Децильный коэффициент, в разах 7,0 7,2 7,5 7,5 7,5 7,4

 

1)Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения. . За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. – с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

(ru) 5.3. НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ МЕЖДУ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО ДОСТАТКА (кривая Лоренца)

На графике диагональ квадрата соответствует равномерному распределению доходов (попарные доли населения и доходов совпадают) и означает полное отсутствие концентрации дохода, т.е. каждая группа населения получает доход пропорционально своей численности.

Чем ближе кривая Лоренца приближается к диагонали, тем более равномерно распределены доходы. Чем больше эта линия отклоняется от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше их концентрация.

(ru) 5.4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПО РАЗМЕРАМ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ1)(ПО ДАННЫМ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА АПРЕЛЬ; В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ)

  20102)
Все работники
в том числе с начисленной заработной платой, руб.:          
до 4200,0 38,1 29,0 19,1 2,6 1,8
4200,1-5000,0 7,8 6,8 5,7 6,9 4,8
5000,1-5800,0 7,0 6,3 5,5 4,4 4,2
5800,1-7400,0 11,2 11,6 10,9 8,7 7,8
7400,1-9000,0 8,8 9,4 9,4 8,2 7,5
9000,1-10600,0 6,5 7,5 8,2 7,8 7,1
10600,1-13800,0 8,0 10,2 12,8 13,9 13,3
13800,1-17000,0 4,5 6,4 8,4 11,2 11,2
17000,1-20200,0 2,6 4,0 5,7 8,5 9,1
20200,1-25000,0 2,1 3,4 5,2 8,8 9,9
25000,1-35000,0 1,8 3,0 4,9 9,6 11,3
35000,1-50000,0 0,8 1,4 2,4 5,3 6,7
свыше 50000,0 0,6 1,0 1,8 4,1 5,3

 

1)В 2008 г. обследование не проводилось.

2)Здесь и далее в таблицах 5.5-5.7 данные за апрель 2010 г. приводятся по материалам статистической оценки распределения численности работников по размерам заработной платы на основе математической модели с использованием данных о распределении численности работников по размерам заработной платы по итогам выборочного обследования за апрель 2009 г. и темпов роста среднемесячной заработной заработной платы за период с апреля 2009 г. по апрель 2010 г.

(ru) 5.5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ СУММЫ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПО 20-ПРОЦЕНТНЫМ ГРУППАМ РАБОТНИКОВ1)(ПО ДАННЫМ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА АПРЕЛЬ)

 
  Общая сумма начисленной заработной платы, процентов
Всего
в том числе по 20-процентным группам работников:          
первая (наименее оплачиваемые работники) 4,1 4,1 4,5 5,6 5,7
вторая 8,9 8,8 9,2 9,7 9,8
третья 14,1 14,1 14,3 14,5 14,5
четвертая 21,8 21,7 21,6 21,4 21,2
пятая (наиболее оплачиваемые работники) 51,1 51,3 50,4 48,8 48,8
Коэффициент фондов, в разах 24,9 25,3 22,1 14,7 14,4
Коэффициент Джини 0,456 0,459 0,447 0,418 0,413

 

 

Продолжение табл. 5.5

 
  Средняя начисленная заработная плата работников, руб.
Всего
в том числе по 20-процентным группам работников:          
первая (наименее оплачиваемые работники)
вторая
третья
четвертая
пятая (наиболее оплачиваемые работники)

 

1)В 2008 г. обследование не проводилось.

(ru) 5.6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗМЕРАМ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В 2010 Г. (В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ)

  Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Добыча полезных ископаемых Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Транспорт и связь Финансовая деятельность Научные исследования и разработки Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Все работники
в том числе c на-численной заработной платой, руб.:                    
до 4200,0 7,4 0,2 0,5 0,8 1,5 1,3 0,5 0,7 3,3 1,9
4200,1-5800,0 19,6 1,3 2,6 3,4 7,2 3,5 1,2 2,7 20,0 15,7
5800,1-7400,0 15,5 1,9 4,3 4,8 8,3 4,4 1,6 3,7 12,6 11,9
7400,1-9000,0 11,4 2,4 5,8 5,2 8,4 5,0 1,8 4,1 10,0 10,8
9000,1-10600,0 9,2 3,0 6,7 5,4 8,3 5,4 2,5 4,7 8,6 9,1
10600,1-12200,0 7,5 3,5 7,3 5,4 8,0 5,6 3,2 5,0 7,4 7,8
12200,1-13800,0 6,1 3,8 7,3 5,3 6,5 5,8 3,7 5,0 6,3 6,6
13800,1-15400,0 4,8 3,9 7,1 5,1 5,9 5,8 4,2 5,1 5,1 5,4
15400,1-17000,0 3,8 3,9 6,6 4,9 5,0 5,8 4,5 5,3 4,2 4,5
17000,1-18600,0 2,8 4,0 5,9 4,9 4,5 5,6 4,7 5,7 3,4 3,7
18600,1-20200,0 2,3 4,0 5,2 4,7 3,8 5,6 4,7 5,5 2,8 3,1
20200,1-21800,0 1,8 4,0 4,5 4,7 3,5 5,2 4,8 5,2 2,3 2,6
21800,1-25000,0 2,6 7,4 7,3 8,1 5,6 7,7 8,7 8,4 3,5 4,0
25000,1-30000,0 2,1 9,8 8,4 9,9 6,1 9,3 11,0 10,6 3,5 4,1
30000,1-35000,0 1,2 8,9 5,9 7,4 4,1 6,7 8,8 7,8 2,2 2,7
35000,1-40000,0 0,7 7,3 4,1 5,4 2,8 4,6 6,7 5,5 1,4 1,9
40000,1-50000,0 0,6 10,7 4,5 6,2 3,3 5,4 8,5 6,1 1,6 2,1
свыше 50000,0 0,6 20,0 6,0 8,4 7,2 7,3 18,9 8,9 1,8 2,1

 

(ru) 5.7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВИДАМ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ И РАЗМЕРАМ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В 2010 Г. (В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ)

  Обрабатывающие производства - всего Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность Производство кокса, нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования Прочие производства
Все работники
в том числе c начисленной заработной платой, руб.:                  
до 4200,0 0,9 0,6 2,6 1,0 0,4 0,8 0,5 1,0 2,1
4200,1-5800,0 3,7 3,7 10,9 5,3 2,7 4,3 1,8 3,5 6,2
5800,1-7400,0 6,1 7,5 14,0 6,9 4,5 6,0 3,4 5,9 8,5
7400,1-9000,0 7,2 8,6 14,0 7,6 5,9 7,3 4,4 7,1 9,3
9000,1-10600,0 7,6 8,6 12,7 7,8 7,0 8,1 5,2 7,5 9,3
10600,1-12200,0 7,6 8,4 10,3 7,8 7,3 8,4 5,9 7,5 8,7
12200,1-13800,0 7,4 8,0 7,7 7,6 7,3 8,3 6,3 7,3 7,8
13800,1-15400,0 6,9 7,1 5,5 7,1 7,0 7,9 6,6 6,8 6,7
15400,1-17000,0 6,3 6,1 4,1 6,5 6,6 7,2 6,5 6,2 5,9
17000,1-18600,0 5,7 5,2 3,3 5,8 6,1 6,3 6,4 5,7 5,2
18600,1-20200,0 5,1 4,6 2,7 4,9 5,6 5,5 6,2 5,1 4,5
20200,1-21800,0 4,6 4,2 2,2 4,2 5,0 4,7 5,7 4,7 3,8
21800,1-25000,0 7,3 6,0 3,2 6,6 7,9 7,5 9,4 7,3 6,0
25000,1-30000,0 7,8 6,7 2,8 7,0 8,9 7,0 10,1 8,0 5,9
30000,1-35000,0 5,1 4,5 1,7 4,5 5,6 3,9 6,8 5,3 3,3
35000,1-40000,0 3,2 2,9 0,8 2,8 3,4 2,3 4,4 3,4 1,9
40000,1-50000,0 3,3 3,0 0,7 2,9 3,5 2,1 4,4 3,5 2,0
свыше 50000,0 4,2 4,3 0,8 3,7 5,3 2,4 6,0 4,2 2,9

 

(ru) 5.8. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ПО РАЗМЕРАМ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В 2009 Г.1)(ПО ДАННЫМ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА АПРЕЛЬ; В ПРОЦЕНТАХ)

  Организации
всех форм собственности государственной и муниципальной форм собственности негосударственных форм собственности
Все работники
в том числе с начисленной заработной платой, руб.:      
до 4200,0 2,6 2,8 2,4
4200,1-5800,0 11,3 14,2 7,4
5800,1-7400,0 8,7 9,7 7,3
7400,1-9000,0 8,2 8,6 7,5
9000,1-10600,0 7,8 7,9 7,6
10600,1-12200,0 7,3 7,5 7,2
12200,1-13800,0 6,6 6,7 6,4
13800,1-15400,0 6,0 5,9 6,0
15400,1-17000,0 5,2 5,1 5,3
17000,1-18600,0 4,5 4,4 4,8
18600,1-20200,0 4,0 3,7 4,3
20200,1-21800,0 3,3 3,1 3,6
21800,1-25000,0 5,5 4,9 6,1
25000,1-30000,0 5,8 5,3 6,6
30000,1-35000,0 3,8 3,3 4,5
35000,1-40000,0 2,5 2,1 3,0
40000,1-50000,0 2,8 2,2 3,7
свыше 50000,0 4,1 2,5 6,2

 

1)В 2010 г. обследование не проводилось.

(ru) 5.9. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СРЕДНЕЙ НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПО 10-ПРОЦЕНТНЫМ ГРУППАМ РАБОТНИКОВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2009 Г.1)(ПО ДАННЫМ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА АПРЕЛЬ)

  Средняя начисленная заработная плата, руб. Соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников, в разах
10% наименее оплачиваемых работников 10% наиболее оплачиваемых работников
Всего 14,7
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9,2
Добыча полезных ископаемых 13,1
Обрабатывающие производства 10,7
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 11,0
текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 7,8
обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 10,9
производство кокса, нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий 11,5
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,6
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 9,8
производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования 10,1
прочие производства 11,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10,4
Строительство 13,1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 19,0
Транспорт и связь 12,9
Финансовая деятельность 19,4
Научные исследования и разработки 12,4
Образование 10,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,1

 

1)В 2010 г. обследование не проводилось.

(ru) 5.10. ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА1)(В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ; РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ)

  Все население в том числе по социально-демографическим группам населения Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума2), процентов
трудоспособное население пенсионеры дети
20053)
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал

 

1)За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; за год - оценка на основе указанных данных.

2)За 2005-2009 гг. показатель рассчитан с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. – с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

3)На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. В результате пересмотра состава потребительской корзины величина прожиточного минимума возросла на 7%. При этом для пенсионера она увеличилась на 13%, трудоспособного населения и детей - на 5%.

(ru) 5.11. ТЕМПЫ РОСТА (СНИЖЕНИЯ) ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА И ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (в процентах к I кварталу 2008 г.)

(ru) 5.12. СТРУКТУРА ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА в IV квартале 2010 г. (в процентах)

(ru) 5.13. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА И ДЕФИЦИТ ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА1)

  20052)
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:            
млн. человек 25,2 21,5 18,7 18,8 18,2 17,9
в процентах от общей численности населения 17,7 15,2 13,3 13,4 13,0 12,6
в процентах к предыдущему году 87,73) 85,3 87,0 100,5 96,8
Дефицит денежного дохода:            
млрд. руб. 286,9 276,6 270,3 325,0 352,1 380,2
в процентах от общего объема денежных доходов населения 2,1 1,6 1,3 1,3 1,2 1,2

 

1)Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения. За 2005-2009 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов ВПН-2010, за 2010 г. – с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

2)На основании Федерального закона от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. При анализе динамики бедности необходимо принять во внимание, что при использовании данных о величине прожиточного минимума, определенной в сопоставимой методологии, тенденция к сокращению уровня бедности не менялась.

3)В сопоставимой методологии исчисления величины прожиточного минимума.

(ru) 5.14. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ЧИСЛА МАЛОИМУЩИХ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ПО ОСНОВНЫМ КАТЕГОРИЯМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ; В ПРОЦЕНТАХ)

  Малоимущие домашние хозяйства Крайне бедные домашние хозяйства Справочно: все обследованные домашние хозяйства, 2010 г.
По месту проживания                  
Проживающие в городах – всего 60,4 58,9 59,0 60,9 46,8 45,7 43,6 46,7 74,4
в том числе с численностью населения, человек:                  
свыше 1 млн. 11,1 10,0 9,6 7,3 3,4 4,1 2,2 2,0 18,7
от 250 тыс. до 1 млн. 14,8 14,4 14,7 10,6 7,7 7,1 8,9 5,4 16,6
от 100 до 250 тыс. 11,1 10,4 10,0 8,5 9,7 11,8 9,9 9,3 9,7
от 50 до 100 тыс. 7,5 7,1 6,9 8,5 8,6 8,6 6,2 7,4 7,6
менее 50 тыс. 15,9 16,9 17,8 25,9 17,3 14,2 16,4 22,5 21,9
Проживающие в сельских поселениях - всего 39,6 41,1 41,0 39,1 53,2 54,3 56,4 53,3 25,6
в том числе с численностью населения, человек:                  
свыше 5 тыс. 11,4 12,5 11,8 8,9 15,2 17,0 18,8 13,2 6,3
от 1 до 5 тыс. 15,6 15,7 16,3 17,3 20,1 19,2 20,1 24,1 11,8
от 200 человек до 1 тыс. 10,7 11,0 11,1 12,3 15,2 14,9 14,0 15,2 7,2
менее 200 1,9 1,9 1,9 0,6 2,8 3,2 3,5 0,8 0,2
По составу                  
Домохозяйства, состоящие из:                  
1 человека 6,9 5,3 4,8 4,5 2,9 1,9 1,9 2,8 21,8
в том числе:                  
1 человека трудоспособного возраста 1,8 1,5 1,5 2,1 1,2 1,1 1,1 1,8 9,1
1 человека старше трудоспособного возраста 5,1 3,8 3,3 2,5 1,7 0,9 0,8 1,0 12,7
2 человек 19,1 17,6 16,4 16,1 12,0 10,4 9,9 9,3 27,1
3 человек 22,7 22,3 22,2 26,4 19,6 18,5 18,0 21,2 23,6
4 человек 31,3 32,9 33,6 30,5 33,0 34,9 33,6 32,4 18,1
5 и более человек 20,0 21,8 23,1 22,5 32,6 34,3 36,6 34,5 9,4
По наличию детей                  
Домашние хозяйства без детей 50,7 47,7 45,4 42,5 37,9 35,6 34,1 34,1 66,7
Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет 49,3 52,3 54,6 57,5 62,1 64,4 65,9 65,9 33,3
в том числе:                  
1 ребенка 29,6 30,2 30,3 31,2 31,6 30,8 30,0 28,6 22,0
2 детей 15,7 17,3 18,6 20,3 20,8 22,2 23,2 22,9 9,7
3 и более детей 4,0 4,9 5,7 6,0 9,7 11,4 12,7 14,4 1,6

 

(ru) 5.15. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ МАЛОИМУЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ГРУППАМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ; В ПРОЦЕНТАХ)

  Малоимущее население Крайне бедное население Справочно: все обследованное население, 2010 г.
По месту проживания                  
Проживающие в городах – всего 59,6 58,0 58,1 59,8 45,1 44,2 42,3 45,0 73,3
в том числе с численностью населения, человек:                  
свыше 1 млн. 10,9 9,8 9,5 7,4 3,0 3,9 1,9 1,9 18,3
от 250 тыс. до 1 млн. 14,6 14,1 14,6 10,6 7,2 6,7 9,0 5,5 16,4
от 100 до 250 тыс. 11,3 10,4 9,9 8,3 9,8 11,5 9,6 8,8 9,5
от 50 до 100 тыс. 7,3 7,1 6,7 8,2 8,2 8,4 6,1 7,5 7,4
менее 50 тыс. 15,7 16,5 17,5 25,2 16,8 13,7 15,8 21,4 21,8
Проживающие в сельских поселениях - всего 40,4 42,0 41,9 40,2 54,9 55,8 57,7 55,0 26,7
в том числе с численностью населения, человек:                  
свыше 5 тыс. 12,1 13,0 12,3 9,7 16,0 17,5 19,4 14,5 7,0
от 1 до 5 тыс. 16,1 16,5 17,0 18,0 21,4 20,8 21,7 25,1 12,2
от 200 человек до 1 тыс. 10,5 10,8 10,9 12,0 15,1 14,8 13,7 14,5 7,3
менее 200 1,7 1,7 1,7 0,5 2,5 2,7 3,0 0,8 0,2
По половозрастным группам                  
Дети в возрасте до 16 лет 21,4 22,6 23,8 25,5 26,4 27,5 28,6 30,4 17,3
Население трудоспособного возраста 65,2 64,8 64,6 64,4 64,5 63,9 63,7 62,8 65,0
в том числе:                  
молодежь в возрасте 16 - 30 лет 25,3 25,6 25,6 24,9 25,9 26,2 26,6 26,3 21,9
мужчины в возрасте 31 - 59 лет 18,9 18,6 18,7 19,2 18,3 18,0 17,9 17,8 20,7
женщины в возрасте 31 - 54 года 21,0 20,6 20,3 20,3 20,2 19,7 19,1 18,7 22,4
Население старше трудоспособного возраста 13,3 12,6 11,6 10,0 9,1 8,6 7,7 6,8 17,7
в том числе:                  
мужчины в возрасте 60 лет и более 3,8 3,5 3,1 2,5 2,5 2,1 2,1 1,8 4,3
женщины в возрасте 55 лет и более 9,6 9,1 8,6 7,5 6,6 6,5 5,6 5,0 13,4
По отношению к экономической активности (для лиц в возрасте 15 лет и более)                  
Экономически активное население 61,1 61,4 63,3 64,9 57,5 57,4 59,5 61,8 71,2
в том числе:                  
занятые в экономике 59,4 59,7 60,7 61,0 54,5 54,3 54,9 56,4 69,6
из них работающие пенсионеры 4,1 4,2 4,3 3,7 2,7 2,6 3,3 2,8 10,5
безработные 1,7 1,7 2,5 3,9 3,1 3,1 4,6 5,4 1,6
Экономически неактивное население 38,9 38,6 36,7 35,1 42,5 42,6 40,5 38,2 28,8
из него неработающие пенсионеры 15,1 14,3 12,7 11,9 11,7 11,4 9,2 8,5 14,4

 

(ru) 5.16. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОИМУЩИХ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ПО ЧИСЛУ РАБОТАЮЩИХ ЧЛЕНОВ ДОМОХОЗЯЙСТВА В 2010 Г. (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ; В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ)

  Все малоимущие домашние хозяйства в том числе с числом работающих
нет работающих 1 человек 2 человека 3 и более человек
Малоимущие домашние хозяйства 13,2 30,9 40,7 15,2
Домохозяйства, состоящие из:          
1 человека 68,2 31,8 - -
1 человека трудоспособного возраста 36,5 63,5 - -
1 человека старше трудоспособного возраста 94,5 5,5 - -
2 человек 32,9 41,5 25,5 -
3 человек 8,4 34,9 44,4 12,3
4 человек 4,1 25,7 52,9 17,4
5 и более человек 5,8 25,6 38,8 29,9
Крайне бедные домашние хозяйства 16,5 33,1 34,2 16,2
Домохозяйства, состоящие из:          
1 человека 72,9 27,1 - -
1 человека трудоспособного возраста 61,9 38,1 - -
1 человека старше трудоспособного возраста 92,8 7,2 - -
2 человек 40,2 37,9 21,9 -
3 человек 16,1 36,2 34,5 13,2
4 человек 9,5 32,8 42,7 15,0
5 и более человек 12,3 30,7 32,2 24,8

 

(ru) 5.17. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАЛОИМУЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ В 2010 Г.1)(ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫБОРОЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ; В ПРОЦЕНТАХ К ИТОГУ)