Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Цели и задачи освоения дисциплины
Демография
Социологический факультет
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан социологического факультета
профессор В.И. Добреньков
______________________
"_____"__________________2011 г.
Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки – 040100 «Социология»
Квалификация – бакалавр
Форма обучения – очная
Москва – 2011
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению «Социология»
Авторы – д.ф.н., проф. А.И. Антонов, к.э.н., доц. А.Б. Синельников
Рецензент –
Программа одобрена на заседании кафедры социологии семьи и демографии
от 28.03.2011 г., протокол № 8
Цели:
o сформировать представление о демографических процессах и структурах;
o сформировать представление о демографической ситуации в России и во всем мире и о наиболее вероятных изменениях этой ситуации в ближайшие десятилетия;
o сформировать представление о демографической политике в России и во всем мире.
Задачи:
o ознакомить студентов с источниками данных демографической статистики, дать им представления о степени достоверности этих данных
o ознакомить студентов с методами расчета демографических показателей составления демографических прогнозов изменения численности и состава населения с учетом интенсивности миграционных процессов,
o сформировать умения и навыки использования демографических данных для анализа демографической ситуации в стране, отдельных регионах и во всем мире.
Дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части. Изучается во 2-ом семестре. Изучение дисциплины предполагает усвоение базовых курсов по теории, истории и методологии социологии.
Демографические проблемы для современных постиндустриальных и трансформирующихся обществ являются чрезвычайно актуальными, поскольку демографические факторы влияют на многие стороны жизни государства и общества. Поэтому изучение данной дисциплины необходимо для прохождения практик, написания курсовых работ, разработки социально значимых, творческих проектов.
o Способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности, выбору оптимальных путей и методов их достижения (Б-СК-1).
o Владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии, как основой профессиональной деятельности (Б-ПК-6), (в части владения современными социологическими теориями).
o Способность анализировать, интерпретировать и обобщать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, (духовно-религиозную и естественнонаучную) информацию на основе когнитивных и объяснительных возможностей социологической теории (Б-ПК-8), (в части работы с социальной, демографической, политической, экономической и культурной информацией).
o Способность формировать, верифицировать и анализировать информационные массивы, обеспечивающие мониторинг социальной, экономической и демографической сферы, разработку управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия (Б-ПК-11).
o Способность разрабатывать научный аппарат прикладных социологических исследований (Б-ПК-2).
o Готовность руководствоваться в профессиональном поведении этическими и нравственными нормами, изложенными в кодексе социолога (Б-СК-3).
3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
o предмет демографии, специфику его вычленения;
o характер связи между демографическими и социально-экономическими процессами;
o содержание основных концепций изучения семейных и демографических процессов (концепции первого, второго и третьего демографического перехода, концепция институционального кризиса семьи);
o специфику идейных позиций сторонников этих каждой из этих концепций;
o методические программы и методики опросов (в том числе и применявшиеся в международных сравнительных исследованиях, в которых опрашивались респонденты из Российской Федерации);
o общие формы организации демографической политики, ее связь с семейной и социальной политикой;
уметь:
o использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной и повседневной деятельности;
o организовывать свою профессиональную деятельность на основе научных современных разработок в области демографии;
o производить демографическую экспертизу, т.е. оценивать возможные демографические последствия мер социально-экономической политики;
владеть
o методами расчета демографических показателей и анализа демографической ситуации;
o методами демографического прогнозирования;
o методами социологического изучения демографического поведения;
o информацией об особенностях демографической ситуации в стране и мире и тенденциях её изменения;
o информацией об основных мерах демографической политики в России и других странах;
o информацией о степени эффективности демографической политики