Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Цели и задачи освоения дисциплины

Демография

Социологический факультет

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан социологического факультета

профессор В.И. Добреньков

______________________

"_____"__________________2011 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

 

Направление подготовки – 040100 «Социология»

 

 

Квалификация – бакалавр

 

 

Форма обучения – очная

 

Москва – 2011


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению «Социология»

 

 

Авторы – д.ф.н., проф. А.И. Антонов, к.э.н., доц. А.Б. Синельников

 

 

Рецензент –

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры социологии семьи и демографии

от 28.03.2011 г., протокол № 8


Цели:

o сформировать представление о демографических процессах и структурах;

o сформировать представление о демографической ситуации в России и во всем мире и о наиболее вероятных изменениях этой ситуации в ближайшие десятилетия;

o сформировать представление о демографической политике в России и во всем мире.

Задачи:

o ознакомить студентов с источниками данных демографической статистики, дать им представления о степени достоверности этих данных

o ознакомить студентов с методами расчета демографических показателей составления демографических прогнозов изменения численности и состава населения с учетом интенсивности миграционных процессов,

o сформировать умения и навыки использования демографических данных для анализа демографической ситуации в стране, отдельных регионах и во всем мире.

Дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части. Изучается во 2-ом семестре. Изучение дисциплины предполагает усвоение базовых курсов по теории, истории и методологии социологии.

Демографические проблемы для современных постиндустриальных и трансформирующихся обществ являются чрезвычайно актуальными, поскольку демографические факторы влияют на многие стороны жизни государства и общества. Поэтому изучение данной дисциплины необходимо для прохождения практик, написания курсовых работ, разработки социально значимых, творческих проектов.

 

o Способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности, выбору оптимальных путей и методов их достижения (Б-СК-1).

o Владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии, как основой профессиональной деятельности (Б-ПК-6), (в части владения современными социологическими теориями).

o Способность анализировать, интерпретировать и обобщать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, (духовно-религиозную и естественнонаучную) информацию на основе когнитивных и объяснительных возможностей социологической теории (Б-ПК-8), (в части работы с социальной, демографической, политической, экономической и культурной информацией).

o Способность формировать, верифицировать и анализировать информационные массивы, обеспечивающие мониторинг социальной, экономической и демографической сферы, разработку управленческого воздействия на неё и оценку эффекта управленческого воздействия (Б-ПК-11).

o Способность разрабатывать научный аппарат прикладных социологических исследований (Б-ПК-2).

o Готовность руководствоваться в профессиональном поведении этическими и нравственными нормами, изложенными в кодексе социолога (Б-СК-3).

 

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

o предмет демографии, специфику его вычленения;

o характер связи между демографическими и социально-экономическими процессами;

o содержание основных концепций изучения семейных и демографических процессов (концепции первого, второго и третьего демографического перехода, концепция институционального кризиса семьи);

o специфику идейных позиций сторонников этих каждой из этих концепций;

o методические программы и методики опросов (в том числе и применявшиеся в международных сравнительных исследованиях, в которых опрашивались респонденты из Российской Федерации);

o общие формы организации демографической политики, ее связь с семейной и социальной политикой;

уметь:

o использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной и повседневной деятельности;

o организовывать свою профессиональную деятельность на основе научных современных разработок в области демографии;

o производить демографическую экспертизу, т.е. оценивать возможные демографические последствия мер социально-экономической политики;

владеть

o методами расчета демографических показателей и анализа демографической ситуации;

o методами демографического прогнозирования;

o методами социологического изучения демографического поведения;

o информацией об особенностях демографической ситуации в стране и мире и тенденциях её изменения;

o информацией об основных мерах демографической политики в России и других странах;

o информацией о степени эффективности демографической политики