Право собственности, обязательственное, уголовное права Древнего Рима.

Источники римского права и его кодификация.

Общественный и политический строй периода империи.

Общественный и политический строй периода Республики.

Общественный и политический строй Царского периода.

 

Мужчина – глава семьи. Свободно рожденный при этом римский гражданин. В публичном праве этот статус полноправного гражданина означал право на участие в народном собрании, право быть избранным на должность, право служить в армии. В частном праве статус полноправного гражданина давал возможность на полноправный брак и на участие в имущественных отношениях. Римское государство оформляется, как государство полис, соответственно в нем высшим органом власти является народное собрание (комиции), однако в отличие от афинского общества, в древнем Риме было не одно народное собрание, а сразу три народных собрания: центуриатные, трибутные, куриатные. Долгое время главенствующую роль играет центуриатное собрание. В связи с изменениями в обществе, политике, экономике центурия меняется и в период республики в середине 3 ст. до н.э., уже в составе пяти имущественных разрядов по 70 центурий, а общее количество их возрастает до 373. В компетенцию собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц, объявление войны, рассмотрение эпиляций на смертные приговоры. Трибутные комиссии (собрания) первоначально делились на плебейские и патрицианские. В зависимости от состава. Первоначально их компетенция ограничивалась избранием низших должностных лиц. Плебейские собрания избирали еще плебейского трибуна, однако с 3-го века до н.э. трибутные комиссии постепенно начинают перетягивать на себя роль высших государственных органов, роль, принадлежавшую центуриатным комиссиям. Куриатные же собрания постепенно утрачивают свое значение, их проведения требовалось лишь для формального обозначения должностных лиц. Таким образом, существовало три народных собрания для решения важнейших вопросов. Однако, важнейшую по своему реальному воздействию на государственную жизнь играет Римский Сенат. Об этой роли свидетельствуют даже первые слова закона римского государства: постановления сената. Они всегда начинались словами: Сенат и Римский народ. Формально при этом Сенат был совещательным органом, обязанным подчиняться решениям народного собрания. Однако, только лишь формально, потому что реально Сенат был главным органом государственной власти. В его полномочия входили законодательные, Сенат утверждал постановления народного собрания (а мог и не утвердить, когда считал, что постановления этого высшего формально органа власти не соответствуют праву, не соответствуют интересам Рима). Кроме того, Сенат имел право толковать принятые народным собранием решения. Причем в результате такого толкования такие решения становились неузнаваемыми тем, кто их принимал. Сенат проводил предварительное обсуждение проектов, постановлений, которые затем принимались. Фактически Сенат контролировал законодательную деятельность народного собрания. Финансовые полномочия включали распоряжение казной, бюджетом государства, распределение бюджета между исполнительными органами и контроль за исполнением бюджета. В сфере общественной безопасности в полномочия Сената входило объявление чрезвычайного положения и поручение о назначении диктатора в области военной, Сенат утверждал мирные договоры, давал разрешение на мобилизацию, назначал командующего. При этом, важную роль Сенаторы не избирались, а назначались. Сенаторы не избирались, с исчезновением древних курий и геттов. Сенаторов стали назначать особые уполномоченные лица. Цезари избирались народным собранием и раз в пять лет они составляли списки сенаторов из представителей наиболее известных, авторитетных, влиятельных семей, при этом для включения в списки кандидат должен был себя проявить на какой-либо должности, на каком-либо посту. Таким образом, формировался корпус сенаторов, они должны были не заниматься торгово-финансовой деятельностью. За взятки, за подкуп они могли быть дисквалифицированы, т.е. исключены из списка сенаторов. Такой порядок формирования сената приводило к тому, что некоторые были пять лет сенаторами, а некоторые могли были находиться в списке сенаторов всю свою жизнь. Поэтому, очевидно, что роль Сената и порядок его формирования в сочетании с этой важной ролью, заставляет называть римскую республику аристократической, реальная власть в ней принадлежит наиболее могущественным, авторитетным, богатым семьям. Государственные должности в римской республике назывались магистратурами. При этом исполнительная власть складывалась из нескольких коллегий, должности были коллегиальными, магистратов выбирали народными собраниями, сроком на 1 год. За исключением цензоров и диктаторов. Члены коллегии считались равными в своих правах и каждый из магистратов, которых могло быть и до 10 могу наложить вето на решение любого другого магистрата. Это считалось гарантией от нарушения закона. По истечении срока своей магистратуры, магистраты были ответственными за нарушении, и если открывалось злоупотребление, они могли быть осуждены за это. При этом существовала иерархия должностей, и кандидат, которого предлагали на ту или иную должность, в качестве условия на выдвижение должен был поработать на более низких должностях. Избрание на должности осуществлялось с учетом прохождения кандидатом различных ступеней. В отличие от Афин должности в римской республике не оплачивались. Это объясняет то, почему избирались представители аристократических семей. Существовал и возрастной ценз для различных должностей, например на должность консула римлянин не мог быть избран до достижении возраста 43 лет. В основу деятельности исполнительной власти, были положены следующие принципы: принцип выборности, срочности, отчетности, коллегиальности. Все эти принципы присутствуют и в афинской демократии, однако принцип безвозмездности отличает этот порядок от афинского. Важнейшее значение в довершение исполнительной власти имели две коллегии: коллегия консулов и коллегия преторов. Представители этих коллегий обладали высшей властью. Ключевым среди них было полномочие чинить суд над гражданами, право издавать обязательные для исполнения приказы, право созывать народное собрание. Возглавляли систему магистратур и руководили текущими делами два консула. Их власть была практически неограниченна, они могли приостанавливать решения всех начальников, могли арестовать и отдать под суд любое лицо кроме жрецов. И могли выносить смертные приговоры, которые римские граждане могли обжаловать в народном собрании. Преторы вначале их было два, затем 4 и наконец, 8, первоначально было помощниками консулов, их заместителями, преторы занимались охраной общественного порядка, надзором за полицией, а с середины республиканского периода, они получили право давать указания по гражданским делам, заниматься гражданским судопроизводством, превратились в любопытную процессуальную инстанцию. Цензоры, их было два, избирались народным собранием сроком на пять лет, а не на один год, как обычно избирались остальные должности. Цензоры избирались из бывших консулов, не меньше. В отличие от большинства магистратур не несли ответственности перед народным собранием, не отчитывались перед ним. В их компетенции находилось не только составление списка сената, но и такая функция, как приведения списка граждан по классовой принадлежности. Они следили за нравственностью, могли исключить из трибы, могли наложить штраф. Следующая коллегия государственных служебных особо, были квесторы. Первоначально избиралось два, затем 4 и наконец 8. Квесторы заведовали практически государственной казной, а также должны были рассматривать некоторые категории уголовных дел. Полицейские функции исполняли эдилы, первоначально 2, затем 4. Особое место в механизме государства занимали народные трибуны. Трибунат в Римском государстве оформился в своеобразный институт государственной власти, изначально был плебейским институтом, возник в ходе борьбы плебеев с патрициями. Это были представители той части плебейского населения, которые следили за патрициями. Диктатор не был никем ограничен, не нес ответственности за свою политику, за свои решения, на действия диктатора не распространялось вето всесильных народных трибунов.

У граждан было право обращаться к народному собранию. Разговор о римской государственности будет не полным без упоминания такого института. Началом своей военной славы, древний Рим обязана родному ополчению. Служба в армии была не просто военной обязанностью, она была привилегией. Обеспечивала ценз для земельной собственности, для получения надела в римском полисе. В качестве боевой силы мужчины служили с 17 до 36 лет. А затем до 60 лет находились в резерве. В Республиканский период каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин из которых уже делались военные центурии, военные сотни. Сословия всадников обспечивало армию конницей, они составляли центурии и конницы, первые три разряда обеспечивали римскую армию тяжело вооруженной пехотой, центурии этой пехоты составляли главную военную силу римской армии. 4 и 5 разряды поставляли центурии легко вооруженной пехоты. Остальные составляли центурию вспомогательного состава. Командование войсками сенат поручал одному из 2 консулов. Именно такая армия свободных граждан превратила Рим в империю и привела к самым знаменитым победам. Однако уже с конца 5 века до н.э. солдаты начинают получать определенное жалование. Затем и казенное продовольствие и казенное вооружение, первоначально обо всем этом они должны были заботиться сами. Окончательным шагом превращения армии в регулярную была реформа, проведенная в 107 г. до н.э. – реформа. Этот политический деятель и полководец допустил в армию неимущих, вольноотпущенников, определил жалование за службу в качестве определенного и стабильного дохода военнослужащих и ограничил военную службу 16 сроком, по окончании этой службы солдаты получали наделы земли и экономическое обеспечение. Армия становилась профессиональной. С одной стороны, это содействовало ее укреплению и росту военного потенциала Рима, успешное расширение империи продолжается, однако с другой стороны, это превращало армию в наемных рабочих, что имело разрушительные последствия для государственного устройства Римской республики. Превративших в регулярную и наемную по сути армию, она становиться инструментом в руках своих военоначальников, орудием борьбы политических группировок. Наемные воины служат уже не Риму, а служат своему командиру. Опираясь на такую армию, сперва диктатор Сулла, а затем знаменитый своим вкладом Юлий Цезарь и его преемник Октавиан Август покончили с Римской республикой. Разумеется, причины падения Римской республики не могут быть сведены только к изменению роли армии.

Одной из важнейших среди этих причин было расслоение общества и его разложение в следствие массового использования рабской рабочей силы. Применение дешевого рабского труда ведет к разорению крестьян. Крестьяне не удерживали конкуренции с рабовладельческими латипундиями. А институты римской демократии родились и были рассчитаны на общество равное. Реалии этой римской республики не под какое равенство не попадает. Расслоение общества, рабство – одна из причин падения Римской империи. Важной причиной также была и та, что римское государство возникало, как государство-полис. Государство относительно небольшого размера и те институты, с которыми мы познакомились не предназначены были для руководства той территории, а тем более с превращением ее в империю. Функцю управления огромной державой уже были не совместимы с тем государственным аппаратом, который существовал в период римской империи. Одной из причин было введение единого гражданства – демократическая мера. Закон Каракалы, это уже будет после заката римской республики, дает единое гражданство всем свободным людям, с тем, что было знакомо нам, как комплекс прав римского гражданина.

3. Это было время волнений, солдатских мятежей, вторжения внешнего врага, варваров и наконец, период домината (284-476 гг.). Принципат был формой правления, созданной Цезарем и официально установленной почти на 2 столетия, его внучатым племянником и победителем в неоднократно воспетой войне с Антонием и Клеопатрой Октавианом Августом. Уже Цезарь был провозглашен пожизненным диктатором и прибавил к своей власти командующего, которым он был, еще и власть народных трибунов, цензорскую и даже высшую жреческую власть. Его внучатый племянник сделал это обычной практикой на долгие года. Принципат сохраняет видимость республиканской формой правления. Она сохраняется в виде практически всех институтов республиканской власти. Однако, фактически принципат уже был монархией, поскольку власть реальная сосредоточена в руках одного человека, которого решили называть первым Сенаторов, отсюда принципс. Такой первый сенатор, тем не менее формально избирается на все те должности, которые он концентрирует в своих руках: диктатора, предора, народного трибуна, консула и т.д. Однако в праве принципс, уже опираясь, уже на свой собственный правительственный аппарат, который всегда есть при монархе для осуществления своих многочисленных полномочий. Таким образом, параллельно этим традиционным магистратурам, которые сохраняются. Сенат еще остается, пользуясь лишь почетными правами и весьма ограниченными полномочиями, законопроекты, которые исходят от принципса фактически не обсуждаются, им придается форма Сената. Все, что исходит от принципса имеет силу закона, хотя формально именно сенат избирал новый принципс. Народное собрание приходит в упадок, периодичность их созыва нарушается, они используются для борьбы амбиций, политической борьбы. В верхушке доминирует группа Нобилей (сенаторов), и группа всадников. Труд рабов всегда уступает в эффективного труда свободного человека, поэтому несмотря на консолидацию класса землевладельцев. Из свободных крестьян формируется класс крестьян-арендаторов, их называли колоны. В период доминанта таких арендаторов начинают привязывать к их землям, которые они арендуют, начинают ограничивать их возможность переезда на другие земли. Таким образом, происходят процессы,, которые формируют феодальные отношения.

Каждой из двух частей управляли императоры Августы, которым помогали императоры Цезари. Все тетрархи считались членами одной императорской семьи, не были родственниками, однако считались одним целым.

Диохлетиан реформирует армию, разделив ее на пограничную и ту, которая использовалась – источник военных компаний. В третьих он проводит административную реформу, разделив громадную империю на 12 областей – диоцезий, каждая из которых включала 10 округов, провинций, при этом власть в каждой из диоцезий и провинций разделялась на гражданскую и военную. Важной составляющей реформ Диохлетиана было введение вместо многочисленных и разнообразных налогов, был введен единый натуральный налог. При этом размер обложения был значительно увеличен, за счет того, чтобы были убраны многочисленные налоги. Стабилизации империи содействовало и то, что Диохлетиан позаботился о полноценной золотой монете. Эти реформы позволили просуществовать римской государственности в такой ее эпостасии, как Византия еще 1000 лет. Среди римский императоров, реформаторов должно быть упомянуто имя Константина ( 1-я треть 4 века). Этот тот император, который сделал христианство после столетий жестокой борьбы с многочисленными жертвами. После борьбы с идеологическим, религиозным учением, сделал христианство государственной религией, а в связи с упомянутой Византией, имен Константин перенес свою столицу в город Византий, и стал называться в 1330 году – Константинополь. Сюда переезжает Сенат правительственный. В 395 году происходит окончательное разделение Империи на 2 независимых имперских государства – западную римскую империю, она прекратила свое существование под натиском варваров в 467 году, и восточную римскую империю – Византию.

 

4. В Царский период основным источником права был религиозный обычай, толковали их, как и повсюду, жрецы и другие, поэтому нормы такого права, религиозные законы, которые их закрепляли, назывались правом понтификов. С утверждением царской власти возникает новый источник права – законы рекса. Первоначально они были немногочисленными. Право рексов достаточно иллюстрирует новые нормы, которые вводит легендарный ромал. Законы этого рекса первого были направлены на учреждение статуса члена семьи, в частности имена ромал ввел норму в соответствии с которой глава семьи мог убить жену, если заставал ее измену. Право царского периода, в значительной степени ее инерция будет ощущаться и в период республики, характеризуется строгим формализмом, до такой степени, что малейшая ошибка, предусмотренная в порядке судоговорения считалась значительной. Законы 12 таблиц включали нормы по самым разным сторонам регулирования общественных отношений. О вызове в суд, о рассмотрении в суде, о должниках и их ответственности, о семейных и наследственных делах, о вещах, приобретении вещей, о пользовании земельными участками, об общественных делах, о наказаниях. Вплоть до регулирования похорон. Для этого памятника права характерен еще древний казуистический способ фиксации норм, сами нормы характеризуются формализмом, однако создание этого свода норм было первой фиксацией писаного права Рима. Этот свод послужил дальнейшему развитию права. Цицерон оставил впечатляющие определения важности этого свода норм. Однако жестко ограниченные формализмом традиции, уже в 4-3 века начинают активно корректироваться, дополняться новым источником права – преторскими эдиктами, актами прэта. Не отменяя законов 12 таблиц, не посягая на текст этой книги, древние римляне изобрели эффективный способ обходить их, игнорировать и обходить те формальные положения, которые уже очевидно тормозили развитие экономики, торговых отношений. Оба претора имели право издания эдиктов – правовых актов, которые они издавали в момент вступления в должность, а вступали новые преторы в должность ежегодно и в этих актах они начинают постепенно отходить от строго формализованных предписаний законов 12 таблиц, они начинают вводить нормы, которые более соответствовали интенсивному торгово-денежному обороту и положения этих актов были обязательными для судов. Каждый новый претор по традиции подтверждал эдикт предшественника, добавляя при необходимости еще и какие-то новые нормы. Таким образом, начинает формироваться то, что вошло в историю под названием преторского права. С середины второго века в гражданском судопроизводстве приказ претора становится обязательной неотъемлемой частью. Перегрински претор, так же как и претор римский издает свои эдикты, начинает формулировать нормы, пользуясь при этом богатством права других народов, и не связан будучи ограничениями формальным римским правом. Поскольку все это совершается параллельно с римским претором, поседний начинает перенимать то, что лучше работает на практике и лучше соответствует явлениям общественной жизни и другой. Больше всего право народов влияет на область договорного права, регулирования имущественных отношений. Можно считать, что право древнего рима проходит в своем развитии три стадии: цивильно право, преторское право, право народов. Эти правовые системы не были изолированы друг от друга, действовали параллельно, однако по времени дополняют каждая следующую первоначальную систему архаичного формализованного римского права. Оригинальной особенностью римского права было еще и то, что в нем использовался такой источник как юриспруденция. Помимо названных источников в качестве источника также используются и толкования юристов. Уже с третьего века – период империи, представители власти публично, официальо консультируются с юристами, обращаются к их комментариям. Особое значение было предано комментариям, мнению пяти корефеев римской юриспруденции: попиан, стоял на первом месте, парио, ульгиан, гай, модестин. В 5 веке – 426 год был даже принят специальный закон о цитировании, который позволит понять, что такое комментарии юристов, что представлял собой этот источник правового регулирования. В соответствии с этим законом считалось, что совместное мнение всех пяти это воспринималось как закон, всех судей в правовой практике. В любом случае обращали внимание на то большинство высказывается ли юристов за ту или иную позицию. А Попиан имел два голоса. Возможности правового регулирования, благодаря такому источнику значительно расширялись. Уже при императору Константине было решено придать главенствующий характер императорским конституциям. Однако сложности в пользовании разнообразным по источникам права, эта первая попытка регулирования не была преодолима. Помимо того, что эти разные по времени возникновения источники уже создавали трудности, так еще и внутри себя эти источники права перудасматривали использование разных, противоположных принципов.

В 529 году был составлен кодекс – сборник императорских постановлений. Затем в 533 году – сборник норм под названием Дигесты. А параллельно был подготовлен 3 сборник норм – Институции. В институциях уже давалась систематизированное и комментирование общих принципов. Институции интегрировали положения кодексов. Комиссия разработчиков проделала масштабнейшую и трудно оценимую работу. Они придали разрозненным источникам права форму единой логичной системы норм. Именно в 6 веке римское право приобретает ту потрясающую и сегодня стройность и логику институтов.

 

5. По древнему римскому праву – законам 12 таблиц, вещи делились на две разные категории, которые различались способом отчуждения при покупке. Это вещи мансипированые и вещи неманиспированные. При продаже первой категории вещей требовалось соблюдение мансипации, которая является типичным примером архаичности и формализма древнего римского права. Долгое время собственность только и приобреталась таким образом, в соответствии с законами 12 таблиц. По мере развития преторского права, цивильская собственность дополняется в римском праве преторской собственностью не на основании архаичных процедур, а в соответствии с преторским правом. Коллективным достоянием считалась земля. А вот частной собственностью могли обладать только граждане рима. Договор должен был быть добровольным, договор должен был соответствовать закону. Римское право делит договоры на 4 группы. Самый древний вид – это вербальные договоры, которые заключались устно, путем проговаривания соответствующих формулировок. Литеральные – письменные. Консенсуальные – те договоры, ответственность сторон наступает немедленно после заключения консенсуса. Реальные договоры, обязательство в которых наступает с момента передачи вещи. В форме брака интеренсо заметить его эволюцию от брака, который совершался по архаическим формам и сводился к процедуре покупки невесты. К браку, который получает распространение в период империи, жена уже не находилась под властью мужа. Древний брак был с наложением руки. Брак, который был позже был распространен, брак назывался браком без руки.