Состав правонарушения

На основе систематизации признаков правонарушения правовой наукой была разработана конструкция состава правонарушения, выступающая в качестве инструмента квалификации. Состав правонарушения выполняет важную функцию - он позволяет "отграничить одно правонарушение от другого, дать юридическую оценку совершенному деянию, указав полностью соответствующую этому деянию правовую норму"[20].

Состав правонарушения - система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности.

В составе правонарушения все признаки последнего жестко сгруппированы и привязаны к элементам состава. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения.

Эти элементы необходимы в том смысле, что без наличия всех их в совокупности фактически совершенное деяние не может быть квалифицировано как правонарушение. Достаточны они потому, что нет необходимости устанавливать какие-либо дополнительные характеристики содеянного для привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение.

Объект правонарушения - это те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель и которым причиняется вред. В правовых нормах всегда определен объект правонарушения - жизнь или здоровье человека, собственность, экономическая деятельность, безопасность государства и т.д. Таким образом, указывая ценности, на которые направлено противоправное посягательство, объект отражает общественную вредность правонарушения.

Объективная сторона характеризует правонарушение как деяние, акт поведения. Ее образует само противоправное деяние, причиненные негативные последствия и причинная связь между деянием и его последствиями.

Характеристика объективной стороны правонарушения определяется нормативными правовыми актами - действия или бездействие, способ, место, обстоятельства его совершения, тяжесть причиненного вреда. Составы правонарушений, а соответственно, и применяемые меры ответственности различаются в зависимости от наличия или отсутствия установленных законом элементов объективной стороны.

Например, в зависимости от размера суммы неуплаченного налога деяние физического лица может быть признано либо налоговым правонарушением, либо преступлением. Если сумма неуплаченного физическим лицом налога превышает двести минимальных размеров оплаты труда, то деяние рассматривается как уклонение от уплаты налога в крупном размере и подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса РФ, что влечет применение мер уголовной ответственности. В тех случаях, когда сумма неуплаченного налога превысит пятьсот минимальных размеров оплаты труда, уклонение физического лица от уплаты налога считается совершенным в особо крупном размере, что образует так называемый квалифицированный состав преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса РФ, и влечет более строгое наказание, чем уклонение от уплаты налога в крупном размере. Если же сумма неуплаченного налога менее двухсот минимальных размеров оплаты труда, то такое деяние признается не преступлением, а налоговым правонарушением и влечет применение налоговых санкций, а не уголовного наказания. Как видим, в данном случае одно и то же деяние может быть квалифицировано по-разному, в зависимости от размера причиненного вреда, то есть от тяжести наступивших последствий.

Аналогичное влияние на квалификацию правонарушения и применение мер ответственности могут оказывать способ (группой лиц, повторно, с использованием своего служебного положения), место (на территории заповедника, на оккупированной территории), обстоятельства его совершения (в военное время, в боевой обстановке, вследствие стечения тяжелых обстоятельств).

В некоторых составах - их принято называть материальными - необходимым признаком состава правонарушения являются вредные последствия, которые зафиксированы в правовой норме. Такие правонарушения должны считаться совершенными только при наступлении указанных в законе последствий. При этом также необходимо установить наличие причинной связи между деянием лица и наступившими последствиями. Напротив, в формальных правонарушениях последствия не входят в число обязательных признаков объективной стороны и, следовательно, для решения вопроса о квалификации деяния и об ответственности не имеют никакого значения.

Субъект правонарушения - дееспособное лицо, совершившее противоправные действия (бездействие). Как видим, данный элемент состава фиксирует такой признак правонарушения, как дееспособность лица, его совершившего.

В различных отраслях права вопрос о субъекте правонарушения решается по-разному. Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста. В качестве субъектов налогового, гражданского, административного правонарушения могут выступать как дееспособные физические лица, так и организации.

Общее условие привлечения к ответственности физических лиц - их вменяемость, то есть психическое состояние по уровню здоровья, развития, позволяющее сознавать характер своих действий (бездействия), руководить ими и нести в связи с этим юридическую ответственность. Именно в связи с отсутствием этого элемента состава деяния гражданина, признанного недееспособным (невменяемым), не являются правонарушением. Вторым условием признания гражданина субъектом правонарушения является его возраст, о чем подробно мы говорили выше.

Кроме того, к субъектам некоторых правонарушений законом устанавливаются специальные требования, то есть предусматривается, что определенное правонарушение может быть совершено только так называемым специальным субъектом - должностным лицом, военнослужащим, свидетелем и т.д.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной правонарушителя и, таким образом, соответствует признаку виновности.

Вина как психическое отношение лица к совершенному деянию может иметь разные формы - умысел и неосторожность.

Правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправность своего деяния, предвидело, а также желало или сознательно допускало наступление общественно вредных последствий либо относилось к ним безразлично. В зависимости от отношения субъекта правонарушения к возможным вредным последствиям своих действий (бездействия) умысел разделяют на прямой (желание их наступления) и косвенный (нежелание, но сознательное допущение или игнорирование их наступления).

В качестве примера правонарушений, которые могут быть совершены только умышленно, можно назвать, например, продажу подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без такой маркировки, вымогательство.

Неосторожность всегда характеризуется тем, что правонарушитель не желает наступления вредных последствий, однако либо предвидит их наступление, но без достаточных на то оснований надеется на их предотвращение, либо не предвидит вредного результата, хотя мог и должен был его предвидеть. Так, турист, не потушив на привале костер, предвидит, что в результате его бездействия может вспыхнуть пожар, который уничтожит лес, однако надеется на возможный дождь, лесников, на то, что огонь погаснет сам. Расчет при этом оказывается ошибочным, так как для него не было достаточных оснований. Рабочий, выбрасывая поздним вечером из окна строительный мусор, не предвидит, что причинит увечье случайному прохожему, однако действует небрежно, поскольку исходя из элементарных правил осторожности так поступать нельзя.

Таким образом, для привлечения любого лица к ответственности необходимо охарактеризовать субъективную сторону правонарушения, то есть установить наличие вины в совершенном деянии. Существуют два подхода к решению вопроса о доказывании вины правонарушителя.

В уголовном, административном, налоговом праве действует принцип презумпции невиновности, который означает, что лицо признается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом субъект не должен доказывать свою невиновность, обязанность доказать его вину возлагается на органы государственной власти.

В гражданском праве установлена презумпция вины правонарушителя - он предполагается виновным до тех пор, пока сам не докажет свою невиновность в совершенном деянии. Соответственно, пострадавшая от правонарушения сторона освобождается гражданским законодательством от доказывания вины нарушителя. Применение презумпции виновности нарушителя гражданско - правовых норм обеспечивает защиту интересов потерпевшей стороны, добросовестно исполнявшей свои обязательства и понесшей ущерб от неправомерных действий (бездействия).

Состав правонарушения широко используется в юридической теории и практике. На его основе законодатель формулирует нормы права об ответственности за правонарушения. Через анализ того, как себя проявляет тот или иной элемент состава, правоведы разграничивают между собой различные правонарушения. Устанавливая соответствие всех фактических обстоятельств совершенного деяния элементам состава правонарушения, зафиксированным в норме права, правоприменитель квалифицирует правонарушение. В дальнейшем, рассматривая отдельные виды налоговых правонарушений, мы также будем опираться на состав правонарушения, как на конструкцию, позволяющую всесторонне охарактеризовать конкретное правонарушение с учетом всех его отличительных признаков.


88. Юридическая ответственность.

В праве использование термина "ответственность" также указывает на существование связи между отдельными гражданами или организациями и государством, но имеет более узкое значение. В юридическом смысле ответственность представляет собой реакцию государства на нарушение правовых норм, то есть на совершение правонарушения.

Юридическая ответственность - это применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в форме лишений личного или имущественного характера.

На основе этого определения можно выделить следующие основные признакиюридической ответственности:

- государственное принуждение;

- негативные последствия для правонарушителя;

- меры принуждения установлены законодательством;

- наступает только за правонарушения.

Государственное принуждение. Выполнение устанавливаемых государством правил поведения, закрепленных в правовых нормах, обеспечивается всей силой государственной власти. При этом одна из главных задач права и государства - защита общества от вредных или опасных деяний, нарушающих правовые предписания. Именно государство оказывает принудительное воздействие на нарушителя правовых норм, защищая тем самым интересы общества в целом. Государственное принуждение, таким образом, представляет собой способ обеспечения исполнения правовых норм, реализуемый посредством применения мер юридической ответственности. Осуществляя меру принуждения, государство, преследует еще одну цель - предупреждение совершения правонарушений впредь (общая и специальная превенция)[1].

Принудительное воздействие на правонарушителя в различных отраслях права проявляется по-разному.

В гражданском и трудовом праве предусмотрена возможность добровольного возмещения причиненного нарушителем вреда. Так, работник, виновный в недостаче вверенного ему организацией имущества, может добровольно возместить в деньгах стоимость этого имущества или передать равноценное имущество. В этом случае государство непосредственно не вмешивается в отношения нарушителя и пострадавшей стороны, его роль ограничивается изданием правовых норм, предусматривающих возможные варианты возмещения причиненного вреда. Данное обстоятельство не учитывают исследователи, полагающие, что ответственность возлагается только путем правоприменения и не может быть реализована добровольно[2]. Однако в случае отказа работника от добровольного возмещения вреда организация вправе принудительно взыскать ущерб в судебном порядке, то есть привлечь нарушителя к ответственности через орган государственной власти.

В уголовном и административном праве принуждение проявляется в более строгих формах, практически всегда наступает независимо от возмещения материального ущерба и всегда реализуется через деятельность специальных органов власти - милицию, прокуратуру, суд и др.

Отдельно следует остановиться на соотношении юридической ответственности и государственного принуждения. Юридическая ответственность осуществляется от имени государства, государственными органами. Другая особенность этого принуждения - его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение.

Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственность и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Это неправильно, так как государственное принуждение гораздо шире юридической ответственности[3]. К государственному принуждению помимо юридической ответственности относятся:

Способы защиты субъективных прав - в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности (виндикация, взыскание алиментов и т.п.);

Меры пресечения - они применяются для предупреждения, пресечения правонарушений. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного (задержание, обыск, досмотр багажа и т.п.);

Принудительные меры воспитательного воздействия - применяются к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний. Они также не несут элементов кары;

Меры медицинского характера - принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар);

Реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.

Все перечисленные способы воздействия носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

Негативные последствия для правонарушителя. Этот обязательный признак юридической ответственности означает, что на правонарушителя возлагается новая юридическая обязанность, которой ранее у него не было, либо его лишают имевшегося права.

С точки зрения правовой науки, содержанием любых правовых отношений, то есть отношений, регулируемых нормами права, выступают юридические права и обязанности участников этих отношений. Устанавливая определенные правила поведения, нормы права одним лицам предоставляют права, а на других - возлагают обязанности.

Особенность правоотношений, связанных с применением юридической ответственности, в том, что за нарушение правовых предписаний наступают дополнительные неблагоприятные последствия, которые отсутствовали бы в случае правомерного поведения, - правонарушитель лишается имеющихся у него определенных материальных или личных благ. Негативные последствия могут иметь имущественный (штраф, конфискация, пеня) или личный (лишение свободы, выговор, лишение родительских прав) характер.

Меры принуждения установлены законодательством. Признак, указывающий на правовую обоснованность и формальную определенность юридической ответственности. Поскольку нарушаются правила поведения, предписанные нормативными правовыми актами, последствия этого нарушения также должны быть зафиксированы в законодательстве. При этом нормативным актом четко определяются характер и объем наступающих для виновного лица лишений.

Во всех отраслях права содержатся нормы, описывающие конкретные правонарушения и определяющие характер и размер ответственности за их совершение. Так, все виды преступлений и соответствующих наказаний закреплены в Уголовном кодексе РФ (далее по тексту - УК РФ)[4]. Налоговые правонарушения и меры ответственности за их совершение указаны в Налоговом кодексе РФ[5] (далее по тексту - Кодекс, НК РФ). Положения об ответственности за правонарушения в сфере трудового, административного, гражданского права также зафиксированы в соответствующих нормативных правовых актах.

Юридическая ответственность наступает за совершенное правонарушение. Суть этого признака в том, что меры государственного принуждения применяются только в тех случаях, когда лицом совершено деяние, признаваемое законом правонарушением, она не может быть применена за иные общественно вредные деяния. Она не наступает за объективно противоправные деяния, поскольку в них нет упречного поведения и они фактически не отличаются от стихийных сил природы. Ведь никому ни приходит в голову привлекать к ответственности наводнение. Однако возможность ответственности и при отсутствии вины продолжает обсуждаться в литературе. Обычно ссылаются на соответствующие нормы гражданского законодательства, которые такую конструкцию применительно к владельцам источников повышенной опасности действительно содержат. В этой ситуации, как справедливо отмечает Н.С.Малеин, налицо не что иное, как пример некорректного использования слова "ответственность", свидетельствующий не об ограничении сферы действия общеправового принципа ответственности только за вину, а о серьезных изъянах юридической техники[6]. Подтверждением правильности такого вывода является наличие в гражданском праве института страхования риска (ст. 931,932 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ)[7]).

Иными словами, для привлечения лица к юридической ответственности необходимо установить в его действиях признаки правонарушения, зафиксированные в правовой норме. Так, ст. 108 Налогового кодекса РФ устанавливает, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Юридическая ответственность реализует несколько функций:

Предупредительная - юридическая ответственность, предполагая меры карательного плана, побуждает следовать предписаниям юридических норм. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества[8];

Карательная (репрессивная) - посредством юридической ответственности общество в лице государства налагает на нарушителей ответственность и возлагает дополнительные юридические обязанности.

Восстановительная - с помощью юридической ответственности восстанавливаются нарушенные правонарушителем правовые отношения и правовые связи.

Обязательным основанием юридической ответственности является факт правонарушения - это фактическое основание.

Должна существовать юридическая норма, предусматривающая наказание за данное правонарушение - это юридическое основание. Акт применения права, в соответствии, с которым за данное правонарушение конкретному субъекту применяется конкретное наказание.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. В зависимости от вида правонарушения (преступление, административное правонарушение, дисциплинарный проступок, гражданско-правовой деликт) различают ответственность уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

 

К основным принципам юридической ответственности в Российской Федерации, которые отражены и в нормах международного законодательства, можно отнести следующие.

Ответственность лишь за деяния, являющиеся противоправными. Данный принцип главным образом обращен к законодателю и затрагивает деятельность правоприменителя.

Принцип справедливости охватывает своим содержанием следующие требования:

- нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания;

- недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;

- закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;

- за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание;

- характер ответственности должен соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Принцип законности состоит в том, что юридическая ответственность:

- может иметь место лишь за те деяния, которые предусмотрены законом;

- должна применяться в строгом соответствии с процедурно-процессуальными требованиями;

- предполагает обоснованное применение, т.е. факт совершения конкретного правонарушения должен быть установлен как объективная истина.

Главное назначение и направленность презумпции невиновности заключается в обеспечении: процессуального содержания органов и лиц, ведущих процесс, в отношении обвиняемого (подозреваемого, подсудимого); всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела; исключение обвинительного уклона; строгое следование закону. При этом должен строго соблюдаться принцип презумпции невиновности. Он закреплен в Конституции Российской Федерации. Его смысл заключается в следующем: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 13 УПК РСФСР подчеркивает еще одно важное положение принципа презумпции невиновности: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом". Значимость этого положения обусловлена тем, что основными вопросами уголовного дела, которые разрешаются в приговоре, являются: виновен или невиновен подсудимый, применять или не применять к нему наказание.

Принцип целесообразности означает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Данный принцип предполагает:

- индивидуализацию государственно-принудительных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, личностных свойств правонарушителя;

- возможность смягчения и даже отказа от применения мер ответственности в случае, если ее цели могут быть достигнуты иным путем.

Принцип неотвратимости наказанияпредполагает:

- ни одно правонарушение не должно остаться "незамеченным" для государства;

- быстрое и оперативное применение мер ответственности за совершение правонарушения;

- высокий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов.

 

Уголовная ответственность является самой суровой из всех видов ответственности, поскольку она наступает за преступления как общественно опасные деяния. Нормативной базой уголовной ответственности служит Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором предусмотрены все уголовно наказуемые деяния. Аналогия закона и аналогия права при привлечении к уголовной ответственности запрещена.

Своеобразие уголовной ответственности выражается в применяемых уголовных наказаниях. Согласно УК РФ (ст. 44) уголовными наказаниями являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Законодатель построил перечень видов наказания на основе перехода от более мягкого к самому суровому наказанию. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) смертная казнь впредь до ее отмены применяется в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Уголовная ответственность наступает исключительно в судебном порядке. Применение уголовной ответственности влечет за собой судимость лица, совершившего преступление. Это означает определенные последствия для осужденного уголовно-правового характера: наличие судимости учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания.

Порядок применения и исполнения уголовной ответственности регулируется соответственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Административнаяответственность выражается в применении к лицам, совершившим административные правонарушения, принудительных мер в виде административных наказаний.

Нормативной базой применения административной ответственности является Кодекс РФ об административных правонарушениях и законы субъектов Федерации, устанавливающие в пределах своей компетенции административную ответственность за конкретные правонарушения.

Административная ответственность имеет ряд особенностей. Во-первых, она менее сурова, чем уголовная и не влечет судимости в отношении лица, к которому применена.

Во-вторых, административная ответственность, как правило, применяется специально уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти (например, многочисленными органами исполнительной власти контрольно-надзорного характера). В особо предусмотренных законом случаях меры административной ответственности назначаются судом. Нужно отметить, что перечень дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судом, постоянно расширяется. Это важно для усиления гарантий при применении мер государственного принуждения.

В-третьих, меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами, которым нарушитель не подчинен по службе. В этом административная ответственность находит свое отличие от ответственности дисциплинарной.

В-четвертых, процедура применения административной ответственности является более простой и оперативной, нежели в уголовном и гражданском процессах (при соблюдении при этом максимума гарантий законности).

В-пятых, административная ответственность находит свое выражение в применении особых мер государственного принуждения - административных наказаний. Перечень их дан в КоАП (ст. 3.2). Мерами административной ответственности являются: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Данный перечень мер административной ответственности не может быть расширен законодательством субъекта Федерации.

В отличие от УК РФ, в котором, как уже говорилось, все наказания за преступления перечислены в определенной последовательности - от менее тяжких к более тяжким, по расположению в перечне видов административного наказания нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из видов административных наказаний в их соотношении между собой.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарного проступка, представляющего собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей. Следует заметить, что для некоторых категорий граждан (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, налоговой полиции и таможенных органов) дисциплинарная ответственность может наступить за совершение ими административных правонарушений (ст. 2.5 КоАП РФ).

Дисциплинарнаяответственность наступает во внесудебном порядке. Это сближает ее с административной ответственностью. Но для дисциплинарной ответственности характерно то, что нарушитель подчинен органу (должностному лицу), являющемуся субъектом дисциплинарной власти, находится с ним в служебно-трудовых или иных служебных отношениях.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на лиц, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителя организации либо вышестоящего государственного органа.

Исходя из Трудового кодекса Российской Федерации, можно говорить о двух видах дисциплинарной ответственности: 1) общая дисциплинарная ответственность, наступающая по правилам внутреннего трудового распорядка; 2) специальная, наступающая по особым положениям или уставам о дисциплине.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания.

Уставы и положения о дисциплине для отдельных категорий работников (например, для сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции) утверждаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Право выбора меры дисциплинарной ответственности за совершенный проступок принадлежит администрации предприятия или организации, где трудится нарушитель. Для обеспечения соразмерности дисциплинарной ответственности совершенному проступку закон устанавливает правило том, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть самого проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение физическим или юридическим лицом гражданско-правового деликта. Под гражданско-правовой ответственностью следует понимать санкцию, применяемую к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права. Это в основном меры имущественного характера.

Гражданско-правовая ответственность применяется, прежде всего, для восстановления нарушенных прав граждан и иных лиц в случаях неисполнения должником своих обязательств по договору или вследствие причинения вреда (договорная и внедоговорная ответственность).

Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности. Ее основными видами являются возмещение убытков (ст. 15 ГК), уплата неустойки (ст. 330 ГК), потеря задатка (ст. 382 ГК) и т.д. Среди этих форм гражданско-правовой ответственности особое место занимает возмещение убытков.

Под убытками понимаются те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.

Убытки взыскиваются в полном объеме и бывают двух видов - реальный ущерб и упущенная выгода.

Возмещение убытков применяется при любых нарушениях обязательств. Поэтому такую форму гражданско-правовой ответственности называют общей мерой гражданско-правовой ответственности. Другие же формы гражданско-правовой ответственности именуются специальными мерами гражданско-правовой ответственности, так как они применяются лишь в случаях, специально предусмотренных законом или договором для соответствующего вида гражданского правонарушения.

Неустойкой признается определенная законодательством денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (например, в случае просрочки).

Главная особенность гражданско-правовой ответственности состоит в том, что она носит имущественный характер и направлена на компенсацию причиненных убытков.

Гражданская ответственность возникает с момента неисполнения обязательства в установленный срок или исполнения ненадлежащим образом. Обязательства вследствие причинения вреда возникают с момента его причинения.

Меры гражданской ответственности применяются судами общей юрисдикции или арбитражными судами в строго определенной процессуальной форме.

Необходимым условием для применения гражданской ответственности является вина, за исключением случаев причинения вреда источником повышенной опасности.