Правопонимание социоло­гической школы права

Понимание О.Э.Лей­ста и норма­тивной школы права

Понимание В.А.Чет­вернина

Каждая отрасль права, по­мимо общих и межотрасле­вых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов.

Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, граждан­ское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реа­лизуются нормы, составляю­щие только данную отрасль права. Например, для земель­ного права России свойст­венны такие правовые прин­ципы, как принцип множест­венности и правового равен­ства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей, принцип самостоятельного хозяйство­вания на земле и равенство всех субъектов землепользо­вания, принцип целевого ха­рактера использования земли, платности ее использования и др. Для арбитражного процес­суального права России свой­ственны такие принципы, как принцип выборности судей, их независимости и подчине­ния их только закону, прин­цип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел, принцип гласности в раз­решении дел, процессуального равноправия сторон, прин­ципы состязательности, уст­ности и непосредственности при рассмотрении споров и др.

Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасаю­щихся между собой отраслей (конституционное и админи­стративное, уголовно-процес­суальное и гражданско-про­цессуальное и др.). На межот­раслевые принципы полно­стью налагаются и общие пра­вовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они при­обретают свою специфику.

33. Типы правопонимание — опре­делённое представление о су­ществе права.

Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права со­ставляются классифика­ции правопониманий и понятий, которые создаются в рамках этих правопониманий.

Согласно ответу на ключе­вой вопрос правовой филосо­фии («что есть право?») выде­ляется два основных типа правопонимания: потестарный (позити­вистский) непотестарный.

Согласно первому из них правом являются принуди­тельные нормы, которые уста­навливаются социальными субъектами, имеющими воз­можность обеспечить их вы­полнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание или форма выражения является конституирующим признаком права.

Согласно второму типу пра­вопонимания право обладает самостоятельной сущностью. Соответственно, о социальной норме (например, законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права. В естественно-право­вых учениях неправовыми яв­ляются те нормы, которые противоречат имманентным нравственным законам при­роды. В российской либертарно-юридической школе (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин) неправовыми принято считать те нормы, ко­торые на­рушают принцип формального равенства — ра­венства всех людей в правоспособности и правосубъектности.

С точки зрения нормативной школы пра́во (объективное право) — это система фор­мально-определённых, ус­та­новленных либо санкциони­рованных государством обще­обязательных правил поведе­ния (норм права), регулирую­щих общественные отноше­ния, обеспечиваемых возмож­ностью государственного при­нуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле гос­подствуещего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.

Социологические школы ин­тересует право на этапе его реализации в действительных общественных от­ношениях. Предтечей социологической теории явилась "школа сво­бодного права", представи­тели которой (Е. Эрлих (de) и др.) выступали за "живое право народа", основанное не на законе, а на свободном ус­мотре­нии судей.

Значительную роль в разви­тии социологического направ­ления сыграл Роско Па­унд (en) (1870–1964 гг.) — американский юрист, который многие годы был деканом Гарвардской школы права. Он утверждал, что право — это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда.