Цивилизационный подход

Формационный подход

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:

· Первобытно-общинная - государства нет;

· Рабовладельческая - рабовладельческое государство;

· Феодальная - феодальное государство;

· Капиталистическая - капиталистическое, буржуазное государство;

· Коммунистическая - государства нет. Но переходный этап к коммунизму - социалистическое государство.

При характеристике государств Маркс также выделял азиатский способ производства. Классификация государств по Марксу строится на основе специфики экономики. При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

Одним из представителей этого подхода был английский историк Арнольд Джон Тойнби (1889 - 1975). Его взгляды испытали на себе влияние работы О. Шпенглера "Закат Европы". В своей работе "Постижение истории" Тойнби подтверждает идею Шпенглера о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация, по Тойнби, - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т.д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.

Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса:

1 ступень - египетско-вавилонская цивилизация;

2 ступень - персидско-иудейская и античная цивилизации;

3 ступень - византийско-славянская - восточная (Россия) + западная цивилизация + исламская;

4 ступень - Апокалипсис.

Другая группа последователей Тойнби считают, что цивилизации в своем развитии проходят три этапа:

локальные цивилизации, обладающие специфическими, присущими лишь им социальными институтами (древнегреческая, шумерская, инкская, эгейская);

особенные цивилизации, имеющие схожие типы государств (индийская, китайская, западноевропейская, восточная, исламская);

современные цивилизации, которые еще окончательно не сформировались.

Эволюция государств раскрыта не в работах Тойнби, а в трудах его последователей. В зависимости от наличия тех или иных институтов государственности и уровня их организации выделяют первичные цивилизации и вторичные. Государства первичных цивилизаций часто имеют форму империй (древнеегипетская). При этом роль государства в жизни общества просто огромна, государство определяет и экономику, и политику, и социальную структуру общества. Отличительной особенностью этих цивилизаций является соединение государства с религией. Вторичные цивилизации (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская) характеризуются меньшим диктатом государства над обществом. Правитель уже не рассматривается как бог, он слуга народа, власть же должна соответствовать сложившимся в народной среде идеалам.

 

12. Функции государства Социальное назначение и сущность государства проявляются в его функциях. Их конкретное содержание зависит от формы организации государственной власти, от того, какие цели государство ставит перед собой. Они подразделяются на: 1). внутренние (деятельность внутри данной страны) и внешние (деятельность на международной арене). 2). по времени осуществления - функции постоянные (на всех этапах развития государства) и временные, появление которых обусловлено специфическими условиями конкретного периода развития государства. 3). по формам деятельности - законотворческие, управленческие, судебные и контрольно-надзорные.

Внутренние делятся по сфере на: политические (признание и защита прав и свобод, закрепления принципов организации и деятельности политических партий и объединений, общественная безопасность),

экономические (законодательное определение субъектов хозяйственной деятельности, ее объектов и взаимоотношений между ними, поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности использовании экономических методов и средств - налогообложения, кредитования, субсидий и др);

социальные (достойный уровень жизни, поддержка социально незащищенных (материальной, финансовой, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения)

экологические (обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности человека; планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; предотвращение экологически вредной деятельности, предупреждение и ликвидация аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; государственный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства; ответственность органов за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства).

в культурной сфере (законодательная и иная нормативная деятельность; разработка и осуществление государственной политики и государственных программ культурного развития; пресечение посягательств на права и свободы в области культуры).

К внешним функциям государства относятся: сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах; оборона страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка (всеобщего и полного разоружения под международным контролем); предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т.д.); сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

- на регулятивные и охранительные, которые могут реализовываться в правовых и организационных формах: правовые - законотворческую, правоприменительную (государственно-властную деятельность компетентных органов по реализации норм права) и правоохранительную - правовой контроль и реализация юридической ответственности. К организационным формам относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение и т.д.

 

13. Правовые формы осущ-ия функций гос-ва. Регулятивные и охранительные функции могут реализовываться в правовых и организационных формах. Среди правовых форм можно выделить законотворческую (нормотворческую) деятельность государства (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительную деятельность (государственно-властную деятельность компетентных органов по реализации норм права) и правоохранительную деятельность, направленную на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности. К организационным формам относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение и т.д.

Методами осуществления функций государства являются:

- нормативно-правовое регулирование;- убеждение;- принуждение;- надзор и контроль.

Используя метод нормативно-правового регулирования, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний принимает меры государственного принуждения.

Государство в своей деятельности в основном использует метод убеждения. Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становятся основными методами осуществления государством своей деятельности. Принуждение как один из методов осуществления государством своей деятельности имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция и налоговая полиция) - финансовый контроль. Существуют и другие органы государственной власти, осуществляющие различные контрольно-надзорные функции (Гостехнадзор, Атомнадзор и др.).