Государственные должности и замещения
Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос о смертной казни, объявляло войну.
К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гт. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.
В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.
Дел непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мир входили в компетенцию римского совет старейшин - сенат . Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов.
17.В конце VI в. до н.э. в результате политического и экономического кризиса в Риме сложилась революционная ситуация. Беднота теряла свои наделы, но и родовая знать утратила часть прежних привилегий. Усилилась централизация власти.
Последний римский царь Тарквиний Гордый вел себя как тиран: с сенатом не считался, подверг репрессиям видных его членов, лично вершил суд. Все это вызвало недовольство аристократов и общинников: восставший народ сверг царя и вместе с семьей изгнал его из города. Так в 510 г. до н.э. царская власть прекратилась, а с 509 г. до н.э. Рим стал республикой.
Республиканский период принято делить на время ранней (VI—III вв. до н.э.) и поздней (конец III—I вв. до н.э.) республики. В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократические черты (при преобладании первых) обеспечивавшие привилегированное положение знатной и богатой верхушке рабовладельцев.
Становление республики происходило в борьбе между плебсом и патрициями. Составляя большую часть ополчения, приняв активное участие в свержении царя, плебеи, однако, не получили права на государственные (общественные) земли.
Чтобы добиться этого, они использовали следующие методы воздействия: 1. Отказ воевать, уход из Рима — сецессия (известно шесть «уходов» плебеев из Рима в связи с борьбой за свои права: 494, 471, 449, 445, 342, 287 гг. до н.э.). В результате первой сецессии плебеи добились важного права: избирать на три- бутных собраниях народного трибуна, который мог защищать их интересы, налагать вето на решения должностных лиц и даже постановления Сената.
2. Следующим успешным шагом плебеев в борьбе за свои права было узаконение обычного права (Законы XII таблиц) — первая запись правовых обычаев. Эти законы практи- чески уравняли в гражданских правах плебеев и патрициев. Так, в 445 г. до н.э. были разрешены браки между плебея- ми и патрициями, плебеи могли занимать государственные должности вплоть до консула: законом 367 г. до н.э. преду- смотривалось, чтобы один из консулов был обязательно из плебеев. Был установлен максимум земельного владения, и плебеи наравне с патрициями получили доступ к общест- венным землям. Постановления народных собраний с III в. до н.э. уже не нуждались в утверждении Сената, который тем самым исключался от участия в законодательном процессе. Были запрещены закабаление свободных граждан, продажа детей в рабство. Вскоре плебеи получили право избираться на жреческие должности.
Вследствие всех этих преобразований в древнеримской республике сложилась единая гражданская община в рам¬ках полиса, в котором политическое господство постепенно захватила верхушка патрициев и плебеев, получившая на¬звание нобилитета. Образовались две политические группи¬ровки: оптиматы (защищали интересы аристократов) и по¬пуляры (городского и сельского плебса).
Центральными органами власти и управления в римской республике были: сенат, народные собрания (комиции), магистраты (выборные должностные лица).
Сенат — постоянно действующий высший орган власти. Изначально в нем была представлена верхушка патрициев, с V в. до н.э. плебеи также получили ограниченный доступ В Сенат. Срок полномочий сенатора был пожизненный, но каждые пять лет производилась «чистка» Сената цензорами.
Сенат контролировал:
- законодательную деятельность центуриальных собраний,
- рассматривал предварительно законопроекты,
- ведал казной, устанавливал налоги, определял государственные расходы,
- утверждал избранных народными собраниями должностных лиц,
- контролировал религиозные культы,
- осуществлял внешнюю политику государства,
- в чрезвычайных обстоятельствах принимал решение об установлении диктатуры.
Заседание Сената созывал высший магистрат. Регламента, ограничивавшего время выступления, не было, прерывать выступавшего сенатора запрещалось.
Комиции считались законодательными органами. Они были трех видов: куриальные, центуриальные, трибные.
Главную роль играли центуриальные комиции, в компетенцию которых входило:
- принятие законов,
- избрание высших должностных лиц (консулов, преторов, цензоров),
- объявление войны,
- рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни.
Вторыми по значению являлись трибные комиции, собиравшиеся с участием как всех граждан трибы (смешанные трибные комиции), так и только плебеев (плебейские сходки). Здесь избирали народных трибунов, младших магистратов, могли досрочно лишить этих должностных лиц полномочий. Плебейские сходки занимались активным законотворчеством под руководством плебейского трибуна. С повышением роли плебеев эти комиции также расширяли свои полномочия.
Куриальные комиции решали вопросы брака, выхода из рода, наследства, утверждали завещания. К середине периода расцвета республики они утратили свою роль.
В ведении магистратов находились исполнительно-распорядительная власть и управленческая деятельность. Магистратуры - государственные должности, все магистраты избирались комициями на год (кроме диктатора, которого назначал Сенат при чрезвычайных обстоятельствах на срок не более 6 месяцев, и цензоров - их выбирали на 5 лет).
Магистратуры делились на высшие: консул, претор, диктатор, цензор, и низшие: квесторы, эдилы, народные трибуны и др.
Диктатор - экстраординарная должность, на которую назначался один из бывших консулов в случае каких-либо кризисных ситуаций в стране или в ходе ведения военных действий. Диктатор обладал всей полнотой власти только в течение шести месяцев. При этом все магистраты продолжали действовать формально под его властью.
Консулы возглавляли всю систему магистратур, обладали поенными полномочиями, распоряжались военной добычей, руководили деятельностью Сената, управляли захваченными территориями. Преторы замещали консулов в их отсутствие, руководили судопроизводством, издавали общеобязательные постановления (эдикты), создавая нормы права. Цензоры составляли списки граждан для распределения по грибам, разрядам - для причисления к гражданству, к допуску в сенаторы по определенным цензам.
Все должности были: выборными и коллегиальными (за исключением диктатора), подотчетными, срочными, безвозмездными (таким образом, только обеспеченные граждане могли занимать государственные должности).
К середине III века до н.э. (середина ранней республики) Рим подчинил себе значительную часть Италии, по форме оставаясь аристократической республикой с характерной для нее системой сдержек и противовесов: действовало два магистрата и два основных вида собраний; устанавливалась ответственность магистратов за злоупотребления, строго определялись сроки их деятельности; судебная власть была отделена от исполнительной
18.Во II-? вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.
В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся прежде всего существующих политических учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства, аристократического политического режима правления нобилей, замаскированного республиканской формой правления, создавшей видимость власти римского народа. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.
При завоевании Италии в V-IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных владений. Эту тенденцию не остановила и интенсивная урбанизация, развившаяся ко II в. до н.э. Войны II-? вв. до н.э. несколько сместили акценты - они сопровождались массовым порабощением завоеванного населения, что привело к резкому увеличению количества рабов в Риме. Рабство приобретает "классический", античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных частных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний. Особенно большой размах имели восстания рабов в Сицилии во II в. до н.э. и восстание под руководством Спартака 74-70 гг. до н.э., поставившее под угрозу само существование Римского государства.
Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных.
Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати - сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.
Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената, провести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гражданами. Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю.
Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, - введение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123-122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам. Последний закон ограничил важное право сената - распоряжаться государственными расходами, так как финансирование продажи зерна переходило к народному собранию, роль которого значительно возросла. Гай провел и военную реформу. Было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов, отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.
Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций.
Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай потерял их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристократии удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.
Провал законопроекта о предоставлении прав римских граждан свободным жителям Италии, считавшимся союзниками Рима, вызвал крайнее недовольство союзников, вылившееся в I в. до н.э. в союзнические войны, существенно осложнившие положение Рима в условиях массовых восстаний рабов и длившихся десятилетиями завоевательных войн в провинциях.
В результате Союзнической войны 91-88 гг. до н.э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не ослабило политическое напряжение в Риме - обострились противоречия между возникшими в среде свободных граждан группировками оптиматов, опиравшихся на сенат, и популяров, боровшихся против сенатской олигархии. И те и другие использовали подкупаемых люмпенов. Борьба между ними привела в I в. до н.э. к гражданским войнам.
Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное восстаниями рабов, недовольством мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не выдерживая конкуренции с крупными латифундиями в результате участия хозяев в бесконечных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потребовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82-79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции - списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество - конфискации. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена была власть трибуна - его предложения должны предварительно обсуждаться сенатом, - а также и компетенция народного собрания - из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату.
Установление пожизненной диктатуры выявило стремление нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической войны 91-88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских граждан. Если до нее этими правами пользовались около 400 000 человек, то теперь их число возросло до двух миллионов. Включение союзников в римские трибуны привело к тому, что комиции перестали быть органами римского народа. Их законодательная деятельность приостанавливается, право избрания должностных лиц утрачивается. Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.
Установление пожизненной диктатуры и гражданские войны показали, что профессиональная наемная армия превращается в важный политический фактор. Заинтересованная в успехах полководца, она становится в его руках орудием достижения честолюбивых политических целей, способствует установлению диктатуры.
Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.
Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. - полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства - периода империи.
19 Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением последнего императора в 476 г.
Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь популяров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.
После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномочий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа).
Обладал правами:
- вето на распоряжения всех магистратов;
- наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоеванных областях;
- издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда;
- стал главным блюстителем культа (с 12 г.).
Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания).