Общественные отношения

ЗАКОНЫ МАНУ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

В Древней Индии, как и в других раннеклассовых циви­лизациях, обычаи, религиозные табу предшествовали поя-лению права. Как и везде, религия долгое время являлась исключительным средством обеспечения правил поведения человека. Табу у индоариев имело абсолютный авторитет, даже невольное нарушение регилиозного запрета нередко приводило к самоубийству — так велико был страх перед бо­жественным наказанием.

Роль идеологии и общественной психологии, норм мора­ли и обычаев в регулировании поведения личности в Древ­ней Индии была столь значительной, что они долгое время обеспечивали интересы господствующего класса. Однако обычаи, освященные религией, постепенно трансформиро­вались в правовые нормы. Все известные нам древние ис­точники права Индии представляют собой запись правил поведения человека — дхармы. Этому понятию древние ин­дусы нередко придавали порой гораздо большее значение, чем просто «правовая норма» или «закон». Термин «дхарма» имеет многогранное содержание. Это и норма поведения, и свод правил для каждого правоверного индуса, и религи­озная добродетель и мораль.

Выполнение дхармы обеспечивалось не только юриди­ческими санкциями, но также и религиозными й мораль­ными. Человек, послушный дхарме, заслуживал похвалы, счастливой земной и загробной жизни. Дхарма являлась об­щеобязательной для всех, но предусматривались отдельные нормы поведения для сословий, варн и даже для каждого периода жизни человека.

Цель дхармы как свода религиозно-этических норм по­ведения индуса — указать ему наилучший путь достижения великой и возвышенной цели, убедить его в смысле бытия

И помочь обретению «истинной» и «абсолютной свободы». Соблюдение дхармы контролировалось священнослужите­лями и царскими чиновниками, поскольку это - не только свод правил, обязательный для каждого жителя империи, но и норма права, имеющая силу закона. В Законах Ману, и перечне обязанностей царя, одно из главных мест уделе­но контролю за соблюдением его подданными установок дхармы.

Поведение человека, его поступки должны были соот­ветствовать трем видам социальных норм: Дхармашастрам; «Артхашастре», законам и актам правителей. Уже в «Артха-шастре» подчеркивается приоритет царских установлений, предписаний. На первом этапе наблюдается как бы парал­лельное сосуществование обычаев родового строя, имевших преимущественно религиозную оболочку, и социальных норм, создаваемых правящим классом.

К основным источникам древнеиндийского права от­носятся: дхармашастры — сборники религиозно-правовых предписаний, а также «Артхашастра» — трактат о политике и праве. Дхармашастры сначала были составлены брахмана­ми для своих учеников, но со временем были признаны ис­точниками права. Создание «Артхашастры» приписывается Каутилье, советнику царя Чандрагупты из династии Мау-рьев (конец IV в. до н.э.). В этом произведении содержатся обширные сведения об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступле­ниях и наказаниях.

Законы Ману были созданы примерно в период со II в. до н.э. до II века н.э. Написаны они на санскрите, подразде­ляются на 12 глав, включающих 2685 статей. Ученые-индо­логи считают, что Законы написаны жрецами-брахманами. Особенное внимание в них уделяется «варнам» (впоследст­вии «кастам»). Древние индусы считали, что варны создал Бог. Из уст своих он создал брахманов, из рук - кшатриев, из бедра — вайшьев, а из своих стоп - шудр. Первые три Вар­ны были «дважды-рожденными». Человек попадал в варну только по рождению. Брахманы имели право читать и тол­ковать закон. Кшатрии были воинами; вайшьи занимались торговлей, ремеслом и земледелием; шудры были батрака­ми. Рабы и неприкасаемые вообще не включались в варны.

Что касается имущественных правоотношений, то в ос­новном все земли составляли собственность царя, но допус­калось и общинное землевладение. Законы Ману закрепили законные способы приобретения имущества: по наследству, получение в дар, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение милостыни. Вор никогда не признавался собственником имущества. При обладании спорной вещью было необходимо указать ее происхождение. Законы Ману установили правило недействительности сделки, совершен­ной с пьяным, малолетним, стариком, безумным. Обязатель­ным условием законности любого договора была его публич­ность. Дееспособность женщин и несамостоятельных членов семьи (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, и др.) была ограничена. Неправомерные сделки наказыва­лись штрафом. Например, по договору займа устанавлива­лись определенные проценты с его суммы, максимальные и минимальные, для каждой касты. Несостоятельные долж­ники попадали в долговое рабство.

Для семейного права характерно обеспечение господства мужчины (муж, отец). Брак заключался по воле родителей, но после смерти мужа вдова обычно становилась женой де­веря; муж умершей жены, вступал в брак с ее сестрой. Для жены развод был невозможен. Муж мог бросить жену в ряде случаев: если она сварлива, ненавидит мужа, длительное время не рожает. Для женщин допускалась свободная доб­рачная половая жизнь, но супружеская верность в браке поддерживалась суровыми карами за измену.

Наследство делилось между сыновьями поровну. Если же наследники нераздельно живут в отцовском хозяйстве, то находятся под управлением старшего брата. Дочерям вы­делялась доля наследования, но только в виде приданого.

В уголовном праве Законов Ману различались понятия: умысел и неосторожность, первое правонарушение и реци­див, тяжкое и легкое преступление. Но преступления рас­ценивались избирательно: соблюдался принцип снисходи­тельности к высшим кастам и беспощадной расправы по отношению к низшим кастам. В Законах Ману выделялись следующие преступления — хотя не было четкого различия между правонарушением (деликтом) и преступлением — го­сударственные, преступления против личности, имущест­венные, должностные преступления и правонарушения ти­па святотатства. Одним из тяжких преступлений, прежде нсего для женщины, признавалось прелюбодеяние, за кото­рое предусматривалась смертная казнь. Наказывался и муж­чина за преступное сожительство со свободной женщиной. Например, если представитель варны шудра вступал в связь со свободной женщиной из высшей варны, он подлежал кастрации.

Законы Ману не содержат исчерпывающего перечня на­казаний. Царь же применял следующие наказания: смертная казнь (простая и квалифицированная — например, сажание на кол); заточение; заковывание в цепи; все виды телесных наказаний, а также штраф, замечание, выговор.

Смертная казнь могла быть заменена крупным штрафом, причем к брахманам она не применялась, а заменялась ис­ключением из варны и изгнанием за пределы страны.

Судебный процесс был публичным, носил обвинительный характер как по уголовным, так и по гражданским делам, и начинался с подачи искового заявления. В случае уклоне­ния истца или ответчика от суда он признавался виновным. Согласно основному требованию судебного процесса сви­детели должны быть равны по своему социальному статусу. Но при отсутствии таковых суд все же принимал свидетель­ские показания других свидетелей. Широко использовались н суде ордалии, т.е. испытания огнем, водой, ядом. Суд так­же принимал во внимание и письменные доказательства, особенно при разрешении имущественных споров.

11.Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народ­ное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилев-са. К началу I тысячелетия у греков утвердилось рабовладе­ние. Первобытное общество превращается в общество поли­тическое, которое принято называть военной демократией. Впоследствии в связи с развитеем обмена, увеличением численности и разнообразности населения невозможными становятся старые формы управления. Появляются и пред­посылки для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества.

Государственность античного типа определяется как по­лисная.

Полис — это город-государство, превратившееся посте­пенно не только в политический, но и в философский, со­циальный организм. Внутри полиса сформировалась граж­данская община, давшая мировой истории крупнейших философов, поэтов, государственных деятелей античности. В ранней древности выделялись такие греческие полисные образования, как Дельфы, Коринф, Микены, Олимпия, Фи­вы и многие другие. Однако особый интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух гре­ческих полисов - Древних Афин (образец античной рабов­ладельческой демократии) и Спарты (образец рабовладель­ческой аристократии, впоследствии олигархии).

Полису как античному государственному феномену были присущи следующие политико-правовые характеристики:

— Небольшая территория (до нескольких десятков квад­ратных километров) и сравнительно небольшая численность населения. Так, известно, что в период правления стратега Перикла в Древних Афинах (V в. до н.э.) проживало при­мерно 150 ООО свободных граждан, включая членов их се­мей, около 40000 метеков (лично свободных переселенцев, лишенных гражданских прав), а также 125 000 рабов.

— Наличие института гражданства. Гражданин полиса согласно законам Перикла — это совершеннолетний (20 лет), рожденный в «правильном» браке (от коренной афинянки и афинянина) человек мужского пола, который обладает правом участвовать в политической жизни полиса и осу­ществлять свою правосубъектность в уголовной, гражданс­кой, процессуальной сферах.

Из наличия гражданства вытекает еще одно неотъем­лемое право древнего афинянина — иметь право на земель­ный участок (клер) в полисной городской черте либо за ее пределами (в клерухии). Правовой режим этого земельного участка является спорным: часть исследователей полагает, что клер — это частная собственность на землю граждани­на полиса. Не менее обоснована и другая точка зрения, со­гласно которой право на клер связывается с режимом дове­рительной собственности, когда гражданская полисная об­щина, доверяя своему гражданину, предоставляла ему клер в пользование, владение и распоряжение. Однако последнее правомочие было не безусловным — например, гражданин не мог продать клер метеку либо нежелательному покупа­телю — такая сделка в любом случае могла быть оспорена органами власти полиса.

— Наличие органов народовластия. Это народные собра­ния, которые независимо от их названия {агора, а затем эк-лессия в Древних Афинах, апелла в Древней Спарте) и уровня компетенции (в Афинах - это полноправный орган непос­редственной демократии, в то время как в Спарте апелла не играла существенной роли в государственном механизме) являлись неотъемлемыми атрибутами античной полисной цивилизации.

— Наличие в структуре управления полисом магистра­тур — органов управления, должностными лицами которых были магистраты. Их деятельность определялась следущи-ми принипами:

— выборность — магистратов избирало народное собра­ние полиса;

— коллегиальность — магистратов могло быть несколько (9 архонтов и 10 стратегов в Древних Афинах; 5 эфоров в Древней Спарте), причем перед вынесением коллегиально­го решения они должны были прийти к консенсусу внутри коллегии;

— срочность — все магистраты избирались на определен­ный срок (в Древних Афинах и Древней Спарте — на один год);

— безвозмездность — за исполнение государственных обя­занностей античным чиновникам не платили жалованья (в Древних Афинах - до реформ Перикла, который ввел плату за исполнение любых функций государственного уп­равления, включая службу в армии и на флоте и посещение народного собрания);

— подотчетность — магистраты были обязаны по окон­чании срока своих полномочий отчитаться либо перед ор­ганом, их избравшим, либо перед компетентным органом власти (например, перед Советом пятисот и гелиэей в Древ­них Афинах).

12.Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Каждое племя имело свое народ­ное собрание, совет старейшин и выборного вождя — ба-зилевса. К началу I тыс. у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое обще­ство, которое принято называть военной демократией, уси­ливается переход к производящей экономике, развивается товарообмен, увеличивается и все более разнообразнее ста­новится состав населения. Все это явилось предпосылкой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества. После разложения первобытнообщин­ных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и рас­цвета полисов, городов-государств, где на смену первобытно­общинным пришли рабовладельческие отношения класси­ческого типа.

Полис характеризуется небольшой замкнутой террито­рией; сравнительно малой численностью населения; нали­чием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) в черте полиса. Кроме того, во всех полисах действовали органы самоуправления - народные собрания и выборные магистратуры.

Полисный этап древнегреческой государственности при­нято подразделять на три периода:

гомеровский — XI—IX вв. до н. э.;

архаический — VIII—VI вв. до н. э.;

классический — V—IV вв. до н. э.

Особый интерес для изучения представляет процесс воз­никновения и развития двух греческих полисов — Древних

Афин (образец рабовладельческой демократии) и Спарты (аристократии).

В течение Х-VIII вв. до н.э. в Аттике (область Греции) вы­рос город, который назвали в честь богини-покровительни­цы Афинами. По инициативе легендарного базилевса Тезея в городе произошло объединение племен, родов, фратрий в единый народ, позже получившее название синойкизм. Сво­бодное население города Тезей разделил на сословия: эвпат-ридов — «благородных», геоморов — землевладельцев и деми­ургов — ремесленников. Все высшие должности замещались мшатридами. Поэтому вскоре после реформ Тезея совет ста­рейшин превратился в аристократическое собрание, кото­рое назвали ареопагом. Ареопаг обладал законодательными функциями, контролировал действия должностных лиц, осу­ществлял высший суд. Из его состава избирались сроком на год девять старейшин-архонтов.

К VI в. до н.э. в Афинах произошло дальнейшее соци­альное расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Бедные земледельцы «шестидольники» об­рабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. Поля разделяли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок. К этому времени восходит и такая форма залога, как ипотека, по которой земля отдавалась в пользование арендатору, а при просрочке платежа — переходила кредитору.

В 594 г. до н.э. поэт и политический деятель Солон, из­бранный главным архонтом, произвел важные реформы: от­менил долговую кабалу, аннулировал все поземельные дол­ги, убрал закладные камни с полей (сисахфия).

Граждане, попавшие в рабство за долги, получили сво­боду, а проданные за границу были выкуплены за счет го­сударства. Рабами теперь оставались только пленные, за­хваченные в войнах или купленные на рабовладельческих рынках. Солон установил максимальный размер земельного владения. При этом была допущена свобода распоряжения земельными владениями знати по завещаниям, и они вклю­чились в общий гражданский оборот.

С именем Солона связана и цензовая реформа, согласно которой самые богатые относились к первому разряду, прос­то богатые — ко второму. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все остальные (феты) отнесились к чет­вертому разряду. Правда, степень богатства тогда определя­лась не в денежном выражении, а по родовому производству масла, вина, зерна, объем которых измерялся в медимнах.

Каждый разряд имел определенные политические пра­ва: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит, и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности - на­пример, во введенном Солоном совете 400. В то же время в новый судебный орган — «гелиэю» — мог быть избран лю­бой афинский гражданин независимо от имущественного положения.

Реформы Солона в целом имели компромиссный харак­тер. После него Афины пережили острый политический кризис, следствием которого было установиление тирании. Лишь через 90 лет после Солона, в 509 г. до н.э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо родоплеменного деления граждан было вве­дено территориальное. Аттику разделили на 10 территори­альных округов («фил»), Филу состояла из трех частей — триттий, которые в свою очередь делились на более мелкие единицы - демы (их было около 100). Территориальное раз­деление сокрушило господство родовой аристократии. А Со­вет 400 был преобразован Клисфеном в Совет 500(бую) — по 50 человек избирались от каждой новой территориальной филы. Кроме того, от каждой новой филы избранию подле­жал один стратег {коллегия 10 стратегов).

Изгнание из страны за политическое инакомыслие, обыч­но сроком на 10 лет, — «остракизм» был также введен ре­формой Клисфена.

 

13.Спарта, или Лакония (Лакедемон), — древнегреческий по­лис, город-государство, в VI—I вв. до н.э. занимавшее юж­ную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э. в результате синойкизма — т.е. слияния обособ­ленных родовых общин — ахейской, проживавшей на терри­тории Лаконии, и дорийской, сложившейся из завоевателей.

Первоначально территория Спарты занимала юг полуос­трова Пелопоннес, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под влас­тью спартанцев. Вскоре богатая верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев и вошла в общину победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовыми грабежами коренного населения, что ускорило разложение общинного строя спартанцев, появление же част­ной собственности на землю и рабов обусловило процесс образования классов.

В ходе формирования государства деление жителей по родам (филам) постепенно заменяется территориальным. В результате двух мессенских войн под властью Спарты ока­залась весьма обширная территория с многочисленным на­селением, в состав которого входили 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. чужестранцев-периэков, в то время как полноправ­ных спартанцев-воинов — насчитывалось всего 10 тыс.

Войны, грабежи покоренных стран обогатили знать Спар­ты. Вскоре в общине начались раздоры: аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззако­ния, самоуправства приняли широкие масштабы. Демос и аристократия обособились и противостояли друг другу. Спартанская община оказалась на грани развала. Диагноз ее состояния определил легендарный Ликург: «Спарта - это больное тело, пораженное всяческими болезнями». Ликург уже тогда считался знаменитым ученым-законоведом, яко­бы был лично знаком с Гомером, имел славу способного государственного деятеля и блестящего организатора. Вняв просьбе правителей Спарты, многоопытный правовед ис­просил согласия богов на реформы. Есть основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убе­див народ, царей и геронтов принять его законы, их автор по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу вы­полненной.

Реформы Ликурга — это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Законы Ликурга преследовали цель — предотвратить имущественное расслоение граждан. За короткий срок Ликург навел образ­цовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского об­щества, которые поражали своей стабильностью. Согласно законам Ликурга спартиаты обязаны были с семилетнего возраста и почти до старости полностью посвящать свою жизнь военному делу. Однако вмешательство государства во все сферы жизни убивало гражданскую инициативу и в ко­нечном счете обусловило застой в социально-экономическом развитии Спарты (такой политический режим в XX в. восхи­щал фашистов, сторонников тоталитарного правления).

Внешняя иррациональность общественного устройства Спарты отнюдь не свидетельствует о ее слабости, неэффек­тивности. В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, административное деление по областям, на основе замкнутой полукастовой системы граждан-воинов была создана первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не знала Эллада.

Реформы Ликурга подразделяли жителей Спартанского государства на следующие социальные группы: спартиаты, гипомейоны, периэки, илоты.

Политическими правами пользовались только спартиа­ты. Вся земля находилась в собственности государства и была поделена на участки (клеры), переданные полноправ­ным спартиатам в наследственное пользование. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спар-тиатов обычно именовалась «общиной равных». В Лаконии и Мессении таких участков насчитывалось 10 тысяч. Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением, атак как земля являлась собственностью государства, то участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Участки обрабатывали илоты, в обязанность которых вхо­дило содержание спартанца и его семьи.

Будучи с 20 до 60 лет военнообязанным, спартанец дол­жен был систематически, изо дня в день, совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет он считался неполноправным. После 30 должен был жениться, иначе ежегодно в дни религиозных праздников подвергался бы избиению со стороны незамужних женщин. Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.

Единство спартанцев поддерживалось совместными обе­дами (сесситиями) и групповыми атлетическими упражне­ниями. Граждане ежемесячно вносили натуральный взнос в общий котел. Те, кто не мог делать взносы в организацию общественных трапез, исключались из числа равных и пе­реходили в разряд гипомейонов. Рядовые граждане и цари питались за общим столом, любимым блюдом спартанцев была похлебка из чечевицы с бычьей кровью. Всякая рос­кошь осуждалась. Спартанцу приписывалось строить свой дом только при помощи топора, пилы и молотка.

Таким образом, полноправным гражданином Спарты счи­тался тот, кто имел надел земли обрабатываемый илотами, постоянно участвовал в общественных трапезах и работе народного собрания. Он должен был знать наизусть самые важные законы (ретры), вошедшие в силу со времен Ликур-га, и беспрекословно исполнять их.

Регламентация жизни спартанцев затрагивала почти все стороны жизни не только общественной, но и личной. Воен­ное дело было их главным занятием. Гражданам возбранялось заниматься ремеслами и торговлей, так как это считалось по­зорным, было уделом периэков. Ввоз чужеземных изделий запрещался. Золотая и серебряная монеты были изъяты из обращения: вместо них использовались сугубо местная мо­нета в виде железных прутьев — оболов.

Периэки были лично свободными, но не имели граждан­ских и политических прав, хотя в других отношениях они были вполне правоспособны: могли приобретать собствен­ность и совершать сделки. Кроме того, они платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспо­могательных частях. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты, согласно законам Ли-курга, хозяйственной деятельностью не занимались. Кро­ме того, во владение периэков находилось около 30 тысяч обрабатываемых ими земельных наделов. Государственный надзор над периэками осуществлялся специальными долж­ностными лицами.

Население побежденных племен обращали в государс­твенных рабов - илотов. Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства, хотя не­которые ученые считают их античными крепостными. Осо­бенность правового положения илота характеризуется тем, что он не был отделен от средств производства, вел самосто­ятельное хозяйство, пользовался своим скотом и инвента­рем. Часть урожая оставалась в его распоряжении. Однако он не имели своей земли, а работал на участках, выделенных государством для спартиатов. Илоты платили господину об­рок, равный половине урожая, и несли военную службу.

Спартиаты не вмешивались в хозяйственные дела своих илотов, пытаясь материально заинтересовать их, но пос­ледние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов, за некоторыми исключениями, не разрешалось отпускать на свободу, про­давать за пределы государства. Клеры и илоты относились к общинно-государственной собственности. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора, ежегодно организуя массовые истребления их.

Верховным органом власти в Спарте формально счита­лось народное собрание — апелла, хотя фактически оно не обладало законодательной властью и не играло существен­ной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В нем могли участвовать спар­тиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, выбор руководителя военного похода, рассмотрение споров о престолонаследии. Однако здесь законы не обсуждались — они либо принимались цели­ком, либо отвергались, причем голосование производилось криками или разделением участников собрания на группы. Апелла могла также обсуждать вопросы о войне и мире, союзных договорах с другими государствами, но любые ее решения были подконтрольны совету старейшин — герусии.

Государство возглавлялось двумя царями (архагетами), которые выполняли функции военных вождей, были вер­ховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия ограничивались герусией, а позже и кол­легией эфоров — высшим контрольным органом, избирав­шимся народным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского об­щества. Эта коллегия исторически была одной из составных частей ретры — договора, составленного Ликургом, о госу­дарственном устройстве Спарты. Возвышение же эфоров произошло благодаря содействию знати, опасавшейся уси­ления власти царей (архагетов).

Эфоров было пятеро (из них один — главный, его именем назывался год правления, он ежегодно избирался народным собранием). Эфоры составляли единую коллегию и выно­сили свои решения большинством голосов. Первоначально в руках коллегии эфоров находилась только гражданская юрисдикция, но вскоре в их компетенцию вошли созыв и руководство деятельностью герусии и народного собрания, в их ведении оказались также вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности эфо­ры давали отчет только своим преемникам. Бесконтроль­ность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям. Впослед­ствии эти факторы составили основу для олигархического правления в Спарте.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган влас­ти, унаследованный от спартанской родоплеменной орга­низации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно из­бираемых народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию вхо­дили и оба архагета. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров значение герусии уменьшалось.

Реформы Ликурга в принципе признавали идею равенс­тва, своеобразной имущественной демократии. Богатство граждан осуждалось. Меры по консолидации и сплочению граждан, сохранение архаичных обычаев далекой древнос­ти диктовались спецификой положения малочисленной спартанской общины внутри превосходящей массы порабо­щенного и зависимого населения. Только сплочение граж­данской общины и монолитный военный коллектив обес­печивали господство над покоренным населением. Макси­мальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, государственное воспитание детей и да­же атлетические упражнения в сочетании с примитивным образом жизни, в котором не было места ни театрам, ни культурно-философским учреждениям, вызывались посто­янным страхом властителей перед возможностью восстания илотов или периэков. Систематически практикуемые из­биения, массовые убийства илотов были составными час­тями системы террора как главного средства поддержания классового господства спартанцев.

КIV в. до н.э. спартанская община распадается, ее воен­ное могущество ослабевает. В середине II в. до н.э. Спарта была завоевана Римом.

 

14. общая характеристика древнегреческого права

Полисная замкнутость каждого из древнегреческих городов-государств предопределила и самостоятельность правовой системы в каждом из них, но в основном они были схожи. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов.

Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права, и уже с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

В Имущественных отношениях афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на движимое и недвижимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди имущественных прав были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось [2 C.48].

Обязательственные отношения возникали либо из устного - деликта, либо из письменного договора. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. В качестве средств обеспечения договорных обязательств являются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времени ослабляется.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Афинскому уголовному праву были известны многие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества. Серьезными прегрешениями считались также клевета, плохое обращение детей с престарелыми родителями, похищение девушки. Вора-рецидивиста обращали в рабство.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (лишение всех прав). В тюрьму сажали за неоплату долгов или же для предупредительного задержания – чтобы задержанный не сбежал во время расследования. Наказание для рабов и свободных было различным. Телесным наказаниям подвергали в основном рабов.

В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа характеристикой «враг Афин». Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников вывозили за пределы полиса и выбрасывали без захоронения [1 C. 150 ].

 

Судебный процесс в Афинах начинался после получения должностным лицом жалобы, которую могли подать только полноправные афинские граждане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава семьи, за метека – его простат (покровитель), за раба господин. Затем должностное лицо проводило предварительное расследование. По окончании расследования происходило судебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием.

Судебные решения и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Решениея гелиэи были безапелляционными.

15. Началом истории Древнего Рима принято считать VIII в. до н.э. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) харак­теризуется процессами разложения первобытно-общинно­го строя в племенах, обосновавшихся у реки Тибр. Объеди­нение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию общины.

Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Рим в эту пору был догосударственным образованием с элементами военной демократии. Во главе римской общины стоял военачальник — реке (rex), который избирался на комициях курий пожизненно и при решении важнейших вопросов жизни римлян должен был считаться с мнением сената.

Все полноправное коренное население Рима - римский народ, populus romanus - делилось на три племенные трибы (объединение десяти патрицианских родов — курий). Пле­мена делились на роды — генты (по сто в каждом племени, всего 300) и поселялись в курии (всего курий было 30).

Первоначально в определенные дни роды, курии, племе­на, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и других общест­венных спорных интересов, выносили приговоры о смерт­ной казни и т. д.

В истории Древнего Рима выделяются следующие пе­риоды:

- царский (VIII в. - 509 г. до н.э.);

- республиканский (509 г. - 27 г. до н.э.);

- период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.), который раз­деляется на:

 

1) период принципата (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.) и

2) период домината (284-476 гг.).

Реформы Сервия Туллияположили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (цептуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, по разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство сталоформой такой консолидации и господства.но одновременно гос. Власть была направлена и на против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали нравом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг, до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 2&7 году до н.э. Закона Гортензия, но которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

 

 

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

 

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

 

патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

 

в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и ггр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

 

плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических нрав.

 

Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

 

Государственный строй

 

Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство с типичными чертами "военной демократии".

 

Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.

 

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат (слово senatus происходит от senex - старик). Его члены назывались "отцами" -vaires.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300. В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий. Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии— сотни. Всадники составляли цен гурии конницы. 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первою разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания но центуриям (центу риатные коынцин), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а нри их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание но куриям.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.