Соотношение поощрения и наказания в праве
Правовыестимулы – это правовые побуждения к законопослушному поведению, которыесоздают режим благоприятствования для удовлетворения интересов субъектов правоотношений.
Виды правовых стимулов:
1) в зависимости от элемента структуры правовой нормы:
а) юридический факт–стимул– это правовой стимул, содержащийся в гипотезе правовой нормы;
б) правовой стимул,содержащийся в диспозиции нормы права;
в) поощрение– это правовой стимул, содержащийся в санкции правовой нормы;
2) в зависимости от предмета правового регулирования:
а) конституционные;
б) гражданские;
в) уголовные и т. д.;
3) в зависимости от объема:
а) основные (субъективное право);
б) частичные (законный интерес);
в) дополнительные (льгота);
4) в зависимости от времени действия:
а) постоянные;
б) временные;
5) в зависимости от содержания:
а) материально–правовые;
б) морально–правовые.
Правовое ограничение– это правовое сдерживание противоправного деяния, установление границ правомерного действия, исключение определенных возможностей при осуществлении деятельности.
Признаки правовых ограничений:
1) связь с неблагоприятными условиями для осуществления интересов субъектов правоотношений;
2) сообщение об уменьшении объема возможностей и свободы посредством установления запретов и наказаний;
3) отрицательная правовая мотивация;
4) снижение негативной активности лица;
5) направленность на защиту общественных отношений.
Виды правовых ограничений:
1) в зависимости от элемента структуры нормы права:
а) юридический факт–ограничение – это правовое ограничение, содержащееся в гипотезе правовой нормы;
б) юридическая обязанность – это правовое ограничение, содержащееся в диспозиции норм права;
в) наказание – это правовое ограничение, содержащееся в санкции правовой нормы;
2) в зависимости от отраслевой принадлежности:
а) конституционные;
б) административные;
в) уголовные и т. д.;
3) в зависимости от объема:
а) полные;
б) частичные;
4) по времени действия:
а) постоянные;
б) временные;
5) в зависимости от содержания:
а) материально–правовые;
б) морально–правовые.
96 Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы, их характеристика
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.
Основные элементы механизма правового регулирования:
1.Норма права
2.Юридический факт или фактический состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт)
3.Правоотношение
4.Акты реализации субъективных прав и обязанностей
5.Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности.
Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механиз¬ма), с помощью которых осуществляется правовое регулиро¬вание. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, ог-рубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой мо¬дели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привя¬зать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регули¬рования. Первой стадии общенормативного регулирования соот-ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нор¬мы права: систематизацию законодательства, законодатель-ную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой эле¬мент, как правоотношение (субъективные права и обязаннос¬ти), с помощью которого предписания норм права конкрети¬зируются, трансформируются в субъективные права и обязан¬ности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фак¬тические основания возникновения, изменения и прекраще-ния правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изме¬нения и прекращения); нормативное (нормы права) и факти¬ческое (юр-ие факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой эле¬мент механизма, как акты реализации (соблюдение, испол¬нение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме зани¬мает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок
97 Правовые режимы: понятие, признаки, виды
Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1)они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
2)имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3)представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.Правовые режимы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от:предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т. д.;
их юридической природы — материальные и процессуальные;
содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы и т. п.;
субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;
функций права — режим особого регулирования и особой охраны;
формы выражения — законный и договорный;
уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;
сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).
98 Способы и меры повышения эффективности правового регулирования