Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

Классификация юридической техники

1. Техника изложения воли законодателя– юридическая техника, которая предполагает при создании, оформлении и упорядочении юридических актов соблюдение следующих правил:

1) синтаксических– это такие правила, в которых исходной единицей текста является предложение, способное выразить законченную мысль;

2) стилистических– это правила, предполагающие наличие в тексте нормативного правового акта простого стиля, четких и кратких формулировок, устойчивых словосочетаний и уместного использования обязываний, дозволений, запретов;

3) лингвистических– это правила, которые предполагают, что язык и стиль в юридических актах не должны отличаться друг от друга, так как им присущи директивность и официальность стиля;

4) терминологических– это правила, предполагающие использование при изложении правовых предписаний общеупотребительных, специальных технических и специальных юридических терминов, которые должны быть ясными, общепризнанными, однозначными, устойчивыми, точными, обладающими адекватным выражением и ограниченной смысловой специализацией.

Средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, т. е. организация правовых предписаний по структуре и употребление их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и иных норм права);

2) юридические конструкции, т. е. представление правового материала в виде типовых моделей, схем (состав преступления, трудовой договор и т. д.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование при изложении правовых предписаний конструкций, нормативных построений и терминологии конкретной отрасли права.

Приемы изложения правовых предписаний:

1) абстрактный;

2) казуистический;

3) прямой;

4) ссылочный;

5) бланкетный.

2. Техника документального оформления– структурная организация юридического текста и его оформление посредством официальных реквизитов в виде логически связанных абзацев, частей статьи, статей, параграфов, глав, разделов и частей.

Официальный характер юридическому акту придают такие реквизиты, как:

1) наименование акта;

2) заглавие акта;

3) даты принятия и введения в действие;

4) порядковый номер;

5) подписи;

6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта:

1) правотворческая;

2) правоприменительная;

3) интерпретационная.

 

61 Система права: понятие, структурные элементы

Система права– это исторически сложившаяся внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность многообразных, необходимых, функционально взаимосвязанных и достаточных элементов, их состав, иерархию и взаимодействие.

Признаки системы права:

1) объективность,так как отражает исторические и реально существующие общественные отношения и потребности их регулирования;

2) единство,согласованность и взаимосвязь правовых норм, составляющих систему права;

3) способность к делению,которая возникает вследствие многообразия общественных отношений, регулируемых системой права;

4) способность к развитию,которая возникает вследствие постоянного изменения общественных отношений, нуждающихся в развитии средств и способов правового воздействия. Основные структурные элементы системы права:

1) правовая норма– это общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое государство создает и охраняет. Норма права – базовый элемент системы права, представленный в виде государственного регулятора общественных отношений;

2) институт права– это обособленная совокупность правовых норм, которая регулирует определенный вид общественных отношений: а) отраслевой вид – институт, регулирующий

однородные отношения какой–либо отрасли права;

б) межотраслевой (комплексный) вид – институт, состоящий из норм различных отраслей права и регулирующий взаимосвязанные отношения в определенной сфере общественных отношений;

в) материальный и процессуальный вид (по правовому характеру);

г) регулятивный и охранительный вид (по функциональному назначению);

3) субинститут права – это совокупность норм права в рамках определенного института права, которая регулирует конкретную сферу общественных отношений;

4) отрасль права – это совокупность однородных правовых норм и институтов права, которые регулируют определенную сферу родственных общественных отношений (конституционное, гражданское, уголовное право и т. д.):

а) материальные – отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения;

б) процессуальные – отрасли права, которые регламентируют правовое регулирование материальных отраслей права;

в) комплексные – отрасли права, которые занимают промежуточное положение между материальными и процессуальными отраслями права;

5) подотрасль права – промежуточная совокупность правовых норм, которые регулируют специфические и обособленные родственные общественные отношения и находятся между институтом права и правовой отраслью (наследственное, патентное право – подотрасли гражданского права и т. д.).

Предмет правового регулирования– совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли.

Требования к предмету правового регулирования:

1) устойчивость;

2) типичность;

3) наличие характера повторяемости событий и действий;

4) способность воспринимать правовые требования;

5) возможность правового контроля со стороны государства и общества;

6) заинтересованность государства в правовом регулировании.

Структура предмета правового регулирования:

1) субъекты общественных отношений;

2) содержание общественных отношений (поведение, поступки и действия субъектов);

3) объекты общественных отношений, т. е. предметы объективного мира, связанные с поведением людей;

4) социальные факты, т. е. события и жизненные обстоятельства.

Метод правового регулирования– совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения.

Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования:

1) общее взаимоположение субъектов;

2) порядок возникновения прав и обязанностей;

3) степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений;

4) способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений.

Виды методов правового регулирования:

1) императивный,который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений;

2) диспозитивный,предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом;

3) метод дозволений, обязываний и запретов,который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений;

4) субординационный,который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих;

5) поощрительный,который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера;

6) метод автономии и равенства сторон,подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений;

7) рекомендательный,направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов;

8) иные методы правового регулирования.

63 Отрасль права: понятие, признаки. Краткая характеристика основных отраслей российского права

Отрасль права– это система правовых норм, которые регулируют с помощью определенных методов правового регулирования определенную сферу общественных отношений.

Составные элементы отрасли права:

1) подотрасль права;

2) институт права. Классификация отраслей права:

1) базовые:

а) конституционное право– совокупность юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан и т. п.;

б) гражданское право– совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

в) административное право– совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно–распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц;

г) уголовное право– совокупность юридических норм, которые состоят из правовых норм, охраняющих от преступных посягательств;

2) специальные:

а) гражданско–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность судебных органов и иных субъектов гражданско–процессуальных отношений при разрешении гражданских, трудовых, семейных споров;

б) уголовно–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и определяющих процессуальные формы правоохранительной деятельности, права и обязанности ее субъектов;

в) уголовно–исполнительное право– совокупность юридических норм, регламентирующих порядок отбывания наказания за совершенные преступления и деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по профилактике правонарушений;

г) трудовое право– совокупность юридических норм, регулирующих трудовые отношения;

д) семейное право– совокупность юридических норм, регулирующих брачно–семейные отношения;

е) финансовое право– совокупность юридических норм, регулирующих сферу финансово–правовых отношений;

ж) земельное право– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны земельного фонда;

з) иные отрасли российского права;

3) отрасли материального и процессуального права;

4) отрасли международного и внутригосударственного права;

5) отрасли частного и публичного права.

64 Институт права: понятие и виды

Институт права – это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.

В отличие от отрасли права, которая регулирует определенный род общественных отношений, институт права– это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в какой–либо отрасли права.

Признаки института права:

1) однородность содержания,так как он регулирует родственные и типичные отношения;

2) юридическое единство норм института права,так как эти нормы представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс;

3) нормативная обособленность,так как нормы институт права закрепляются в виде глав, разделов и т. п.

Виды правовых институтов:1) в зависимости от отрасли права:

а) конституционные (институт гражданства, институт избирательного права и др.);

б) гражданско–правовые (институт частной собственности, институт купли–продажи и др.);

в) уголовно–правовые (институт преступлений, институт наказаний, институт лишения свободы и др.);

г) трудовые (институт трудового договора, институт дисциплины труда и др.);

д) административные (институт административной ответственности, институт административного наказания и др.) и иное соответственно количеству отраслей права;

2) в зависимости от функциональной направленности:

а) регулятивные;

б) охранительные;

в) учредительные (закрепительные);

3) в зависимости от характера правовых норм и предмета правового регулирования:

а) материальные;

б) процессуальные;

4) в зависимости от сферы распространения:

а) отраслевые;

б) межотраслевые (смешанные);

5) в зависимости от распространения в отраслях права:

а) простые, т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в пределах одной отрасли;

б) сложные (комплексные), т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в нескольких отраслях.

Структура институтов права:

1) субинституты,которые представляют собой часть института права и регулируют конкретную сферу общественных отношений в рамках этого института права (жизнь, здоровье – субинституты института преступлений против жизни, здоровья);

2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права). Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.

65 Частное и публичное право: понятия, их соотношение

Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Признаки публичного права:

1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления;

2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования;

3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера;

4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права.

К публичному праву относятся следующие отрасли российского права:

1) конституционное;

2) административное;

3) уголовное;

4) финансовое;

5) земельное;

6) уголовно–исполнительное;

7) уголовно–процессуальное и др.

Частное право– это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц.

Признаки:

1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами;

2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами;

4) объединение нескольких отраслей права.

К частному праву относятся следующие отрасли права:

1) гражданское;

2) семейное;

3) трудовое и др.;

Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву:

1) интерес,который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным;

2) предмет правового регулирования,который в частном праве состоит из норм, регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения;

3) метод правового регулирования,которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный;

4) субъективный состав,который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права:

1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы;

2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство;

3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.

 

66 Юридический процесс: понятие и виды

Юридический процесс– система последовательных процедур, которые оформлены юридическими актами и обеспечивают как реализацию норм материального права, так и комплексное регулирование в наиболее значимой сфере общественной жизни.

Признаки юридического процесса:

1) наличие властного характера;

2) урегулирование процессуальными нормами;

3) направленность на принятие юридических решений общего и индивидуального характера;

4) наличие характера сложной, длящейся по времени деятельности, которая состоит из строго последовательных процессуальных стадий;

5) осуществление в пользу заинтересованных субъектов права;

6) обеспечение соответствующими способами юридической техники;

7) закрепление в официальных правовых актах.

Виды юридического процесса:

1) в зависимости от природы принимаемых решений:

а) правотворческий – процесс, в ходе которого принимаются нормативные правовые акты;

б) правоприменительный – процесс, в ходе которого принимаются правоприменительные акты и реализуются нормы права;

в) праворазъяснительный – процесс, в ходе которого с целью реализации правовых норм принимаются интерпретационные акты;

2) в зависимости от предмета правового регулирования:

а) гражданский;

б) уголовный;

в) конституционный;

г) административный;

д) арбитражный.

Стадия юридического процесса – это совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий.

Стадии гражданского процесса:

1) производство в суде первой инстанции;

2) производство в суде второй инстанции:

а) производство в апелляционной инстанции;

б) производство в кассационной инстанции;

в) производство в надзорной инстанции;

г) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу;

3) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

4) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

Стадии уголовного процесса:

1) возбуждение дела;

2) предварительное расследование;

3) производство в суде первой инстанции;

4) производство в суде второй инстанции:

а) производство в апелляционной инстанции;

б) производство в кассационной инстанции;

5) исполнение приговора;

6) производство в надзорной инстанции;

7) возобновление производства по уголовному делу из–за новых или вновь открывшихся обстоятельств.