Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли
Классификация юридической техники
1. Техника изложения воли законодателя– юридическая техника, которая предполагает при создании, оформлении и упорядочении юридических актов соблюдение следующих правил:
1) синтаксических– это такие правила, в которых исходной единицей текста является предложение, способное выразить законченную мысль;
2) стилистических– это правила, предполагающие наличие в тексте нормативного правового акта простого стиля, четких и кратких формулировок, устойчивых словосочетаний и уместного использования обязываний, дозволений, запретов;
3) лингвистических– это правила, которые предполагают, что язык и стиль в юридических актах не должны отличаться друг от друга, так как им присущи директивность и официальность стиля;
4) терминологических– это правила, предполагающие использование при изложении правовых предписаний общеупотребительных, специальных технических и специальных юридических терминов, которые должны быть ясными, общепризнанными, однозначными, устойчивыми, точными, обладающими адекватным выражением и ограниченной смысловой специализацией.
Средства изложения воли законодателя:
1) нормативное построение, т. е. организация правовых предписаний по структуре и употребление их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и иных норм права);
2) юридические конструкции, т. е. представление правового материала в виде типовых моделей, схем (состав преступления, трудовой договор и т. д.);
3) отраслевая типизация, т. е. использование при изложении правовых предписаний конструкций, нормативных построений и терминологии конкретной отрасли права.
Приемы изложения правовых предписаний:
1) абстрактный;
2) казуистический;
3) прямой;
4) ссылочный;
5) бланкетный.
2. Техника документального оформления– структурная организация юридического текста и его оформление посредством официальных реквизитов в виде логически связанных абзацев, частей статьи, статей, параграфов, глав, разделов и частей.
Официальный характер юридическому акту придают такие реквизиты, как:
1) наименование акта;
2) заглавие акта;
3) даты принятия и введения в действие;
4) порядковый номер;
5) подписи;
6) печати.
3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта:
1) правотворческая;
2) правоприменительная;
3) интерпретационная.
61 Система права: понятие, структурные элементы
Система права– это исторически сложившаяся внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность многообразных, необходимых, функционально взаимосвязанных и достаточных элементов, их состав, иерархию и взаимодействие.
Признаки системы права:
1) объективность,так как отражает исторические и реально существующие общественные отношения и потребности их регулирования;
2) единство,согласованность и взаимосвязь правовых норм, составляющих систему права;
3) способность к делению,которая возникает вследствие многообразия общественных отношений, регулируемых системой права;
4) способность к развитию,которая возникает вследствие постоянного изменения общественных отношений, нуждающихся в развитии средств и способов правового воздействия. Основные структурные элементы системы права:
1) правовая норма– это общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое государство создает и охраняет. Норма права – базовый элемент системы права, представленный в виде государственного регулятора общественных отношений;
2) институт права– это обособленная совокупность правовых норм, которая регулирует определенный вид общественных отношений: а) отраслевой вид – институт, регулирующий
однородные отношения какой–либо отрасли права;
б) межотраслевой (комплексный) вид – институт, состоящий из норм различных отраслей права и регулирующий взаимосвязанные отношения в определенной сфере общественных отношений;
в) материальный и процессуальный вид (по правовому характеру);
г) регулятивный и охранительный вид (по функциональному назначению);
3) субинститут права – это совокупность норм права в рамках определенного института права, которая регулирует конкретную сферу общественных отношений;
4) отрасль права – это совокупность однородных правовых норм и институтов права, которые регулируют определенную сферу родственных общественных отношений (конституционное, гражданское, уголовное право и т. д.):
а) материальные – отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения;
б) процессуальные – отрасли права, которые регламентируют правовое регулирование материальных отраслей права;
в) комплексные – отрасли права, которые занимают промежуточное положение между материальными и процессуальными отраслями права;
5) подотрасль права – промежуточная совокупность правовых норм, которые регулируют специфические и обособленные родственные общественные отношения и находятся между институтом права и правовой отраслью (наследственное, патентное право – подотрасли гражданского права и т. д.).
Предмет правового регулирования– совокупность общественных отношений, которые являются объектом воздействия права и регулируются нормами конкретной правовой отрасли.
Требования к предмету правового регулирования:
1) устойчивость;
2) типичность;
3) наличие характера повторяемости событий и действий;
4) способность воспринимать правовые требования;
5) возможность правового контроля со стороны государства и общества;
6) заинтересованность государства в правовом регулировании.
Структура предмета правового регулирования:
1) субъекты общественных отношений;
2) содержание общественных отношений (поведение, поступки и действия субъектов);
3) объекты общественных отношений, т. е. предметы объективного мира, связанные с поведением людей;
4) социальные факты, т. е. события и жизненные обстоятельства.
Метод правового регулирования– совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых государством регулируются общественные отношения.
Критерии, определяющие содержание метода правового регулирования:
1) общее взаимоположение субъектов;
2) порядок возникновения прав и обязанностей;
3) степень определенности прав, предоставленных субъектам общественных отношений;
4) способ и средства обеспечения прав и обязанностей субъектов общественных отношений.
Виды методов правового регулирования:
1) императивный,который основывается на использовании властных предписаний государства, устанавливающих порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов регулируемых общественных отношений;
2) диспозитивный,предоставляющий субъектам общественных отношений возможность самостоятельного выбора вариантов поведения, которые могут быть определены как по взаимному согласию, так и законом;
3) метод дозволений, обязываний и запретов,который в пределах закона направляет поведение субъектов общественных отношений;
4) субординационный,который предполагает строгое подчинение и обязательное исполнение решений вышестоящих органов государственного аппарата для нижестоящих;
5) поощрительный,который представляет собой совокупность правовых средств премиального характера;
6) метод автономии и равенства сторон,подразумевающий равное процессуальное положение и самостоятельность субъектов общественных отношений;
7) рекомендательный,направленный на содействие и организационную помощь в виде различного рода рекомендательных актов;
8) иные методы правового регулирования.
63 Отрасль права: понятие, признаки. Краткая характеристика основных отраслей российского права
Отрасль права– это система правовых норм, которые регулируют с помощью определенных методов правового регулирования определенную сферу общественных отношений.
Составные элементы отрасли права:
1) подотрасль права;
2) институт права. Классификация отраслей права:
1) базовые:
а) конституционное право– совокупность юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан и т. п.;
б) гражданское право– совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;
в) административное право– совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно–распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц;
г) уголовное право– совокупность юридических норм, которые состоят из правовых норм, охраняющих от преступных посягательств;
2) специальные:
а) гражданско–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность судебных органов и иных субъектов гражданско–процессуальных отношений при разрешении гражданских, трудовых, семейных споров;
б) уголовно–процессуальное право– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и определяющих процессуальные формы правоохранительной деятельности, права и обязанности ее субъектов;
в) уголовно–исполнительное право– совокупность юридических норм, регламентирующих порядок отбывания наказания за совершенные преступления и деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по профилактике правонарушений;
г) трудовое право– совокупность юридических норм, регулирующих трудовые отношения;
д) семейное право– совокупность юридических норм, регулирующих брачно–семейные отношения;
е) финансовое право– совокупность юридических норм, регулирующих сферу финансово–правовых отношений;
ж) земельное право– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования и охраны земельного фонда;
з) иные отрасли российского права;
3) отрасли материального и процессуального права;
4) отрасли международного и внутригосударственного права;
5) отрасли частного и публичного права.
64 Институт права: понятие и виды
Институт права – это обособленный комплекс правовых норм, которые являются частью отрасли права и регулируют определенный вид родственных отношений.
В отличие от отрасли права, которая регулирует определенный род общественных отношений, институт права– это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в какой–либо отрасли права.
Признаки института права:
1) однородность содержания,так как он регулирует родственные и типичные отношения;
2) юридическое единство норм института права,так как эти нормы представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс;
3) нормативная обособленность,так как нормы институт права закрепляются в виде глав, разделов и т. п.
Виды правовых институтов:1) в зависимости от отрасли права:
а) конституционные (институт гражданства, институт избирательного права и др.);
б) гражданско–правовые (институт частной собственности, институт купли–продажи и др.);
в) уголовно–правовые (институт преступлений, институт наказаний, институт лишения свободы и др.);
г) трудовые (институт трудового договора, институт дисциплины труда и др.);
д) административные (институт административной ответственности, институт административного наказания и др.) и иное соответственно количеству отраслей права;
2) в зависимости от функциональной направленности:
а) регулятивные;
б) охранительные;
в) учредительные (закрепительные);
3) в зависимости от характера правовых норм и предмета правового регулирования:
а) материальные;
б) процессуальные;
4) в зависимости от сферы распространения:
а) отраслевые;
б) межотраслевые (смешанные);
5) в зависимости от распространения в отраслях права:
а) простые, т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в пределах одной отрасли;
б) сложные (комплексные), т. е. совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в нескольких отраслях.
Структура институтов права:
1) субинституты,которые представляют собой часть института права и регулируют конкретную сферу общественных отношений в рамках этого института права (жизнь, здоровье – субинституты института преступлений против жизни, здоровья);
2) подотрасль права,нормы которой регулируют группы близких отношений определенного вида (авторское, изобретательское, жилищное, наследственное право – подотрасли гражданского права). Подотрасль права образуют правовые институты одной и той же отрасли права, регулирующие родственные отношения.
65 Частное и публичное право: понятия, их соотношение
Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Признаки публичного права:
1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления;
2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования;
3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера;
4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права.
К публичному праву относятся следующие отрасли российского права:
1) конституционное;
2) административное;
3) уголовное;
4) финансовое;
5) земельное;
6) уголовно–исполнительное;
7) уголовно–процессуальное и др.
Частное право– это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц.
Признаки:
1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами;
2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;
3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами;
4) объединение нескольких отраслей права.
К частному праву относятся следующие отрасли права:
1) гражданское;
2) семейное;
3) трудовое и др.;
Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву:
1) интерес,который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным;
2) предмет правового регулирования,который в частном праве состоит из норм, регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения;
3) метод правового регулирования,которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный;
4) субъективный состав,который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права:
1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы;
2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство;
3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.
66 Юридический процесс: понятие и виды
Юридический процесс– система последовательных процедур, которые оформлены юридическими актами и обеспечивают как реализацию норм материального права, так и комплексное регулирование в наиболее значимой сфере общественной жизни.
Признаки юридического процесса:
1) наличие властного характера;
2) урегулирование процессуальными нормами;
3) направленность на принятие юридических решений общего и индивидуального характера;
4) наличие характера сложной, длящейся по времени деятельности, которая состоит из строго последовательных процессуальных стадий;
5) осуществление в пользу заинтересованных субъектов права;
6) обеспечение соответствующими способами юридической техники;
7) закрепление в официальных правовых актах.
Виды юридического процесса:
1) в зависимости от природы принимаемых решений:
а) правотворческий – процесс, в ходе которого принимаются нормативные правовые акты;
б) правоприменительный – процесс, в ходе которого принимаются правоприменительные акты и реализуются нормы права;
в) праворазъяснительный – процесс, в ходе которого с целью реализации правовых норм принимаются интерпретационные акты;
2) в зависимости от предмета правового регулирования:
а) гражданский;
б) уголовный;
в) конституционный;
г) административный;
д) арбитражный.
Стадия юридического процесса – это совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий.
Стадии гражданского процесса:
1) производство в суде первой инстанции;
2) производство в суде второй инстанции:
а) производство в апелляционной инстанции;
б) производство в кассационной инстанции;
в) производство в надзорной инстанции;
г) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу;
3) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
4) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
Стадии уголовного процесса:
1) возбуждение дела;
2) предварительное расследование;
3) производство в суде первой инстанции;
4) производство в суде второй инстанции:
а) производство в апелляционной инстанции;
б) производство в кассационной инстанции;
5) исполнение приговора;
6) производство в надзорной инстанции;
7) возобновление производства по уголовному делу из–за новых или вновь открывшихся обстоятельств.