Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
Понятие и виды источников (форм) права
Форма права– совокупность определенных способов закрепления и внешнего выражения правовых норм.
Стороны формы права:
1) внутренняя– структура и система норм права в виде институтов и отраслей права;
2) внешняя– совокупность юридических источников, которые внешне формально закрепляют правовые явления.
Признаки форм права:
1) фиксирование и закрепление права;
2) источник правовой информации;
3) организация содержания права;
4) наличие официальных реквизитов и т. д.
Основные виды форм права:
1) правовой обычай– санкционированное государством обычное правило поведения, которое сложилось исторически ранее и вошло в привычку в результате длительного использования и повторения определенных действий;
2) правовой прецедент– это решение уполномоченного государственного (судебного) органа по определенному юридическому делу, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных дел;
3) нормативный договор– добровольно заключенный договор, который выражает общность интересов сторон, имеет нормативное содержание и влечет взаимную ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора;
4) правовая доктрина– принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных;
5) нормативный правовой акт– официальный, властно–волевой акт–документ компетентного государственного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит нормы права.
Виды актов:
а) в зависимости от субъектов правотворческой деятельности:
– акты, принятые на референдуме;
– акты государственных органов;
– акты иных социальных организаций;
– совместные нормативно–правовые акты;
б) по срокам действия:
– акты неопределенно–длительного воздействия;
– временные акты;
в) в зависимости от сферы действия:
– общефедеральные;
– нормативные акты административно–территориальных единиц;
– акты органов местного самоуправления;
– локальные акты;
г) по юридической силе:
– законы;
– подзаконные акты.
Источники права– внешняя форма выражения правовых норм.
Виды правовых источников:
1) материальные;
2) идеальные;
3) юридические;
4) объективные;
5) субъективные;
6) главные;
7) второстепенные (дополнительные).
Нормативно‑правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно‑правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно‑вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно‑властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно‑правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно‑правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно‑правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1) по предмету правового регулирования (уголовно‑правовые; гражданско‑правовые; административно‑правовые акты и т. д.);
2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно‑правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно‑правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно‑правовой акт в системе законодательства. Нормативно‑правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно‑правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:
1) закон – одно из основных источников права;
2) установлен особый порядок принятия;
3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
4) регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;
3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно‑правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:
1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
4) особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно‑правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно‑правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно‑правовые акты» является собирательным.