Понятие, виды и признаки нормативных правовых актов.
Субъективные права и юридические обязанности, как элементы состава правовых отношений, их содержание.
44. Юридическое лицо, как субъект правовых отношений: понятие, признаки, виды.
45. Юридические факты: понятие, виды, значение.
Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Признаки юридических фактов:
- 1) сами по себе не вызывают правоотношение, такое качество им придают нормы права;
- 2) опосредуют возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
- 3) вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами;
- 4) указание на юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм.
Классификация юридических фактов:
1) по характеру юридических последствий:
- а) правообразующие (гражданско-правовой договор),
- б) правоизменяющие (перевод на другую работу),
- в) правопрекращающие (смерть).
2) по связи с волей участников правоотношений:
- а) действия (противоправное (преступление, проступок) правомерное (юридический акт – совершается с намерением породить юридическое последствие, юридический поступок – совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона)),
- б) событие (абсолютные и относительные)
3) в зависимости от степени сложности:
- а) единичные юридические факты,
- б) фактический состав.
46. Правовое сознание: понятие, виды, структура, функции.
Правовое сознание – совокупность идей, мнений, представлений людей, социальных групп, всего общества в целом о действующем и желаемом праве.
Элементы правосознания:
- 1) Правовая идеология – основывающаяся на государственной идеологии, общепринятая система идей, теорий, доктрин, убеждений, выражающих отношение общества к действующему и желаемому праву;
- 2) Правовая психология – совокупность чувств, эмоций, переживаний, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права;
- 3) Поведенческие элементы - привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельному поведению людей по поводу тех или иных проявлений права.
Виды правосознания:
- 1) по субъекту: индивидуальное – правосознание, присущее конкретной личности, групповое – правосознание, присущее определенной однородной социальной группе, массовое – правосознание, присущее большим массам;
- 2) по социальному статусу субъекта: обыденное – присущее субъектам, не имеющим профессиональных знаний о праве, профессиональное – присущее профессиональным юристам, научное (доктринальное) – присущее профессиональным юристам.
Функции правосознания:
- 1) гносеологическая – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности;
- 2) оценочная – с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым;
- 3) регулятивная – дает возможность с помощью сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его;
- 4) моделирования – служит средством формирования соответствующей модели поведения, которое рассматривается как необходимое.
47. Правовая культура: понятие, структура, показатели.
Правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство общества».
Правовая культура – совокупность правовых ценностей субъекта, определяющая его правовое поведение.
Виды правовой культуры:
- 1) ПК индивида;
- 2) ПК социальных групп;
- 3) ПК общества того или иного государства;
- 4) Национальная ПК;
- 5) Общечеловеческая ПК.
Структура правовой культуры:
- 1) правовые идеи, доктрины – определяющие содержание правовых ценностей субъекта;
- 2) правовые нормы – закрепляют правовые ценности социальных групп, общества, наций, общечеловеческие ценности;
- 3) правовые поступки – проявление системы правовых ценностей субъекта в реальной действительности, через правовое поведение.
Уровни развития правовой культуры общества определяются:
- 1) соответствием системы правовых ценностей общечеловеческим моральным ценностям;
- 2) соответствием системы ценностей правовым ценностям;
- 3) степенью развитости системы права;
- 4) своевременным реагированием на изменение общественных отношений;
- 5) состоянием правосудия;
- 6) способами взаимодействия между госорганами;
- 7) способами взаимодействия между госорганами и населением;
- 8) способами решения правовых конфликтов в обществе.
Уровень развития правовой культуры индивида определяется:
- 1) степенью соответствия внутренних ценностей индивида общечеловеческим и моральным ценностям;
- 2) отношением индивида к НП общества, к которому он принадлежит;
- 3) социальным статусом индивида;
- 4) способом выражения индивидом отношения к правовым ценностям общества, к которому он принадлежит;
- 5) правомерностью или неправомерностью поведения индивида и мотивацией его поведения.
48. Пробелы в праве: понятие, виды. Институт аналогии в праве.
Пробел в праве – такое положение, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, остаются неурегулированными конкретными правовыми нормами.
Виды пробелов в праве:
1) По отраслевой принадлежности:
- а) пробелы в конституционном праве,
- б) пробелы в гражданском праве,
- в) пробелы в уголовном праве,
- г) пробелы в других отраслях;
2) По степени неурегулированности:
- а) полное отсутствие норм,
- б) частичное отсутствие норм;
3) По форме (источнику) права:
- а) пробелы в НПА,
- б) пробелы в правовом прецеденте,
- в) пробелы в других источниках права;
4) По причинам возникновения:
- а) объективные,
- б) субъективные.
Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса, путем принятия нового НПА. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса.
Способы преодоления пробелов:
- 1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай;
- 2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
Правила применения аналогии закона:
- 1) если имеется отношение, требующее правового регулирования;
- 2) если отсутствует норма, его предусматривающая;
- 3) если имеется в наличии другая норма права, регулирующая сходные отношения, на основе которой данное дело решается;
- 4) применение аналогии закона допускается только в отраслях частного права;
- 5) привлечение к юридической ответственности на основе аналогии закона недопустимо.
49. Механизм правового регулирования: понятие, элементы. Роль правосознания в механизме правового регулирования.
Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Механизм правового регулирования – система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Стадии механизма правового регулирования:
- 1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);
- 2) возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
- 3) реализация субъективных прав и юридических обязанностей, воплощение их в конкретном физическом поведении участников общественных отношений;
- 4) применение права.
В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно выделять:
- 1) Простое регулирование – процесс, в котором используется один государственный властный акт (НПА), индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен;
- 2) Сложное регулирование – процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является НПА, а другим – акт применения права.
Метод правового регулирования – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера.
Виды методов правового регулирования:
- 1) Авторитарный – централизованное регулирование «сверху до низу» на властно-императивных началах (административное право, УП, УПП и т.п.);
- 2) Автономный – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные участники (ГП, СП).
Способы правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений:
- 1) запрещение – возложение обязанностей воздержаться от совершения действий;
- 2) дозволение – предоставление права на активные действия (управомочивающие нормы);
- 3) обязывание – возложение обязанности по активному поведению – что-то сделать, передать, уплатить (обязывающие нормы);
- 4) поощрение – награждение субъектов за определенные заслуги;
- 5) рекомендации – предложение избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения.
Тип правового регулирования – общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет:
- 1) разрешительный – выражается в принципе «запрещено все, что прямо не разрешено законом»;
- 2) общедозволительный – выражается в принципе: «разрешено все, что прямо не запрещено законом».
Элементы механизма правового регулирования:
- 1) нормы права;
- 2) юридические факты;
- 3) акты применения права;
- 4) правовые отношения;
- 5) акты реализации прав и обязанностей (соблюдение, исполнение, использование).
Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
Пути повышения эффективности правового регулирования:
- 1) совершенствование правотворчества;
- 2) совершенствование правоприменения;
- 3) повышение уровня правовой культуры субъектов права.
51. Закон: понятие и виды. Соотношение права и закона.
52. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
53. Систематизация законодательства: понятие, особенности, виды.