Внешние функции современного государства, их характеристика.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

1. Военную – в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами – она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1) в экономике;

2) поддержании мира и мирового правопорядка;

3) природоохранительной деятельности;

4) борьбе с международной преступностью;

5) сфере науки, культуры, образования;

6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

9. Политические (государственно-правовые) режимы: понятие, виды. Политический режим тоталитарного и демократического государств, их признаки.

Политический (государственно‑правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно‑полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно‑авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально‑религиозная, культурная самостоятельность.

10. Форма государственного устройства: понятие, признаки, виды.

Формой государственного устройства называют политико‑территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно‑территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) национально‑государственная;

2) административно‑территориальная;

3) смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные;

2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

11. Современная модель федеративного устройства России: основные черты, принципы.

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации.

Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

12. Монархическая форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)

Признаки монархии:

  • 1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;
  • 2. Монарх пользуется властью пожизненно;
  • 3. Власть передается по наследству;
  • 4. Монарх юридически безответственен.

Виды монархии:

1) В историческом аспекте:

  • - древневосточные,
  • - античные,
  • - феодальные (ранне-, сословно-представительные, абсолютные).

2) С точки зрения полноты власти:

  • - абсолютная – так ФГП, при которой верховная власть по закону принадлежит одному лицу - монарху.
  • - ограниченная - так ФГП, при которой верховная власть делится между монархом и представительными органом.

Ограниченная монархия бывает:

  • а) сословно-представительная – такая ФП, при которой власть монаха ограничена сословно-представительными органами.
  • б) конституционная - такая ФП, при которой власть монаха ограничена представительными органами на основании Конституции государства.

Конституционная монархия бывает парламентской (такая форма правления, при которой власть монаха ограничена практически во всех сферах государственной деятельности) и дуалистической (такая форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху – Швеция, Япония, Дания).

Признаки парламентской монархии:

  • 1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;
  • 2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства;
  • 3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен);
  • 4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • 5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом.

Признаки дуалистической монархии:

  • 1) Это промежуточная форма между абсолютной и парламентской монархией;
  • 2) Наличие монарха и иных высших органов государственной власти (парламента и правительства);
  • 3) Назначение членов парламента монархом;
  • 4) Назначение членов правительства монархом, и ответственность правительства лично перед монархом;
  • 5) Монарх выполняет функции реального главы государства.

13. Республика как форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Республика - такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

  • 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • 2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;
  • 3. Осуществление государственной власти по поручению народа;
  • 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • 6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республики:

  • - парламентская - такая ФГП, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия);
  • - президентская - такая ФГП, при которой главой государства и правительства является президент (США);
  • - смешанная - такая ФГП, при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).

Признаки парламентской республики:

  • 1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;
  • 2. Глава государства избирается парламентом;
  • 3. Глава государства обладает широкими полномочиями;
  • 4. Глава правительства назначается президентом;
  • 5. Правительство ответственно перед парламентом.

Признаки президентской республики:

  • 1. Президент – глава государства и правительства;
  • 2. Президент обладает широкими полномочиями;
  • 3. Президент назначает членов правительства;
  • 4. Правительство ответственно перед президентом;
  • 5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;
  • 6. Президент может распустить парламент.

Признаки смешанной республики:

  • 1. Есть сильный парламент и президентская власть;
  • 2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;
  • 3. Президент не является главой государства;
  • 4. Правительство формируют президент и парламент;
  • 5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

14. Правовые презумпции и фикции: понятие, виды.

Юридические презумпции представляют собой предположения о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов.

Существует несколько классификаций презумпций:

1. По форме существования различают фактические (неписаные) и законные (писаные) презумпции.
Фактические презумпции — это предположения, основанные на разумных основаниях и житейском опыте.
Законные (легальные) презумпции — это предположения, которые прямо или косвенно закреплены в качестве правовых предписаний.
2. По сфере действия различают общеправовые и отраслевые презумпции.
Общеправовые презумпции действуют во всех отраслях права. К ним относятся презумпция истинности нормативного акта, презумпция знания законов, презумпция добропорядочности граждан. Презумпция истинности нормативного акта означает, что каждый нормативный акт содержит правильные правовые предписания и отвечает всем требованиям, предъявляемым к нормативным актам. Презумпция знания законов известна со времен римского права и сформулирована как положение, которое гласит: "Никто не может отговариваться незнанием закона". Презумпция добропорядочности означает, что каждый гражданин предполагается добропорядочным, то есть не имеющим противоправных намерений.
Отраслевые презумпции выполняют роль юридических фактов в пределах одной отрасли. Наиболее известными отраслевыми презумпциями являются:
— презумпция компетентности вышестоящего государственного органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящих органов (в административном праве);
— презумпция отцовства — в семейном праве;
— презумпция невиновности, в силу которой время доказывания вины ложится на правоохранительные органы (в уголовно-процессуальном праве).
3. По юридической силе различают опровержимые и неопровержимые презумпции.
Опровержимые презумпции — это положения, которые допустимо оспаривать, например, презумпция отцовства в определенных случаях может быть опровергнута как несостоятельное предположение.
Неопровержимые презумпции — это положения, которые являются принципами права, например, презумпция невиновности. В ходе уголовного разбирательства эта презумпция остается неопровергнутой и продолжает действовать в отношении других обвиняемых.

В предусмотренных законом случаях роль юридических фактов выполняют фикции.

Юридические фикции (от лат. - выдумка) представляют собой заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и тем самым способствуют регулированию общественных отношений с его участием.

Традиционно теория права относит юридические фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности нрава, к своего рода связкам в нормативном материале. При таком подходе внимание уделяется технико-юридической значимое и юридических фикций и упускается из вида их правовая функция, которая заключается в способности фикций выполнять роль отсутствующих юридических фактов. Юридические фикции не только упрощают правовые отношения, но и способствуют поискам справедливости.

В отечественном праве юридические фикции закреплены нормами права нескольких отраслей права. Так, гражданское право в определенных случаях предусматривает возможность признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. В соответствии с нормами уголовного права гражданин считается несудимым, если судимость снята либо погашена. Гражданско-процессуальное право предусматривает возможность доставления судебной повестки по последнему адресу, известному суду в случае перемены места жительства и несообщения об этом в суд.

Французские правоведы наряду с легальными фикциями выделяют фактические фикции и в качестве примера фактической фикции приводят знаменитое изречение: "Незнание закона не освобождает от ответственности".

Некоторые ученые называют юридические фикции и презумпции нетипичными правовыми образованиями, считая, что они плохо укладываются в рамках привычных правовых категорий. Но многовековое существование презумпций и фикций в качестве правовых элементов показывает, что эти категории неизбежны и типичны для всех правовых систем, вместе с тем меняется представление об этих правовых явлениях: от оценки презумпций и фикций в качестве второстепенных средств правового регулирования до отождествления их с юридическими срактами и придания им соответствующей значимости.

15. Политическая система общества: понятие, элементы. Государство в политической системе общества

Политика это:

  • 1) отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти.
  • 2) деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочнения пол власти или ее завоевания.

Политическая система (ПС) – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть.

Особенности политической системы:

  • 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть,
  • 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества,
  • 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем.

Функции политической системы:

  • 1. определение целей, задач и путей развития общества,
  • 2. организация деятельности общества по достижению целей,
  • 3. распределение материальных и духовных ресурсов,
  • 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением,
  • 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни.

Политическая система включает в себя след элементы:

1. Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из:

  • - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения),
  • - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект,
  • 0 несобственнополитические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации).

2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.

3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы.

4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях:

  • - теоретическом (политическая идеология);
  • - эмпирическом (политическая психология).

Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.