Блок анализа пофакторных концепций

Архитектурное формообразование объектов загородной среды в прошлом столетии в работах зарубежных мастеров отличалось разнообразием подходов. За этот период, повинуясь моде, архитектурная форма загородных объектов пережи­ла влияния модерна, постмодерна, конструктивизма, эклектики. Эти веяния наи­более ярко прозвучали в работах Райта, Макинтоша, Мис ван дер Роэ, Аалто, Гропиуса и многих других.

Например, при проектировании коттеджного поселка с развитой инфра­структурой, расположенного в лесном массиве за основу композиционного ре­шения можно взять свободную планировку как наиболее близкую к естествен­ному ландшафту (рис. 14). Сеть коммуникативных сообщений задает график движения по участку, определяя темп, направление и последовательность воз­никновения зрительных образов у воспринимающего субъекта. Одна из глав­ных задач — это задать «кадры» на пути движения наблюдателя; ведь визуали­зация объекта, как правило, осуществляется в движении.

Рис. 14. Пример планировочной структуры поселка 9.2.5. Блок решения «от функционально-смысловой основы»

Отправной точкой композиционных разработок генерального плана по­селка являются его функциональное зонирование. Разработка данного блока ста­вит цель - суметь увидеть территорию как систему, вскрыть связи и взаимодейст­вия между отдельными ее зонами, элементами, связями; акцентировать внимание студента на специфике функций, их взаимодействие с человеком, с процессом


 




 


жизнедеятельности (рис. 15). Решение функционально-смысловой основы генпла­на участка имеет важное значение для разработки архитектурно-объемного реше­ния и оно создает основу планировочной структуры поселка, и его благоустройст­ва.

Рис.15. Принципиальные схемы организации сети культурно-бытовых предприятий и учреждений в сельской местности

и селитебной зоне города: А - схема «ступенчатого» построения сети учреждений обслуживания в сельской

местности: 1-я, 2-я, 3-я ступени обслуживания (хозяйство); районный центр;

Б - принцип построения сети обслуживания на динамичной основе: 1 - районные

специализированные предприятия; 2 - доставка товаров и услуг; 3 - базисные

предприятия с приемом заказов; 4 - первичные комплексы

9.2.6. Блок решения «от среды»

Блок решения «от среды» является выражением образно-пластического решения объекта. Необходимое условие художественной организации про­странственной системы - ее целостность. Это один из фундаментальных прин­ципов композиции, форма проявления которого сводится к визуальной уравно­вешенности динамичности пространственной системы. Приемы создания един­ства композиции - выявление главного и второстепенного. Четкая дифферен­циация и соподчиненность элементов архитектурной системы - основа ее ху­дожественной выразительности. Существуют профессиональные приемы, уста­навливающие иерархию значимости ее элементов:

Контраст - основное средство выявления доминирующего и подчиняю­щего начала в архитектурной композиции. Это может быть контраст формы,


размера, пропорций пространств, места положения их в системе осей и формы связи как с внутренними пространствами, так и с внешним.

Нюанс - решение на почти незаметных различиях.

И тождество - решение на полном сходстве архитектурной композиции или ее элементов.

Другой вариант композиционных построений — это использование прин­ципов симметрии и асимметрии - сходства или различия элементов компози­ции, расположенных по разные стороны оси. Необходимое условие художест­венной организации пространственной системы - ее целостность. Это один из фундаментальных принципов композиции, форма проявления которого сводит­ся к визуальной уравновешенности динамичности пространственной системы. Приемы создания единства композиции - выявление главного и второстепенно­го. Четкая дифференциация и соподчиненность элементов архитектурной сис­темы - основа ее художественной выразительности.