Цивилизационный подход
Государство и общество социалистического типа оказались нежизнеспособными. В конечном счете, фактически существовавшие и существующие государства социалистического типа в значительной степени схожи с государствами восточного типа.
Практически везде экономика стагнировала и все больше отставала по эффективности от государств буржуазного типа. Социалистические государства проиграли историческое соревнование с капиталистическими государствами в эффективности и производительности труда, в благосостоянии простого человека.
Государство социалистического типа, как правило, отрицает принцип разделения властей, теорию естественных прав; права человека становятся формальностью. Выборы превращались в фикцию, общество - в средство достижения идеологических целей.
В большинстве реально существовавших и существующих государств социалистического типа аппарат (или партийная верхушка господствующей партии) узурпировал власть; произошло огосударствление всей общественной жизни. Государство использовало репрессии против народа, в том числе для принуждения к труду.
Огосударствленное общество объективно лишается механизмов движения вперед. До поры, до времени государственное принуждение может заменить такие механизмы, но в историческом плане это не решает проблему. Именно поэтому социалистическое государство проиграло историческое соревнование в эффективности.
Общество, где нет конкуренции, лишено главного двигателя экономики. Отсутствие этого двигателя социалистическое государство компенсирует системой обязательных планов, т.е. административным принуждением.
Таким образом, господствующей формой собственности в социалистическом государстве являлась государственная собственность на средства производства. Государство становилось главным капиталистом и эксплуататором.
Считалось, что свободный труд (т.е. труд на себя, а не на капиталиста, хозяина) приведет к невиданному росту производительности труда. На самом же деле труд оказался также несвободным; это был труд на другого капиталиста - на государство. Государство поставило средства производства на службу себе и своей идеологии.
Первым социалистическим государством стала Советская Россия, позднее - Советский Союз (Союз Советских Социалистических Республик - СССР).
В социалистическом государстве, как предполагалось теоретиками и практиками марксизма-ленинизма, власть впервые в истории будет принадлежать трудящимся классам - рабочим и крестьянам, т.е. большинству, а не меньшинству народа.
Видимо, современное государство (и общество) западного типа являются переходным этапом к очередному, более высокому типу общественно-экономической формации.
В современном передовом развитом государстве господствует плюрализм форм собственности. Государства в большинстве случаев отражают волю всего населения, а не только его незначительной части.
Во второй половине ХХ века акценты в сущности современного государства стали смещаться в сторону преимущественного обслуживания общесоциальных интересов.
В ХХ веке фактически произошло (или происходит и в настоящее время) перерождение государства. Преобладающую часть истории государство обслуживало интересы, главным образом, меньшинства - экономически господствующих классов.
Всеобщее избирательное право ведет к дальнейшим уступкам народу в политическом и экономическом плане. Уровень жизни большинства населения улучшается. Формируется социальное, правовое государство, которое активно воздействует на экономику путем планирования, субсидирования, кредитования, национализации, приватизации и т.п.
На второй стадии (конец ХIX - начало ХХ вв.) основная часть общественного богатства через акционирование концентрируется в руках монополистических объединений. Возникают и распадаются антидемократические режимы (фашистские режимы в Германии, Италии; военно-полицейские режимы в Латинской Америке, Южной Африке). Вместо силовых, политических механизмов регулирования общества, включаются экономические. Государство все больше внимания уделяет общесоциальным функциям, т.е. смещает акцент на общесоциальную сторону сущности.
Господствующей формой собственности в обществе являлась частная собственность капиталиста на средства производства.
Зависимость человека от человека приняла более тонкие - экономические - формы. Люди оставались неравноправными экономически - по отношению к средствам производства (фабрики, заводы, земля и т.п.).
Первые буржуазные государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад. Сословное неравенство было заменено на равенство формальное, правовое при неравенстве социальном, экономическом. Люди, лишенные средств производства, могут свободно продавать свой труд и в обмен получают плату за него - заработную плату.
Феодальные государства существовали в основном как монархии. В независимых городах, где господствовало купечество, существовала республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).
В наше время в ряде стран существуют остатки феодальных отношений[4].
Общество разделилось на два класса: капиталистов - собственников средств производства (меньшинство населения) и наемных работников (большинство населения).
Буржуазные государства в своем развитии прошли ряд стадий: период свободной конкуренции, период монополистического капитализма, период правового (социального) государства.
На первой стадии существует множество собственников, демократия носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются профсоюзы рабочих, вводятся избирательные цензы (имущественные, образовательные, ценз оседлости). Налицо политическое неравенство при механизмах парламентаризма, законности.
На третьей - современной - стадии формируется "средний класс", владеющий акциями предприятий. Класс пролетариата по существу исчезает. Часто этот этап называют периодом "смешанного общества".
Впрочем, бывает и так, что при принятии отдельных решений государство по-прежнему отстаивает интересы экономически господствующих групп населения. Однако такой подход не является определяющим для правового/социального государства современного типа[5].
В стране были осуществлены национализации средств производства; фабрики, заводы, земли были отобраны государством у собственников. Тем самым якобы произошло "освобождение" рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков.
Простой человек экономически зависел от государства и лишался стимулов к производительному труду. Из общества исключалась личная заинтересованность в труде: в самом деле, зачем хорошо и эффективно трудиться, если все равно весь доход присвоит государство?
Человек превращался в придаток, в "винтик" государственной машины, лишался экономической основы своей независимости и своих прав. Личность, индивид теряли свою ценность. Личная инициатива, конкуренция собственников практически исключались из общественной жизни.