Термины по Теории государства и права

1. Теория государства и права – обобщающая политико-правовая наука, характеризующая политические, экономические и социальные основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействие и назначение в обществе.

 

2. Юриспруденция – вся совокупность государствоведческих и правовых наук, отличающихся по степени абстракции и специализации.

 

3. Функции теории государства и права– направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки.

 

4. Методология юр. науки – относительно самостоятельная область юриспруденции, в рамках которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических исследований.

 

5. Методы юр. науки – применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных знаний о государстве и праве (философские, общенаучные, частнонаучные).

 

6. Парадигма – обусловленная соответствующей философской картиной мира, доминирующими методологическими установками исходная концептуальная схема постановки проблем в сфере государства и права, разработки и организации научно - исследовательских средств их решения.

 

7. Теория государства и права (уч. дис.) – учебная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции.

8. Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

9. Юридическое мышление – представление юристов о праве, а также используемые ими для осознания феноменов правила.

10. Общество - исторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории в результате совместной деятельности , характеризующаяся многообразием(эконом., полит., этич., религ. и др.) отношений и целостностью организации жизни.

11. Табу запрет на совершение каких-либо действий.

12. Тотем связь упорядоченности родственных отношений группы людей с каким-либо таинственным, сверхъестественным предметом или животным.

13.Обычаи – исторически сложившиеся, естественные правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и отношений.

14. Мифы- сказания ,в которых закрепились существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта.

15. Управление- целенаправленное воздействие на людей и их объединения для достижения определенных результатов.

16. Социальная власть – это система отношений подчинения одних людей воле и действиям других.

 

17. Институты общества – это устойчивые социальные или политические установления, учреждения, объединения и общности, выполняющие необходимые социальные и политические функции.

 

18. Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

 

19. Государственный суверенитет – это политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.

 

20. Сущность государства – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.

 

21. Закономерности развития государства – это устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития.

 

22. Государственная власть - система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах.

 

23. Механизм (аппарат) государства – специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

24. Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её предназначения и целей.

 

25. Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

26. Правовое государственное принуждение – принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.

 

27. Меры предупредительного воздействия – проверка документов в целях предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.

 

28. Правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т.д.

 

29. Легитимность государственной власти – это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться.

 

30. Легитимная власть – это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы.

 

31. Узурпация – противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий.

 

32. Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

 

33. Государственное управление – целенаправленное воздействие государства. Его органы на общество в целом, те или иные его сферы(экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

 

34. Легальная государственная власть – официально провозглашенная, правомерно установленная, функционирующая в режиме законности гос. власть.

 

35.Между властвующим субъектом и механизмом государственной власти возникают сложные взаимоотношения и взаимосвязи именуемые фактической конституцией.

 

36. Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

 

37.Под формами осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выполнению функций государства.

 

38. Правотворческая деятельность – это подготовка и издание законов и других нормативно-правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функций государства.

 

39. Правоисполнительная деятельность – это деятельность государства, направленная на исполнение законов и других нормативно-правовых актов государства.

 

40. Правоохранительная деятельность – властная оперативная и правоприменительная работа государственных органов и должностных лиц по охране правопорядка, прав и свобод граждан.

 

41. Формы государства – организация государственной власти, выраженная в форме правления государственного устройства политического ( государственного) режима

 

42. Форма правления – раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

 

43. Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

 

44. Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно территориальные единицы, которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

 

45. Конфедерация – союз суверенных государств, образуемые для достижения определенных целей.

 

46. Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

 

47. Публичная власть - это власть, которая не совпадая с обществом осуществляется от его имени, от имени всего народа.

 

48. Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом.

 

49. Государственный орган – это первичная структурная часть механизма(аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями.

 

50. Компетенция – государственно-властные полномочия (совокупность прав и обязанностей) определенного содержания и объема.

 

51. Коррупция – подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц.

 

52. Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монархц (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

 

53. Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

 

54. Федеративное государство(федерация) – сложное союзное государство, части которого(республики, штаты, земли, каноны, и проч.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.