Термины по Теории государства и права

РОССИЯ

ГЕРМАНИЯ

ФРАНЦИЯ

США

АНГЛИЯ

АНГЛИЯ

ГЕРМАНИЯ

 

94. курфюрст- князь, имевший право участвовать в выборах императора.

95. ландтаг- орган сословного представительства.

96. фогты- королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах.

97. гофтаг

 

98. майорат- наследование, передававшееся старшему сыну.

99. эрл- родоплеменная знать.

100. кэрл- свободный общинник.

101. лэт- полусвободный общинник.

102. глафорд- богатый общинник - сеньор (позднее - лорд).

103. герефа – представитель короля в округе или городе с судебными и полицейскими функциями.

104. манор – совокупность земельных владений отдельного феодала (лорда) в нормандской Англии.

105. ассиза – 1) королевский указ; 2)особые формы судебного иска

106. шериф- глава королевской администрации.

107. бейлиф- помощник шерифа в сотне.

108. юстициарий- духовное лицо, знаток канонического и римского права.

109. уитенагемот- совет знати при короле.

110. импичмент- недоверие, смещение с должности.

111. контрассигнатура- подпись министра на акте, исходящего от главы государства, означающий, что министр несет на себе юр. и политическую ответственность за данный акт.

112. «общее право»- прецедентное право Англии.

 

 

ГОСУДАРСТВА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

113. диггеры- представители левого крыла революционно демократии в период буржуазной революции 17 в., участники аграрного движения среди сельской и городской бедноты. требовали уничтожения частной собственности.

114. джентри- мелкопоместное дворянство 16-17вв.

115. левеллеры- мелкобуржуазная группировка в период английской буржуазной революции, добивалась установления республики, введения всеобщего избирательного права, выступали в защиту частной собственности.

116. «Гнилые местечки»- несуществующие реально деревни от которых избирали депутатов в палату общин. Позднее, (в Х1Х в.) были лишены такого права.

 

117. «миссурийский компромисс»- договор Севера и Юга о том, что все вновь образуемые штаты севернее 36’30’ будут свободными от рабства.

118. атторней- чиновник, выступающий от имени государства в судебных делах. В США – глава Минюста, генеральный атторней.

119. гомстед-акт- Закон, по которому каждый мог купить за символическую плату участок земли в 65 га. (1862г.). Цель – остановить распространения рабства на Севере.

120. «маккартизм»- политика преследования прогрессивных организаций и деятелей в США в период «холодной войны».

121. «антитрестовское законодательство»- законодательство, направленное на недопустимость монополизирования рынка США.

 

122. Фейяны – либеральные дворяне, крупная буржуазия – не хотели дальнейшего развития буржуазной революции.

123. мантаньяры- наиболее последовательные якобинцы (Робеспьер, Дантон, Марат).

124. жирондисты- крупная буржуазия, боролись за конституционную монархию.

125. якобинцы- мелкая буржуазия, горожане, были за республику.

126. конвент

 

 

127. бундесрат- орган представительства земель.

128. бундестаг- высший представительный орган (парламент).

129. рейхсрат- союзный совет, состоящий из представителей земель государства.

130. СА – штурмовые отряды НСДАП.

131. СС – служба безопасности

132. ГЕСТАПО – тайная государственная полиция.

 

 

133. Закуп

134. Вира

135. Дикая вира

136. Продажа

137. Поток и разграбление

138. Головничество

139. Заклич

140. Свод

141. Посадник

142. Господа («Оспода»)

143. Изорник

144. Местничество

145. Облихование

146. Крамола

147. Фискалитет

148. Земцы (своеземцы)

149. Земский Собор

150. Вотчина

 

1. Теория государства и права – обобщающая политико-правовая наука, характеризующая политические, экономические и социальные основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействие и назначение в обществе.

 

2. Юриспруденция – вся совокупность государствоведческих и правовых наук, отличающихся по степени абстракции и специализации.

 

3. Функции теории государства и права– направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки.

 

4. Методология юр. науки – относительно самостоятельная область юриспруденции, в рамках которой рассматриваются условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических исследований.

 

5. Методы юр. науки – применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных знаний о государстве и праве (философские, общенаучные, частнонаучные).

 

6. Парадигма – обусловленная соответствующей философской картиной мира, доминирующими методологическими установками исходная концептуальная схема постановки проблем в сфере государства и права, разработки и организации научно - исследовательских средств их решения.

 

7. Теория государства и права (уч. дис.) – учебная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции.

8. Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

9. Юридическое мышление – представление юристов о праве, а также используемые ими для осознания феноменов правила.

10. Общество - исторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории в результате совместной деятельности , характеризующаяся многообразием(эконом., полит., этич., религ. и др.) отношений и целостностью организации жизни.

11. Табу запрет на совершение каких-либо действий.

12. Тотем связь упорядоченности родственных отношений группы людей с каким-либо таинственным, сверхъестественным предметом или животным.

13.Обычаи – исторически сложившиеся, естественные правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и отношений.

14. Мифы- сказания ,в которых закрепились существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта.

15. Управление- целенаправленное воздействие на людей и их объединения для достижения определенных результатов.

16. Социальная власть – это система отношений подчинения одних людей воле и действиям других.

 

17. Институты общества – это устойчивые социальные или политические установления, учреждения, объединения и общности, выполняющие необходимые социальные и политические функции.

 

18. Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

 

19. Государственный суверенитет – это политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.

 

20. Сущность государства – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.

 

21. Закономерности развития государства – это устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие самобытность, целостность государства и исторический процесс его развития.

 

22. Государственная власть - система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах.

 

23. Механизм (аппарат) государства – специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

24. Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её предназначения и целей.

 

25. Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

26. Правовое государственное принуждение – принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах.

 

27. Меры предупредительного воздействия – проверка документов в целях предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.

 

28. Правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т.д.

 

29. Легитимность государственной власти – это степень доверия и поддержки ее широкими массами населения данной страны за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовность ей подчиняться.

 

30. Легитимная власть – это власть, отвечающая представлениям, ожиданиям и надеждам населения страны, достаточно полно выражающая его коренные интересы.

 

31. Узурпация – противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий.

 

32. Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

 

33. Государственное управление – целенаправленное воздействие государства. Его органы на общество в целом, те или иные его сферы(экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

 

34. Легальная государственная власть – официально провозглашенная, правомерно установленная, функционирующая в режиме законности гос. власть.

 

35.Между властвующим субъектом и механизмом государственной власти возникают сложные взаимоотношения и взаимосвязи именуемые фактической конституцией.

 

36. Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

 

37.Под формами осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выполнению функций государства.

 

38. Правотворческая деятельность – это подготовка и издание законов и других нормативно-правовых актов, образующих нормативно-правовую основу деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению функций государства.

 

39. Правоисполнительная деятельность – это деятельность государства, направленная на исполнение законов и других нормативно-правовых актов государства.

 

40. Правоохранительная деятельность – властная оперативная и правоприменительная работа государственных органов и должностных лиц по охране правопорядка, прав и свобод граждан.

 

41. Формы государства – организация государственной власти, выраженная в форме правления государственного устройства политического ( государственного) режима

 

42. Форма правления – раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

 

43. Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

 

44. Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно территориальные единицы, которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

 

45. Конфедерация – союз суверенных государств, образуемые для достижения определенных целей.

 

46. Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

 

47. Публичная власть - это власть, которая не совпадая с обществом осуществляется от его имени, от имени всего народа.

 

48. Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом.

 

49. Государственный орган – это первичная структурная часть механизма(аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями.

 

50. Компетенция – государственно-властные полномочия (совокупность прав и обязанностей) определенного содержания и объема.

 

51. Коррупция – подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц.

 

52. Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монархц (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

 

53. Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

 

54. Федеративное государство(федерация) – сложное союзное государство, части которого(республики, штаты, земли, каноны, и проч.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

 

55. Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

 

56. Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей.

 

57. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых( юридических) средств.

 

58. Механизм правового регулирования – это система юридических средств при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

 

59. Предмет правового регулирования – это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно исторических условиях требуют правового регламентирования.

 

60. Источник права – это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

 

61. Правовой обычай – правило поведения, вошедший в привычку народа вследствие его повторения в течении длительного времени и признанное государством как общеобязательная норма.

 

62. Судебный прецедент – решение суда высокой инстанции по конкретному делу, обязательно для других судов, рассматривающих подобные дела.

 

63. Нормативный договор – как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон.

 

64. Социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

 

65. Мораль представляет собой исторически складывающуюся в общественном сознании систему принципов, понятий, норм поведения, основанную на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

 

66. Обычай представляет собой общие правила. Возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей.

 

67.Под корпоративными нормами понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяется на его членов и направленные на обеспеченные организации и функционирования данного сообщества.

 

68. Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

 

69. Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

 

70. Принцип права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

 

71. Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

 

72. Закон – это обладающей высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

 

73. Правотворчество – это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

 

74. Законодательный процесс –это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждение проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом гос. Власти

 

75. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

 

76. Правовой режим – обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.

 

77. Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование.

 

78. Норма права – общеобязательное формально-определенные правила поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством. Закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

 

79. Гипотеза – это элемент нормы, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма.

 

80. Диспозиция – это элемент нормы, который указывает на само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

 

81. Санкция – это элемент нормы, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции.

 

82. Норма-предписание – это элементарное, логически завершенное госудаоственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте нормативного юридического акта.

 

83. Логическая норма – это выявленное логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, скрывающих их государственную, регулятивную природу.

 

84. Структура юридической нормы – результат отражения в норме определенного общественного отношения.

 

85. Естественное право – система социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества.

 

86. Позитивное право – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантируемых государством, содержащихся в законодательстве и в других источниках юридических норм. Позитивное право – право «исходящее о тгосударства», закрепленное в официальных источниках.

 

87. Субъективное право - предусмотренная в норме права мера возможного поведения управомоченного лица, предоставленная управомоченному лицу для удовлетворения его интересов, обеспеченная действиями (бездействием) обязанного лица. Субъективное право включает в себя право на собственные фактические действия, право на юридические действия, право требования и право притязания.

 

88. Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.

 

89. Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

 

90. Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

 

91. Инкорпорация – вид систематизации, в ходе куторой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработке и редактирования.

 

92. Кодификация – вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.)

 

93. Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

 

94. Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обнспеченные государством.

 

95. Объект правоотношения – это реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

 

96. Субъекты – правоотношений – участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

 

97. Правосубъектность – предусмотренная нормами права способность (возможность) лица быть учасиником правоотношений.

 

98. Правоспособность - предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

 

99. Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

 

100. Юридическое лицо – это полноправный субъект правоотношений, обладающий организационным единством (наличие органов), управленческих связей.

 

101. Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

 

102. Фактический состав – совокупность двух или несколько фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий.