II. Роль государства различна в связи со спецификой методов и способов правового регулирования.

I. Упорядочение общественных отношений — одна из задач, стоящих перед государством и правом. Решение этой задачи основывается на использовании различных средств. Система таких средств и образует механизм государственно-правового регулирования (МГПР), реализуемый нормами права, делового обыкновения, корпоративными нормами и др.

Основные вопросы темы

Тема 13. Механизм государственно-правового регулирования общественных отношений

I. Понятие механизма государственно-правового регулирования, его структура и этапы.

II. Воздействие государства на механизм правового регулирования.

III. Психологический аспект механизма правового регулирования.

IV. Эффективность механизма правового регулирования.

Понятие МГПР позволяет:

· рассмотреть все части правовой системы и факторы, влияющие на нее;

· выяснить те основные функции, которые выполняют юридические, социальные, психологические и иные факторы в процессе регулирования;

· понять процесс трансформации правовых норм в поведение, формирование правопорядка или правового нигилизма;

· обосновать необходимость совершенствования всех факторов, влияющих на регулирование общественных отношений.

Ведущее место в МГПР занимают юридическое воздействие и правовое регулирование. Формами воздействия права являются:

1) информационное, имеющее место тогда, когда юридическая норма сообщает адресатам то, что требует от них право, что ожидает общество и государство;

2) аксиологическое (ценностное), дающее оценку различным вариантам поведения, осуществляя деятельность людей в одном направлении, ставя преграды в другом.

Эти формы присущи не только праву, они характерны для иных нормативных систем. Собственно юридическое воздействие предполагает, что имманентная праву нормативность в процессе своей реализации сопрягается с общеобязательностью и, следовательно, с обеспеченностью принудительной силой государства. Такое воздействие называют правовым регулированием.

Правовое регулирование — это использование сугубо правовых средств воздействия на общественные отношения, организуя их в соответствии с требованиями права. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения и наказания и т.п.

Потребность в различных юридических средствах определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

“Запуск” механизма правового регулирования предполагает ряд этапов:

· формирование юридических норм;

· условия (события, факты), приводящие в действие механизм правового регулирования;

· возникновение на основе юридических фактов у субъектов прав и обязанностей, т.е. правоотношений как индивидуализированной меры поведения;

· реализация прав и обязанностей в поведении, деятельности субъектов права.

Этим этапам соответствуют элементы механизма правового регулирования: норма права; индивидуальные государственно-властные предписания или акты применения права; правоотношения; акты реализации прав и обязанностей.

Норма права устанавливает модель удовлетворения интересов, когда лица сообразуют свои деяния с требованиями этих норм. Когда же лица не соблюдают требованиями юридических норм, то применяются дополнительные правовые средства.

Акты применения права бывают нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты (общие правоположения) устанавливают: круг субъектов права; обстоятельства, при которых субъекты права руководствуются их предписаниями; содержание деяния; меру юридической ответственности за нарушение права.

Индивидуальные акты включаются в механизм правового регулирования как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

Эти акты используются, когда:

1) нормы права предусматривают индивидуализацию прав и обязанностей органами государства, должностными лицами;

2) субъекты отношений ведут себя противоправно, соответственно индивидуализируется правовая ответственность.

Индивидуальные акты допускают долю свободного усмотрения. В этом случае правовые нормы индивидуализируют применительно к себе сами лица, участвующие в отношениях, путем заключения договоров, соглашений, сделок.

Индивидуализация прав и обязанностей не всегда осуществляется посредством документа. Нормы права связывают эту индивидуализацию с наступлением определенных событий и действий.

Правоотношения“переводят” обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, в конкретные для субъектов права.

Акты реализации прав и обязанностей, т.е. действия субъектов в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения права.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, можно говорить о простом и сложном процессах этого регулирования.

Простой процесс наблюдается, когда используется один акт (нормативный акт), а индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты.

Сложный процесс основан на использовании двух государственных актов (нормативный акт и акт применения нормы права).

Различают два основных метода:

1) централизованное регулирование (метод субординации), при котором властно-императивные начала исходят сверху от государственных органов. Положение субъектов характеризуется отношениями прямого подчинения;

2) децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации). Общее положение субъектов характеризуется отношениями согласованности, приданием поведению участников отношений индивидуально-регулятивного значения путем договоров и др.

Эти методы, в зависимости от характера регулируемых отношений, выступают в различных вариациях, но, как правило, с преимущественным преобладанием одного из них. На их особенности влияют способы регулирования — запрет, дозволение, предписание.

Запрет — это возложение на лиц обязанности воздерживаться как от активных действий, выходящих за рамки закона, так и от бездействия, когда невыполнение субъектом своих функций может повлечь вредные последствия.

Дозволение, т.е. предоставление лицам возможности собственного активного поведения. (Часто дозволения используются тогда, когда государство уклоняется от своих властных полномочий, передавая решение проблем субъектам права.)

Предписание (позитивное обязывание) — это возложение на лиц обязанности активного поведения. Оно имеет специальный характер, реализуется в конкретных случаях.

Если предписание выражается в определенных юридических нормах — обязывающих, то дозволение и запрещение могут быть как конкретными (управомочивающие и запрещающие нормы), так и общими (право заключать любые договоры, кроме запрещенных; запрет сверхурочных работ, кроме особых случаев).

В централизованном регулировании преобладают запрещение и обязывание, а в децентрализованном — дозволение, что позволило выделить два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный. Первый исходит из принципа “все, что не запрещено, дозволено”, второй — “запрещено все, кроме того, что разрешено”.

III. Юридические средства регулирования общественных отношений подвергаются воздействию со стороны социальных и иных факторов. Поэтому выделяют социальный механизм действия права, т.е. всю систему факторов, влияющих на перевод требований правовых норм в правовое поведение субъектов права.

В данном процессе чрезвычайно важен психологический аспект, характеризующий формирование и функционирование потребностей, мотивов поведения субъектов общественных отношений. Речь идет прежде всего о правовых стимулах, ограничениях, поощрениях и наказаниях.

Правовой стимул — побуждение к правомерному поведению, создающее для удовлетворения интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации правовых стимулов связаны с благоприятными условиями осуществления интересов личности; сообщают о расширении объема возможностей, свободы; обозначают положительную правовую мотивацию; предполагают повышение позитивной активности.

В зависимости от различных оснований выделяют и разные виды правовых стимулов: постоянные и временные; морально-правовые и материально-правовые и т.п.

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки реализации правовых ограничений связаны с неблагоприятными условиями для осуществления интересов субъекта; информируют об уменьшении объема возможностей, прав, свобод личности; обозначают отрицательную правовую мотивацию; предполагают снижение негативной активности.

Виды правовых ограничений в зависимости от оснований деления различны: полные и частичные; постоянные и временные; материально-правовые и морально-правовые и т.п.

Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект вознаграждается.

Правовое наказание — это форма и мера юридического порицания виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний: являются средствами воздействия на интересы лиц; разработаны и закреплены в нормативных актах процедуры применения; обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; связаны с благом, ценностями; выступают в качестве факторов реализации других правовых средств и т.п.

IV. Эффективность механизма правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Условность такой эффективности очевидна, так как механизм правового регулирования — результат многих слагаемых, он воздействует на поведение людей не только непосредственно, но и через систему различных факторов и т.д.

Однако комплексный механизм действия права позволяет сформулировать ряд условий повышения эффективности государственно-правового регулирования общественных отношений:

· совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права достаточно полно выражается общая воля и те закономерности, в рамках которых она будет реализовываться;

· повышение качества правоприменения, направленного на реальное обеспечение требований правовых норм;

· оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения, придающее универсальность и гибкость механизму правового регулирования и минимизирующее сбои и остановки в этом механизме;

· соответствие содержания правовых норм содержанию норм нравственности и уровню правосознания;

· адекватность юридических требований социально-экономическим и политическим закономерностям общества;

· установление стабильности законодательства и единообразное его применение;

· информированность населения о содержании правовых норм;

· устойчивость правовой политики;

· формирование правовой образованности населения;

· выработка профессионально-юридической культуры должностных лиц, в том числе работников правоохранительных органов;

· расширение средств защиты прав человека и гражданина и в первую очередь судебной защиты;

· создание такого правопорядка, когда его соблюдение будет выгоднее его нарушения;

· осознание людьми неотвратимости наказания и др.

(См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С.394‑398; Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1996. С.202‑224; Малько А.В. Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на 100 возможных вопросов: Учеб.-метод. пособие. М., 1996. С.104‑109.)