II. По принадлежности к государственной власти выделяют теории плюралистической демократии, элитарные и технократические.

Основные вопросы темы

I. Причины множественности западных теорий государства.

II. Теории, отражающие принадлежность государственной власти.

III. Теории, показывающие формы реализации государственной власти.

IV. Теории, освещающие цели государственной деятельности.

V. Теории, относящиеся к путям развития государства.

I. Разнообразие западных теорий государства объясняется:

· сложностью, неоднозначностью, многосторонностью государства как социального феномена;

· разнообразием его форм как в прошлом, так и настоящем;

· осуществлением политической власти;

· отражением интересов различных слоев общества;

· множественностью идеологических позиций;

· плюрализмом методологических, философских подходов и т.п.

Учет различных воззрений позволяет более широко и всесторонне анализировать изучаемые явления и процессы.

Существующие западные теории государства подразделяют на группы по следующим основаниям: принадлежность к государственной власти, формы реализации государственной власти, цели государственной деятельности, пути развития государства. В соответствии с этими основаниями охарактеризуем ряд теорий.

Сформировавшаяся в XX веке теория плюралистической демократии отражала политические взгляды как социал-демократов, так и либералов. Ее представители М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль, Г. Ласки и другие считали, что в современном обществе классы “размываются” и власть утрачивает классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по разным признакам: пол, возраст, профессия, место жительства, круг интересов и др. Каждый человек входит во множество страт. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства. В результате любой человек, каждое объединение причастны к управлению государством. Положительная сторона теории заключается в ее демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

Теория элит (работы В. Парето, Д. Сартори, Т. Дай и др.) обосновывала идеи о том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества — его элитой, которая формируется по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и др.). Современные сторонники теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть.

Отмечая негативные стороны теории (отстранение населения от власти, недемократизм и др.), подчеркнем и другую сторону: реализация власти осуществляется через ограниченный круг людей: работников государственного аппарата, депутатов. Поэтому необходимо обеспечить компетентный характер действий элиты и обеспечить действенный контроль за их работой.

Технократическая теория, представленная работами Т. Веблена, Д. Барихейма, Г. Саймона, Д. Белла и др., — это фактически современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны специалисты-управленцы, менеджеры. В результате управление обеспечивает развитие общества. Идеи этой концепции находят распространение в других теориях.

III. Теория полицейского государства отражает формы реализации государственной власти, характеризуемые многопредметностью административной деятельности, регламентацией мельчайших подробностей жизни общества, назойливой опекой над подданными. Идеологи и практики полицейского государства (Х. Вольер, И.Юсти и др.) полагали, что все важное для государства не может быть предоставлено свободному усмотрению и самостоятельности индивидуума, а должно входить в орбиту административной деятельности. А эта деятельность основана не столько на правовых нормах, сколько на соображениях пользы и целесообразности, определяемых исключительно властью. Отсюда — огромный чиновничий аппарат, превращающийся в самодовлеющую касту, перед которой индивид бесправен. Соответственно личность рассматривается как принадлежность государственного аппарата.

К числу положительных сторон теории относится то положение, что только то государство может рассчитывать на успех, в котором нравственность, добродетель и честный производительный труд, а не спекулятивные операции результатами труда являются высшими ценностями. Но эти идеи вряд ли могли реализоваться в обществе, где нет ни экономической, ни политической свободы, где государственная власть отстаивает “самобытность” своего пути и тяготеет к самоизоляции.

Теория правового государства освещает вопросы средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Представители теории (И. Кант, Дж. Лоак, Ж.-Ж. Руссо и др.) обосновывали направленность правового государства на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов.

К этой же группе относят и теорию “технократического государства”. Считается, что развитие техники позволит по-новому решать вопросы государственного управления, принимать справедливые оптимальные решения.

IV. Теория “государства всеобщего благоденствия” (Д. Кейнс, Д. Мюрдаль, Г.А. Риттер и др.) исходит из того, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей ставит интересы индивида в основу деятельности государства.

Концепция тоталитаризма (Дж. Джентиле, П. Дракер, Х. Аренд, Т. Адорно и др.) — это протест людей, протест стихийный, направленный против социального неравенства. В тоталитарном движении политика господствует над экономикой, а цель политики — обеспечить единство личности, партии, государства во имя национальной идеи. Б. Муссолини считал, что тоталитарное государство поглощает всю энергию, все интересы и все надежды народа. Следовательно, государство растворяет индивидуальность человека, имеет дело с гомогенной массой народа.

V. Теория конвергенции обосновывает пути развития государства (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.), рассматривает взаимное влияние двух систем. Делается вывод о том, что происходит “обмен” между государствами систем. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и др. Это должно привести к тому, что через какое-то время различия утратятся и возникнет “постиндустриальное государство” единого типа.

(См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С.273‑277.)