II. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Структура государственной власти — это государственно организованная система чиновников, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих проведение определенной политики.
Истории известны различные пути происхождения государственной власти:
а) аристократический, когда власть вождя, предводителя формировалась с помощью выборов или происходила узурпация власти ограниченным кругом лиц либо одним лицом;
б) плутократический, когда закреплялись привилегии экономически господствующей социальной группы, слоя или класса.
Характерные черты государственной власти:
· публично-политический характер, имеющий материальную основу (казенные имущества, источники доходов, налоги);
· подкрепляемая силой и авторитетом права (через нормативно-правовые акты, юридические механизмы власть проводит государственные веления, делает их общеобязательными);
· суверенность, то есть отделенность от иных видов власти (как внутри страны — партийной, религиозной, так и вне ее пределов — от других государств), независимая от них и имеющая монопольное положение в сфере государственных дел;
· легитимность, то есть юридическая обоснованность и признанность. Власть должна иметь социальное и юридическое основание для того, чтобы выступать в качестве публичной. Этими основаниями могут быть исторически складывающиеся традиции, доверие населения, международно-правовое признание и др.
Средствами осуществления государственной власти выступают институты государства. Среди них выделяют:
· институты народного представительства: парламентаризм, всеобщие выборы, муниципальное самоуправление, президентство (если избирается всенародным голосованием);
· институты управления: правительство, правительственные учреждения, “силовые ведомства”;
· институты правосудия: права и свободы человека и гражданина, равенство всех перед законом; государственные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
III. Обычно различают три типа легитимности:
· традиционный;
· харизматический (харизма — священный дар);
· рациональный, демократический.
В традиционной легитимности выделяют геронтологическую (власть старейших), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха).
Харизматическая легитимность основывается на личной преданности людей вождю, пророку, убежденных в их необычном даре. Такая власть иногда подкреплена законом, а чаще не имеет такого фундамента.
Рациональная легитимность базируется на демократических процедурах власти, когда соблюдаются права человека, царствует закон и правопорядок. В современной рациональной легитимности выделяют четыре разновидности:
· плюралистическая демократия, которая большинством граждан признается легитимной;
· авторитарно-бюрократический режим, где основные права и свободы человека соблюдаются и защищаются лишь частично;
· тоталитарные режимы, уже не поддерживаемые большинством населения;
· режимы, где не существует ни признания, ни неприятия тех , кому принадлежит власть.
Источники легитимности власти:
· идеологические принципы и убеждения граждан в государственной власти как справедливой и прогрессивной;
· доверие к традиционной и устоявшейся власти;
· вера власти благодаря положительной оценке личных качеств руководителей;
· политическое (или государственное) принуждение. Власть бессильная никого не устраивает.
В России в последнее время можно говорить о делегитимации государственной власти, т.к.
· подрывается уважение к власти;
· идет процесс коррумпированности чиновничества, криминализации общества;
· нарушается баланс между российскими и западными ценностями;
· неэффективна социально-экономическая политика властей;
· отсутствует соблюдение правовых норм, регламентирующих организацию и деятельность государственных органов;
· национализм и этнический сепаратизм отвергают верховенство федеральных законов и провозглашают верховенство законов субъектов федерации.