IV. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей.

I. Форма государственного устройства — это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между частями государства, между центральными и местными органами.

Основные вопросы темы

Тема 6. Форма государственно-территориального устройства

I. Понятие формы государственного устройства, ее значение.

II. Унитарное государство, его признаки.

III. Федеративное государство, его признаки.

IV. Добровольные и насильственные международные объединения.

Форма государственного устройства обусловливает:

· внутреннюю структуру государства;

· правовое положение частей государства;

· интересы каждой нации, проживающей на территории государства;

· объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

· стабильность государства, его правильное функционирование.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют: на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

II. Унитарное государство — это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

· единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территориальных единиц;

· административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство ‑ централизованное (Финляндия, а также Франция, Чехия, где местное самоуправление возглавляет губернатор, назначаемый президентом). В децентрализованных унитарных государствах местные органы избираются населением (Великобритания).

Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию:

· единое гражданство;

· единая система права, основа которой ‑ единственная Конституция;

· единая судебная система;

· одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы;

· межгосударственные сношения осуществляют центральные органы;

· единые вооруженные силы.

Достоинство унитарного государства в том, что оно располагает всей полнотой верховной власти. Недостатки — в том, что оно не всегда отвечает потребностям различных образований на местах и т.п.

III. Федеративное государство — это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства.

Признаки федеративного государства:

· территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью;

· два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;

· высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру;

· наличие гражданства федерации и субъекта федерации;

· разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции;

· двуканальная система налогов.

Главный вопрос федерации — разграничение компетенции федеральных и местных органов. Этот вопрос решается на основе:

а) исключительной компетенции федерации;

б) совместной компетенции;

в) трех сфер полномочий, когда устанавливаются полномочия федеральные, субъекта федерации и совместные.

В зависимости от факторов, которые оказывали влияние на образование тех или иных федераций, принято различать национальные и территориальные федерации.

Национальные федерации образуются по национальному признаку; территориальные федерации в основе своего образования имеют различные экономические, географические и иные территориальные факторы, исторические традиции.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

1) Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

2) Субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях (только кое-где (ФРГ) земли с согласия федеральных властей могут заключать международные договоры).

3) Запрещение (непредусматривание) одностороннего выхода из федерации (США, Бразилия).

4) Управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют права в мирное время содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальные федерации наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъектами федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) принцип построения федерации — добровольность объединения субъектов. Она служит одним из факторов осуществления нациями права на самоопределение. Все субъекты пользуются одинаковыми правами и одинаковой возможностью влиять на решение задач государства;

в) национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, т.е. национальные федерации по сути обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть (президент, совет министров, независимая судебная система и др.). Национальные образования устанавливают свои гражданства и т.п.;

г) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

д) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Таким образом, основное различие между территориальной и национальной федерацией — это степень суверенности их субъектов.

На практике все сложнее. Так, в РФ назначение должностных лиц на место и определение их компетенции из столицы — это признак унитарного, нежели федеративного государства. Неравноправие субъектов федерации также в известной степени позволяет говорить о фактическом унитаризме.

Главный вопрос при любой форме государственного устройства — распределение полномочий между центром и периферией. Ясно, что федеративное устройство не будет стабильно, если отдельные субъекты в силу своих особенностей имеют различные взаимоотношения с центром.

Унитарное государство и федеративное государство — это формы внутригосударственного устройства.

Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

1. Конфедерации — это государственно-правовые объединения, союз суверенных государств.

Применительно к внутренней организации конфедерации отметим:

а) в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

б) финансовые средства образуются из взносов государств-членов;

в) исполнительные органы носят коллегиальный характер;

г) нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством;

д) вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием;

е) международная политика проводится совместно.

В конфедерациях устанавливаются политико-административ­ные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации — полностью суверенные государства.

2. Содружество — объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

· интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств);

· языковым единством (Британское Содружество Наций);

· общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др.

Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный Уголовный Кодекс от 2 ноября 1996 г.).

3. Сообщество — объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества — выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. А для этого нужно упростить таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже ввести единую валюту. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

4. Ассоциация — объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

5. Союзы — объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, союз РФ и Республики Беларусь и др.).

К насильственным формам объединений государств относят империи, которые образуются путем территориального завоевания либо оказания экономического, политического давления.

Черты империи:

· обширная территория;

· централизованная власть;

· стремящаяся к экспансии элита;

· асимметричные отношения господства и подчиненности между центром и периферией;

· разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации на первый план выходят добровольные формы.

(См. подробнее: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М., 1993. С.90‑96; Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995; Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1996. С. 60‑65.)