Основные вопросы темы
Тема 5. Форма правления
I. Понятие, классификация.
II. Монархия: понятие и признаки.
III. Республика: понятие и признаки.
IV. Республика Советов.
I. Форма правления — это организация государственной власти, система высших государственных органов, порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.
Конкретная форма государства обусловливается рядом факторов:
· историческим типом государства;
· уровнем экономического развития общества;
· соотношением, расстановкой сил в обществе;
· национальными и культурными традициями;
· международной обстановкой и т.п.
Изучение формы государственного правления позволяет уяснить:
а) как создаются высшие органы государства и каково их строение;
б) какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
в) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
г) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Наиболее распространена классификация форм правления по числу правящих лиц, имеющая длительную историю. Соответственно сегодня речь идет о различии монархии и республики.
Государства каждого исторического типа облекаются во множество форм. Для рабовладельческого типа были характерны монархии и республики, для феодального — монархии и городские республики, для буржуазного — демократические республики и конституционные монархии, для социалистического типа — советские республики и республики народной демократии. Однако государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им.
II. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.
Признаки монархии:
· единоличный глава государства, имеющий бессрочную и пожизненную власть;
· наследственный порядок преемственности верховной власти: эта власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия);
· монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
· юридическая безответственность монарха.
Монархии в историческом плане подразделяются на восточно-деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности (монархия рабовладельческого Рима); феодальные.
В развитии феодальной монархии выделяют три периода: раннефеодальный, отличающийся большей степенью децентрализованности; сословно-представительный, когда власть монарха ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством; абсолютный, где власть монарха всецело ему принадлежит (“Государство — это я”. ‑ Людовик XIV). Разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия, когда глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть.
Раннефеодальная и сословно-представительная монархии образуют ограниченную (конституционную) монархию, подразделяющуюся на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархия характеризуется:
· наличием двухпалатной структуры (нижняя палата формируется выборным путем; верхняя — назначением монарха);
· формированием правительства монархом независимо от партийного состава в парламенте, а также правом вето монарха;
· полномочием представительного органа вотировать (голосовать) бюджет.
Признаки парламентской монархии:
· правительство формируется из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;
· лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
· законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
· правительство ответственно перед парламентом;
· власть монарха в законодательной, исполнительной, судебной областях фактически отсутствует.
III. Республика — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республики:
· существование единоличного и коллегиального главы государства;
· выборность власти;
· осуществление государственной власти по поручению народа;
· реализация разделения властей;
· ответственность власти перед народом.
По историческим периодам существования республики классифицируются на античные (государства-полисы), средневековые (феодальные), буржуазные.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
Признаки президентской республики:
· президент при определенном парламентском контроле формирует правительство, несущее ответственность за свою деятельность перед президентом;
· президент имеет право отлагательного вето на издание законов;
· отсутствие поста премьер-министра;
· внепарламентский способ избрания президента и формирования правительства;
· отсутствие ответственности правительства перед парламентом;
· президент лишен права роспуска парламента;
· парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).
Президентская республика необходима для государств:
· находящихся на переходных этапах развития;
· с сильными монархическими традициями;
· с нестабильной ситуацией;
· имеющих обширную территорию или многонациональный состав;
· где существуют чрезвычайные обстоятельства.
Президентская республика таит в себе возможность трений во взаимоотношениях исполнительных и законодательных ветвей власти, когда президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям или политическим течениям.
Признаки парламентской республики:
· верховенство власти парламента;
· правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства;
· правительство ответственно перед парламентом;
· глава государства избирается парламентом;
· правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте;
· абсолютное право вето правительства на издание законов.
Сильные стороны парламентской республики — единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентским большинством.
Слабые стороны — фрагментарность партийной системы, обрекающей правительство на неустойчивость; реальная угроза тирании, которую может создать парламентское большинство.
Смешанная (парламентско-президентская) республика — это такая форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Для некоторых стран характерна суперпрезидентская республика. Ее основная черта — гипертрофированная и по существу неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.).
IV. Республика Советов — разновидность социалистической формы государственного правления. Различают три разновидности этой формы: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые идеально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.
Признаки республики Советов:
1. Ведущая роль принадлежит представительным органам.
2. Сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет власти распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ.
3. Высшие и местные органы власти основаны на принципе демократического централизма.
4. Законодательная и исполнительные власти объединены в лице представительных учреждений.
5. Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.
Советская форма правления отрицала прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику формы государства, считалось соотношение классовых сил. Поэтому формирование государственного правления по строго классовым признакам сопровождалось сломом бывшей государственности и установлением “диктатуры пролетариата”, которая затем превращалась в господство партократии.
(См. подробнее: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб.пособие /Под ред. проф. В.Г. Стрекозова. М., 1993. С.73‑90.)