Нормативность, обязательность, формальная определенность, системность, волевой характер П
Право в объективном и субъективном смысле
Позитивное право подразделяется на объективное (право в объективном смысле) и субъективное (право в субъективном смысле). Объективное право это установленные или санкционированные гос-ом нормы, правила поведения. Субъективное право это закрепленные в объективном праве (т.е. в нормах) меры возможного поведения, которые должны выражать соц-но оправданную свободу поведения людей. Т.е. субъективное право это не просто закрепленные в объективном праве возможности (мера возможного поведения), а социально оправданные возможности – требования естественного права. С учетом сказанного можно дать следующее определение позитивного права: позитивное право – это сис-ма установленных и санкционированных Г правил поведения которые выражают соц-но оправданную свободу поведения людей, обеспечиваемые принудительной силой гос-ва и выступающие в качестве общеобязательных регуляторов общ-ых отношений.
Исходя из этого определения можно выделять следующие признаки позитивного права: 1. позитивное право это нормы правила поведения общего характера. Общий характер этих норм выражается в следующем: 1) нормы позитивного права адресуются не конкретному человеку, а любому и каждому т.е. они носят не персонифицированный характер. 2) Нормы позитивного права рассчитаны не на конкретную ситуацию или случай, а на неопределенное число типичных повторяющихся ситуаций или случаев. 2. Позитивное право это нормы которые устанавливаются или санкционируются гос-ом. Гос-во чаще всего вырабатывает и устанавливает нормы позитивного права, но в некоторых случаях оно прибегает к санкционированию т.е. оно само не устанавливает правила поведения, а придает юр-ую силу каким то др. соц-ым нормам, например обычаям. 3. Позитивное право это нормы которые охраняются гос-ом, обеспечиваются его принудительной силой. В случае нарушения этих норм в действие приводится аппарат принуждения т.е. принудительные органы (полиция, суды). 4. Позитивное право это нормы выражающие социально оправданную свободу поведения людей их определенные возможности. 5. Позитивное право это нормы являющиеся регуляторами общ-ых отношений т.е. нормы позит-го права призваны регулировать упорядочивать общ-ые отношения. 6. Позитивное право – это общеобязательные правила, нормы поведения т.е. они обязательны для всех членов общ-ва. 7. Позитивное право это не просто нормы, а сис-ма норм т.е. нормы позитивного права это упорядоченная совокупность норм, которые находятся в единстве и взаимосвязях. Поскольку позитивное право чаще всего отождествляются с правом, хотя таковым может и не быть его традиционно именуются просто правом т.е. между ними ставят знак равенства.
Объективные свойства, которые объективно присущи П: 1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц. 2. П - общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва. 3. Системность: П - это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны. 4. формальная определенность - это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА-ми. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д. 5. Волевой характер:Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.
5 П как государственный регулятор общественных отношений ?
Без права Г существовать не может. Право юридически оформляет Г и гос власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Г осуществляет свои функции в правовых формах. П вводит функционирование Г и гос власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности Г-ва праву и формируется демократическое правовое Г.
ценность права выр-ся и в его полезности для в целом для Г. Соц-ая ценность права обычно рассматривается с двух позиций: с точки зрения инструментально ценности и с точки зрения собственной ценности (самоценности). Инструментальная ценность права выр-ся в полезности П как регулятора общ-ых отношений. П полезно для отдельного индивида как важнейший инструмент соц-го регулирования. Собственная ценность права выр-ся в полезности права как регулятора общ-ых отношений. Право полезно для Г, для общ-ва и даже для отдельного индивида как важнейший инструмент соц-го регулирования.
6 Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности П ?
В период рабовладельческого и феодадьного строя право было традиционным (обычным) – исключение – древнеримское частное П. Неразвитость традиционного П состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы соц-го регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.
Сущность права. Основные подходы в понимании сущности права.Сущ-ет классовый и надклассовый подход. Классовый подход позитивного права наиболее ярко выражен в марксиско –ленинском учении о позитивном праве. Он наиболее выражен в советской ТГП. С этой точки зрения П как и Г является классовое (Маркс и Ленин связывали с расколом общ-ва на классы). Существование права связывалось только с классовым общ-ом. В коммунистическом т.е. безклассовом общ-ве отмирает не только Г но и П. По сути дела она рассматривала П как и Г в качестве орудия классового господства, классовая характеристика сущности права была выражена в следующем определении выработанном в марксиско-ленинской теории: «Право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса». Основана на высказывании Маркса и Энгельса в манифесте коммунистической партии. Обращаясь к буржуазиям Маркс и Энгельс в манифесте писали: ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса. Воля содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса. Надклассовый (общесоциальный, общечеловеческий) подход в понимании сущности выражен в различных немарксиских теориях права: теория естественного права, юр-го позитивизма, теория нормативизма, психологическая теория, социологическая и др. Все эти теории объединяет одно: не рассматривают право с классовых позиций. В совр. отеч. ТГП нет единого понимания сущности права. Одни исследователи полагают, что сущность П как и сущность Г имеет две стороны классовую и общесоциальную. Общесоциальная сущность П конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице Г стоит на страже этой свободы. Таким образом П не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. В различных исторически условиях, в праве проявляет себя либо классовая либо общесоциальная сторона. По мнению др. исследователей (Р.З. Лившиц) П в прошлом носило классовый характер и являлось орудием классового господства, современное же право в основном утратило классовый характер и превратилось в орудие соц-ых компромиссов. Кроме этих двух позиций широко распространена точка зрения о том, что право с точки зрения его сущности есть мера свободы формального равенства и справедливости. Сущность позитивного права необходимо рассматривать в конкретных исторических условиях. Нет позитивного права вообще, оно носит конкретный исторический характер и оно меняется с развитием общ-ва. С изменением условий и сущности Г меняется сущность права.
7 Основные концепции правопонимания: естественно-правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологическая
В разных частях света, в группах Г или в отд. взятой стране истор-ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные концепции правопонимания: 1)Нормативистская – отношение к праву как средству поддержания законнности и стабильности. Право = совокупность охраняемых Г норм. Позволение гражданам и др. исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соотвенно сознательно избирать вариант своего поведения. 2)Социологическая- сформировалась во 2 пол. 19 в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к закону и законности. Отриц. моменты: а) отсутств. прочной юр. основы предпринимаемых действий и уверенность в конечных их результатах. б) Решение юр. дел в пользу экономически и полит. сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентного решения и произвола со стороны должн. лиц. 3)Психологическая - наряду с нормами и прав. отношениями включать правовое сознание. Советск. прав. теория отвергала эту концепцию за ее приверженность к субъективтивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти даже в декретах признано обращение судей к правовому сознанию, если законы не давали возможности решения вопроса в интересах пролетарск. Г. А практика (в т.ч. расстрел на месте) основывалась на социологич. правовом сознании. 4)Естественно-правовая (философская) - как утверждение свободы и справедливости в практике правового Г. Получила развитие у Гегеля. Право по Гегелю - осуществление свободы своб. воли или “наличное бытие свободы”. Основной постулат философского подхода - вывод о сущности высших, доминирующих, независимых от Г норм и принципов, олицетворяет разум, справедл-ть, Объективный порядок ценносттей, мудрость Бога, не только является директивами для законодателя, но и д-щих напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, вещей. 4) Интегративное (общее) опр-е права: Право - это совок-ть признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении др. с другом. 5) Марксистская см. Вопрос 6 6) Историческая