Формы государства: понятие и основные элементы
Понятие и признаки государства
Теория государства и права
К разделу 2 Государство и гражданское общество
К разделу 1. Теория государства
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Алексеев С.С. Государство и право: Учеб. пособие / С.С. Алексеев. – М.: Проспект.2006.
2. Основы права и государства: учеб. пособие/под ред. В.М. Шафирова. – Красноярск: Сибирский федер. ун-т.2007.
3. Клименко А.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М., 2002.
Дополнительная
1. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / А.М. Барнашов. – Томск, 1988.
2. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность - Государство и право, 1993, № 12.
3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки - Государство и право, 1993, № 7.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М., 1999.
5. Малько А.В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Малько. – М., 2000.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М., 2001.
7. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие / Г.В. Назаренко. – М., 2001.
8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. – М., 1995.
9. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых. – М., 2001.
10. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М.,1997.
1. Азаров А.Я. Права человека: новое знание А.Я. Азаров. – М,1995.
2. Башимов М.С. Институт омбудсмена в Российской Федерации и за рубежом / М.С. Башимов. – М., 1997.
3. Права человека: учебник / под. ред. Е.А.Лукашева. – М., 1999.
4. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти / Н.Ю. Хаманева. – М., 1999.
Теория государства и права:
рабочая программа курса
для студентов, обучающихся на базе
среднего (полного) общего образования
Составители Владимир Моисеевич Шафиров, Ирина Семеновна Чехлова
Редактор Т.И. Белоусова
Подписано в печать 10.02.11 г. г. Формат 60х84/16
Бумага типографская. Печать плоская.
Усл. печ. л. 0,9 Уч.-изд. л. ______
Тираж 50 экз. Заказ
Издательско-полиграфический комплекс
Сибирского федерального университета
660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
Отдел оперативной полиграфии
Юридического института СФУ.
660075, Красноярск, ул. Маерчака, 6
1. Понятие и признаки государства.
2. Формы государства: понятие и основные элементы
3. Функции государства
3. Функции государства
4. Право: понятие, признаки, принципы, функции
5. Реализация права: понятие, основные формы
Государство - есть особая организация политической власти общества, обладающая публичной властью, суверенитетом, располагающая специальным аппаратом, осуществляющим на профессиональной основе функции управления, имеющая возможность принимать общеобязательные веления в отношении всех граждан, проживающих на ее территории.
Государство как социальный институт обладает следующими признаками:
1) территория, в пределах которой государство безраздельно осуществляет свою власть (внутренний суверенитет);
2) население (через институт гражданства);
3) публичная власть (наличие представительных органов власти и органов местного самоуправления);
4) возможность самостоятельно выступать в международных отношениях (внешний суверенитет);
5) аппарат управления (исполнительная власть);
6) аппарат принуждения (правоохранительные органы);
7) армия;
8) право;
9) налоги.
Можно указать и такие дополнительные признаки государства, как единый государственный язык (хотя в некоторых государствах их может быть и несколько), единая денежная единица, единая транспортная и информационная системы, а также такие внешние признаки как государственный герб, флаг, гимн.
Форма государства как совокупность его признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, какими органами и методами осуществляется власть. Форма государства характеризуется тремя элементами:
- форма правления,
- форма государственного устройства,
- государственный режим (часто используется термин «политический режим», хотя он скорее политологический, чем правовой).
Форма правления указывает порядок формирования органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и с гражданами. Выделяют две формы правления – монархия и республика.
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему эту власть в порядке престолонаследия. Для монархии характерно пожизненное правление и юридическая безответственность монарха (однако имеются и «нетипичные» монархии, где монарх является выборной фигурой – Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия).
разновидности монархии – раннефеодальная и сословно-представительная (в историческом плане), абсолютная, дуалистическая и парламентарная.
Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты власти - законодательной, исполнительной и судебной в руках монарха, представительный орган либо отсутствует, либо подконтролен монарху (Саудовская Аравия, Оман, Катар).
Дуалистическая монархия характеризуется распределением полномочий между монархом и представительным органом, при этом монарху принадлежат и законодательные полномочия, разделяемые им с парламентом, и исполнительные, и судебные. Представительный орган избирается, созывается и распускается по воле монарха (Иордания, Кувейт).
В парламентарной монархии, к которой относятся большинство современных монархий, четко разделены полномочия: единственный законодательный орган – это парламент, избираемый демократическим путем, формирующий правительство и осуществляющий контроль за его деятельностью. Без одобрения парламента ни один акт монаршей власти не будет иметь юридической силы (Великобритания, Бельгия, Япония).
Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы власти и высшие должностные лица избираются, срок их полномочий конституционно ограничен. Различают такие виды республиканской формы правления, как президентская республика, парламентская республика, смешанная республика и суперпрезиденская.
Для президентской республики характерно:
- глава государства является и главой правительства,
- глава государства избирается населением,
- правительство формируется главой государства и несет ответственность только перед ним,
- глава государства не имеет права роспуска парламента. Типичным примером президентской республики является США.
Парламентская республика характеризуется следующими основными чертами:
- президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер),
- президент избирается парламентом,
- правительство формируется парламентом, который осуществляет парламентский контроль за его деятельностью; выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства;
- наличие у главы государства права на роспуск парламента.
К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ, Финляндия.
Характерные черты смешанной республики:
- глава государства избирается населением,
- президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом,
- президент может отправить правительство в отставку и может распустить парламент.
К суперпрезидентским республикам можно отнести Францию, Россию.
Форма государственного устройства – это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Из всех известных форм государственного устройства выделяют унитарное государство и федерацию.
Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В унитарном государстве существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими органами местного самоуправления. по степени зависимости местных органов власти от центральных подразделяют на централизованное (во главе местной власти стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованное (местные органы власти избираются населением).
Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить ряд признаков, характерных для большинства федераций:
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти,
- конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации,
- субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;
- имеется двойное гражданство;
- наличие двухпалатного парламента;
- двухканальная система налогов.
Федерации бывают территориальные и национальные.
Государственный режим означает совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующий в стране.
Традиционно выделяются два режима: демократический и антидемократический.
Характерные черты демократического режима:
- органы власти формируются демократическим путем;
- действует многопартийная система. Запрещается действие только тех партий, которые призывают к насильственному ниспровержению основ конституционного строя;
- широкий круг демократических прав и свобод гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты;
- личность надежно защищена от неправомерного посягательства на ее интересы и со стороны государства, и иных лиц.