Вопросы происхождения государства и права
Предмет и методология общей теории государства и права.
Часть 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Образец оформления библиографии курсовой (контрольной) работы
Раздел I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Уголовно-прецессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (в ред. ФЗ от 2.12.2008 № 226-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (Ч. 1). – Ст. 4921.
3. ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» от 15.07.199. – № 103-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.10.2007 № 214-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.
Раздел II. Литература
1. Акопова, Е.М. Современный трудовой договор (контракт) / Е.М. Акопова. – М.: БЕК, 1997.
2. Бугров, Л.Ю. Трудовой договор и «фирменные» правила управления персоналом /Л.Ю. Бугров // Российская юстиция. – 2002. – № 5. – С. 35–43.
3. Трудовое право России / под ред. М.В. Молодцова, С.Ю. Головиной. – М.: Норма, 2003.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Программа курса …………………………………………………………………. 4
Семинарские занятия …………………………………………………………… 49
Контрольные тесты ……………………………………………………………… 61
Контрольные работы ……………………………………………………………. 66
Курсовая работа ……………………………………………………………….... 70
Методические рекомендации по подготовке к сдаче экзамена (зачета) ……. 76
Вопросы к зачету ……………………………………………………………….. 77
Вопросы к экзамену …………………………………………………………….. 78
Словарь основных юридических терминов …………………………………… 80
Приложения ……………………………………………………………………… 96
1.1. Предмет теории государства и права:
a) история государства и права в России и за рубежом;
b) закономерности развития государства и права, иных государственно-правовых явлений, а также неюридических феноменов, связанных с политико-правовой реальностью; (*)
c) закономерности конституционно-правового развития государства.
1.2. Наука теории права и государства отличается от соответствующей учебной дисциплины тем, что…
a) наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина – только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции;
b) наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина – только свой предмет;
c) к науке относится и то, что уже познано, и то, что еще познается, а к учебной дисциплине – только то, что уже познано; (*)
d) Наука развивается учеными-юристами, а учебная дисциплина – только преподавателями юридических вузов.
1.3. Основное отличие теории права и государства от отраслевых юридических наук состоит в том, что…
a) каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства – все предметы отраслевых наук;
b) отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства – все законодательство в целом;
c) теория права и государства изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки – конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права; (*)
d) Содержание отраслевых наук всегда связано с юридической практикой, а теория права и государства развивается независимо, изолированно.
1.4. Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право (а), хозяйственное право (б), теория права и государства (в), уголовное право (г), криминалистика (д), международное частное право (е), история политических и правовых учений (ж), судебная бухгалтерия (з), история государства и права (и), гражданское право (к), международное публичное право (л), административное право (м).
a) историко-теоретические: в, ж, и;
b) отраслевые: а, к, м, б, г;
c) прикладные: д, з;
d) международные: е, л.
1.5. Общая теория права и государства выполняет следующие функции:
a) регулятивную, охранительную, социального контроля;
b) воспитательную, историческую, политическую;
c) познавательную, онтологическую, методологическую, практически-организаторскую;(*)
d) стабилизирующую, интегрирующую, социально-экономическую.
1.6. Специальные научные методы – это…
a) методы, которые используются во всех конкретных науках;
b) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках;
c) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений; (*)
d) методы, разрабатывающиеся в рамках различных философских школ и направлений, для познания окружающего мира.
1.7. Методологический подход, в рамках которого раскрывается содержание основных политико-правовых ценностей, например, таких, как правопорядок, законность, легитимность и др. называется…
a) синергетическим;
b) аксиологическим; (*)
c) семиотическим;
d) психологическим.
1.8. Предмет и метод теории права и государства соотносятся следующим образом:
a) предмет определяет методы его исследования; (*)
b) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
c) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
d) ориентируясь на соответствующие методы, ученые определяют предмет теории государства и права.
1.9. Систему средств, набор способов изучения возникновения, функционирования и развития права и государства, а также принципы, лежащие в основе такого изучения, определяет…
a) методология; (*)
b) концепция;
c) парадигма;
d) практика.
1.11. Правовой эксперимент необходим…
a) для развития юридической науки;
b) для того чтобы определить эффективность правовой нормы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства; (*)
c) для совершенствования правоприменительной деятельности;
d) для совершенствования педагогической деятельности в области правового образования.
1.12. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых систем плодотворно применяется …
a) метод анализа и синтеза;
b) кибернетический метод;
c) статистический метод;
d) сравнительно-правовой (компаративистский) метод. (*)
1.13. Основные теории происхождения государства - это…
a) историческая школа;
b) классовая; (*)
c) договорная; (*)
d) примирительная;
e) патриархальная; (*)
f) патримониальная. (*)
1.14. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:
a) законодательная, исполнительная и судебная власть;
b) городская община, дворец, храм; (*)
c) государство – гражданское общество – население;
d) народное собрание – сенат – магистратуры.
1.15. Первичные государства были:
a) рабовладельческими;
b) раннеклассовыми; (*)
c) раннефеодальными;
d) чаще всего городами-государствами. (*)
1.16. Признаком государства, отличающим его от социальной организации первобытного общества, является:
a) деление населения по территории; (*)
b) наличие добровольных пожертвований старейшинам;
c) наличие аппарата управления; (*)
d) система налогов и сборов; (*)
e) наличие социальной власти.
1.17. Признаком государства, отличающим его от других организаций современного общества, является:
a) система налогов и сборов;
b) государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного представителя всех своих граждан; (*)
c) территориальное деление населения;
d) то, что государство – это организация, которая располагает правоприменительными органами и вооруженными силами; (*)
e) то, что государство издает законы и иные акты, обладающие юридической силой. (*)
1.18. Социальные нормы периода присваивающей экономики находили свое выражение в…
a) мифах; (*)
b) законах;
c) эдиктах;
d) ритуалах и обрядах; (*)
e) судебниках;
f) брачно-семейных нормах. (*)
1.19. Санкциями как важнейшим элементом регулятивной системы присваивающих обществ являлись:
a) смертная казнь и нанесение телесных повреждений; (*)
b) штраф;
c) изгнание из общины; (*)
d) тюремное заключение;
e) ничего из вышеназванного.
1.20. Правила в доклассовом обществе – это в основном…
a) моральные нормы;
b) правовые нормы;
c) социальные нормы;
d) мононормы; (*)
e) религиозные нормы.
1.21. Огромное влияние на процесс возникновения права в древних земледельческих культурах имели:
a) мононормы;
b) агрокалендари; (*)
c) нормы морали;
d) религия; (*)
e) государство.
1.22. Вопросы происхождения и сущности права рассматриваются в …
a) марксистской (классовой) теории; (*)
b) ирригационной теории;
c) патриархальной теории;
d) естественно-правовой (договорной) теории; (*)
e) регулятивной и примирительной теориях. (*)
1.23. Специальные методы ТГиП - это …
a) диалектико-материалистический;
b) кибернетический;
c) формально-юридический; (*)
d) сравнительно-правовой; (*)
e) синергетический.
1.24. По своему предмету ТГиП входит в блок …
a) отраслевых юридических наук;
b) исторических и общетеоретических юридических наук; (*)
c) прикладных юридических наук;
d) наук, изучающих структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов;
e) или во все вышеперечисленные блоки.
1.25. Род характеризуют следующие признаки:
a) кровное родство;
b) члены рода ведут совместное хозяйство;
c) все вышеперечисленное плюс наличие общей собственности; (*)
d) общность людей, проживающих на определенной территории.
1.26. Неолитическая революция – это ….
a) переход от классового общества к бесклассовой структуре;
b) переход от вождизма к государству;
c) переход от присваивающего хозяйства к производящему; (*)
d) одно из общественных разделений труда.
1.27. “Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, насилия, права, воли – это…”
a) социальные нормы;
b) регулирование;
c) власть; (*)
d) политика.
1.28. Выделите особенности власти в первобытном обществе:
a) власть принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, традициях и обычаях; (*)
b) принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение со стороны лидеров;
c) осуществлялась определенной группой людей, не принимавших участие в производственной (присваивающей) деятельности.
1.29. Ф. Энгельс в работе ''Происхождение семьи, частной собственности и государства'' выделял три крупных разделения труда…
a) отделение ремесла от земледелия; (*)
b) разделение мужского труда и женского;
c) выделение пастушеских племён; (*)
d) выделение интеллигенции;
e) выделение класса купцов. (*)
1.30. Органами управления в первобытном обществе были:
a) совет военных предводителей; (*)
b) совет князей;
c) совет старейшин; (*)
d) епископат;
e) собрание взрослых членов общины; (*)
f) дворец.
1.31. Первые государства возникли …
a) на Ближнем Востоке и в Древнем Египте;
b) на Американском континенте;
c) в Евразии;
d) в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек мира. (*)
1.32. Фактором, определившим переход к производящей экономике, является…
a) политический;
b) климатический; (*)
c) демографический; (*)
d) юридический;
e) интеллектуальный. (*)
1.33. Представители договорной теории происхождения государства – это …
a) Маркс, Энгельс, Ленин;
b) Гумплович, Каутский, Дюринг;
c) Руссо, Локк, Гоббс; (*)
d) Спенсер, Петражицкий;
e) Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жак Маритен.
1.34. Мононормы регулируют общественные отношения в …
a) буржуазном обществе;
b) рабовладельческом обществе;
c) первобытном обществе; (*)
d) феодальном обществе.
1.35. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью …
a) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;
b) обычаев, религиозных норм, мифов, табу; (*)
c) эстетических норм, технических норм;
d) с помощью всего вышеперечисленного.