Транспортная структура поселка
Функциональная структура поселка.
Проектируемый поселок должен представлять собой единую планировочную структуру. Территорию поселка можно разделить на следующие функциональные зоны: селитебную, производственную, коммунально-складскую и, при необходимости, санитарно-защитную.
Селитебная зона включает: жилую застройку, общественные учреждения, зеленые насаждения общего пользования, улицы, проезды, площади. Селитебную зону поселка необходимо размещать на возвышенных местах с глубоким стоянием грунтовых вод, хорошо инсолируемых, расположенных выше по рельефу и течению рек по отношению к производственному объекту.
Производственная зона включает территории всех предприятий основного обслуживания и сопутствующего назначения со всеми их зданиями, сооружениями и коммуникациями. Ее следует размещать на территории со спокойным рельефом вблизи транспортных магистралей с соблюдением санитарных разрывов от селитебной территории.
Коммунально-складская зона включает территории предприятий и учреждений коммунального назначения (склады, гаражи, бани, прачечные, пожарное депо и другие объекты для обслуживания населения поселка).
Санитарно-защитная зона — это территория, отводимая по санитарным нормам для устранения вредных воздействий производственной зоны на другие зоны. Как правило, санитарно-защитная зона представляет собой озелененную полосу, сквер, парк, лесопарк, которая имеет строго определенную ширину.
При размещении жилой и производственной зон необходимо учитывать существующие нормы и правила проектирования. Так, для жилья целесообразно использовать южные склоны, защищенные от неблагоприятных ветров лесными массивами или рельефом местности. Допустимые уклоны для размещения жилой застройки - до 20°, для производственных зданий - до 10°, для дорог и подъездных путей - до 8°. При размещении жилой застройки в зоне шумовых и воздушных загрязнений могут быть использованы за-
щитные устройства - противошумные устройства, посадки зеленых насаждений шириной до 50 м. Надо стремиться к максимальному сохранению природного ландшафта, стараясь органично вписать новые сооружения, сочетая их с окружающей природой.
Кроме четкого разделения территории на селитебную и производственную, еще выделяют подзону общественного центра поселка. Ее размещение должно учитывать одинаковую доступность для населения. В структуре проектируемого поселения должны быть четко обозначены главный въезд и пешеходные связи жилых территорий с производственной зоной. Структура должна предусматривать возможность перспективного развития поселения и рациональную очередность строительства.
Генплан поселка должен иметь органичную согласованность с планировочной организацией окружающей территории, землеустройством, внешней сетью транспортных и инженерных коммуникаций.
Сеть улиц, проездов, подъездов и пешеходных дорожек сельского поселения должна проектироваться как единая система, простая по начертанию, обеспечивающая кратчайшие связи основных зон и объектов поселка между собой, комфортные условия движения транспорта, пешеходов, инсоляцию зданий и уютный эстетически осмысленный фрагмент сельской среды.
Планировочным каркасом селитебной территории поселения являются улицы и площади. Они занимают от 12 до 20% территории поселка. Под улицей понимают полосу территории населенного места, ограниченную красными линиями кварталов. Кроме дорог и тротуаров по улицам прокладывают инженерные сети и наружное освещение, устраивают зеленые насаждения. Важно предусмотреть необходимое количество плоских спортивных сооружений, детских и игровых площадок, мест тихого отдыха взрослого населения.
Транспортные связи оказывают существенное влияние на архитектурно-планировочную организацию поселка. Улицы поселков подразделяют на главные, улицы жилых кварталов и хозяйственные проезды, ширина которых определяется из нормативного состава и размеров элементов, составляющих их поперечный профиль (рис. 1.).
Поперечный профиль улицы складывается из проезжей части дороги, тротуаров, полос зеленых насаждений и резервных полос шириной вдоль красных линий. Резервные полосы используют для уличных фонарей и коммуникационных сетей. Ширину главных улиц поселка принимают 20-34 м, внутри селитебной зоны - до 23 м. Проезжую часть принимают в зависимости от количества полос движения обычно в пределах от 2,7 до 6,0 м - из расчета около 3 м на одну полосу движения. Ширина тротуаров должна быть кратной ширине одной полосы пешеходного движения - 0,75 м. Ширина полосы зеленых насаждений, размещаемая между тротуаром и проезжей частью дороги, - 4 - 5 м. Застройка улиц
а— главная улица с бульваром |
может быть сплошной, с разрывами между зданиями, с курдонерами, а также со свободным расположением зданий на участках. Характер застройки улиц жилой зоны во многом зависит от ширины приусадебных участков, выходящих на улицу. С функциональной точки зрения лучшей формой приусадебного участка является прямоугольник.
<J *уд j | [3t3s^ i ttisj^i
+■ 6 ■*-
6-, |
----- ад 20 -------------------
б- главная жилая улица
г