Транспортная структура поселка

Функциональная структура поселка.

Проектируемый поселок должен представлять собой единую планиро­вочную структуру. Территорию поселка можно разделить на следующие функ­циональные зоны: селитебную, производственную, коммунально-складскую и, при необходимости, санитарно-защитную.

Селитебная зона включает: жилую застройку, общественные учреждения, зеленые насаждения общего пользования, улицы, проезды, площади. Селитеб­ную зону поселка необходимо размещать на возвышенных местах с глубоким стоянием грунтовых вод, хорошо инсолируемых, расположенных выше по релье­фу и течению рек по отношению к производственному объекту.

Производственная зона включает территории всех предприятий основного обслуживания и сопутствующего назначения со всеми их зданиями, сооруже­ниями и коммуникациями. Ее следует размещать на территории со спокойным рельефом вблизи транспортных магистралей с соблюдением санитарных разры­вов от селитебной территории.

Коммунально-складская зона включает территории предприятий и учреж­дений коммунального назначения (склады, гаражи, бани, прачечные, пожарное депо и другие объекты для обслуживания населения поселка).

Санитарно-защитная зона — это территория, отводимая по санитарным нормам для устранения вредных воздействий производственной зоны на другие зоны. Как правило, санитарно-защитная зона представляет собой озелененную полосу, сквер, парк, лесопарк, которая имеет строго определенную ширину.

При размещении жилой и производственной зон необходимо учитывать существующие нормы и правила проектирования. Так, для жилья целесо­образно использовать южные склоны, защищенные от неблагоприятных ветров лесными массивами или рельефом местности. Допустимые уклоны для размещения жилой застройки - до 20°, для производственных зданий - до 10°, для дорог и подъездных путей - до 8°. При размещении жилой застройки в зоне шумовых и воздушных загрязнений могут быть использованы за-


щитные устройства - противошумные устройства, посадки зеленых насаж­дений шириной до 50 м. Надо стремиться к максимальному сохранению при­родного ландшафта, стараясь органично вписать новые сооружения, сочетая их с окружающей природой.

Кроме четкого разделения территории на селитебную и производствен­ную, еще выделяют подзону общественного центра поселка. Ее размещение должно учитывать одинаковую доступность для населения. В структуре про­ектируемого поселения должны быть четко обозначены главный въезд и пе­шеходные связи жилых территорий с производственной зоной. Структура должна предусматривать возможность перспективного развития поселения и рациональную очередность строительства.

Генплан поселка должен иметь органичную согласованность с планировоч­ной организацией окружающей территории, землеустройством, внешней сетью транспортных и инженерных коммуникаций.

Сеть улиц, проездов, подъездов и пешеходных дорожек сельского поселе­ния должна проектироваться как единая система, простая по начертанию, обеспе­чивающая кратчайшие связи основных зон и объектов поселка между собой, комфортные условия движения транспорта, пешеходов, инсоляцию зданий и уютный эстетически осмысленный фрагмент сельской среды.

Планировочным каркасом селитебной территории поселения являются улицы и площади. Они занимают от 12 до 20% территории поселка. Под улицей понимают полосу территории населенного места, ограниченную красными линия­ми кварталов. Кроме дорог и тротуаров по улицам прокладывают инженерные се­ти и наружное освещение, устраивают зеленые насаждения. Важно предусмотреть необходимое количество плоских спортивных сооружений, детских и игровых площадок, мест тихого отдыха взрослого населения.

Транспортные связи оказывают существенное влияние на архитектурно-планировочную организацию поселка. Улицы поселков подразделяют на главные, улицы жилых кварталов и хозяйственные проезды, ширина которых определяется из нормативного состава и размеров элементов, составляющих их поперечный профиль (рис. 1.).

Поперечный профиль улицы складывается из проезжей части дороги, тро­туаров, полос зеленых насаждений и резервных полос шириной вдоль красных линий. Резервные полосы используют для уличных фонарей и коммуникацион­ных сетей. Ширину главных улиц поселка принимают 20-34 м, внутри селитеб­ной зоны - до 23 м. Проезжую часть принимают в зависимости от количества полос движения обычно в пределах от 2,7 до 6,0 м - из расчета около 3 м на од­ну полосу движения. Ширина тротуаров должна быть кратной ширине одной по­лосы пешеходного движения - 0,75 м. Ширина полосы зеленых насаждений, раз­мещаемая между тротуаром и проезжей частью дороги, - 4 - 5 м. Застройка улиц


 


а— главная улица с бульваром

может быть сплошной, с разрывами между зданиями, с курдонерами, а также со свободным расположением зданий на участках. Характер застройки улиц жилой зоны во многом зависит от ширины приусадебных участков, выходящих на ули­цу. С функциональной точки зрения лучшей формой приусадебного участка явля­ется прямоугольник.

<J *уд j | [3t3s^ i ttisj^i

+■ 6 ■*-

6-,

----- ад 20 -------------------

б- главная жилая улица

г