ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Евгений Федоров: бизнес России на крючке США. <http://www.rospisatel.ru/fedorov-e.htm>(просмотрено 12 июня 2012 г.).
Евгений Федоров: бизнес России на крючке США. <http://www.rospisatel.ru/fedorov-e.htm>(просмотрено 12 июня 2012 г.).
Для студентов ГНО очной формы обучения
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Предмет теории государства и права и его содержание.
2. Место теории государства и права в системе юридических наук. Классификация юридических наук. Функции теории государства и права как науки.
3. Методология теории государства и права. Многообразие подходов к изучению государственно-правовых явлений.
4. Структура теории государства и права.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ взглядов ученых на понятие предмета теории государства и права. Результаты оформить в таблице.
Форма контроля: групповая дискуссия.
Литература
Братусь С.Н. Теория государства и права, ее предмет и место среди общественных наук // Ученые записки ВИЮН. 1995, вып. 2.
Керимов Д.А. Методология права. М., 2001.
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.
Лазарев В.В. Место теории государства и права в системе гуманитарного знания // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 1.
Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11.
Трусов А.И. Правоведение или законоведение? // Методологические проблемы правоведения / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Изд-во МГУ, 2004.
1. Каждая наука имеет свой предмет исследования — определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей. Это следует знать при подготовке первого вопроса об особенностях предмета теории государства и права. Необходимо также учесть, что предметом теории государства и права являются наиболее общие, а не все закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Эти закономерности объединяются в группы: (блоки), которые в своей совокупности составляют содержание предмета теории государства и права.
2. При подготовке ответа на второй вопрос важно уяснить, что все науки обычно подразделяются на три большие группы: технические (точные), естественные и общественные (гуманитарные). Юридическая наука относится к числу общественных наук. Систему юридических наук можно подразделить на пять основных групп: теоретико-исторические, отраслевые, организационные, прикладные; международные науки. Теория государства и права относится к первой группе. По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей, фундаментальной и методологической наукой.
Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, определяющие ее место в юридической науке и практике. В системе юридических наук теория государства и права выполняет гносеологическую, онтологическую, методологическую, эвристическую, идеологическую и прогностическую функции. На практике теория государства и права выполняет воспитательную и практически-организационную функции.
3. Изучение третьего вопроса рекомендуется начать с осознания того, что метод любой науки — это приемы и способы изучения ее предмета, общие исходные принципы:, на которых базируется данная наука. Методологический арсенал теории государства и права достаточно сложен. Он включает в себя самые различные по степени общности и познавательным задачам методы: общенаучные, частнонаучные и специально-юридические. Сложность и разнообразие методологии теории государства и права предопределяют многообразие подходов к изучению государственно-правовых явлений.
4. Структура теории государства и права представляет собой относительно обособленные направления научного теоретико-юридического исследования. Условно в теории государства и права можно выделить теорию государства и теорию права. В теорию права входят философия, социология и специально-юридическая теория (догматика) права.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что представляет собой предмет теории государства и права?
2. Какое место занимает теория государства и права в системе
юридических наук?
3. Назовите функции теории государства и права как науки.
4. Какова роль методологии в познании государственно-правовых явлений?
5. Раскройте структуру теории государства и права.
Тема 2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Понятие и основные признаки государства.
2. Сущностная характеристика государства. Различные подходы к пониманию сущности и социального назначения государства.
3. Государственная власть: понятие, структура, формы осуществления.
4. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Переходный тип государства.
Задание для подготовки к занятию:
Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность государства. Результаты оформить в таблице.
Форма контроля:опрос и обсуждение.
Литература
Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
Илюхин В.И. Беспредел воровства // Советская Россия. 1998. 1 янв.
Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 38—46.
Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.
Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. № 1.
Калабеков И.Г.Российские реформы в цифрах и фактах. (Издание второе,переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –498с.
Ковальчук Ю.К. Спецоперация по ликвидации. <http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>
Козлов Ю. Коррупция - тень государства? // Юридический вестник. 1998. N 5.
Корнев А.В. Консервативная и либеральная теория государства и права в России. М., 2003.
Лубенченко К. Правовое государство: идеал и реальность // Российская Федерация. 1995. N 12. С. 44.
Панарин А. С. Криминальная революция и нравственная реставрация // Власть. 1997. N 7. C.20.
Разуваев Н.Н. Традиционное государство. СПб., 2008.
Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в обществе // Социологические исследования. 1998. N 6. С. 7.
Рывкина Р. В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. N 4. С. 81.
Рыбаков В.А. О сущности российского государства. // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 1. С. 104-106. // <http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a104/article.html>
Ткачев Н. Не хватает политической воли // Законность. 1998. N 2. С. 3.
Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999. С.107.
Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997. 305 с.
Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.
Шафаревич И. Русский народ и государство. <http://www.polemics.ru/articles/?articleID=11407&hideText=0&itemPage=1>
Якунин В.И. А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций. // Круглый стол «К 70-летию со дня рождения А.С.Панарина» 24.12.10. в МГУ им. М.В.Ломоносова. // <http://www.rusrand.ru/mission/result/result_199.html>
1. Изучение первого вопроса темы рекомендуется начать с усвоения того, что всем государствам присущи общие признаки, объединенные в понятие государства. Необходимо рассмотреть основные признаки государства, которые позволяют отличить его от негосударственных организаций и других элементов социально-политической системы.
2. При подготовке ответа на второй вопрос следует знать, что раскрыть сущность государства — значит, выявить в нем главное, что обусловливает его объективную необходимость для общества, уяснить, в чьих интересах осуществляется публичная власть. Деятельность государства в исторически первых типах общества — рабовладельческом, феодальном, азиатского способа производства — носила ярко выраженный классовый характер и сводилась к поддержанию экономического и политического господства одного класса над другим. По мере совершенствования демократических институтов власти государство превращалось из принудительно-репрессивной организации, стоящей над обществом, в орган, подчиненный обществу, распространяющий свой преобразовательный потенциал на экономическую, социальную и культурную сферы общественной жизни. На современном этапе развития общества степень реализации развитыми демократическими государствами общесоциальных потребностей значительно возросла, а классовый характер государственной деятельности хотя и не исчез, но отошел на второй план.
«В России появилась огромная масса бедных и почти бедных людей, а с другой стороны, у нас есть верхушка общества — 10–12% богатых, которые живут отдельно от этой большой массы людей, — отметил директор Центра социально-экономических измерений РАН Алексей Шевяков.— Сегодня мы имеем глубокое социально-экономическое расслоение общества, и корень таких глубоких деформаций находится в области распределительных механизмов и отношений. Таким образом, мы видим очень серьезную, очень глубокую диспропорцию, когда почти половина работающего населения не может обеспечить себе не только приемлемый уровень жизни, а вынуждена просто выживать. И все это относится, прежде всего, к тем сферам нашей социально-общественной системы, которые определяют стратегические, фундаментальные основы развития нашего общества на перспективу и забота о развитии которых является основной прерогативой власти и государства».[4]
Федеральная служба государственной статистики РФ обнародовала данные исследования распределения в 2010 году доходов среди различных слоев населения. По этим официальным данным, в крайней нищете (с доходом ниже 3422 рублей в месяц) существуют 13,4 процента граждан России. Просто нищими (с доходом от 3422 до 7400 рублей) являются 27,8 процента. К бедным (с доходом от 7400 до 17000) относятся 38,8 процента. "Богатыми среди бедных" (с доходом от 17000 до 25000) являются 10,9 процента. На уровне среднего достатка (с доходом от 25000 до 50000) живут 7,3 процента. Состоятельные граждане с ежемесячным доходом от 50000 до 75000 - это только 1,1 процента. Так называемые богатые, с доходами свыше 75000 рублей в месяц, составляют лишь 0,7 процента населения.
По данным депутата Госдумы Виктора Илюхина состояние 100 валютных миллиардеров нашего государства оценивается в 520 миллиардов долларов, чторавняется всем золотовалютным запасам Центробанка страны.
Изучите график «Коэффициент Джини» из книги И.Г. Калабекова «Российские реформы в цифрах и фактах». (Издание второе, переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –С. 475. (Обновляемая электронная версия книги размещена на сайтах http://kaivg.narod.ru, http://kaig.ru, http://deloteca.ru). "Sapienti sat".
В.А. Рыбаков в статье «О сущности российского государства» (http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a104/article.html) обобщил точки зрения ведущих ученых и политиков в трех новых подходах к сущности современного Российского государства: криминальном, номенклатурном и олигархическом. Изучите точку зрения эксперта,руководителя Санкт-Петербургского аналитического аграрного центра, доктора технических наук, академика Петровской академии наук и искусств Ковальчук Ю.К. «Спецоперация по ликвидации». <http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>
3. При подготовке ответа на третий вопрос студентам следует знать, что власть — одна из основных категорий, которая используется при характеристике государства. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т.д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных.
В признаках государства почти все характеристики — это характеристики государства как организации, обладающей властью (публичной, территориальной, суверенной, универсальной). Государственная власть — это разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом.
В структуре государственной власти выделяются элементы: 1) субъект; 2) объект; 3)содержание; 4) приемы, способы; 5) ресурсы.
Государство и право — это такие социальные институты, которые организационно оформляют государственную власть, делают ее постоянно функционирующей и обязательной. Государственная власть осуществляется через государственные органы в правовых формах.
4. Подготовку четвертого вопроса темы рекомендуется начать суяснения понятия научной типологии, после чего переходить к особенностям типологии государств. В настоящее время в качестве основных используются формационный и цивилизационный подходы. Характеристика формационного подхода должна начинаться с определения общественно-экономической формации. Формация основывается на определенном состоянии производительных сил, производственных отношений и обусловленных ими отношений собственности. Исходя из формационных представлений и критериев, различаются следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Соответственно им, за исключением первой и последней, выделяются типы государств. Следует знать особенности социалистического государства и государства азиатского способа производства.
Характеристика цивилизационного подхода должна начинаться с определения цивилизации и содержать критерии, которыми руководствуются авторы данного подхода. Цивилизация представляет собой определенный уровень духовной культуры конкретного общества, включая содержание различных социальных норм и охраняющих их учреждений и институтов. В учебном пособии «Философия истории» под редакцией профессора А.С. Панарина цивилизации определяются как «большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства». Особое внимание Панарин уделяет духовной власти, указывая, что цивилизация держится в мирные годы именно ориентацией на идеал, терпит поражение прежде всего в духовной сфере, а в кризисный период цивилизация воссоздает себя благодаря усилению духовного измерения. Насколько это провидчески — можно оценить на примере современной России. Охарактеризуйте особенности России как православной цивилизации, используя статью доктора политических наук В.И.Якунина «А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций.»
В типологии государств выделяют государства переходного типа, характеризующегося сменой власти, формы государства, изменением социальных ценностей, общественных структур и отношений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы отличительные признаки государства?
2. В чем состоят сущность и социальное назначение государства?
3. Охарактеризуйте особенности государственной власти.
4. Что такое тип государства? Назовите особенности формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.
5. Раскройте особенности государства переходного типа.
Тема 3. ФОРМА (ФОРМООБРАЗОВАНИЕ) ГОСУДАРСТВА
(ПЛАН СЕМИНАРА)
1. Понятие формы государства. Элементный состав. Факторы, влияющие на форму государства.
2. Форма правления: понятие, виды. Монархическая и республиканская форма правления.
3. Политико-территориальная организация государства. Унитарные государства; федеративные государства, виды федераций. Право сецессии.
4. Государственно-правовой режим: понятие, виды.
5. Межгосударственные объединения: конфедерации, содружества, союзы.
Задание для подготовки к занятию:
1. Провести сравнительный анализ формы государственного усройства трех современных государств.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
2. Провести сравнительный анализ формы республиканского правления по следующему плану: 1. Кто выбирает президента? 2. Кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность? 3.Может ли парламент отправить президента в отставку? ;. Может ли президент распустить парламент? Результаты оформить в таблице.
Форма контроля: опрос и обсуждение.
Литература
Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой
порядок. СПб., 2005.
Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 542 с. (http://lib.rus.ec/b/276249/read).
Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире. М., 1994.
Конев Ф.Ф. Формы государственного устройства федеративного государства. М.: МГОУ, 2003.
Пономарева Е. «Железный закон олигархии», или Кто на самом деле правит Америкой (I). <http://www.fondsk.ru/news/2011/08/16/kto-na-samom-dele-pravit-amerikoj-i.html>
Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 1996.
Федерализм: теория, институты, отношения: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. Б.Н. Топорнин; Институт государства и права РАН. М.: Юристъ, 2001.
Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1998.
Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.
1. По первому вопросу необходимо знать, что форма государства раскрывает особенности его внутренней организации. Форма государства включает три элемента: 1) форму правления; 2) форму государственного (территориального) устройства; 3) государственно-правовой режим. Определяющее значение на форму государства оказывают политика государства, территориальные размеры страны, исторические и культурные факторы.
2. При подготовке вопроса о форме правления необходимо уяснить, что форма правления — это способы организации высших органов государственной власти, их структура, компетенция, взаимоотношения друг с другом и с населением. Принято различать две формы правления — монархию и республику.
Монархия (в переводе с греческого — единовластие) — форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству. Она может быть неограниченной и ограниченной (дуалистической или парламентской).
Республика (в переводе с латинского — дело народа, общее дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок. Принято выделять три вида республиканской формы правления, отличающиеся правовым положением главы государства и взаимоотношениями парламента с правительством: президентскую, парламентскую и смешанную. Следует внимательно ознакомиться с их особенностями.
3. Форма государственного устройства — это территориальная организация государства, проявляющаяся в федеративной или унитарной разновидностях. Унитарное государство — это государство, составные части которого не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета). Федеративное государство — это сложное государство, составные части которого обладают политической автономией. Целесообразно дать характеристику основных юридических признаков, отличающих данную форму государственного устройства. В зависимости от правового положения субъектов федерации выделяют федерации симметричные и ассиметричные; территориальные, национальные и национально-территориальные. Необходимо изучить признаки всех видов формы государственного устройства.
Субъекты федерации не обладают суверенитетом и правом сецессии — правом выхода из состава государства. Субъекты лишены также права самостоятельно выступать в международных политических отношениях.
4. Государственно-правовой режим — это совокупность приемов, способов и методов осуществления государственной власти.
В характеристике режима отражаются приемы воздействия на население, характер обеспечения властью прав и свобод граждан. Современный этап развития государственности характеризуется преимущественно такими разновидностями государственного режима, как демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный). Важно знать особенности всех разновидностей государственно-правового режима.
Для лучшего понимания сути демократии следует прочитать раздел «Симулякр демократии» из главы VI «Глобализация» книги политолога А. Ваджра «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии» (http://lib.rus.ec/b/276249/read). ««Свободный выбор» народа в условиях демократического режима напоминает сезонную «перетасовку затасканной колоды карт», где все «тузы» крапленые. Причем многообразие партийной системы, которое должен создавать политический плюрализм, является лишь видимостью, так как программы этих партий настолько же однообразны, насколько одинаковы их источники финансирования. Поэтому демократия — это имитация политического многообразия и конкуренции, при всеопределяющем политическом монополизме. «Власть сегодня для нас… уже перемещается из парламентов в частные круги, а выборы неминуемо низводятся до уровня комедии. Все решают деньги в интересах тех, у кого они есть, а процесс выборов превращается в игру с заранее предрешенным исходом, в инсценировку самоопределения народа», — с ошеломляющей откровенностью писал О. Шпенглер (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Всемирно–исторические перспективы. — Минск.: Попурри, 1999. Т. 2. с. 614).
Обеспечивая олигархии абсолютное господство в политической сфере, демократия позволяет ей решать еще одну очень важную задачу — сохранять баланс политического влияния между ее отдельными группировками. В условиях, когда политика — это процесс борьбы и сотрудничества финансово–политических кланов, каждый из которых защищает свои групповые интересы, политическая власть не может в полном объеме персонифицироваться в какой–то должности или государственном органе, так как это усилит вероятность узурпации власти одним из этих кланов, который получит таким образом реальную возможность уничтожить своих соперников и захватит все ресурсы страны. Чтобы этого не произошло, олигархия вынуждена лишить государственную власть целостности путем разделения ее на три независимые части: исполнительную, законодательную и судебную. Только в таких условиях финансовая власть, представленная олигархией, может доминировать над властью политической (государственной), которая расчленяется для обеспечения «баланса интересов». По этой причине демократия представляет собой прочный монолит финансовой власти, с локальными вкраплениями в эту тотальность политической (государственной) власти.
Поэтому–то для демократии, а точнее — олигархии, самостоятельный монарх или вождь, представляющие собой чистую концентрацию политической (государственной) власти, выступают абсолютным злом. Более того, демократы (либералы) провозглашают абсолютным злом и саму политическую (государственную) власть. Поэтому демократия — это политический механизм, обеспечивающий господство олигархии и баланс интересов между ее отдельными группами, одновременно создающий в массовом сознании стойкую иллюзию власти народа. В связи с этим главной целью демократии является не «власть народа», которая в принципе невозможна, а подчинение политической (государственной) власти сообществу финансовых магнатов, а всех неденежных целей общества — денежным».
5. Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора для достижения политических, экономических, военных или других целей. К межгосударственным объединениям относятся конфедерации, содружества и сообщества. Государства, входящие в межгосударственное объединение, сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют. Следует рассмотреть отличительные черты всех форм межгосударственных объединений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое форма государства? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?
2. Что представляет собой форма правления? Охарактеризуйте ее разновидности.
3. Что такое форма государственного устройства? Охарактеризуйте ее разновидности.
4. Что такое государственно-правовой режим? В чем состоят особенности демократического и антидемократического режимов?
5. Раскройте признаки конфедерации, содружества и сообщества государств.
Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Понятие функций государства.
2. Классификация функций государства. Содержание внутренних и внешних функций государства.
3. Формы и методы реализации функций государства.
4. Тенденции развития функций государства. Влияние процессов глобализации на функционирование государства.
Задание для подготовки к занятию:
1. Подготовить реферат о развитии одной из функций современного государства (на выбор студента).
Форма контроля: реферат.
Литература
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979.
Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 542 с. <http://lib.rus.ec/b/276249/read>.
Гордеев К. Управляемое разрушение порядка – точки разлома. «За революцию от Туниса до Сибири!» Часть II <http://www.fondsk.ru/news/2011/07/03/za-revoljuciju-ot-tunisa-do-sibiri-ii.html> (просмотрено 3 июля 2011 г.).
Катасонов В. Ю. Экономика России в условиях ВТО: Нефть + наркотики.// Советская Россия. 2012. 30 августа. С. 4. <http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=591729>
Катасонов В. Ю. Об управляемости российской экономики. <http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/content/article/61-qnashe-deloq-2-2010/484-gaz2-2010ob-upravlyaemosti-rossiiskoi-ekonomiki-okonchanie-nachalo-sm-v-lndr-1>(просмотрено 18 июня 2011 г.).
Катасонов В. Ю. Как противостоять планам мировой закулисы. <http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/06/18/kak_protivostoyat_planam_mirovoj_zakulisy/>(просмотрено 18 июня 2011 г.).
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике: учеб. пособие. М., 1992.
Лемешев М.Я Спят и видят мир без России. // Советская Россия. 2011. 12 мая. С. 2. <http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=588022&pagenum=1> (просмотрено12 мая 2011 г.)
Ночевкин В. "Управляемый хаос" по-американски: в прицеле Иран и Сирия, на очереди - Китай и Россия? <http://www.fondsk.ru/news/2011/03/25/upravljaemyj-haos-iran-sirija-kitaj-rossija.html> (просмотрено 25 марта 2011 г.).
Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо, Алгоритм, 2002.
Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006.
Пожарский Д.В. Функции государства и государственный контроль в их системе. М., 2005.
Призраки приватизации. О них рассказывает бывший глава Госкомимущества РФ Малахов В. С. // Российская Федерация сегодня. 2011. №15. <http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/11/925/51.html>
Государство в условиях глобализации: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом "Университет", 2007. 256 с.
Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. - М.: Издательский Дом «Альпина», 2001
Сайдаманов А.А. Налоговое обложение как функция государства. М., 2005.
Самсонов А. Операция по ограблению России. // Военное обозрение. 2011. 3 августа. <http://topwar.ru/5956-operaciya-po-ogrableniyu-rossii-finansovo-ekonomicheskaya-zavisimost-ot-zapada.html>
Саттон Э. Как Орден организует войны и революции. М.: Алгоритм, 1995.
Хаггер Н. Синдикат. История мирового правительства. М.: Алгоритм, 2011. - 496 с.
1. При рассмотрении первого вопроса следует уяснить, что термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства. В функциях государства выражается его социальное назначение, т.е. та роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Необходимо ознакомиться с признаками функций государства.
2. При изучении второго вопроса важно знать, что функции бывают внутренними и внешними, постоянными и временными, главными и производными. Следует раскрыть содержание всех функций.
3. Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов. При ответе на третий вопрос следует установить разновидности и особенности правовых и неправовых (организационных) форм реализации функций государства, а также изучить методы осуществления государственной власти: нормативного регулирования, принуждения, убеждения, договорного регулирования, надзора и контроля, информационного влияния на общество.
4. Для понимания сущности глобализации необходимо прочитать главу VI «Глобализация» из книги политолога А. Ваджра «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии» (http://lib.rus.ec/b/276249/read). «Как правило, наиболее распространенные и признанные определения глобализации имеют очень узкий смысловой спектр. Авторитетные представители академических кругов, популярные политики и известные бизнесмены мирового масштаба говорят о глобализации лишь в финансово–экономическом и информационно–технологическом аспекте, все остальные ее проявления последовательно игнорируются. Для них глобализация — это мировая интегрированная система (прогрессирующая к абсолютному доминированию), представляющая собой глобальный рынок, обеспечивающий беспрепятственное перемещение по земному шару товаров, капиталов, информации, услуг и технологий. К указанному еще добавляют, что глобализация протекает в рамках неолиберальной теории, постулирующей абсолютную необходимость открытия, дерегуляции и приватизации национальных экономик.
Однако этот общепринятый вариант определения данного явления целенаправленно вуалирует, а не раскрывает его сущность, так как подробно описывает, как происходит глобализация, но не объясняет для чего. Сказать, что глобализация — это только лишь свободное перемещение определенных артефактов в пространстве, значит, ничего не сказать, так как суть данного явления заключается не в перемещении чего–то, а в том, к чему это перемещение приведет в конечном итоге человечество. Значение имеет не то, что мир двигается, а то, куда он двигается, зачем и в чьих интересах.
Современная западная пропаганда в средствах массовой информации особо подчеркивает, что глобализация якобы является процессом сугубо объективным, а потому необратимым. Ей вторит и значительная часть академических кругов (в том числе и стран СНГ). Все они неустанно повторяют мысль, что глобализацию необходимо принимать как данность, к которой нужно приспосабливаться. В данном случае достаточно удачно используется старый марксистский комплекс, проявляющийся в стремлении наложить на мировой исторический процесс некие «объективные закономерности», якобы его определяющие. Стремление современной пропаганды представить глобализацию как сугубо «объективный процесс» обусловлено еще и задачей сокрытия тех сил, в интересах которых она осуществляется. Любая попытка выявления субъективного фактора глобализации вызывает жесткие карательные санкции со стороны тех, кто формирует общественное мнение, стоит во главе академических кругов, руководит средствами массовой информации и активно поддерживает политику глобализации. Представление о глобализации как сугубо объективном феномене настолько абсолютизировалось, что любая мысль, отрицающая это, воспринимается как антинаучная крамола.
Примером того, какое неизгладимое впечатление производит на апологетов «объективных закономерностей» иной взгляд на действительность может быть I Конвент «Российской ассоциации международных исследований», состоявшийся в апреле 2001 года в Москве. Одна из его секций была посвящена «Проблеме глобализации в современном мире». На ней выступили как российские политологи, так и их коллеги из «Американской ассоциации международных исследований». Подводя ее итоги, заместитель директора Института США и Канады РАН А.Д. Богатуров был глубоко поражен мнением американцев о природе глобализации. В отличие от столпов российской политологии, убежденных в ее абсолютной объективности, по его словам, они считают: «Нет никаких оснований так полагать. Глобализация — рукотворна. И она управляема. <…> Ее сделали и как бы продолжают [ею] пользоваться». Подобное заявление просто шокировало российских ученых, чье мышление до сих пор не может обойтись без какой–либо телеологической схемы.
Впрочем, даже если признать существование неких «объективных закономерностей», определяющих все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, возникает резонный вопрос: а почему субъективный фактор, т.е. направленная, материально объективированная (организация, управление, технология, ресурсы и т.д.) человеческая воля не может по своему усмотрению поэтапно формировать «объективные закономерности», определяющие экономические, политические, социальные, культурные и т.п. процессы? История западной цивилизации последних четырехсот лет как раз и свидетельствует о том, что субъективный фактор является чуть ли не единственным источником всеопределяющих «объективных закономерностей».
В рамках западных олигархических кланов произошло сращивание финансового могущества и политической власти. И если в этногосударственных фазах западного развития можно увидеть определенные противоречия между наднациональным финансовым капиталом и национальной государственной властью, то уже в Соединенных Штатах, как локальном и экспериментальном прообразе глобальной, космополитической, социально–политической и финансово–экономической конструкции, эти противоречия были практически преодолены. Глобализация же как раз и устраняет противоречие между наднациональным финансовым капиталом и национальной властью, превращая последнюю также в наднациональное явление. Тем самым глобализация абсолютизирует роль и значение транснациональной олигархии, превращая ее в самодовлеющий и определяющий фактор. При глобализации космополитические, финансово–политические группы получают абсолютную власть, соединяя в единое целое международную финансово–экономическую систему с наднациональной системой социально–политического управления».
Таким образом, процессы глобализации привели к тому, что государства, как определенного объединения людей, сообщества, проистекающего из необходимости жить вместе на определенной территории, больше нет. Есть население, есть территория. Отдельно, сама по себе, правящая элита, которая презирает, ненавидит «этот» народ. Сообщества нет. Население реально уже никак не влияет на правящую элиту и правительство. Доктор философских наук, профессор А.С.Панарин считает, что «глобализация вообще перечеркивает демократию, отбрасывая ее центральное понятие – законодательство электоральной воли национального большинства». «Понятие политического суверенитета народа уступает место так называемым «законам глобализирующегося мира», с которым «современные элиты» должны считаться больше, чем с мнением собственного национального большинства. Само признание местных элит в качестве элит, их международная легитимация напрямую зависят от их решимости порвать с национальными интересами и служить наднациональным центрам власти». (Панарин А.С. Народ без элиты. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. С. 261.)
Важнейший признак государства – публичная, государственная власть утрачивает свое истинное значение, сохраняя только внешнюю форму. Произошло перетекание политической власти из легитимных структур – правительств суверенных государств – в руки финансовой олигархии.
События 2011 года убедительно доказывают, что суть глобализации заключается в создании условий благоприятствующих ограблению стран и постепенному (под благовидными предлогами) уничтожению народов и наций для того, чтобы захватить жизненное пространство, территорию для избранного выжить меньшинства. Фактически речь идет о формировании глобального либерального фашизма и тотального электронного рабства под лживой вывеской гуманизма и демократии.
Задача мировой закулисы – закрепить моральное и материальное превосходство ничтожного меньшинства не только опираясь на военную мощь, а прежде всего через формирование определенного сознания рабов, нравственное разложение приговоренных к гибели наций и стран, их духовное, т.е. абсолютное подчинение своей власти. Битва за души людей разворачивается в полную силу, и исход ее зависит от того, сможем ли мы сами мобилизовать в себе те духовные силы, которые заложены в нас Свыше и которые невозможно уничтожить даже всей объединенной энергией мировой плутократии.
«Сегодня процесс захвата власти в мире этой закулисой переходит в новую, активную фазу. И причина этого не в тех людях, которые составляют закулису (в своих работах я условно называю их «мировыми ростовщиками»), а в том, что произошла кардинальная мутация большей части человечества - психологическая, интеллектуальная, поведенческая. Но в конечном счете - духовная мутация, неспособность людей различать зло и добро, а главное - активно противостоять злу, которое приходит в этот мир сначала в виде духовного зла, а уже потом трансформируется в зло материальное (в сфере экономики, политики, гражданских отношений): в виде растущего материального неравенства и социальной поляризации общества, усиливающейся эксплуатации наемного труда и возрождения прямого (физического) рабства, прогрессирующей преступности, эпидемии распространения наркотиков, содомии, роста заболеваний и смертности, войн и т.п.» (Катасонов В. Ю. Как противостоять планам мировой закулисы. <http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/06/18/kak_protivostoyat_planam_mirovoj_zakulisy/> просмотрено 18 июня 2011 г.).
В рамкахвлияния процессов глобализации на функционирование государства необходимо раскрыть последствия вступления России в ВТО. Профессор МГИМО В. Ю. Катасонов считает, что «негативные последствия вступления России в ВТО очень многообразны. В сфере политики – окончательная утрата национального суверенитета. В сфере социальной – полный демонтаж «социального государства» (как определено в Конституции), окончательный развал социальной инфраструктуры, нарастание безработицы, физическая деградация общества (в силу резкого роста бедности, недоступности медицины, легализации импорта генетически модифицированных продуктов и т.п.) и следующее за ней сокращение численности населения. Уже не приходится говорить о неизбежном падении образовательного, интеллектуального и культурно-нравственного уровня общества. Что касается экономических последствий вступления России в ВТО, то это окончательная утрата возможности развития обрабатывающей промышленности, наукоемких производств, банкротство тысяч отечественных предприятий и переход под полный контроль транснациональных корпораций остающихся предприятий.» (Катасонов В. Ю. Экономика России в условиях ВТО: Нефть + наркотики.// Советская Россия. 2012. 30 августа. С. 4. <http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=591729>
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте понятие функций государства.
2. Каковы основные виды функций современного государства?
3. Раскройте формы и методы реализации функций государства.
4. Каковы тенденции развития функций государства на современном историческом этапе?
5. Кто и зачем осуществляет политику глобализации?
Тема 5. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Общество как система. Гражданское общество: понятие, структура.
2. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества.
3. Понятие и структура политической системы. Место государства в политической системе общества.
4. Государство и политические партии. Государство и церковь, государство и средства массовой информации.
Задание для подготовки к занятию:
Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.
Форма контроля: тестирование.
Литература
Аксенов А. Корпорации не остановятся! <http://polnyi-pisec.info/korporacii-ne-ostanovyatsya/> просмотрено 20 марта 2011г.
Дюги Л. Общество, личность, государство. СПб., 1894.
Дюверже М. Политические партии. М., 2007.
Коломийцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии // Государство и право. 1995. № 10.
Лапаева В.В. Становление многопартийности в России // Государство и право. 1995. № 8.
Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3.
Пономарева Е. «Железный закон олигархии», или Кто на самом деле правит Америкой (II). <http://www.fondsk.ru/news/2011/08/18/kto-na-samom-dele-pravit-amerikoj-ii.html>
Политическая теория в XX веке. М., 2008.
Чижов Д.В. Российские политические партии: между гражданским обществом и государством. М., 2008.
Яковенко И.Г. Российское общество: национальные интересы, граница, перспективы. М., 2008.
1. При рассмотрении первого вопроса следует уяснить, что общество представляет собой самодостаточную систему взаимодействий индивидов, больших и малых социальных групп и других социальных общностей, в которых проявляется их всесторонняя зависимость друг от друга. Иными словами, общество — это система общественных отношений. Гражданское общество и общество соотносятся как часть и целое. Под гражданским обществом понимается совокупность межличностных и общественных отношений, социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. Гражданское общество создает условия для удовлетворения индивидами и социальными группами своих потребностей и интересов. Гражданское общество имеет свою структуру и организовано в соответствии с определенными принципами. Их необходимо усвоить.
Важнейшими институтами гражданского общества являются: негосударственные организации, политические партии и иные общественные объединения, религиозные организации, независимые средства массовой информации. Данные объединения людей определяющим образом влияют на государственную власть и стремятся обеспечить ее правовой характер. Члены гражданского общества наделены гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвуют в управлении делами государства. В то же время существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств, особой гражданской культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, чувством собственного достоинства и уважает права и свободы других граждан, осознает государственные интересы.
2. Гражданское общество не изолировано от государства. Ряд социальных институтов частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь могут служить правящие партии, предпринимательские ассоциации, которые вышли из недр гражданского общества, но в то же время тесно связаны в своей деятельности с государственным аппаратом.
Государственная власть может деформировать гражданское общество, свести к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп, но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой культуры.
Гражданское общество сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, нередко приводит к конфликтам, противостоянию между ними. Снимать остроту этих противоречий призвано государство, выполняющее функцию верховного арбитра. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нем могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим.
3. Политическая система связана с осуществлением политической власти — с деятельностью органов государства и местного самоуправления, партий, общественно-политических движений, средств массовой информации и т.д. В политической системе выделяются институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная и культурная подсистемы. Необходимо раскрыть особенности каждой из подсистем. Государство занимает центральное место в политической системе. Это обусловлено свойствами государства, которыми не обладает ни один из участников политических отношений. Важно проанализировать эти свойства и установить функции государства в политической системе.
4. Политические партии стали создаваться в эпоху становлениягражданского общества, отличающегося многообразием групповых интересов и ценностей его членов, различиями в понимании людьми взаимоотношений государства, общества и личности. Партии объединили разнородные взгляды и интересы основных социально-политических сил формировавшегося буржуазного общества. В Федеральном законе «О политических партиях» раскрываются требования, которые государство предъявляет к политическим партиям. Помимо этих норм, при ответе на данный вопрос следует раскрыть формы взаимодействия партий с государством: участие в формировании органов власти, участие в законотворчестве, контроль и др.
Взаимоотношения государства и церкви складываются по-разному и зависят от типа государства: светского (с плюралистическими отношениями государства и церкви или с наличием традиционной церкви); клерикального (с государственной церковью); теократического; атеистического.
Говоря о взаимоотношениях государства и средств массовой информации важно ответить на вопрос: можно ли говорить о независимость СМИ и их возможности влиять на принятие властных решений? Изучите точку зрения Евгения Федорова, который считает, что в России «центральные каналы прямо подчиняются Вашингтону»<http://www.rospisatel.ru/fedorov-e.htm>
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные признаки гражданского общества.
2. Почему государство является ядром политической системы общества?
3. Укажите основные формы воздействия государства на экономику.
Тема 6. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Понятие источника права. Соотношение источника и формы
права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция в праве.
2. Виды источников права. Их общая характеристика.
3. Правовой обычай. Обычное право. Деловой обычай и деловые обыкновения.
4. Судебный прецедент. Судебное право.
5. Иные источники права (правовая доктрина, принципы: права, договоры, судебная практика).
6. Нормативный правовой акт: понятие, отличительные признаки, виды. Закон как нормативный правовой акт. Признаки закона, виды законов. Подзаконные акты и их разновидности.
Задание для подготовки к занятию:
Составьте презентацию по теме занятия.
Форма контроля: презентация.
Литература
Богдановская И.Ю. Прецедентное право. СПб., 1993.
Бошно С.В. Формы российского права. М., 2004.
Гук П.А. Судебный прецедент как источник права. Саратов, 2003.
Малеин Н.С. Правовые принципы: нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2008.
Судебная практика как источник права. М., 1997.
Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. 1990. № 3.
Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / отв. ред. В.М. Сырых и Ю.А. Тихомиров. М., 1997.
Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение, 1998, №4.
1. Источники права — жизненные условия, предопределяющиевозникновение и развитие права. Принято выделять: а) источники права в материальном смысле (материальные условия жизни людей); б) источники права в идеальном смысле (философские идеи,которые выступают основой правовой системы); в) источники права в юридическом (формальном) смысле (способы внешнего выражения права). Таким образом, источник права в юридическом смысле — это форма выражения, объективизации нормативной государственной воли. Источник (форма права) показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества
2. Известны следующие основные формы права: а) нормативный правовой акт; б) правовой прецедент; в) правовой обычай; г) договор нормативного содержания; д) юридическая доктрина; е) принципы права. При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть их главные признаки.
3.Правовой обычай — исторически первый источник права. Таковым признавался обычай, который в силу многократного применения приобретал общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивалось принудительной силой государства. Правовыми становились обычаи, которые выражали: 1) продолжительную правовую практику; 2) единообразную практику, т.е. приобретали устойчивый, типичный характер. В России правовые обычаи существуют в форме обычаев делового оборота, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
4. Судебный прецедент является одним из главных источников права в странах, принадлежащих к так называемой системе общего права — Англии, США, Канаде, Австралии и др. Под судебным прецедентом понимается решение суда по конкретному делу, которое является обязательным при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. В России судебный прецедент в качестве источника права не признается.
5.Правовая доктрина представляет собой научно обоснованные, систематизированные взгляды ученых на право и юридическую деятельность. Она является источником права в мусульманской правовой семье (иджма). В праве континентальной Европы доктрина, хотя и не признается источником права, играет определяющую роль в процессе создания права и способствует правильной реализации правовых предписаний.
Принципы права выступают в качестве источников права во многих странах мира. В романо-германской правовой семье судебные решения при аналогии права могут приниматься на основе принципов права.
Договор нормативного содержания (нормативный договор) как источник права широко распространен в различных странах. Нормативным договором называется соглашение между субъектами права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, содержащее правовые нормы. В зависимости от сферы действия выделяют международные и внутригосударственные договоры. В Российской Федерации среди внутригосударственных договоров особое место занимают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также коллективные договоры, заключающиеся между профсоюзами, представляющими рабочих и служащих данной профессии, и их работодателями.
Судебная практика — это, прежде всего, совокупность актов толкования права. Судьи ориентируются на решения по конкретным делам вышестоящих судов, используют в своей деятельности разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
6. Нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Признаки нормативного акта, отличающие его от всех иных правовых актов: 1) является результатом правотворческой деятельности; 2) содержит нормы права; 3) принимается и реализуется в особом процедурном порядке; 4) имеет документальную (письменную) форму; 5) является выражением государственной воли. Нормативные правовые акты имеют определенную структуру, включающую разделы, главы, статьи, кодексы нередко включают части. Каждый акт имеет свое название (закон, указ, постановление) и указание на издавший его орган, дату и место издания. Четкая структура нормативного акта способствует правильному его толкованию и применению.
По юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законы занимают главное место в системе законодательства. По юридической силе они подразделяются на: 1) Конституцию РФ; 2) федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы. Следует помнить, что субъекты РФ также имеют свои конституции (республики), уставы (другие субъекты Федерации) и собственные законы, которые должны соответствовать федеральному законодательству.
Термин «подзаконный нормативный правовой акт» указывает на то, что этот акт должен вытекать из Конституции и законов и строго соответствовать им. К подзаконным актам относятся: нормативные указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), акты органов местного самоуправления, локальные нормативные правовые акты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как соотносятся источники и формы права? В чем состоят рецепция и обновление в праве?
2. Дайте развернутую характеристику различных видов источников права.
3. Раскройте признаки закона, назовите отличительные черты различных видов законов.
4. Раскройте систему подзаконных нормативных правовых актов.
Тема 7. НОРМЫ ПРАВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Понятие нормы права, ее признаки.
2. Логическая структура нормы права: гипотеза, диспозиция,
санкция, их разновидности.
3. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.
4. Виды юридических норм, критерии, используемые для классификации норм права.
Задание для подготовки к занятию:
Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.
Форма контроля: тестирование.
Литература
Богдановская И.Ю. Категория «правовая норма» в правовой доктрине стран «общего права» // Журнал российского права, 2006, № 11.
Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1994.
Гаврилов В.В. Теории согласования международных и внутригосударственных правовых норм // Государство и право, 2005, № 12.
Кузнецов О.А. Пороки правовой нормы: «диагностика» и предупреждение // Журнал российского права, 2005, № 3.
Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права. Н.Новгород, 2002.
Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997.
Малеин Н.С. Правовые принципы: нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
Нормы советского права. Саратов, 1987.
Поощрительные санкции в праве: реальность и юридическая конструкция / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2008.
Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. № 1.
Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.
1. При изучении первого вопроса студенты, прежде всего, должны усвоить, что норма права — первичный элемент системы права, поэтому основные признаки, характеризующие право в целом, присущи и нормам права в отдельности. Каждая правовая норма представляет собой веление государства, общее правило, им установленное или санкционированное. Важно понять, в чем состоит общеобязательный характер правовой нормы и каким путем достигается эта общеобязательность. В этой связи следует показать отличие норм права от индивидуальных правовых предписаний. Следует раскрыть и другие признаки нормы права.
2. Второй вопрос темы связан с изучением основных элементов правовой нормы, характеризующих ее внутреннюю структуру: гипотезы, диспозиции, санкции. Данная логическая структура присуща нормам — правилам поведения. Нормы-цели, нормы-принципы: нормы-дефиниции и другие специальные нормы такой структуры не имеют.
3. Необходимо усвоить, что норма права и статья нормативного правового акта не однозначные явления. Статья — текстуальное выражение правовой нормы. Для более четкого представления о взаимосвязи нормы права и статьи нормативного акта следует рассмотреть различные формы изложения правовых норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный, бланкетный.
4. При подготовке третьего вопроса следует учесть, что существует несколько классификаций правовых норм. Особо нужно выделить типичные (регулятивные, охранительные) и специальные нормы (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, оперативные нормы, коллизионные нормы).
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите признаки нормы права.
2. Охарактеризуйте структуру правовой нормы.
3. Каковы способы изложения норм права в нормативных правовых актах?
4. Раскройте классификацию правовых норм.
Тема 8. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПЛАН СЕМИНАРА
1. Понятие системы и структурные элементы права. Правовой институт, подинституты. Отрасли и подотрасли права. Правовые общности отраслей.
2. Предмет и метод правового регулирования как главные критерии деления права на отрасли.
3. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право.
4. Система права и система законодательства: внутрисистемные, функциональные связи и различия.
Задание для подготовки к занятию:
Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.
Форма контроля: тестирование.
Литература
Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод правового регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права, 2006, № 2.
Баранов В.М., Поленина С.В. Система права и система законодательства в правовой системе России: учебное пособие. Нижний Новгород, 2002.
Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды. Саратов, 2000.
Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение, 2003, № 1.
Муромцев Г.И. Соотношение международного и внутригосударственного права в свете Конституции Российской Федерации. В кн.: Право и политика современной России. М., 1996.
Петров Д.Е. Отрасль права / под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2004.
Радько Т.Н. Систематизация законов в России //Государство и право. 2008. № 5.
Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003.
Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и в системе законодательства // Правоведение, 2006, № 3.
Якушев В.С. О понятии правового института// Правоведение, 1970, № 6.
1. Система права — это целостность, образованная взаимодействием правовых норм, правовых институтов и отраслей права. Признаками системы права являются единство, структурированность и иерархичность. Единство системы права обуславливается, в конечном счете, целями государственной власти. Структурированность системы права означает ее деление на части (элементы), которыми являются правовые нормы, правовые институты (подинституты), отрасли (подотрасли) права, общности отраслей. Ответ на первый вопрос предполагает подробное освещение всех элементов системы права. Следует уяснить, что отрасль права — это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом однородную сферу общественных отношений. В крупных и сложных по составу отраслях права имеются подотрасли права — целостные образования, регулирующие специфическую группу однородных общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права, например, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют: авторское, наследственное, международное частное право. В отличие от правового института, подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. Правовой институт — это обособленная группа юридических норм, регулирующих вид общественных отношений, автономно существующих в рамках одной или нескольких отраслей права. Поэтому выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Критериями обособления правовых норм в правовой институт выступают: 1) юридическое единство правовых норм (общие положения, правовые принципы, правовые понятия; 2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений (каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции; 3) обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях и др. структурных единицах нормативных правовых актов.
2. Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования — сфера однородных общественных отношений, регулируемая отраслью права. Он является материальным (объективным) критерием разграничения отраслей права. Метод правового регулирования — совокупность способов правового воздействия на определенную сферу общественных отношений. Он является формальным (субъективным) критерием разграничения отраслей права. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный — метод обязывания и запретов, метод властвования и юридического неравенства; диспозитивный — метод равенства и автономии воли.
3. Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке и практике давно — его проводили еще римские юристы. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на ее основе. Оно обеспечивает интересы отдельных лиц. Его сущность выражается в таких принципах, как независимость, имущественная самостоятельность и автономия лица, формальное равенство, свобода договора. Отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования.
Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие общественные и государственные интересы. Сфера действия публичного права — деятельность граждан, их организаций, властных структур по поводу достижения ими тех интересов, которые имеют публично-правовой характер. В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо). При этом стороны всегда юридически неравноправные. Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием, здесь господствует разрешительный тип правового регулирования.
Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реализации норм материального права.
Международное право занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене. В межд