Специально-юридические (внутренние) функции права

Неразрывная связь функций права с собственно-правовой материей обусловливает существование собственно-юридических функций:

– регулятивной и

– охранительной.

Критерием (основанием) их классификации являются способы воздействия права на поведение людей, особенности форм реализации. Регулятивная и охранительная функции – это имманентные праву функции. Они определяют необходимость его существования как социального института общества.

Регулятивная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выраженное в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей.

Особенности регулятивной функции права. Они выражены в путях (способах) осуществления функции, а именно:

1) определение посредством норм права дееспособности граждан;

2) закрепление правового статуса граждан;

3) определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц;

4) установление правового статуса юридических лиц;

5) определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

6) определение оптимального типа правового регулирования конкретных общественных отношений.

Регулятивная функция права реализуется через две свои разновидности (подфункции): регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Особенности регулятивно-статической функции:

1) это функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Она закрепляет общественный статус различных субъектов (права, свободы, правовой статус);

2) она в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются полномочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. Чем шире раздвинуты границы, тем свободнее люди в своих действиях;

3) функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм;

4) решающее значение принадлежит институтам права собственности, институту политических прав и свобод. Отчетливо данная функция выражена в авторском избирательном праве.

Особенности динамической функции права. Данная функция:

1) выражается в воздействии на общественные отношения путем оформления их движения (динамики);

2) определяет, каким должно быть будущее поведение людей;

3) осуществляется с помощью обязывающих норм прав, обязанностей активного поведения (оплата налогов, воинский долг, соблюдение трудовой дисциплины).

Особенности охранительной функции права. Охранительная функция права – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Для нее характерно:

1) определение запретов на совершение противоправных деяний;

2) установление юридических санкций за совершение указанных деяний;

3) непосредственное применение юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения;

4) направленность на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, личных отношений;

5) она служит средством информации о том, какие социальные ценности взяты под охрану;

6) реализуется должностными лицами.

В охранительной функции просматриваются два главных направления: а) охрана социальных, человеческих ценностей жизни, здоровья человека, среды обитания от вредных явлений и б) охрана самого права, его нормативных предписаний и нарушений, охрана правопорядка. Резких различий между ними нет.

В литературе называют и другие функции права:

– стимулирующую, регламентационную, организационную, пресекательную, вытеснительную (Б.В. Панченко);

– стабилизирующую (консервативную) и преобразующую (В.Ф. Про­зоров).

В условиях нового времени, когда уже оформилось гражданское общество, в соответствии с его структурой можно выделить три основных направления его воздействия:

– закрепление условий свободной деятельности человека в сфере быта, семьи, культуры;

– закрепление экономических условий свободной деятельности (экономическая свобода и ее гарантированность);

– закрепление условий участия в делах общества (политическая свобода) (Л.И. Спиридонов).

Плодотворно выделение в праве управленческой функции. Право – один из важнейших инструментов обеспечения управления – собственно это и есть основное назначение права. Управленческая функция – универсальная функция права, она включает в себя все остальные названные нами. Последние лишь конкретизируют ее, являются средством ее реализации и развития. Данную функцию можно назвать суперфункцией.

Функции права самым непосредственным образом связаны с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих систему:

– общеправовые (свойственные всем отраслям прав);

– межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);

– отраслевые (свойственные одной отрасли права);

– правовых институтов (свойственные конкретному институту права);

– норм права (свойственные конкретному виду норм права) (Т.Н. Радько).


ТЕМА 10. ФОРМА (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

 

1. Понятие формы (источника) права.

2. Виды форм права и их особенности.

 

Понятие формы (источника) права

Определение. Источник права – это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательно значения.

Значение понятия формы права. Ценностный смысл понятия формы права состоит в следующем:

– оно показывает как политически господствующая группа, народ "возводит в закон" свою волю; как правило поведения становится общеобязательным;

– облегчает систематизацию законодательства, его обзор и поиск нужного правового материала.

Соотношение понятий формы и источника права. Понятие формы права и источника права взаимосвязаны, но не совпадают. Если "форма права" показывает, как содержание организовано и выражено вовне, то "источник права" – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержания. В зависимости от фактов формирования права, его истоков различают источники:

1) материальные,

2) идеологические,

3) исторические и

4) юридические (форма права).

Материальный источник права. В этом смысле под источником права понимаются материальные условия жизни общества, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой. Форма всегда должна быть существенной, она будет лишена всякой ценности, если не будет иметь содержание, поэтому материальные условия жизни общества обусловливают волю через соответствующую правотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной источник права.

Идеологический источник права. В идеологическом смысле под источником права понимают юридические концепции, идеи, т. е. правосознание, которое выступает в качестве весьма значимого фактора правообразования. Общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации.

Исторический источник права. Под ним понимаются дошедшие до нашего времени исторические документы: берестяные грамоты Древнего Новгорода, судебные речи или выступления юристов, тексты нормативно-правовых актов, судебных или административных прецедентов и т. п.

Юридический источник права. Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и формы права совпадают по своему содержанию.

Иногда выявляется еще один источник права – социологический. С социологических позиций источник права – "культура, которая в процессе селектной эволюции вбирает в себя социальный опыт и выражается в общеобязательных правилах поведения" (Л.И. Спиридонов, В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Признаки формы права. Особенности формы права проявляются в двух его свойствах:

– форма права – это способ закрепления государственной воли в правовом акте;

– форма права – это средство решения юридических дел.

Формы (источники) права как понятие характеризуют связь права с государством, поскольку именно государственная воля опосредствует связь права с объективно существующими общественными отношениями. Внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного "документирования" государственной воли.

В юридической литературе отмечается, что в идеале форма права должна иметь следующие особенности (признаки):

1) обязательно закреплять нормативно волю граждан;

2) обусловливаться существующим социально-экономическим базисом;

3) обеспечивать политическую власть, служить интересам народа;

4) утверждать приоритетное значение законов как наиболее демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в правотворческом органе (См., например, Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999. – С. 176).

 

Виды форм права и их особенности

Внешнее, документальное закрепление правового предписания может происходить в виде:

– нормативно-правового акта,

– правового прецедента (судебного или административного),

– договора нормативного содержания,

– правового обычая,

– правовой (юридической) науки (доктрины),

– правосознания,

– общих принципов права,

– религиозных текстов,

– референдума.

В учебной литературе называются и другие источники: законы, нормативные акты органов государственного управления, нормативные акты общественных организаций (за которыми государство признает юридическую силу), нормы, издаваемые частными организациями (Л.И. Спиридонов).

Некоторые авторы относят к внешней форме права все то, в чем проявляет себя право вовне как явление. Сюда относится юридическая техника, юридические понятия, презумпции и т. д.

 

Нормативный правовой акт

Определение. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Особенности нормативно-правового акта. Как форма права, нормативно-правовой акт характеризуется тем, что он:

1) исходит из компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;

2) принимается в четко обозначенной процедуре;

3) имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;

4) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей.

Достоинства нормативно-правовых актов. К достоинствам нормативно-правового акта как формы права относят:

1) четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний;

2) оперативное ознакомление населения с их содержанием;

3) способность централизованно регулировать различные отношения;

4) легкость систематизации, кодификации, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа.

 

Юридический (правовой) прецедент

Определение. Правовой прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем.

Особенности правового прецедента. Для судебного прецедента как источника права характерно следующее:

1) он представляет собой акт (решение) судебного органа;

2) это решение содержит нормы права, правила поведения, т. е. представляет собой судебное правотворчество;

3) он казуистичен, максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации;

4) его отличает множественность – существует большое количество инстанций, которые могут создавать прецедент;

5) степень обязательности прецедента определяется положением суда в судебной системе как разрешающего ситуацию, так и создающего прецедент;

6) он стабилен – как правило, не отменяется, а заново излагается.

Авторитетность прецедента не утрачивается с течением времени. Фактически сила прецедента с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если только они не явно ошибочны, причина этого – в стремлении обеспечить "определенность" права, а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т. п.

Прецедент может быть отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала. В этом состоит суть так называемой декларативной теории: общее право никогда не меняется, но просто заново излагается.

Достоинства правового прецедента. Правовой прецедент имеет ряд положительных качеств:

– он является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

– имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;

– имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.

Недостатки правового прецедента. Правовому прецеденту присущи слабые стороны:

– не имеет того авторитета, обязательности, которые есть у нормативного акта;

– не исключает возможности произвола;

– объем его действия не определен.

 

Нормативный договор

Определение. Договор – это двухстороннее или многостороннее соглашение между людьми или организациями по урегулированию какой-либо жизненной ситуации.

Особенности нормативного договора как источника права. Для договора с нормативным содержанием характерно следующее:

1) он составляется несколькими субъектами права, представляет собой соглашение сторон;

2) содержит норму общего характера;

3) закрепляет общность интересов сторон;

4) основывается на равенстве сторон;

5) предполагает согласие участников по всем существенным вопросам;

6) является эквивалентным и, как правило, возмездным;

7) предусматривает взаимную ответственность сторон;

8) имеет правовое обеспечение.

В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуального разового характера. Его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.

Нормативные договоры имеют широкое распространение в международном праве (здесь это вообще основной источник права), конституционном, гражданском, трудовом и некоторых других отраслях. Они могут называться по-разному: "контракт", "соглашение", "договоренность" и т. д., но главное – данный документ должен содержать нормы права.

 

Правовой обычай

Определение. Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством.

Особенности правового обычая. Для правового обычая как формы права характерны:

1) исторический характер правила поведения,

2) санкционирование его государством путем отсылки к нему в тексте закона,

3) локальный характер действия,

4) обеспеченность санкцией государства,

5) единообразный непрерывный характер его исполнения.

Обычай выступает основным источником права в рабовладельческом и феодальном обществе. Ряд правовых источников того времени представляют собой систематизированные записи наиболее важных обычаев. Типичным примером является "Русская правда" – юридический памятник XI в.

Правовой обычай – правила поведения, к которым дана отсылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верно считать обычай юридическим источником. Источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизводящий в своих статьях требования обычая.

Достоинства правового обычая. Они состоят в том, что правовой обычай:

– возникает не сразу и не сверху, а снизу и постепенно и поэтому способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражает существующие в обществе закономерности и, соответственно, является более объективным;

– в большинстве случаев используется добровольно;

– позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений.

Недостатки правовых обычаев. К ним относятся:

– относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения;

– неопределенность, поскольку правило поведения текстуально нигде не фиксируется;

– небольшая сфера распространения, его локальный характер.

 

Правосознание

Определение. Правосознание – это совокупность идей, чувств, эмоций и т. п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.

Особенности правосознания. Для правосознания как источника права характерно следующее:

1) оно представляет собой правовую идею и чувство лица, разрешающего юридическое дело;

2) правовая идея содержит норму разового исполнения;

3) созданная норма права не оформляется в юридический нормативный акт, не создает систему норм права;

4) существует временно, в определенные периоды общественного развития. Характерно для революционных эпох, сопровождающихся большими разрушениями надстройки.

Общие принципы права

Определение. Общие принципы права – это исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т. п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания.

В некоторых странах своеобразным источником права являются общие принципы, например, юристы стран как континентального, так и общего права при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. Так, Гражданским кодексом Греции осуществление какого-либо права запрещается, если оно "превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрым нравом, или социальной и экономической целью". В Афганистане, в случае пробела в законе, суд может разрешить дело в соответствии с принципами шариата, являющегося основным источником права стран Востока.

Каждая система права признает обычно одновременно несколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов, специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой системы и даже отрасли права, в отношении которой поставлен вопрос. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве источника права закон (как вид нормативного акта), в другие периоды и в иных странах – судебная практика, в третьих странах – обычай и т. д.

 

Религиозные тексты

Священные религиозные книги являются источником религиозных правовых систем: Пятикнижие, Талмуд – в иудейском праве, Коран, Сунна – в мусульманском праве, Законы Ману – в индусском праве. По преданию, нормы, содержащиеся в этих книгах, даны Богом через посредников Моисея, Мухаммеда, Ману.

Особенности религиозных текстов. Как источники права религиозные тексты:

1) представляют собой решение или идею религиозной организации, церкви (ислам, христианство, буддизм);

2) содержат норму права, т. е. распространяются на все общество, предполагают существование церковной юриспруденции;

3) могут иметь несколько разновидностей, конкретных форм выражения. Например, в мусульманском праве: Коран, Сунна, иджма, кияс.

На определенных этапах истории человеческого общества существовало религиозное (каноническое) право. Оно играло существенную роль, особенно в тех странах, где религия признавалась государственным институтом.

 

Акты референдума

Определение. Референдум – это принятие важного государственного решения путем всенародного голосования. Референдум является источником права, если он проводится по поводу содержания подлежащих принятию законов.

Особенности референдума. Референдум как источник права отличается следующим:

1) он исходит от населения, выражает волю народа;

2) в системе других источников права он обладает высшей значимостью, высшей юридической силой;

3) он не обжалуется и не оспаривается.

Достоинство референдума заключается в том, что в нем непосредственно выражается воля народа, и поэтому его иногда объявляют источником права наивысшей юридической силы.

Недостатки референдума. Наивно было бы полагать, что результаты референдума – суть непосредственное выражение воли народа. Между сознанием населения и результатами голосования вклиниваются сформулированные властью вопросы, которые, к сожалению, часто формулируются либо недостаточно квалифицированно, либо преступно лукаво. К тому же на всенародное голосование технически возможно вынести лишь очень небольшое число закрытых вопросов (чаще всего 1–2), на которые возможно дать только простейшие ответы. Варианты ответов, как правило, также предлагаются авторами опросных листов, бюллетеней и т. д.

 

Правовая наука (доктрина)

Правовая доктрина – это компетентное суждение либо объяснение известных ученых по правовой проблеме.

Особенности правовой доктрины. Для правовой доктрины характерно следующее:

1) она представляет собой идею, вывод ученого;

2) выводы, идеи не содержат в себе нормы права. Это не право в собственном смысле слова;

3) формой выражения являются научные труды, высказывания (трактаты, монографии, статьи, комментарии).

В Древнем Риме выдающиеся юристы имели право давать разъяснения, обязательные для судов. В средние века в качестве источников права использовались комментарии глоссаторов. В англоязычных странах судья вправе обосновывать свое решение ссылками на авторитетные научные трактаты. В российском государстве правовая доктрина не признается официальным источником права. Однако все юристы-практики пользуются научными комментариями законов.

 

ТЕМА 11. НОРМЫ ПРАВА

 

1. Понятие нормы права.

2. Виды норм права.

3. Структура нормы права.

Понятие нормы права

Определение. Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе.

Значение учения о норме права. Ценностный смысл понятия нормы права состоит в том, что правовые нормы:

1) являются основным регулятором общественных отношений, обеспечивают условия коллективного существования людей;

2) являются средством информации о необходимом, целесообразном поведении;

3) облегчают законодателю подготовку и издание нормативных правовых актов;

4) содействуют рациональному применению права, вооружают умением выбора необходимого правового материала.

Признаки нормы права.Свойства правовой нормы определяются двумя началами: а) принадлежностью правовых норм к нормам социальным, б) юридической природой норм права.

Социальные нормы – правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций (корпоративные), нормы обычаев, нормы традиций и т. д.

Принадлежность юридической нормы к социальным нормам обуславливает следующие ее признаки (качества):

1) она представляет собой правило поведения людей в обществе;

2) обладает качеством нормативности, т. е. является типовым масштабом поведения: круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т. п.); рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в гипотезе);

3) направлена на регулирование общественных отношений, т. е. имеет сугубо социальный предмет регулирования.

Признаки, определяемые юридической природой нормы права. Для норм права характерно то, что они:

1) исходят из государства, им создаются или санкционируются;

2) обеспечиваются (гарантируются) государством;

3) являются государственным регулятором;

4) формально определены;

5) образуют систему;

6) общеобязательны;

7) имеют особую форму выражения (законы, указы, постановления и т. п.).

В учебной литературе называются и другие признаки нормы права. Отмечается, что норма права:

– это модель регулируемых общественных отношений; она отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества общественные отношения (В.К. Бабаев);

– это форма определения и закрепления прав и обязанностей (В.Д. Пе­ревалов);

– представляет официальное выражение государственнойволи (М.И. Байтин);

– это мера свободного волеизъявления и поведения человека (М.И. Бай­тин);

– это определенный метод воздействия на регулируемые общественные отношения (С.А. Комаров);

– носит двусторонний, предоставительно-обязывающий характер (А.С. Пиголкин, Г.В. Назаренко);

– критерий правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения (М.И. Байтин, В.С. Комаров);

– складывается из двух разновидностей правовых предписаний: правил поведения и исходных норм (М.И. Байтин, В.Н. Протасов, Г.В. Назаренко);

– действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения (В.Н. Протасов);

– модально-аксиологическое правило поведения (Г.В. Назаренко);

– логична (И.М. Рассолов, В.О. Елеонский).

Многоаспектность нормы права. Нормы права отражают различные грани, аспекты действительности:

– в индивидуально-социальном плане норма права – мера свободы и средство защиты интересов, прав и свобод личности;

– в общесоциальном плане – норма права выступает в виде справедливого образца поведения людей;

– в юридическом плане – норма права формально определенное обязательное правило поведения, обеспеченное государством (Р.В. Ен­гибарян, Ю.А. Краснов);

– в биологическом плане – норма права отражает частичку материального и духовного мира человеческого бытия;

– в психологическом плане – норма права как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроением человека (В.Д. Перевалов).

Функции нормы права. Функция нормы права, как и любой социальной нормы, – регулирование общественных отношений путем создания моделей поведения. Из нее вытекают другие, более конкретные функции:

– фиксация содержания регулирования (внутренняя функция норм в правовой системе);

– фиксация правовой воли господствующего класса (народа, элиты государственного аппарата);

– моделирование общественных отношений (правоотношений).

 

Виды норм права

В основу классификации норм права могут быть положены различные основания.

По роли в регулировании общественных отношений (социальному назначению) нормы права делятся на:

1) типичные – это правила поведения регулятивные, охранительные и т. д.

2) и нетипичные – это не правила поведения. В них даются определения, формулируютя задачи, принципы права и т. п.

Типичные нормы права. Они очень разнообразны и в свою очередь могут быть классифицированы по следующим основаниям.

1. По предмету правового регулирования различают:

– нормы государственного,

– административного,

– финансового,

– гражданского

– и других отраслей права.

2. По методу правового регулирования:

– императивные,

– диспозитивные,

– рекомендательные (В.Д. Перевалов),

– поощрительные (В.К. Бабаев),

– нормы-диспозиции (регулятивные),

– нормы-санкции (охранительные) (И.М. Рассолов, В.О. Елеонский).

3. По характеру предписания:

– обязывающие,

– запрещающие

– и управомочивающие.

4. По сфере действия:

– общего действия,

– ограниченного действия,

– локальные нормативные предписания (В.Д. Перевалов).

5. По месту в иерархии норм права:

– начальные (Конституция и конституционное законодательство),

– служебные,

– остальные (И.М. Рассолов, В.О. Елеонский).

6. По времени действия:

– постоянные,

– временные (В.Д. Перевалов).

7. По кругу лиц:

– распространяющиеся на всех лиц;

– распространяющиеся на четко обозначенную группу субъектов (военнослужащих, железнодорожников и т. п.) (В.Д. Перевалов).

8. По объему регулирования общественных отношений выделяют:

– общие нормы права, они регулируют определенный род общественных отношений;

– и специальные нормы права, они регулируют соответствующий вид общественных отношений, т. е. более узкий круг (В.В. Лазарев, С.В. Липень).

Особенности регулятивных норм права:

– отражают главное деление юридических норм. Они образуют костяк права, из них складываются институты и отрасли права;

– направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и обязанностей;

– регламентируют нормальный ход общественной жизни, рассчитаны на правомерное поведение.