Негосударственные субъекты политической системы общества

К негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Особенности политических (современных) партий:

– они представляют собой политические организации;

– представляют собой организации общественные (негосударственные);

– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

– имеют свою программу и устав;

– построены на определенных организационных принципах;

– имеют, как правило, фиксированное членство;

– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;

– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);

– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.

Функции партии:

– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;

– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;

– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;

– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;

– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.

Группы давления. Группа давления – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти (А.В. Малько).

Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию, партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.

К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны и т. п.) (А.В. Малько).

Общественно-политические движения. Общественно-полити­ческое движение – это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Отличие общественно-политического движения от политических партий состоит в следующем:

– социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

– они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии;

– движения не столь долговременны, как партии;

– движения не стремятся к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию);

– в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.);

– центром политической активности в движении выступает его ядро – инициативные группы, клубы, союзы и т. п.

Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:

– сотрудничества,

– помощи и содействия друг другу,

– поиска и достижения компромисса,

– координации деятельности.

Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными и негласными.

Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются:

– использование средств массовой информации;

– участие в массовых акциях одобрения или протеста;

– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.

Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью:

– групп давления, так называемых мозговых центров;

– близкого окружения;

– элитарных клубов;

– товарищеских групп;

– парламентских лобби;

– политических фракций (Н.Г. Назаренко).

Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:

– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;

– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.

Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:

1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;

2) создает необходимые условия для их деятельности;

3) определяет правовое положение некоторых общественных орга­низаций;

4) утверждает уставы данных организаций;

5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).

Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.

В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру.

Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.

 

Виды политических систем общества

В классификации политических систем могут использоваться следующие основания:

1) общественно-экономическая формация. По этому критерию выделяют: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социали­стические политические системы общества;

2) положение личности в обществе (политический режим). По данному критерию выделяют демократические и недемократические (авторитарные) политические системы;

3) способ управления обществом: командная, социоприменительная, соревновательная политические системы;

4) форма правления: президентские, парламентские, смешанные политические системы;

5) направления развития: прогрессивные и реакционные, реформаторские и консервативные политические системы;

6) политическая культура: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный типы политической системы (В.В. Лазарев, С.В. Липень);

7) партийный состав: однопартийные, двухпартийные, многопар­тийные и одной доминирующей партии;

8) географический и территориальный фактор: европейские, азиатские, североамериканские и иные политические системы;

9) религиозный критерий: арабские, индуистские, мусульманские и другие.

Встречается классификация политических систем по характеру социальной сферы:

1) тоталитарные политические системы закрытого типа (социальная среда распределительного типа),

2) либерально-демократические политические системы (социальная среда распределительного типа),

3) переходные политические системы (смешанная социальная среда).

По способу управления обществом различают три главных модели политических систем:

– командную,

– соревновательную,

– социоприменительную (В.Е. Чиркиин).

Особенности командной политической системы:

– командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение;

– интегральный характер – все ее звенья объединены на основе бюрократического централизма "сверху", а не путем естественно сложившихся отношений борьбы и сотрудничества;

– отрицание саморегуляции общественного организма, ставка на силовые принудительные методы.

Соревновательная политическая система. Для нее характерно:

– противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе;

– плюрализм;

– наличие саморегуляции общества в сферах экономики, социальных отношений, духовной жизни.

Для социоприменительной политической системы характерно:

– выдвижение на первый план социального аспекта;

– это система компромиссов, главное – консенсуса;

– воспитание гражданской ответственности связывается с идеей социальной справедливости, служение ей.


ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

1. Соотношение государства и права.

2. Понятие правового государства.

 

Соотношение государства и права

Соотношение государства и права рассматривается в трех аспектах: единстве, различии и взаимодействии.

Единство государства и права состоит в том, что государство и право:

1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом состоят в том, что:

1) государство есть особая организация политической власти, а право – социальный регулятор;

2) государство выражает силу, а право – волю;

3) первичным элементом государства является государственный орган, а права – норма права;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.

Взаимодействие государства и права. Государство воздействует на право в форме:

– правотворчества – государство формирует, изменяет, отменяет право;

– правоприменения – государство реализует и охраняет право.

Право воздействует на государство в форме:

– упорядочивания деятельности государственного аппарата, устанавливая его компетенцию;

– легализации государственной власти.

Типы взаимоотношений между государством и правом. Выделяют:

1) этатический тип – когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2) естественно-правовой – когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств);

3) дуалистический – когда между государством и правом существует функциональная связь.

Понятие правового государства

Определение. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на основе норм права (В.Н. Хропанюк).

Значение понятия правового государства. Ценностный смысл идеи правового государства состоит:

1) в критическом переосмыслении роли современного государства;

2) в утверждении суверенности народа как источника государственной власти;

3) в осознанном стремлении подчинить государство обществу;

4) в утверждении гуманистических начал во взаимоотношениях государства с личностью.

Признаки правового государства:

– верховенство закона,

– развитая система прав и свобод (правовое содержание закона),

– есть механизм защиты прав и свобод (гарантированностью правового закона).

Верховенство закона. Данный признак правового государства предполагает:

1) построение системы права, законодательства в соответствии с юридической силой нормативных актов;

2) признание закона как правового акта, обладающего высшей юридической силой;

3) признание конституции как главного закона государства;

4) что именно закон призван регулировать правовой статус, права и свободы и обязанности граждан;

5) строгую реализацию законов, их соблюдение, т. е. законность;

6) понимание закона как проявление государственного суверенитета.

Верховенство закона играет важную роль в формировании и деятельности правового государства. По существу этот принцип является юридическим выражением принципа народовластия (В.М. Сырых).

Закон прямо связан с верховной властью государства, рассматривается как проявление государственного суверенитета. При этом верховенство закона отражает внутренний аспект суверенитета, т. е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона и международного права (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

Развивая идею верховенства закона и расширяя ее значение, многие авторы говорят о господстве закона и господстве права, переводя их в плоскость соотношения государства и права (закона). Верховенство закона и господство права во многом совпадают, они реализуют принцип "вся власть закону": все подчиняются праву, правовым предписаниям, основанным на законе; все подчиняются закону, акту, принятому представительным органом; все подчиняются конституции, основному закону страны.

Развитая система прав и свобод. Верховенство закона может легко превратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его жизненных интересов и демократических устремлений. Смысл и цель правового государства в том, чтобы в центре его внимания и всего общества находился человек, его интересы; его права и свободы и есть высшая ценность правового государства.

Обычно выделяют четыре группы прав и свобод личности:

– социально-экономические,

– личные (гражданские),

– политические,

– в области культуры.

Социально-экономические права и свободы предполагают право на собственность, здоровье и медицинскую помощь, забастовку, благоприятную окружающую среду, защиту от безработицы, возмещение вреда, социальное обеспечение, гуманные условия труда.

Гражданские (личные) права и свободы предполагают права на жизнь, безопасность, семейную и личную тайну, защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, равенство перед законом и судом, не свидетельство против себя самого, супруга, близких родственников, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу и личную неприкосновенность, наследование, свободу совести и вероисповедания, свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания, самозащиту своих прав и свобод.

Политические права и свободы предполагают права на свободу мнений и убеждений, объединение, участие в отправлении правосудия, судебную защиту, участие в референдуме, свободу мысли и слова, управление делами государства, равный доступ к государственной службе, доступ к информации о себе, быть избранным и избирать, обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, равенство прав и свобод человека и гражданина, свободу митингов, собраний, демонстраций, шествий, пикетирования.

Права в области культуры предполагают право на: участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, образование, пользование учреждениями культуры, свободу всех видов творчества, общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, свободный выбор обучения и творчества.

Таким образом, закон и основанные на нем подзаконные акты не только по форме, по наименованию, но и по содержанию, по смыслу становятся правовыми. Происходит совпадение закона и права (принцип единства права и закона), а сам закон становится правовым законом.

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

1) он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

2) он воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;

3) учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);

4) правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества;

5) правовой закон – антипод произволу (В.Н. Хропанюк).

Механизм защиты прав и свобод (гарантированность правового закона). Гарантированность правового закона представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реальное действие норм права. Для преодоления неправовых действий граждан и должностных лиц существует механизм государственного принуждения. Его основная цель – обеспечить реальное действие правового закона, реализацию основных прав и свобод человека. Эта особенность правового государства определяется иногда как принцип правовой защищенности.

К средствам, гарантирующим реализацию правового закона, относят:

1) жалобы и заявления о нарушении прав и свобод и деятельность государственных органов по их рассмотрению;

2) законность, ее гарантии и принципы;

3) судебное рассмотрение нарушений законодательства;

4) юридическую ответственность, ее неотвратимость и справедливость;

5) эффективную работу правоохранительных органов.

Гарантированность правового закона предполагает ответственность государственной власти, ее органов. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается:

1) ответственностью правительства перед представительными органами;

2) дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственностью должностных лиц любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

3) импичментом и т. п.

Другие признаки правового государства. Перечень особенностей правового государства довольно широк. К ним относят:

1) демократизм, реальное осуществление народовластия; режим конституционного правления; режим строгой законности в государстве и обществе (С.Н. Кожевников);

2) подчинение государства обществу; политический и идеологический плюрализм;

3) гласность, открытость в деятельности государства, отсутствие цензуры; независимое демократическое правосудие; признание государством основной ценностью человеческую личность, ее достоинство, права и свободы; принцип ответственности государства перед личностью (А.Ф. Черданцев);

4) верховенство правового закона; организацию и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей (Г.В. Назаренко).

К.В. Вавилов, говоря о наиболее существенных характеристиках правового государства, выделяет три аспекта в органическом единении: демократия, законность, социальная справедливость.

Принципы правового государства. Принципы правового государства – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правом.

Виды принципов правового государства. Среди принципов правового государства выделяются два главных:

– наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона),

– наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти (формально-юридическая сторона) (А.В. Малько).

Первый принцип – наиболее полное обеспечение прав и свобод. Для человека создаются условия для его правовой свободы, в основе которых лежит принцип "дозволено все, что не запрещено законом". Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Второй принцип – принцип подчинения государства им же изданному положительному праву, праву, содержащемуся в нормативных актах. Это так называемое государство законности.

Некоторые авторы называют другие принципы правового государства:

– возможность рассмотрения судом не только юридического спора, но и самого закона; роль суда как органа правосудия, а не орудия репрессий (Л.И. Спиридонов);

– принцип правовой защищенности человека и гражданина; принцип единства права и закона; принцип приоритета (В.Д. Перевалов).

Основы правового государства. Правовое государство имеет три основы:

– экономическую – предполагает многоукладность экономики, множественность форм собственности (государственную, коллективную, арендную, частную, акционерную, кооперативную и др.);

– социальную, ее составляет саморегулирующееся гражданское общество;

– нравственную, ее образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, т. е. утверждение нравственных высших ценностей человека (В.Н. Хропанюк).

Модели правового государства. По социальным характеристикам правовое государство представлено тремя моделями:

– либеральное правовое государство,

– социальное правовое государство,

– социалистическое правовое государство (А.Ф. Черданцев).

Либеральное правовое государство. В его основе лежит теория естественного права и английская политическая экономия. Основные ее идеи:

– право частной собственности – естественное право независимо от государства;

– экономика и государство – это отдельные сферы;

– личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество – по отношению к государству;

– государство не имеет собственных целей, оно выполняет роль "ночного сторожа": защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается.

В наше время чисто либеральных государств, проводящих политику только "ночного сторожа", не существует. Однако идеи либерализма живы в виде "неолиберализма" или "неоконсерватизма" и проявляются в политике партий либерально-демократического толка.

Социальное правовое государство. В отличие от чисто либерального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит социальную политику в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и т. п. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано в конституциях Франции (ст. 2), ФРГ (ст. 20), Испании, России (ст. 7).

Социалистическое правовое государство характеризуется активной ролью государства, высоким объемом государственной собственности; оно основывается на марксистско-ленинской идеологии и социалистической законности.


ТЕМА 8. ПРИНЦИПЫ ПРАВА

 

1. Понятие принципов права.

2. Виды принципов права.

 

Понятие принципов права

Принципы права – это основополагающие идеи и требования права, определяющие и выражающие его сущность. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.

Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть устремлено, ориентировано. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.

Признаки принципов права.Принципы права представляют собой:

1) правовые идеи, мысли о праве;

2) универсальные правовые идеи, они пронизывают всю правовую систему;

3) руководящие, императивные правовые идеи;

4) объективные правовые идеи, их существование обусловлено природой права.

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. В правовых идеях концентрируется и формируется содержательная сторона, его сущность – справедливость, равенство, свобода. Без этих идейных стержней права нет (Р.З. Лившиц).

Принципы универсальны. Они пронизывают (должны пронизывать) всю структуру права, всю юридическую материю – нормы, правоотношения, правосознание, правоприменительную практику и, конечно, правотворчество (Н.С. Малеин).

Принцип права не только идея. Принципы выходят за пределы только идеи и обретают нормативное и правоприменительное содержание. Принципы права – это прежде всего идеи, но также нормы и отношения.

Каждый из принципов права имеет довольно сложное строение: разнообразные юридические императивы, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой. Так, принцип законности (строгого и неукоснительного соблюдения закона) в российской правовой системе образуют следующие императивы:

– Конституция РФ имеет высшую юридическую силу;

– законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

– Конституция РФ, федеральные законы, конституционные законы имеют прямое действие на всей территории РФ;

– федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

– субъекты правотворчества и реализации права, все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на законах правовые акты и т. д.

Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:

– в статьях нормативных правовых актов (прямое закрепление);

– в содержании и смысле законодательства (выводятся из них – кос­венное закрепление);

– в юридической практике, сформулированные ею (В.И. Гойман).

Принципы права, закрепленные в статьях (нормах) законодательства, представляют собой четкие правила. Например, в ст. 6 Конституции РФ записано, что "гражданин не может быть лишен своего гражданства", в ст. 15 – "неопубликованные законы не применяются". Нормы-принципы не допускают неоднозначного толкования и понимания, они могут и должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми судьями.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принцип ответственности за вину, принцип неразрывной связи прав и обязанностей.

Принципы, сформулированные практикой: "никто не может передать другому больше прав, чем сам имеет"; "бремя доказывания возлагается на сторону, предъявившую иск"; принцип "не злоупотребление правом".

Принципы и нормы права. Принципы права отличаются от норм права тем, что

1) не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезы, диспозиции);

2) обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер;

3) выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных предписаниях;

4) являются основой формирования систем права, отраслей инсти­тутов права.

Принципы права и правосознание. В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований, они являются важнейшими элементами системы права.

Роль принципов права в правовом регулировании. В механизме правового регулирования принципы права являются активными центрами, которые играют роль "командного отсека". А именно:

– систематизирующую,

– правотворческую,

– регулятивную,

– интегративную (связывает общество и право) роли.

Систематизирующая роль. Вместе с предметом и методом правового регулирования принципы права играют важную системообразующую роль в системе права и правовой системы общества. На их основе формируются те или иные системы, отрасли институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-право­выми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации права. "Принципы права, – пишет С.С. Алексеев, – являются той "жизненной силой", которая связывает его подразделения в единый механизм".

Правотворческая роль. Принципы права – направляющие конструкции правотворческой деятельности государства. Они обеспечивают единообразное формулирование норм права, определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя.

Принципы права играют и непосредственно регулятивную роль, направляя применение юридических норм, намечая общую линию решения того или иного юридического дела. Они как бы направляют функционирование права, определяют линию судебной и иной юридической практики, помогают устранению пробелов в праве.

По мнению В.И. Гоймана, принципы права действуют (воздействуют) двояко: опосредованно – через конкретные предписания, присутствуя в них так сказать "незримо", и непосредственно, выступая ориентирами поведения конкретных участников правоотношений.

Нередко принципы выступают важным средством установления пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Например, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на сохранение жилой площади и право на получение пенсии гражданам, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Принципы права являются связующим звеном (интегрированная роль) между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы. Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Некоторые авторы говорят об адаптирующей роли принципов.

 

Виды принципов права

Принципы права классифицируются по следующим основаниям:

– степень конкретности исследуемого права,

– исторический тип права,

– характер принципа,

– сфера действия принципа права,

– степень конкретности принципа права.

В зависимости от масштаба, объема исследования (подхода) различаются:

1) межтиповые принципы, присущие всем правовым системам в целом;

2) типовые принципы – они характерны для определенного типа права, исторического типа права (рабовладельческого, феодаль­ного и т. д.);

3) родовые принципы – характерны для одного вида, семейства, правовой семьи (романо-германской, англосаксонской и т. п.);

4) отраслевые принципы данной правовой системы (Л.С. Явич).

В зависимости от исторического типа права принципы права классифицируются на принципы:

– рабовладельческого права,

– феодального права,

– буржуазного права,

– социалистического права,

– переходного права от одного типа к другому.

В зависимости от своего характера принципы права делятся на:

– общесоциальные (экономические, политические, идеологические, религиозные);

– специально-юридические (законности, правосудия, гуманизма, равноправия).

Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

В зависимости от сферы действия принципы права подразделяются на принципы:

– общие (основные),

– межотраслевые,

– отраслевые.

Общеправовые принципы имеют и самостоятельное значение в отраслевом правовом регулировании. Они не только реализуются в специальных отраслевых принципах, но и дополняют и объединяют в систему принципы той или иной отрасли. При этом одни и те же общеправовые принципы в разных отраслях права определяются неодинаково, исходя из конкретных, специфических для отрасли задач. Например, содержание принципа законности в уголовном праве не ограничивается указанием закона. Основной характеристикой принципа законности является идея установления преступности деяния и наказания за него только в соответствии с законом, без применения аналогии. Принцип законности предполагает также, что единственным источником законных норм может быть закон, и никто не вправе давать ему расширительное толкование.

Принцип равенства граждан перед уголовным законом не абсолютен. Он прежде всего предполагает равенство оснований для уголовной ответственности и ее неотвратимость, а также общие пределы наказания лиц, совершивших преступление, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения. Вместе с тем, процесс назначения наказания в основном подчинен иному специфическому для уголовного права принципу – индивидуализации уголовной ответственности, который как раз допускает при назначении наказания учет половой, а в соответствующих случаях и социальной принадлежности лица.

Принцип гуманизма, не характерный в целом для уголовного права, имеет назначением ограничение принуждения уголовного, что отражается в целях уголовного наказания и в правилах его назначения. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Лицу должно быть назначено минимальное наказание, достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Принцип гуманизма в уголовном праве предполагает также и возможность смягчения уголовного наказания несовершеннолетних, престарелых, беременных женщин и женщин, имеющих много малолетних детей.

Особенности общих принципов права. В отличие от отраслевых, межотраслевых и других видов общие принципы права:

1) являются исходными, отправными идеями для права в целом, это несущие конструкции всего правового здания;

2) закрепляются в основном в Конституции, а не в преамбулах общих статей законодательных актов;

3) получают дальнейшее развитие в других принципах;

4) являются разновидностью источников права.

Общеправовые, или общие, принципы права являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкурентного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т. п. В законодательстве ряда стран (к примеру в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права.

Виды общих принципов права. Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет свое мнение. Чаще всего к общим принципам права относят принципы:

– справедливости,

– уважения прав человека,

– равноправия,

– законности,

– правосудия.

Реже называют такие принципы, как уважение прав человека, правосудия (В.И. Леушин, В.Д. Перевалов); сочетания убеждения и принуждения, демократизма (О.И. Цыбулевская); ответственности за вину, социальной свободы (В.Н. Хронанюк); принцип верховенства закона над другими нормативными правовыми актами, примата (пер­венства) международного права над внутригосударственным, принцип закрепления правовой охраны разнообразных форм собственности (го­сударственной, муниципальной, частной) (А.Ф. Черданцев).

Некоторые авторы предлагают отказаться от этой традиционной классификации принципов права, так как общие принципы действуют через отраслевые, тем самым специальные (отраслевые) принципы конкретизируют общеправовые положения. Отказ от дифференциации принципов приведет к утрате концепции их взаимодействия, ради которой авторы призывают отказаться от традиционного деления принципов права.

В зависимости от сферы действия принципы права делятся на принципы:

– юридической практики,

– правового статуса,

– юридической ответственности и т. п. (В.Н. Карташов).

По степени конкретности, нормативности принципы права, закрепленные в конституции, делятся на:

– принципы-нормы,

– принципы-законоположения.

Принципы-нормы отличаются тем, что:

– представляют собой четкие правила поведения,

– не допускают неоднозначности толкования и понимания,

– могут и должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми судами.

Принципы-нормы, например ст. 2 ч. 2 Конституции РФ: "Конституция РФ и федеральный закон имеют верховенство на всей территории РФ". Или ст. 6 Конституции: "Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства". Ст. 15 Конституции: "Неопубликованные законы не применяются".

Принципы-законоположения отличаются тем, что:

– не представляют собой четких правил поведения,

– не обладают четкой формальностью,

– реализуются обычно в сочетании с другими правовыми актами,

– содержатся во многих статьях.

Принципы-законоположения, например, ст. 38 ч. 1: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства"; ст. 58 Конституции РФ: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду".

На основании концепции единства и взаимопроникновения естественного и позитивного права общеправовые принципы можно подразделить на:

– морально-этические, или нравственные;

– организационные.

Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права. Морально-этические принципы: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ – источник власти, человек – высшая ценность, охрана прав человека – цель и обязанность государства.

К организационным принципам российского права относятся принцип федерализма, связь между общими принципами права и межотраслевыми и отраслевыми принципами, сочетание убеждения и принуждения, принцип сочетания стимулирования и ограничений.

В зависимости от того, составляют ли принципы права основу системы права в целом либо отдельных ее компонентов В.Н. Карташов подразделяет их на следующие группы:

1) исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права (принципы институтов права);

2) межинституционные нормативно-руководящие положения (межинституциональные принципы);

3) принципы подотраслей права;

4) отраслевые принципы права;

5) межотраслевые нормативно-руководящие начала;

6) принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи;

7) принципы международного права.

Некоторые авторы полагают, что в праве существуют и неписаные принципы. Они образуют две большие группы:

– принципы действующего права;

– иные правовые принципы, которые порой именуются "правовыми аксиомами" (Г.В. Назаренко).

Принципы действующего права либо закреплены в конкретных правовых нормах (прямая фиксация), либо логически вытекают из совокупности норм (косвенная фиксация).

Писаные принципы посредством юридических норм закрепляют основополагающие правовые требования и, в сущности, являются правовыми средствами-стимулами. Неписаные принципы (правовые аксиомы), как элемент правосознания, выражают исходные правовые идеи и воздействуют на характер и степень реализации правовых средств.

 

 

ТЕМА 9. ФУНКЦИИ ПРАВА

 

1. Понятие функций права.

2. Виды функций права.

 

Понятие функций права

Определение. Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Значение понятия функций права. Понятие функции права позволяет:

– раскрыть назначение и сущность права;

– познать право с активной стороны, его динамику;

– определить пределы и возможности правового регулирования;

– познать особенности и закономерности действия права.

Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:

1) юридический (правовой) характер воздействия. Оно осуществляется юридическими средствами (нормы права, санкции, запреты и т. д.);

2) производность его от сущности права;

3) волевой характер воздействия – индивидуальная воля подчиняется государственной воле;

4) целенаправленность воздействия – на определенную группу людей, сферу общественных отношений с определенной целью;

5) воздействие на социально значимые отношения.

Называются и другие признаки функции права, отмечается, что они вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе; выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач; представляют направление активного действия; отличаются постоянством, состоящим в непрерывности, длительности их действия (В.К. Бабаев, В.М. Баранов В.А. Толстик).

Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:

– информационное воздействие – состоит в сообщении адресатам требования государства;

– ориентационное воздействие – оно направлено на выработку у граждан позитивных правовых установок;

– правовое регулирование – состоит в воздействии при помощи правовых средств (норм права, юридических актов, правоотношений и т. п.) (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик).

Все функции права реализуются путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т. е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества (социальных субъектов). Право реализует свои функции обязывающими, запрещающими и управомочивающими нормами в их единстве.

 

Виды функций права

В зависимости от внутреннего или внешнего действия права выделяют две группы функций:

– внешние, находящиеся за пределами права. Их называют социальными;

– внутренние, находящиеся в рамках самого права. Их называют собственно-юридическими.

Социальные (общесоциальные) функции права

Объективным внешним критерием классификации функций права являются различные социальные сферы. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы, – экономическую, политическую и воспитательную. Им соответствуют функции права. Их называют социальными. В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного воздействия на соответствующую сферу общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая – на политическую; воспитательная – на духовную.

Среди общесоциальных функций права выделяют не только функции экономические, политические и идеологические (воспитательные). Некоторые авторы называют культурно-историческую функ­цию, функцию социального контроля, информационно-ориентацион­ную (В.Н. Синюков).