Негосударственные субъекты политической системы общества
К негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Особенности политических (современных) партий:
– они представляют собой политические организации;
– представляют собой организации общественные (негосударственные);
– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;
– имеют свою программу и устав;
– построены на определенных организационных принципах;
– имеют, как правило, фиксированное членство;
– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;
– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);
– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.
Функции партии:
– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;
– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;
– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;
– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;
– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.
Группы давления. Группа давления – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти (А.В. Малько).
Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию, партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.
К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны и т. п.) (А.В. Малько).
Общественно-политические движения. Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.
Отличие общественно-политического движения от политических партий состоит в следующем:
– социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);
– они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии;
– движения не столь долговременны, как партии;
– движения не стремятся к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию);
– в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.);
– центром политической активности в движении выступает его ядро – инициативные группы, клубы, союзы и т. п.
Взаимодействие государственных и негосударственных организаций. Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:
– сотрудничества,
– помощи и содействия друг другу,
– поиска и достижения компромисса,
– координации деятельности.
Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными и негласными.
Гласными, открытыми путями воздействия на государственную власть являются:
– использование средств массовой информации;
– участие в массовых акциях одобрения или протеста;
– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.
Негласные (теневые) пути воздействия на государственную власть проявляются в политических интригах с помощью:
– групп давления, так называемых мозговых центров;
– близкого окружения;
– элитарных клубов;
– товарищеских групп;
– парламентских лобби;
– политических фракций (Н.Г. Назаренко).
Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:
– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;
– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;
– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.
Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:
1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;
2) создает необходимые условия для их деятельности;
3) определяет правовое положение некоторых общественных организаций;
4) утверждает уставы данных организаций;
5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).
Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.
В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру.
Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.
Виды политических систем общества
В классификации политических систем могут использоваться следующие основания:
1) общественно-экономическая формация. По этому критерию выделяют: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические политические системы общества;
2) положение личности в обществе (политический режим). По данному критерию выделяют демократические и недемократические (авторитарные) политические системы;
3) способ управления обществом: командная, социоприменительная, соревновательная политические системы;
4) форма правления: президентские, парламентские, смешанные политические системы;
5) направления развития: прогрессивные и реакционные, реформаторские и консервативные политические системы;
6) политическая культура: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный типы политической системы (В.В. Лазарев, С.В. Липень);
7) партийный состав: однопартийные, двухпартийные, многопартийные и одной доминирующей партии;
8) географический и территориальный фактор: европейские, азиатские, североамериканские и иные политические системы;
9) религиозный критерий: арабские, индуистские, мусульманские и другие.
Встречается классификация политических систем по характеру социальной сферы:
1) тоталитарные политические системы закрытого типа (социальная среда распределительного типа),
2) либерально-демократические политические системы (социальная среда распределительного типа),
3) переходные политические системы (смешанная социальная среда).
По способу управления обществом различают три главных модели политических систем:
– командную,
– соревновательную,
– социоприменительную (В.Е. Чиркиин).
Особенности командной политической системы:
– командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение;
– интегральный характер – все ее звенья объединены на основе бюрократического централизма "сверху", а не путем естественно сложившихся отношений борьбы и сотрудничества;
– отрицание саморегуляции общественного организма, ставка на силовые принудительные методы.
Соревновательная политическая система. Для нее характерно:
– противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе;
– плюрализм;
– наличие саморегуляции общества в сферах экономики, социальных отношений, духовной жизни.
Для социоприменительной политической системы характерно:
– выдвижение на первый план социального аспекта;
– это система компромиссов, главное – консенсуса;
– воспитание гражданской ответственности связывается с идеей социальной справедливости, служение ей.
ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
1. Соотношение государства и права.
2. Понятие правового государства.
Соотношение государства и права
Соотношение государства и права рассматривается в трех аспектах: единстве, различии и взаимодействии.
Единство государства и права состоит в том, что государство и право:
1) возникают и развиваются совместно;
2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
3) выступают средствами управления, инструментами власти;
4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.
Различия между государством и правом состоят в том, что:
1) государство есть особая организация политической власти, а право – социальный регулятор;
2) государство выражает силу, а право – волю;
3) первичным элементом государства является государственный орган, а права – норма права;
4) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.
Взаимодействие государства и права. Государство воздействует на право в форме:
– правотворчества – государство формирует, изменяет, отменяет право;
– правоприменения – государство реализует и охраняет право.
Право воздействует на государство в форме:
– упорядочивания деятельности государственного аппарата, устанавливая его компетенцию;
– легализации государственной власти.
Типы взаимоотношений между государством и правом. Выделяют:
1) этатический тип – когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
2) естественно-правовой – когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств);
3) дуалистический – когда между государством и правом существует функциональная связь.
Понятие правового государства
Определение. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на основе норм права (В.Н. Хропанюк).
Значение понятия правового государства. Ценностный смысл идеи правового государства состоит:
1) в критическом переосмыслении роли современного государства;
2) в утверждении суверенности народа как источника государственной власти;
3) в осознанном стремлении подчинить государство обществу;
4) в утверждении гуманистических начал во взаимоотношениях государства с личностью.
Признаки правового государства:
– верховенство закона,
– развитая система прав и свобод (правовое содержание закона),
– есть механизм защиты прав и свобод (гарантированностью правового закона).
Верховенство закона. Данный признак правового государства предполагает:
1) построение системы права, законодательства в соответствии с юридической силой нормативных актов;
2) признание закона как правового акта, обладающего высшей юридической силой;
3) признание конституции как главного закона государства;
4) что именно закон призван регулировать правовой статус, права и свободы и обязанности граждан;
5) строгую реализацию законов, их соблюдение, т. е. законность;
6) понимание закона как проявление государственного суверенитета.
Верховенство закона играет важную роль в формировании и деятельности правового государства. По существу этот принцип является юридическим выражением принципа народовластия (В.М. Сырых).
Закон прямо связан с верховной властью государства, рассматривается как проявление государственного суверенитета. При этом верховенство закона отражает внутренний аспект суверенитета, т. е. верховенство государственной власти внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона и международного права (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).
Развивая идею верховенства закона и расширяя ее значение, многие авторы говорят о господстве закона и господстве права, переводя их в плоскость соотношения государства и права (закона). Верховенство закона и господство права во многом совпадают, они реализуют принцип "вся власть закону": все подчиняются праву, правовым предписаниям, основанным на законе; все подчиняются закону, акту, принятому представительным органом; все подчиняются конституции, основному закону страны.
Развитая система прав и свобод. Верховенство закона может легко превратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его жизненных интересов и демократических устремлений. Смысл и цель правового государства в том, чтобы в центре его внимания и всего общества находился человек, его интересы; его права и свободы и есть высшая ценность правового государства.
Обычно выделяют четыре группы прав и свобод личности:
– социально-экономические,
– личные (гражданские),
– политические,
– в области культуры.
Социально-экономические права и свободы предполагают право на собственность, здоровье и медицинскую помощь, забастовку, благоприятную окружающую среду, защиту от безработицы, возмещение вреда, социальное обеспечение, гуманные условия труда.
Гражданские (личные) права и свободы предполагают права на жизнь, безопасность, семейную и личную тайну, защиту чести и достоинства, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, равенство перед законом и судом, не свидетельство против себя самого, супруга, близких родственников, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу и личную неприкосновенность, наследование, свободу совести и вероисповедания, свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания, самозащиту своих прав и свобод.
Политические права и свободы предполагают права на свободу мнений и убеждений, объединение, участие в отправлении правосудия, судебную защиту, участие в референдуме, свободу мысли и слова, управление делами государства, равный доступ к государственной службе, доступ к информации о себе, быть избранным и избирать, обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, равенство прав и свобод человека и гражданина, свободу митингов, собраний, демонстраций, шествий, пикетирования.
Права в области культуры предполагают право на: участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, образование, пользование учреждениями культуры, свободу всех видов творчества, общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, свободный выбор обучения и творчества.
Таким образом, закон и основанные на нем подзаконные акты не только по форме, по наименованию, но и по содержанию, по смыслу становятся правовыми. Происходит совпадение закона и права (принцип единства права и закона), а сам закон становится правовым законом.
Правовой закон характеризуется следующими признаками:
1) он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;
2) он воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства;
3) учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных);
4) правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества;
5) правовой закон – антипод произволу (В.Н. Хропанюк).
Механизм защиты прав и свобод (гарантированность правового закона). Гарантированность правового закона представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реальное действие норм права. Для преодоления неправовых действий граждан и должностных лиц существует механизм государственного принуждения. Его основная цель – обеспечить реальное действие правового закона, реализацию основных прав и свобод человека. Эта особенность правового государства определяется иногда как принцип правовой защищенности.
К средствам, гарантирующим реализацию правового закона, относят:
1) жалобы и заявления о нарушении прав и свобод и деятельность государственных органов по их рассмотрению;
2) законность, ее гарантии и принципы;
3) судебное рассмотрение нарушений законодательства;
4) юридическую ответственность, ее неотвратимость и справедливость;
5) эффективную работу правоохранительных органов.
Гарантированность правового закона предполагает ответственность государственной власти, ее органов. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается:
1) ответственностью правительства перед представительными органами;
2) дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной ответственностью должностных лиц любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
3) импичментом и т. п.
Другие признаки правового государства. Перечень особенностей правового государства довольно широк. К ним относят:
1) демократизм, реальное осуществление народовластия; режим конституционного правления; режим строгой законности в государстве и обществе (С.Н. Кожевников);
2) подчинение государства обществу; политический и идеологический плюрализм;
3) гласность, открытость в деятельности государства, отсутствие цензуры; независимое демократическое правосудие; признание государством основной ценностью человеческую личность, ее достоинство, права и свободы; принцип ответственности государства перед личностью (А.Ф. Черданцев);
4) верховенство правового закона; организацию и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей (Г.В. Назаренко).
К.В. Вавилов, говоря о наиболее существенных характеристиках правового государства, выделяет три аспекта в органическом единении: демократия, законность, социальная справедливость.
Принципы правового государства. Принципы правового государства – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правом.
Виды принципов правового государства. Среди принципов правового государства выделяются два главных:
– наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона),
– наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти (формально-юридическая сторона) (А.В. Малько).
Первый принцип – наиболее полное обеспечение прав и свобод. Для человека создаются условия для его правовой свободы, в основе которых лежит принцип "дозволено все, что не запрещено законом". Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.
Второй принцип – принцип подчинения государства им же изданному положительному праву, праву, содержащемуся в нормативных актах. Это так называемое государство законности.
Некоторые авторы называют другие принципы правового государства:
– возможность рассмотрения судом не только юридического спора, но и самого закона; роль суда как органа правосудия, а не орудия репрессий (Л.И. Спиридонов);
– принцип правовой защищенности человека и гражданина; принцип единства права и закона; принцип приоритета (В.Д. Перевалов).
Основы правового государства. Правовое государство имеет три основы:
– экономическую – предполагает многоукладность экономики, множественность форм собственности (государственную, коллективную, арендную, частную, акционерную, кооперативную и др.);
– социальную, ее составляет саморегулирующееся гражданское общество;
– нравственную, ее образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, т. е. утверждение нравственных высших ценностей человека (В.Н. Хропанюк).
Модели правового государства. По социальным характеристикам правовое государство представлено тремя моделями:
– либеральное правовое государство,
– социальное правовое государство,
– социалистическое правовое государство (А.Ф. Черданцев).
Либеральное правовое государство. В его основе лежит теория естественного права и английская политическая экономия. Основные ее идеи:
– право частной собственности – естественное право независимо от государства;
– экономика и государство – это отдельные сферы;
– личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество – по отношению к государству;
– государство не имеет собственных целей, оно выполняет роль "ночного сторожа": защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается.
В наше время чисто либеральных государств, проводящих политику только "ночного сторожа", не существует. Однако идеи либерализма живы в виде "неолиберализма" или "неоконсерватизма" и проявляются в политике партий либерально-демократического толка.
Социальное правовое государство. В отличие от чисто либерального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит социальную политику в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и т. п. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано в конституциях Франции (ст. 2), ФРГ (ст. 20), Испании, России (ст. 7).
Социалистическое правовое государство характеризуется активной ролью государства, высоким объемом государственной собственности; оно основывается на марксистско-ленинской идеологии и социалистической законности.
ТЕМА 8. ПРИНЦИПЫ ПРАВА
1. Понятие принципов права.
2. Виды принципов права.
Понятие принципов права
Принципы права – это основополагающие идеи и требования права, определяющие и выражающие его сущность. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.
Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть устремлено, ориентировано. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.
Признаки принципов права.Принципы права представляют собой:
1) правовые идеи, мысли о праве;
2) универсальные правовые идеи, они пронизывают всю правовую систему;
3) руководящие, императивные правовые идеи;
4) объективные правовые идеи, их существование обусловлено природой права.
Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. В правовых идеях концентрируется и формируется содержательная сторона, его сущность – справедливость, равенство, свобода. Без этих идейных стержней права нет (Р.З. Лившиц).
Принципы универсальны. Они пронизывают (должны пронизывать) всю структуру права, всю юридическую материю – нормы, правоотношения, правосознание, правоприменительную практику и, конечно, правотворчество (Н.С. Малеин).
Принцип права не только идея. Принципы выходят за пределы только идеи и обретают нормативное и правоприменительное содержание. Принципы права – это прежде всего идеи, но также нормы и отношения.
Каждый из принципов права имеет довольно сложное строение: разнообразные юридические императивы, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой. Так, принцип законности (строгого и неукоснительного соблюдения закона) в российской правовой системе образуют следующие императивы:
– Конституция РФ имеет высшую юридическую силу;
– законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;
– Конституция РФ, федеральные законы, конституционные законы имеют прямое действие на всей территории РФ;
– федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;
– субъекты правотворчества и реализации права, все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на законах правовые акты и т. д.
Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены:
– в статьях нормативных правовых актов (прямое закрепление);
– в содержании и смысле законодательства (выводятся из них – косвенное закрепление);
– в юридической практике, сформулированные ею (В.И. Гойман).
Принципы права, закрепленные в статьях (нормах) законодательства, представляют собой четкие правила. Например, в ст. 6 Конституции РФ записано, что "гражданин не может быть лишен своего гражданства", в ст. 15 – "неопубликованные законы не применяются". Нормы-принципы не допускают неоднозначного толкования и понимания, они могут и должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми судьями.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принцип ответственности за вину, принцип неразрывной связи прав и обязанностей.
Принципы, сформулированные практикой: "никто не может передать другому больше прав, чем сам имеет"; "бремя доказывания возлагается на сторону, предъявившую иск"; принцип "не злоупотребление правом".
Принципы и нормы права. Принципы права отличаются от норм права тем, что
1) не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезы, диспозиции);
2) обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер;
3) выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных предписаниях;
4) являются основой формирования систем права, отраслей институтов права.
Принципы права и правосознание. В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований, они являются важнейшими элементами системы права.
Роль принципов права в правовом регулировании. В механизме правового регулирования принципы права являются активными центрами, которые играют роль "командного отсека". А именно:
– систематизирующую,
– правотворческую,
– регулятивную,
– интегративную (связывает общество и право) роли.
Систематизирующая роль. Вместе с предметом и методом правового регулирования принципы права играют важную системообразующую роль в системе права и правовой системы общества. На их основе формируются те или иные системы, отрасли институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации права. "Принципы права, – пишет С.С. Алексеев, – являются той "жизненной силой", которая связывает его подразделения в единый механизм".
Правотворческая роль. Принципы права – направляющие конструкции правотворческой деятельности государства. Они обеспечивают единообразное формулирование норм права, определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя.
Принципы права играют и непосредственно регулятивную роль, направляя применение юридических норм, намечая общую линию решения того или иного юридического дела. Они как бы направляют функционирование права, определяют линию судебной и иной юридической практики, помогают устранению пробелов в праве.
По мнению В.И. Гоймана, принципы права действуют (воздействуют) двояко: опосредованно – через конкретные предписания, присутствуя в них так сказать "незримо", и непосредственно, выступая ориентирами поведения конкретных участников правоотношений.
Нередко принципы выступают важным средством установления пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Например, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на сохранение жилой площади и право на получение пенсии гражданам, отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Принципы права являются связующим звеном (интегрированная роль) между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы. Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Некоторые авторы говорят об адаптирующей роли принципов.
Виды принципов права
Принципы права классифицируются по следующим основаниям:
– степень конкретности исследуемого права,
– исторический тип права,
– характер принципа,
– сфера действия принципа права,
– степень конкретности принципа права.
В зависимости от масштаба, объема исследования (подхода) различаются:
1) межтиповые принципы, присущие всем правовым системам в целом;
2) типовые принципы – они характерны для определенного типа права, исторического типа права (рабовладельческого, феодального и т. д.);
3) родовые принципы – характерны для одного вида, семейства, правовой семьи (романо-германской, англосаксонской и т. п.);
4) отраслевые принципы данной правовой системы (Л.С. Явич).
В зависимости от исторического типа права принципы права классифицируются на принципы:
– рабовладельческого права,
– феодального права,
– буржуазного права,
– социалистического права,
– переходного права от одного типа к другому.
В зависимости от своего характера принципы права делятся на:
– общесоциальные (экономические, политические, идеологические, религиозные);
– специально-юридические (законности, правосудия, гуманизма, равноправия).
Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.
В зависимости от сферы действия принципы права подразделяются на принципы:
– общие (основные),
– межотраслевые,
– отраслевые.
Общеправовые принципы имеют и самостоятельное значение в отраслевом правовом регулировании. Они не только реализуются в специальных отраслевых принципах, но и дополняют и объединяют в систему принципы той или иной отрасли. При этом одни и те же общеправовые принципы в разных отраслях права определяются неодинаково, исходя из конкретных, специфических для отрасли задач. Например, содержание принципа законности в уголовном праве не ограничивается указанием закона. Основной характеристикой принципа законности является идея установления преступности деяния и наказания за него только в соответствии с законом, без применения аналогии. Принцип законности предполагает также, что единственным источником законных норм может быть закон, и никто не вправе давать ему расширительное толкование.
Принцип равенства граждан перед уголовным законом не абсолютен. Он прежде всего предполагает равенство оснований для уголовной ответственности и ее неотвратимость, а также общие пределы наказания лиц, совершивших преступление, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения. Вместе с тем, процесс назначения наказания в основном подчинен иному специфическому для уголовного права принципу – индивидуализации уголовной ответственности, который как раз допускает при назначении наказания учет половой, а в соответствующих случаях и социальной принадлежности лица.
Принцип гуманизма, не характерный в целом для уголовного права, имеет назначением ограничение принуждения уголовного, что отражается в целях уголовного наказания и в правилах его назначения. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Лицу должно быть назначено минимальное наказание, достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Принцип гуманизма в уголовном праве предполагает также и возможность смягчения уголовного наказания несовершеннолетних, престарелых, беременных женщин и женщин, имеющих много малолетних детей.
Особенности общих принципов права. В отличие от отраслевых, межотраслевых и других видов общие принципы права:
1) являются исходными, отправными идеями для права в целом, это несущие конструкции всего правового здания;
2) закрепляются в основном в Конституции, а не в преамбулах общих статей законодательных актов;
3) получают дальнейшее развитие в других принципах;
4) являются разновидностью источников права.
Общеправовые, или общие, принципы права являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкурентного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т. п. В законодательстве ряда стран (к примеру в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права.
Виды общих принципов права. Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет свое мнение. Чаще всего к общим принципам права относят принципы:
– справедливости,
– уважения прав человека,
– равноправия,
– законности,
– правосудия.
Реже называют такие принципы, как уважение прав человека, правосудия (В.И. Леушин, В.Д. Перевалов); сочетания убеждения и принуждения, демократизма (О.И. Цыбулевская); ответственности за вину, социальной свободы (В.Н. Хронанюк); принцип верховенства закона над другими нормативными правовыми актами, примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип закрепления правовой охраны разнообразных форм собственности (государственной, муниципальной, частной) (А.Ф. Черданцев).
Некоторые авторы предлагают отказаться от этой традиционной классификации принципов права, так как общие принципы действуют через отраслевые, тем самым специальные (отраслевые) принципы конкретизируют общеправовые положения. Отказ от дифференциации принципов приведет к утрате концепции их взаимодействия, ради которой авторы призывают отказаться от традиционного деления принципов права.
В зависимости от сферы действия принципы права делятся на принципы:
– юридической практики,
– правового статуса,
– юридической ответственности и т. п. (В.Н. Карташов).
По степени конкретности, нормативности принципы права, закрепленные в конституции, делятся на:
– принципы-нормы,
– принципы-законоположения.
Принципы-нормы отличаются тем, что:
– представляют собой четкие правила поведения,
– не допускают неоднозначности толкования и понимания,
– могут и должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми судами.
Принципы-нормы, например ст. 2 ч. 2 Конституции РФ: "Конституция РФ и федеральный закон имеют верховенство на всей территории РФ". Или ст. 6 Конституции: "Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства". Ст. 15 Конституции: "Неопубликованные законы не применяются".
Принципы-законоположения отличаются тем, что:
– не представляют собой четких правил поведения,
– не обладают четкой формальностью,
– реализуются обычно в сочетании с другими правовыми актами,
– содержатся во многих статьях.
Принципы-законоположения, например, ст. 38 ч. 1: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства"; ст. 58 Конституции РФ: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду".
На основании концепции единства и взаимопроникновения естественного и позитивного права общеправовые принципы можно подразделить на:
– морально-этические, или нравственные;
– организационные.
Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права. Морально-этические принципы: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ – источник власти, человек – высшая ценность, охрана прав человека – цель и обязанность государства.
К организационным принципам российского права относятся принцип федерализма, связь между общими принципами права и межотраслевыми и отраслевыми принципами, сочетание убеждения и принуждения, принцип сочетания стимулирования и ограничений.
В зависимости от того, составляют ли принципы права основу системы права в целом либо отдельных ее компонентов В.Н. Карташов подразделяет их на следующие группы:
1) исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права (принципы институтов права);
2) межинституционные нормативно-руководящие положения (межинституциональные принципы);
3) принципы подотраслей права;
4) отраслевые принципы права;
5) межотраслевые нормативно-руководящие начала;
6) принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи;
7) принципы международного права.
Некоторые авторы полагают, что в праве существуют и неписаные принципы. Они образуют две большие группы:
– принципы действующего права;
– иные правовые принципы, которые порой именуются "правовыми аксиомами" (Г.В. Назаренко).
Принципы действующего права либо закреплены в конкретных правовых нормах (прямая фиксация), либо логически вытекают из совокупности норм (косвенная фиксация).
Писаные принципы посредством юридических норм закрепляют основополагающие правовые требования и, в сущности, являются правовыми средствами-стимулами. Неписаные принципы (правовые аксиомы), как элемент правосознания, выражают исходные правовые идеи и воздействуют на характер и степень реализации правовых средств.
ТЕМА 9. ФУНКЦИИ ПРАВА
1. Понятие функций права.
2. Виды функций права.
Понятие функций права
Определение. Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.
Значение понятия функций права. Понятие функции права позволяет:
– раскрыть назначение и сущность права;
– познать право с активной стороны, его динамику;
– определить пределы и возможности правового регулирования;
– познать особенности и закономерности действия права.
Признаки функций права. Если исходить из понимания функции права как направления воздействия, то для нее характерны следующие черты:
1) юридический (правовой) характер воздействия. Оно осуществляется юридическими средствами (нормы права, санкции, запреты и т. д.);
2) производность его от сущности права;
3) волевой характер воздействия – индивидуальная воля подчиняется государственной воле;
4) целенаправленность воздействия – на определенную группу людей, сферу общественных отношений с определенной целью;
5) воздействие на социально значимые отношения.
Называются и другие признаки функции права, отмечается, что они вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе; выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач; представляют направление активного действия; отличаются постоянством, состоящим в непрерывности, длительности их действия (В.К. Бабаев, В.М. Баранов В.А. Толстик).
Формы воздействия права. Функции реализуются в трех формах, различают:
– информационное воздействие – состоит в сообщении адресатам требования государства;
– ориентационное воздействие – оно направлено на выработку у граждан позитивных правовых установок;
– правовое регулирование – состоит в воздействии при помощи правовых средств (норм права, юридических актов, правоотношений и т. п.) (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик).
Все функции права реализуются путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т. е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества (социальных субъектов). Право реализует свои функции обязывающими, запрещающими и управомочивающими нормами в их единстве.
Виды функций права
В зависимости от внутреннего или внешнего действия права выделяют две группы функций:
– внешние, находящиеся за пределами права. Их называют социальными;
– внутренние, находящиеся в рамках самого права. Их называют собственно-юридическими.
Социальные (общесоциальные) функции права
Объективным внешним критерием классификации функций права являются различные социальные сферы. Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы, – экономическую, политическую и воспитательную. Им соответствуют функции права. Их называют социальными. В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного воздействия на соответствующую сферу общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая – на политическую; воспитательная – на духовную.
Среди общесоциальных функций права выделяют не только функции экономические, политические и идеологические (воспитательные). Некоторые авторы называют культурно-историческую функцию, функцию социального контроля, информационно-ориентационную (В.Н. Синюков).