Государство как субъект политической системы общества

Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия – полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1) симметричные (одноуровневые) федерации – статус у всех субъектов равный, универсальный;

2) асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

– федерации, которые имеют в составе своем не субъекта, федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образования всегда имеют усеченные права;

– федерации, состоящие только из субъектов, но они неравны по правовому статусу, субъекты разнопорядковые;

– федерации, состоящие из однопорядковых субъектов, имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1) национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2) административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедерации:

1) образуется на основе договоров;

2) ее субъекты имеют право свободного выхода;

3) у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4) органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

5) субъектам принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;

6) бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

7) нет союзного гражданства (единого);

8) отсутствует единая денежная система (как правило);

9) воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение.

Виды конфедераций:

1) межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2) содружества – образованы из государств, которые обрели госу­дарственный суверенитет, но не в состоянии существовать само­стоятельно в силу экономической связанности (например СНГ);

3) сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

– международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

– государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

 

Политический режим

Определение. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:

1) организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти (убеждение, насилие, поощрение, террор);

2) средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;

3) средства закрепления правового положения граждан и организаций.

Подходы к понятию политического режима:

1) широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;

2) узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.

Виды политических режимов. Обычно выделяют два вида политических режимов:

– демократические и

– недемократические (антидемократические).

Профессор А.И. Коваленко дает несколько иную классификацию. Он выделяет:

1) демократический режим и

2) террористический, который в свою очередь имеет три разновид­ности:

– фашистский – он характеризуется как национально-догматический,

– тоталитарный – как казарменный,

– авторитарный – как репрессивный метод.

Наиболее развернутую классификацию политических режимов дает Г.В. Назаренко. Он называет семь видов:

– деспотический режим – предполагает полный произвол монарха;

– тиранический режим – основан на узурпации власти тираном;

– тоталитарный – основан на всевластии государства, на полном контроле над обществом;

– фашистский режим – его идеологией является крайний шовинизм;

– авторитарный режим – опирается на культ личности партийного лидера и его обожествления;

– либерально-демократический – предполагает осуществление власти наиболее гуманитарными и демократическими методами;

– собственно-демократический режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие.

С.А. Денисов выделяет еще один вид политического режима – состояние хаоса. Режим отличается слабостью государственной власти, не способной ни запретить свободы гражданам своей страны (поэтому создается впечатление демократии), ни пресечь произвол одних в отношении других. Существующие свободы используются одной группой граждан (более сильной) в ущерб другим. Идет война всех против всех. Например: режим в России в период после 1917 г.

Признаки демократического политического режима. Для данного режима характерно:

1) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;

2) равноправие всех граждан;

3) существование ряда политических партий (в том числе и оппозиционных), выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) гласность в деятельности государства;

5) избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем равных всеобщих и прямых выборов;

6) наличие у парламента исключительного права издавать общего­сударственные законы;

7) принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаки антидемократического режима. Данный вид политического режима отличает:

1) полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;

2) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

3) личность во многом лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

4) примат государства над правом и нарушение законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни;

5) всеобщая милитаризация общественной жизни;

6) игнорирование интересов государственных образований, особенно национальных меньшинств;

7) игнорирование особенностей религиозных убеждений населения.

Виды антидемократических политических режимов. Чаще всего авторы выделяют:

– тоталитарный и

– авторитарный.

Особенности тоталитарного режима. Для данного политического режима характерны:

1) единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

2) официальная идеология, признаваемая всеми;

3) монополия на средства массовой информации;

4) монополия на средства вооруженной борьбы;

5) система террористического полицейского контроля;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Из других особенностей называют: соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице или фактическое отсутствие независимой судебной власти; наличие принципа "вождизма", причем вождь харизматического типа; наличие общественно-политического движения; государственно-организованный террор; жесткая регламентация экономики; антикапитализм (И. Мазуров).

В число признаков тоталитаризма включают также псевдодемократический принцип "суверенитета масс", который якобы является источником власти и ее оправданием, и милитаризацию страны – реализуется идея о военной опасности, об "осажденной крепости" для сплочения общества и построения его по принципу военного лагеря (Д. Поспеловский).

Формы тоталитаризма. Политическая литература предлагает несколько подходов их выделения:

1) тоталитаризм национальный, расовый (режимы Гитлера, Муссолини и др.) – в его основе лежит национальный критерий;

2) тоталитаризм классовый, социальный (сталинизм) – в основе социальная структура;

3) тоталитаризм религиозный (исламский фундаментализм в Иране в период Хомейни).

Особенности авторитарного режима:

1) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;

2) наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов общественной жизни;

3) ограничение и строгая регламентация политических партий и политического поведения как отдельных граждан, так и общественных политических организаций;

4) отсутствие огромного репрессивного аппарата;

5) разрешение гражданам всего того, что запрещено государством;

6) наличие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба).

Из других особенностей называются:

– сильная личная власть как основа государственного устройства;

– фактическое подчинение законодательной власти исполнительной, сосредоточенной в руках главы государства, которому подчинено правительство;

– объединение централизованно-плановых и рыночных начал в развитии экономики;

– теория элиты как идеологическая доктрина режима: политическая власть принадлежит не всему народу, а его меньшинству – политической элите, которая правит от имени народа;

– неоднородность (как правило) правящей элиты, опирающейся на блок патриотических сил в сохранении власти (Ф.М. Рунич).

Отличие авторитаризма от тоталитаризма. Авторитарный режим отличает:

1) необязательность четко разработанной единой идеологии;

2) отсутствие всепроникающего характера воздействия на общество, тотального регулирования общественными процессами;

3) поощрение самостоятельности и инициативы, отказ от вмеша­тельства в частную жизнь;

4) возможность поляризации политических сил и интересов;

5) большая автономия политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной;

6) главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила (Е.В. Макаренков, В.И. Сушков);

7) ограничения носят разрешительный характер (нельзя делать только то, что запрещено), при тоталитарном – дозволительный: делать можно только то, что разрешено (Д. Поспеловский);

8) меньший объем ограничения прав и свобод, ограничиваются обычно политические права, но не личные свободы, режим признает независимость человека в некоторых неполитических сферах (искусстве, науке и т. д.). Тоталитарный режим ограничивает и политические права, и личные свободы;

9) меньший масштаб насилия – террор распространяется лишь на противников режима, тоталитарный – на всех граждан, даже далеких от политики (И. Мазуров).

 

 

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

 

1. Понятие политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

3. Государство как субъект политической системы общества.

4. Негосударственные субъекты политической системы общества.

5. Виды политических систем общества.

 

Понятие политической системы общества

Определение. Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Значение понятия политической системы общества. Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:

– объединяет, "скрепляет" общество;

– показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть;

– дает возможность более точно определить роль государства в обществе;

– легализует и легитимирует политическую власть.

Признаки политической системы общества. От других общественных образований политическую систему отличает:

1) политический характер. Он проявляется в содержательной деятель­ности системы, которая затрагивает жизненные интересы множест­ва людей, оказывает воздействие на государство, государственное управление, связана с участием граждан в политическом процессе;

2) интегративной характер. Политическая система объединяет множество самостоятельных организаций, подсистем;

3) формализованный характер. Система регулируется специальными правовыми и политическими нормами, отличающимися высокой степенью формальности;

4) функциональный характер. Политическая система упорядочивает общественные отношения;

5) обязывающий характер. Выработанный в рамках политической системы политический курс становится обязательным для всего общества.

Подходы к понятию политической системы. В зависимости от состава, элементов различают:

1) политическую систему общества в широком смысле – как систему всех политических явлений, которые существуют в социально-неоднородном обществе и

2) политическую систему в узком смысле – как систему всех государственных и негосударственных организаций, принимающих участие в политической жизни общества.

В литературе называются и другие подходы:

– институциональный – он выделяет политические институты, организации;

– регулятивный – выделяет социальные нормы политической системы;

– идеологический – выделяет политическое сознание, взгляды, идеи, представления участников политических процессов;

– коммуникативный – отражает и выделяет политические отношения, системообразующие связи;

– личностный подход – выделяет личность как первичный элемент политической системы.

Функции политической системы общества. В литературе предлагается множество видов функций политической системы. Наиболее признанными являются:

1) управленческая, или функция политического руководства общества, – выражается в определении целей общественного развития; в выработке и реализации политического курса;

2) регулятивная – выражается в регламентации политического поведения и политических отношений в обществе;

3) интегративная – направлена на сплачивание, консолидацию людей. Выражается в выдвижении общепринятых идей, ценностей, в сглаживании противоречий, преодолении социальных конфликтов.

Из других функций политической системы называют:

– воспитательную – она вносит изменения в поведение, внутренний мир человека (А.Ф. Никитин);

– экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; функцию политического рекрутирования и символизации, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике (О.В. Шабров);

– функцию обеспечения политической власти для определенной социальной группы или для большинства населения; функцию легитимации политической власти, т. е. достижения определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; политической социализации – посредством ее формируется политическое сознание индивида, и он включается в работу конкретных политических механизмов (А.В. Малько).

Структура политической системы общества

Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют пять подсистем:

– институциональную (институциональный подход),

– регулятивную (регулятивный подход),

– идеологическую (идеологический подход),

– коммуникативную (коммуникативный подход),

– функциональную (функциональный подход).

Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы.

Институциональная подсистема (система) – это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:

1) государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

2) политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;

3) средства массовой информации: телевидение, радио, печать;

4) церковь.

Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни, положение института в политической системе, производность института и др.

По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на три группы:

– собственно политические,

– не собственно политические;

– незначительно политические (М.Н. Марченко, С.А. Комаров).

Собственно политические организации:

– характеризуются прямой связью с политикой;

– своей задачей ставят достижение определенной политической цели;

– эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно-право­вом документе. Это государство, партии.

Не собственно политические организации:

– возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально-бытовой, культурной деятельностью;

– они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи активного воздействия на государство.

Незначительные политические организации:

– возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов);

– они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В зависимости от занимаемого положения в политической системе различают три уровня:

– высший уровень политической системы – к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, парламент, Верховный Суд);

– средний уровень – его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах;

– нижний уровень – его составляют элементы массового уровня: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г.В. Назаренко).

В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные – это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные – это институты, создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А.Ф. Черданцев).

Некоторые авторы в структуру политической системы включают и другие элементы:

– политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А.В. Малько);

– граждане (или граждане и поданные), или народ (В.В. Лазарев, С.В. Липень);

– политических лидеров;

– формы непосредственной демократии;

– преступные сообщества (В.М. Сырых).

Регулятивная (нормативная) подсистема. Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов:

– правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

– принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях;

– политические традиции;

– политические обычаи;

– принципы и нормы морали (нравственности) (М.Н. Марченко).

Нормы права и его принципы играют наиболее важную роль в политической системе:

– они определяют, закрепляют пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства;

– с их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;

– право аккумулирует волевые устремления людей: право – это согласование воль различных слоев населения;

– право – стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строгих процессуальных формах.

 

Место государства в политической системе. По поводу места государства (государственного аппарата) высказано несколько точек зрения, а именно:

– государство занимает центральное место (В.В. Лазарев, С.А. Липень и др.);

– государство – это основа политической системы (Г.Н. Манов);

– государство занимает особое место (Г.В. Назаренко, В.Н. Хропанюк);

– государство занимает ведущее положение.

Думается, что более верной является первая точка зрения. Данное положение определяется содержанием деятельности государства. Государство – это:

– управленческий центр – принимает управленческие решения и обеспечивает их реализацию;

– нормотворческий центр – принимает общеобязательные правила поведения, нормативные акты, законы;

– силовой центр политической системы – располагает аппаратом принуждения, силовыми структурами, обеспечивающих политические решения;

– финансовый центр – формирует, регулирует финансовую систему, сосредотачивает основные денежные средства в стране, выпускает денежные знаки, ценные бумаги;

– идеологический центр – формирует государственную идеологию, определяет отношение к идеологии религиозной.

Особенности государства как элемента политической системы общества. От других элементов политической системы государства отличает следующее:

1) это первичный элемент политической системы. В историческом плане он возникает ранее всех других элементов;

2) это самый массовый, широкий элемент. Для государства харак­терна всеобщность охвата политическим процессом. Это – единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

3) это интегрирующий элемент. Государство объединяет (или стремится к этому) вокруг себя всех лиц и все организации на всей своей территории;

4) это объективно-необходимый элемент. Он существует на протяжении всей истории политического общества. Другие организации могут возникать и исчезать, причем в зависимости от субъективного усмотрения.

Если брать во внимание признаки государства, то к его особенностям как элемента политической системы относят то, что государство:

– это орган власти политической системы, правового принуждения, активно использующий санкции в случае нарушения норм права;

– орган власти, обладающий суверенитетом;

– субъект политической системы, обладающий правотворческими функциями;

– выражает публичность государственной (политической) власти;

– имеет четкие границы политического пространства (государственную границу).

Роль государства в политической системе общества. Роль государства в политической системе многогранна, оно:

– является официальным представителем общества внутри страны и на международной арене;

– определяет основные направления развития общества;

– концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности";

– придает целостность и устойчивость политической системе;

– является средством консолидации общества на достижение совместных целей;

– является средством разрешения общественных противоречий.