Тема 15. Основные правовые системы прошлого и настоящего
Устранение пробела в праве относится к прерогативе правотворческих, а не правокрименительных органов. Поэтому правило применения права по аналогии не является устранением пробелов в праве.
При выборе и анализе правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, иногда обнаруживается пробел, т.е. отсутствие правовой нормы для разрешения жизненных ситуаций.
План
Тема 14. Пробелы в законе и подзаконных актах
Уголовная ответственность наступает за совершение преступления.
Юридическая ответственность
Юридическая ответственность - это применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.
Она характеризуется следующими признаками:
· налагается от имени государства в правовых нормах;
· связана с возложением новой дополнительной обязанности;
· выражается в определенных отрицательных последствиях;
· сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя;
· возлагается в процессуальной форме;
· наступает только за совершенное правонарушение.
Виды юридической ответственности:
· штрафная;
· карательная;
· правовосстановительная.
К штрафной ответственности относятся:
· уголовная;
· административная;
· дисциплинарная.
Устанавливается эта ответственность только законом, а применяется исключительно в судебном порядке. Меры уголовного наказания наиболее жесткие формы государственного принуждения.
Административная ответственность осуществляется на основе законодательства об административных правонарушениях.
Названные виды носят публичный характер, т.е. субъектом привлечения к этим видам ответственности выступает государство.
Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Она устанавливается:
· КЗоТ;
· правилами внутреннего распорядка;
· должностными инструкциями;
· уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников.
Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.
В процессе осуществления ответственности могут применяться предусмотренные законодательством принудительные меры обеспечения доказательств или исполнения решения, а также меры пресечения.
См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. А.С.Пиголкина. 2 изд., испр. и доп. М., 1995. С.305-329.
1. Понятие пробелов в праве. Виды пробелов.
2. Установление пробелов.
3. Устранение пробелов.
Причины пробелов:
· отставание законодательства от развития жизни;
· упущена при подготовке нормативных актов;
· преднамеренные пробелы, где законодатель сознательно оставил вопрос открытым.
Естественное право пробелов не имеет, поэтому речь ведем о позитивном праве.
Виды пробелов:
· пробел в позитивном праве - это отсутствие закона, подзаконного акта, обычая, прецедента;
· пробел в нормативно-правовом регулировании, т.е. не существует определенных норм закона и норм подзаконных актов;
· пробел в законодательстве - это отсутствие закона.
Состояние пробельности в законах отличается от случаев, когда законодатель отдает решение вопросов на усмотрение правоприменителя, т.е. когда он рассчитывает, что его законодательная воля будет конкретизирована иными правовыми актами.
Пробельность права перекрещивается с противоречивостью правовых норм.
Пробел образуется там, где имеет место радиальная противоречивость норм одинаковой силы, когда одна из них “уничтожает” другую.
Необходимость в правовом регулировании может появиться и после принятия закона, когда законодатель допустил ошибку. Вследствие этого нормы права регулируют явление неполно. Поэтому пробелы подразделяются на первоначальные и последующие.
Пробелы имеют место и там, где законодатель не мог по каким-либо причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании.
2. Информация о существовании пробелов в праве идет в основном от юридической практики. Деятельность по установлению пробелов связана с правотворчеством. Эта связь состоит в следующем:
· правотворчество учитывает пробел и стремится установить правовое регулирование;
· инициатива об издании нормативного акта - это уже суждение о существовании пробела;
· проверка обоснованности законодательного предположения есть процесс установления пробелов;
· принятие нормативного акта означает положительный ответ на вопрос об устранении пробела.
В процессе установления пробелов исследуется:
а) содержание действующей системы права;
б) социальные отношения, способствующие появлению того или иного нормативного акта;
в) правотворческая деятельность компетентных органов;
г) правоприменительная практика;
д) правосознание и правовая культура.
Исследование пробелов проводится различными методами, приемами: заключения по аналоги, противоположности и другими. В процессе этого исследования учитывается:
1. Каждый из методов, приемов не имеет самодовлеющего значения. Каждый используется в связи с другими.
2. Формально-юридические методы, приемы применяются в основном при установлении неполноты отдельных норм и нормативных актов. Издание отсутствующего закона доказывается преимущественно социологическими средствами.
3. Значимость конкретных методов, приемов зависит во многом от видов пробелов. “Технические” пробелы вскрываются формально-логическими методами, первоначальные - совокупностью различных методов и приемов и т.д.
Установление пробелов - это не целенаправленная деятельность по их отысканию. Реально какой-то орган, должностное лицо затрудняются в решении дела ввиду отсутствия надлежащих нормативных актов, их неполноту или противоречивость.
Совокупность доказательственных действий составляет содержание деятельности по установлению пробелов.
Восполнение пробелов предполагает решение ряда вопросов:
· кто призван устранять пробелы?
· в каких пределах допустима деятельность по восполнению пробелов определенными органами?
· какие средства здесь используются?
· что является материалом для восполнения пробелов в праве?
Устранить пробел в законе можно путем дополнительного законотворчества.
При наличии пробелов в праве центральные органы юрисдикции, включая Верховный суд, Высший Арбитражный суд, Конституционный суд России также формулируют нормы, вносящие дополнения в действующее законодательство. Для отнесения таких норм к источникам права нужно признание их со стороны государства.
Правовосполнительная деятельность судов носит строго подзаконный характер. Поэтому недействительны все постановления судов, которые идут в разрез с законом. На изменение действующих нормативных актов суды не управомочены.
Каждый нормотворческий орган правомочен на устранение пробела в своих собственных актах, изданных в соответствии с его компетенцией. Каждый орган вправе устранять пробелы, возникающие по причине появления новых общественных отношений.
См. подробнее: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В.Лазарева. 2 изд. перераб. и доп. М., 1996. С.247-256.