Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

План

Тема 12. Законность и правопорядок

1. Понятие законности, ее принципы и требования.

2. Законность и целесообразность.

3. Правопорядок, его соотношение с законностью

1. Законность - явление многоплановое и неоднородное. Теория законности развивается в соответствии с изменениями общества и государства. Традиционное понимание законности, идеологическим выражением которой служили принципы социалистической (советской) законности: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, гарантированность прав и свобод личности, взаимосвязь законности и культурности - постепенно преодолевается. Принцип системности права предполагает “разведение” понятий. процессов законности с понятиями реализации норм права, правомерного поведения, правового государства и др.

Плюрализм подходов к пониманию законности отражается на ее определении.

Распространена дефикция законности как строгого и неуклонного соблюдения исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.

Встречается и иное определение: законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве.

Второе (узкое) понимание законности означает наличие в обществе и государстве правового законодательства, т.е. такого принципа, когда действующие законы адекватно выражают правовые принципы, общечеловеческие ценности демократического общества и правового государства. В практике государственно-правовой жизни правовое законодательство означает:

· соответствие Конституции и других законов нормам международного права;

· учет международных стандартов в области прав человека.

В иерархии нормативно-правовых актов принцип правового законодательства развертывается в следующие требования:

· законы должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;

· законы республик, входящих в Федерацию, должны соответствовать законам Федерации, в части, отнесенной к компетенции Федерации;

· подзаконные нормативные акты должны соответствовать законам;

· акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам.

Принцип реализации Конституции и других законов в действиях должностных лиц, государственных органов и организаций. Он означает обеспечение пользования гражданами и другими лицами предоставленными им правами и свободами, а также и тем, кто защищает эти права и свободы. По мере становления правового государства будет расширяться круг объектов законности, т.е. это будет относится к различным видам деятельности людей, к их организациям.

Произойдут изменения в субъективной стороне законности, когда все субъекты общественных отношений станут носителями как обязанности исполнять правовые предписания, так и права требовать соблюдения законности от других субъектов.

Принцип эффективной защиты действий Конституции и других законов включает как государственный контроль за исполнением законов, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод.

Совершенствование содержания этого принципа наблюдается в соответствии со следующими требованиями:

· изменение методов руководства, управления, демократизация социальной жизни;

· более широкое участие широких кругов общественности в этом процессе;

· расширение научной базы действия Конституции и других законов.

2. Соотношение законности и целесообразности обусловлено историческими рамками, конкретными условиями жизни общества. Концентрированным выражением этого соотношения может быть в первую очередь правоприменение, которое,:

1) подчинено действующему законодательству страны;

2) не может не выходить в силу разных причин за его рамки, пределы.

Соответственно во все времена существовали теории, в которых упор делался либо на первый, либо на второй момент.

неразвитость юридического мышления, низкий уровень правовой культуры обусловили приоритетное положение правоприменения, основанное на действующем законодательстве, т.е. первенство законности перед целесообразностью. Однако в отечественной юридической мысли и отчасти на практике в определенные периоды (в первые послереволюционные годы) целесообразность была приоритетной в сравнении с правом. Лишь когда идеи военного коммунизма потерпели крах, при переходе к НЭПу начинается эволюция в понимании роли и значения законности.

В основе целесообразности лежало:

· отрицательное отношение к старому буржуазному праву;

· негативное отношение к доктрине юридического позитивизма;

· к учению о “беспробельности права”;

· к традиционной технике толкования законов;

· право судьи решать дела не только по закону, но и соображениями революционного правосознания;

· признание того, что соответствие всех судебных решений закону - это фикция.

В целом правоприменение не имеет общего решения для всех времен и народов.

Целесообразность вступает в противоречие с законностью особенно в периоды существенного изменения правопонимания и действующего законодательства.

Условиями разрешения этих противоречий могут быть:

а) высокий уровень законодательных работ и беспробельность законодательства;

б) специальная юридическая подготовка у лиц, применяющих право;

в) единство целей законодательной и правоприменительной практики;

г) доверие между правоприменителем, законодателем и гражданами;

д) действенность контрольно-надзорных мер в области применения права.

Соответствие законности и целесообразности наиболее адекватное в условиях демократии, когда все равны перед законом, который выражают волю большинства народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан их организаций, гарантирует соблюдение демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как правовой режим демократического государства предполагает такое взаимоотношение органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. В этой связи приобретают особый вес правовые ценности, среди которых находится и законность. Допущение отхода от законов или нарушение их под предлогом целесообразности весьма чревато угрозой самим законам. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной регистрации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.

Взаимоотношения правопорядка и законности характеризуются:

· правопорядок результат обеспечения законности;

· содержание правопорядка определяется содержанием законности;

· состояние правопорядка оказывает влияние на уровень обеспечения законности.

Обеспеченность законности и правопорядка - результат воздействия гарантий законности: общих (экономических, политических, идеологических) и специальных (нормативных и организационных).

Выделяют четыре основных уровня этих гарантий: общесоциальный, региональный, групповой, индивидуальный. Действие их может быть прямым, косвенным, комплексным.

В зависимости от состояния общества, государства роль и значение разных гарантий весьма различна. С созданием в России новых органов государственной власти все большее внимание уделяется правовым гарантиям:

а) совершенствование законодательства;

б) выявление нарушения законности;

в) мерам защиты;

г) мерам ответственности;

д) надзору и контролю за состоянием законности;

ж) мерам профилактики нарушений законности.

Организация системы защиты и обеспечения законности означает:

1) определение состояния в том или ином звене государственного аппарата;

2) выработку мер, направленных на профилактику нарушений законности, защиту законности и ее упрочение, т.е. речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за их выполнением.

См. подробнее: Общая теория права: Курс лекций /Под общ.ред. проф. В.К.Бабаева. Н-Новгород, 1993. С.513-539; Общая теория права: Учебник /Под общ.ред. А.С.Пиголкина. 2 изд. испр. и доп. М., 1995. С.252-262; Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В.Лазарева. 2 изд. перераб. и доп. М., 1996. С.218-232.