Развитие, новое прочтение принципов познания и прогнозирования государственно-правовых форм жизни различных обществ - это новый шаг в методологии ТГиП.

План

1. Понятие методологии ТГиП, развитие основных ее подходов.

2. Основные принципы методологии.

3. Методы изучения права и государства.

1. Методология теории права и государства - это выбор определенного подхода, применение совокупности принципов, использование методов и приемов в исследовании государственно-правовых явлений и процессов.

В советский период методология ТГиП основывалась - на материалистической диалектике в марксистско-ленинском понимании. В конце ХХ в. материалистическая диалектика с ее приматом необходимого над случайным уже не “обеспечивает” потребностей научного знания во всем их многообразии. Тем более этот приоритет необходимого над случайным приводил к далеко идущим политическим выводам, например о “подрыве социалистического строя”, об отщепенцах и др., нашедшим широкое распространение на практике в 60-80 гг. в отечественной истории.

Все большее распространение сегодня получают взгляды синергетического мировосприятия, по-новому трактующего соотношение необходимости и случайности. (Синергетика - наука о самоорганизующихся, случайностных процессах). Недостаточный учет случая, казуса приводит в целом к упрощению процессов общественной жизни и в конечном итоге к неверному прогнозу развития социальной действительности. Распад СССР - типичный и печальный тому пример.

Поэтому в праве необходимо перейти к полномасштабному изучению случая, что приведет к изменению его значимости и в отраслях права.

Выбор определенного подхода к изучению государственно-правовых явлений -не означает перечеркивания всего того ценного, что “наработала” советская юриспруденция как в области общего, так и особенного.

Методологические изменения обусловлены преодолением в материалистической диалектике ленинско-сталинских откровений о соотношении публичного и частного, о классовости и многого другого.

Материализм, диалектика связаны не только с классиками марсизма, но и включают в себя творческое наследие зарубежных ученых многих поколений (И.Кант, Дж.Локк, Г.Гегель и др.), а также дореволюционных российских мыслителей.

В современном методологическом багаже содержится принцип историзма, принцип подхода внутренне закономерный, присущий процессу развития. В советское время этот принцип трактовался как обоснование революционных изменений в государственно-правовых системах, что нашло обстоятельное изложение в учении формационного подхода к праву и государству. В результате государственно-правовая жизнь различных обществ сводилась в первую очередь к противостоянию классов-активистов, возникали различные “натяжки” в объяснении ряда достижений человеческой цивилизации. Так, преемственность римского права, его рецепция в правовые системы объяснялась товарно-денежными отношениями. Все это приводило к упрощению, обеднению правовых знаний, их догматизации.

Принцип историзма недопустимо трактовать и как обоснование возможности выводить будущее из прошлого. Прямые зависимости здесь отсутствуют. К тому же нужно учитывать синергетические проявления, которые обогащают принцип историзма, обосновывают необратимость хода исторического процесса.

Принцип системности касается структуры права в целом, его структурных подразделений (отрасли, подотрасли, института, нормы). Законодательство, как форма выражения права, также отражает этот принцип, т.к. в каждом нормативном акте разделы, главы, параграфы и др. взаимосвязаны.

В системности нуждаются все законодательные работы. Системность - это условие сохранения государственности Российской Федерации. В этом плане необходимо обеспечить соответствие правовых систем федерации в целом и ее субъектов. Указ Президента РФ о правовой реформе от 6 июля 1995 г. отражает принцип системности.

Принцип объективности предполагает сочетание отечественных достижений и зарубежного опыта.

В советское время вместо этого принципа господствовал принцип партийности. Обосновывалось, что интересы рабочего класса прогрессивны, общесоциальны, поэтому партийность обеспечивает объективный характер деятельности.

В настоящее время принцип объективности - это не механическое заимствование зарубежных правовых стандартов. даже знание мировых стандартов прав и свобод человека предполагает их творческое применение на отечественной почве, на что обращали внимание российские ученые, писатели (К.Победоносцев, С.Франк и др.).