Теоретические концепции воображения
Функции воображения
Воображение, в той или иной форме, «пронизывает» всю деятельность человека. Оно сопровождает нас, когда мы читаем книгу, слушаем музыку, работаем в мастерской, беседуем с соседом или безмятежно спим. Ученые утверждают, что именно воображению мы обязаны всем, что составляет научно-технический прогресс. Поэтому так многочисленны функции воображения.
Познавательная функция заключается в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. В качестве разновидностей познавательной функции можно назвать, с одной стороны, генерализационнуюфункцию, проявляющуюся в генерации многообразных элементов, ситуаций, возможностей, и, с другой, синтетическую функцию, заключающуюся в создании целостного новообразования (нового сочетания образов через их частичную трансформацию). Через создание новых образов происходят многие открытия и изобретения, поэтому воображение – непременный психологический фактор поисковой творческой деятельности.
Функция предвосхищения(антиципирующая) –образы воображения являются основой психического состояния, направленного на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки в восприятии и действии. Благодаря образам воображения облегчается процесс предвосхищения результата обсуждаемого положения, последующего образа действия, поступка, а в речевом плане – облегчается мысленное построения фразы.
Регулирующая функция предполагает, что образы воображения приобретают побудительное значение, способствуют активности человека в определенном направлении. Образы воображения, будучи связанными с потребностями, интересами и другими компонентами направленности личности, становятся одним из психологических факторов творческого вдохновения.
Контрольно-корректирующая функция образов воображения заключается в том, что они позволяют исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.
Функция эмоционального воздействиятакже может осуществляться образами воображения. Яркие, отличающиеся чувственной живостью образы воображения влияют на эмоциональный фон деятельности, стимулируют повышение или понижение настроения в ее процессе. Они могут, как способствовать увлеченности работой, так и сдерживать трудовой или учебный процесс.
Связь воображения с реальностью.
Между образами воображения и отражаемыми в них явлениями действительности нет однозначного соответствия, поскольку воображение не является копией настоящего. Воображение представляет собой модель предполагаемого, основанную на опыте субъекта, который исходит из знания прошлого и настоящего состояния воссоздаваемой системы. Однако любые образы фантазии детерминированы. Нет, и не может быть бессодержательной фантазии, в которой бы так или иначе не отразился объективный мир: природный или социальный. Тем не менее, степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной. На этом основании даже была предпринята попытка расклассифицировать фантазию (воображение) на следующие виды: 1) рациональная фантазия, отражающая существенные стороны объекта, 2) иллюзия, в которой видимость принимается за сущность, и 3) мистификация, в которой сознательно искажается объективная реальность.
Создание адекватной теории воображения во многом зависит от выбора основных фактов, от рациональной организации экспериментальных исследований. Представители разных психологических школ сделали попытку ответить на вопрос о причине возникновения нового, о создании образов воображения.
Гипотеза узнавания творческих идей строилась на том, что художник, композитор или ученый «узнают» свое будущее произведение.
Некоторые концепции строились на данных интуиции ученых, другие – на экспериментальных результатах. Наконец в проблематике воображения выработались два основных теоретических подхода:
· Крайний идеалистический взгляд. Воображение представляет собой изначально спонтанную творческую силу.
· Крайне механистический взгляд. Для него было характерно стремление вывести все черты его продуктов из образов восприятия, из данных, сохраняемых памятью.
Особе место в раскрытии природы воображения принадлежит психоанализу, который начался именно с изучения одной из форм фантазии – со сновидений. Зигмунд Фрейд проводил подробный анализ сновидений своих пациентов. Он показал, что все элементы сновидения, считавшиеся пациентами бессвязными, бессмысленными и нелепыми, находятся в тесной связи со всей внутренней жизнью человека и имеют глубинный психологический смысл. Сновидение имеет реальные источники двух видов: внешнюю реальность и внутреннюю психологическую жизнь. Фантазия, по Фрейду, проявляется не только в образах сновидений, но и в произведениях искусства. Она подчинена определенным законам, которыми руководствуется вообще вся бессознательная сфера: при формировании образов воображения работают механизмы сдвига и сгущения, используются символы, замещающие лица, органы тела и т.п. Эти механизмы, по Фрейду, проявляются во всех формах фантазии – в ненормальных желаниях, в бредовых идеях психопата, в мечтах и пр.
Ученик Фрейда Карл Юнг вводит в науку понятие «архетипа», которое он трактует как основу коллективного бессознательного, которое определяет жизненную и творческую деятельность личности (популяции). Архетипы передаются человеку по наследству. Они представляют собой «технические формы постижения» реальности, поэтому символы и образы фантазии человека обуславливаются этими архетипами. Юнг утверждал, что нечто новое в творчестве человека основано на уже известном человечеству, т.е. на архетипе. Фантазии он отводил чисто репродуктивную роль, считал, что для нее не характерно создание нового.
Серьезную попытку введения проблематики фантазии в более обширный психологический контекст внесла гештальтпсихология. Она выдвинула идею целостности саморегулирующейся системы, что привело ее авторов к вопросу о возможности появления ошибочных решений, вариантов, которые не связаны с полученными знаниями и уже выработанными навыками. Эта идея связывались ими с воображением и его особенностями.