Механизм развития знаково-символической деятельности.
Схематизация появляется к ст.дош.возрасту (5-6 лет).
Особенности воображения детей дошкольного возраста.
Теоретические проблемы, связанные с развитием воображения у детей.
Воссоздающее воображение
Пути активизации творческого воображения дошкольников.
Особенности воображения детей дошкольного возраста.
Теоретические проблемы, связанные с развитием воображения детей.
Воображение и виды.
Тема. Воображение и его развитие в дошкольном возрасте.
1. В. – это психический познавательный процесс, процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы.
****Воображение относится к числу высших познавательных процессов. Функция воображения – преобразование прошлого опыта, не воображая готовый продукт, нельзя начать работу. Строиться из элементов действительности. Воображение связано с восприятием, чувствами.
Воображение представляет собой аналитико-синтетическую деятельность:
- выделяют отдельные признаки предмета.
- объединение их в новые в невстречаемые комбинации.
Виды воображения:
1. По основной степени активности:
- Пассивное в. – новые образы возникают под действием малоосозноваемых или неосознаваемых потребностей (сны, галлюцианации, грезы).
- Активное в. (произвольное) – процесс преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью той или иной деятельностью.
! Возникает уже в раннем возрасте и развивается в детских играх.
Произвольное воображение:
- воссоздающее
- творческое (от степени самостоятельности).
- это представление новых для человека объектов в соответствии с описанием чертежа, схемой.
- Играет важную роль, чтобы представить то, что представлено словом и дополнено наглядным материалом.
2. Творческое мышление – самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Пиаже, Фрейд В. – врожденная способность, ребенок сам создает образы окружающей действительности. | Леонтьев, Выготский. Воображение формируется и развивается в деятельности Конец раннего возраста – ребенок использует предметы – заместители. |
Воображение детей богаче, чем во взрослом возрасте. ***дети фантазируют по различным поводам. | В. Детей беднее, так как у детей более ограниченный опыт. Хуже развивается речь, мышление. Воображение тесно связано связано с деятельностью, игрой, изодеятельностью. |
Символизм воображения – ребенок уходит в свой мир фантазий и живет там. | Реальность воображения. Есть ли у детей творческое воображение. |
В. Носит пассивный, подражательный характер. | Воображение становиться творческим и развивается от непроизвольного к произвольному. |
Дьяченко, Сапогова: В. – это знаково-символическая деятельность.
Ребенок научается оперировать определенными знаками, символами. При этом большую роль играет взрослый.
Структура знаково-символической деятельности описана Леонтьевым:
- замещение, моделирование, схематизация, кодирование.
1. Замещение – перенос значения с одного предмета на другой.
2.Моделирование – опосредованная деятельность по созданию моделей.
Модель – это система, воспроизводящая существенные признаки объекта. Это 1 из этапов развития воображения, основа воображения.
4. Кодирование –шифровка и расшифровка информации в других модальностях.
В раннем возрасте ребенок пользуется предметами-заместителями.
Более высокий уровень - использование моделей.
***замещение----моделирование ----- воображение и логическое мышление------креативное мышление.
Развитие знаково-символической деятельности идет не только по линии смены объектов-----------------это смена деятельности с предметами заместителями.
У замещения есть ограничения ----речь идет о функциональном использовании заместителей в игровой деятельности.
Использование моделей позволяет получить более точную информацию об объекте.
Освоение моделирования способствует становлению учебной деятельности.
При этом Замещение не исчезает, а продолжает выполнять свои задачи.
При схематизации -упускаются детали, остаются существенные детали.
4. Развитие воображения:
1. Первые проявления воображения – ребенок действует не на основе реальности, а на основе возникновения собственных представлений.
**** моет руки камушками.
В2,5 – 3 года – ребенок действует в воображаемой ситуации с воображаемым предметом. Воображение детей проявляется в замещении.
В раннем возрасте - нет планирования.
2. В старшем возрасте – развитие ролевой игры, рисование, конструирование.
Оно нередко несет воспроизводящий характер. Воспроизводит одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонов.
К 4-5 годам возможно планирование, имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует 1 шаг действия, выполняет его, видит результат и действует дальше.
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослого в сюжетно-ролевой игре.
От млад. к старш. дошкол.возрасту – высокая целенаправленность, устойчивость замысла.
*****Это отражается в играх – они становятся длиннее, большая устойчивость ролей, планирование хода игры.
3. 5-6 лет. Дети ст.дош.возраста играют в 1 и ту же игру несколько дней.
- игры отличаются яркостью, наглядностью, подвижностью, изменчивостью, эмоциональной насыщенностью.
4. Главной линией развития воображения детей в возрасте от 3-5 лет является обособление мира фантазий от реальности.
До 3 лет – воображение и реальность не отделимы.
Дети часто путают вымысел с тем, что есть на самом деле -----выделяет свои желания и потребности.
!!!!! Нельзя пугать детей выдуманными персонажами.
К словесным формам воображения относиться словотворчество, игровое отношение к речи.
Варьирование звуками и интонацией в создании словесного сюжета.
Уровень творческого воображения детей снижается.
Методы:
1. Рассказы, сочинения по картинкам.
2. Рисование иллюстраций к текстам.
3. Мысленное путешествие в разные страны (с использованием наглядного материала).