Механизм развития знаково-символической деятельности.

Схематизация появляется к ст.дош.возрасту (5-6 лет).

Особенности воображения детей дошкольного возраста.

Теоретические проблемы, связанные с развитием воображения у детей.

Воссоздающее воображение

Пути активизации творческого воображения дошкольников.

Особенности воображения детей дошкольного возраста.

Теоретические проблемы, связанные с развитием воображения детей.

Воображение и виды.

Тема. Воображение и его развитие в дошкольном возрасте.

 

1. В. – это психический познавательный процесс, процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы.

****Воображение относится к числу высших познавательных процессов. Функция воображения – преобразование прошлого опыта, не воображая готовый продукт, нельзя начать работу. Строиться из элементов действительности. Воображение связано с восприятием, чувствами.

Воображение представляет собой аналитико-синтетическую деятельность:

- выделяют отдельные признаки предмета.

- объединение их в новые в невстречаемые комбинации.

Виды воображения:

1. По основной степени активности:

- Пассивное в. – новые образы возникают под действием малоосозноваемых или неосознаваемых потребностей (сны, галлюцианации, грезы).

- Активное в. (произвольное) – процесс преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью той или иной деятельностью.

! Возникает уже в раннем возрасте и развивается в детских играх.

Произвольное воображение:

- воссоздающее

- творческое (от степени самостоятельности).

- это представление новых для человека объектов в соответствии с описанием чертежа, схемой.

- Играет важную роль, чтобы представить то, что представлено словом и дополнено наглядным материалом.

2. Творческое мышление – самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

 

 

Пиаже, Фрейд В. – врожденная способность, ребенок сам создает образы окружающей действительности. Леонтьев, Выготский. Воображение формируется и развивается в деятельности Конец раннего возраста – ребенок использует предметы – заместители.
Воображение детей богаче, чем во взрослом возрасте. ***дети фантазируют по различным поводам. В. Детей беднее, так как у детей более ограниченный опыт. Хуже развивается речь, мышление. Воображение тесно связано связано с деятельностью, игрой, изодеятельностью.
Символизм воображения – ребенок уходит в свой мир фантазий и живет там. Реальность воображения. Есть ли у детей творческое воображение.
В. Носит пассивный, подражательный характер. Воображение становиться творческим и развивается от непроизвольного к произвольному.

 

Дьяченко, Сапогова: В. – это знаково-символическая деятельность.

Ребенок научается оперировать определенными знаками, символами. При этом большую роль играет взрослый.

Структура знаково-символической деятельности описана Леонтьевым:

- замещение, моделирование, схематизация, кодирование.

1. Замещение – перенос значения с одного предмета на другой.

2.Моделирование – опосредованная деятельность по созданию моделей.

Модель – это система, воспроизводящая существенные признаки объекта. Это 1 из этапов развития воображения, основа воображения.

4. Кодирование –шифровка и расшифровка информации в других модальностях.

В раннем возрасте ребенок пользуется предметами-заместителями.

Более высокий уровень - использование моделей.

***замещение----моделирование ----- воображение и логическое мышление------креативное мышление.

Развитие знаково-символической деятельности идет не только по линии смены объектов-----------------это смена деятельности с предметами заместителями.

У замещения есть ограничения ----речь идет о функциональном использовании заместителей в игровой деятельности.

Использование моделей позволяет получить более точную информацию об объекте.

Освоение моделирования способствует становлению учебной деятельности.

При этом Замещение не исчезает, а продолжает выполнять свои задачи.

При схематизации -упускаются детали, остаются существенные детали.

4. Развитие воображения:

1. Первые проявления воображения – ребенок действует не на основе реальности, а на основе возникновения собственных представлений.

**** моет руки камушками.

В2,5 – 3 года – ребенок действует в воображаемой ситуации с воображаемым предметом. Воображение детей проявляется в замещении.

В раннем возрасте - нет планирования.

2. В старшем возрасте – развитие ролевой игры, рисование, конструирование.

Оно нередко несет воспроизводящий характер. Воспроизводит одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонов.

К 4-5 годам возможно планирование, имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует 1 шаг действия, выполняет его, видит результат и действует дальше.

Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослого в сюжетно-ролевой игре.

От млад. к старш. дошкол.возрасту – высокая целенаправленность, устойчивость замысла.

*****Это отражается в играх – они становятся длиннее, большая устойчивость ролей, планирование хода игры.

3. 5-6 лет. Дети ст.дош.возраста играют в 1 и ту же игру несколько дней.

- игры отличаются яркостью, наглядностью, подвижностью, изменчивостью, эмоциональной насыщенностью.

4. Главной линией развития воображения детей в возрасте от 3-5 лет является обособление мира фантазий от реальности.

До 3 лет – воображение и реальность не отделимы.

Дети часто путают вымысел с тем, что есть на самом деле -----выделяет свои желания и потребности.

!!!!! Нельзя пугать детей выдуманными персонажами.

К словесным формам воображения относиться словотворчество, игровое отношение к речи.

Варьирование звуками и интонацией в создании словесного сюжета.

Уровень творческого воображения детей снижается.

Методы:

1. Рассказы, сочинения по картинкам.

2. Рисование иллюстраций к текстам.

3. Мысленное путешествие в разные страны (с использованием наглядного материала).